Способы совершенствования межличностных коммуникаций

Пути совершенствования межличностных коммуникаций

Отправители сообщений могут увеличивать искажение:

• использованием языковых средств, которые реципиент может не понять;

• использованием языковых средств, провоцирующих эмоциональный ответ, который мешает передаче сообщений;

• неуверенностью в том, что они хотят сказать;

• тем, что они плохо выражают свои мысли;

• тем, что они могут оказаться несоответствующими естественным, социальным и эмоциональным обстоятельствам, в которых осуществляется связь;

• возможными различиями между словами и звучанием, т.е. слова, могут говорить одно, а сообщение, возможно, будет передавать другие оттенки смысла из-за стиля, невербальных сигналов, тона голоса и т.д.;

• выбором неподходящего средства, например, сообщение может передаваться письменно, в то время как оно должно было осуществляться лично;

• тем, что специфические интересы и желания получателя не были продуманы, сообщение не было приспособлено к тому, чтобы помочь получателю понять его;

Некоторые способы быть скучным [69] Говорить о скучных вещах. Говорить длинно.

Использовать длинные слова и фразы, обильно сдобренные техническим жаргоном. Говорить монотонно.

Говорить от своего имени (я сделал так, я доказал). Избегать юмора. Пытаться быть важным и напыщенным.

Получатель может создать препятствия в коммуникации при помощи:

• фильтрации информации, которая ему не нравится

• искажения сообщения, так как ему не нравится говорящий, и из-за ряда различий, таких, например, как классовая принадлежность или образование;

• слов и фраз, которые вызывают у слушателя чувства, омрачающие восприятие, вызывающие нетерпение

• усталости, мешающей воспринимать связь и усваивать информацию.

Некоторые способы привлечь интерес и получить поддержку [69]

Тщательно планировать все, что собираетесь делать. Встать, сказать, замолчать.

Делать вопреки правилам, чтобы не быть скучным. Использовать наглядные пособия. Практиковаться в коммуникациях.

Барьеры в коммуникации можно преодолеть. Процесс коммуникации может проходить гладко, если соблюдается ряд простых правил.

1. Цель. У участников коммуникации должны быть четкие цели.

2. Подготовка. Они обязательно должны систематически анализировать проблему или идею, которую необходимо обсудить

3. Оформление. Они должны рассматривать общее оформление процесса коммуникации. В конце концов, сообщение содержит нечто большее, чем просто слова.

4. Помощь и советы. Необходимо рассмотреть, с кем следует посоветоваться перед тем, как посылать сообщение

5. Тон. Изменение интонации, восприимчивости других, сам процесс выражения мысли, жесты — все это элементы сообщения.

6. Предвидение. Необходимо обязательно предвидеть реакцию получателей сообщения

7. Обратная связь. Установите обратную связь в процессе общения, чтобы помочь выяснению, где этот процесс был успешным, а где неудачным

8. Личность. Убедитесь, что существующий процесс общения согласуется с долговременными интересами и целями

9. Поведение. Убедитесь, что поведение поддерживает коммуникацию. Бесполезно ожидать, что люди будут делать одно, а вы сами что-нибудь другое.

10. Слушание. Оно является крайне важной частью процесса коммуникации. Этому процессу помогает и зрение, так как мы учимся понимать сигналы, передаваемые языком жестов

11. Стиль. Передающий должен решить, рассказать ли ему свое сообщение, обсудить, проконсультироваться

12. Средства. Отправителю необходимо тщательно обдумать средство передачи информации: должно ли сообщение быть в устной или письменной форме?

13. Подготовка. Необходимо использовать каждую благоприятную возможность, чтобы тренировать и улучшать коммуникативные навыки.

Отправители и получатели сообщений взаимодействуют. Если отправители соблюдают правила принятой практики, то им нужно уменьшить помехи или шум. Но и получатели должны обязательно предпринять некоторые конструктивные шаги по улучшению межличностных коммуникаций.

Десять заповедей успешной коммуникации [46]:

1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.

2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.

3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.

4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.

5. Обратите пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.

6. Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.

7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.

8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.

9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.

10. Учитесь умению слушать другого.

Получатель должен [25]:

• осознавать свои собственные предубеждения и предрассудки, которые могут вызвать помехи;

• уделять пристальное внимание сообщению;

• использовать невербальные сигналы, например, зрительный контакт, прямая поза при сидении, чтобы показать свое положительное отношение к отправителю сообщения;

• реагировать на сообщение спокойно, избегать проявления эмоций;

• поддерживать полезную обратную связь, чтобы выяснить значение сообщения и показать, что оно понято.

Если все эти правила соблюдаются отправителем и получателем сообщения, то возможность успешной коммуникации в значительной степени возрастает.

Вопрос №3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникациями пронизан весь процесс производства и управления. С точки зрения масштабов коммуникации делятся на две большие группы: между организацией и ее средой и между уровнями управления и подразделениями [32].

К первой группеотносятся коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой. Сюда относятся средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собраний, обсуждений, телефонных переговоров, отчетов и т. д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды. В качестве коммуникаций для организации используются различные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга и реклама.

Ф. Котлером все контактные аудитории, окружающие организацию, разделены на три типа:

• благожелательные аудитории, характеризующиеся позитивным интересом к организации;

• искомые аудитории, в которых заинтересована сама организация при условии их позитивности;

• нежелательные аудитории, чье внимание менее всего хотела бы привлечь к себе организация [88].

Ко второй группеотносятся коммуникации между уровнями управления и подразделениями.

Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры — подразделениями, должностями, отдельными лицами, осуществляемое с помощью соединяющих их коммуникационных каналов, создаваемых в процессе личных контактов, обмена документами, функционирования электронных средств связи и т.п. По содержанию такое взаимодействие может быть [109]:

В рамках информационного взаимодействия субъекты управленческой деятельности обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений. Эти сведения бывают официальными, закрепленными юридически, и неофициальными, не обладающими никаким правовым статусом, но помогающими ориентироваться в ситуации.

В процессе административного взаимодействия вышестоящие звенья управленческой структуры передают нижестоящим управленческие полномочия и ответственность, различные распоряжения, инструкции, рекомендации, получают от них отчеты, осуществляют процесс контроля.

По назначению административное взаимодействие бывает координационным и интеграционным. С помощью первого влияние осуществляют межфункциональные органы — комитеты, специальные группы, стратегические хозяйствующие центры и т.п. С помощью второго происходит объединение элементов управленческой структуры в единое.

Читайте также:  Чем усилить рост бровей проверенные способы

Техническое взаимодействие между субъектами управленческой структуры реализуется в процессе их участия в практической деятельности, например, в подготовке и проведении совещаний, переговоров, при обмене опытом, ведении делопроизводства, сборе, фиксации, хранении, выдаче различного рода документов и пр.

По характеру взаимодействие в организации может быть прямым или косвенным. Прямое основывается на контактах сторон. Косвенное подразумевает, что одна из сторон создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких бы то ни было команд, выполняет требующиеся от нее действия.

В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали между подразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до исполнителей. Не менее важными являются коммуникации и по восходящей линии. Предприятие не может функционировать без информации о ходе производственного процесса. По восходящей передается информация о загрузке оборудования, количестве работающих, поступлении сырья, выпуске продукции и т.д.

Для координации задач и действий между множеством подразделений организации требуется обмен информацией между ними. Поэтому устанавливаются потоки информации между подразделениями по горизонтали. Так координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределению ресурсов, новым методам производства, сбыту продукции. Кроме координации действий горизонтальные коммуникации способствуют установлению равноправных отношений между подразделениями, что положительно сказывается на работе всей организации.

Совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления, образует его коммуникационную структуру, которая может быть глобальной, когда охватывает организацию в целом, и локальной, если относится только к одной ее части, например подразделению. Осуществление взаимодействия только через одно какое-то центральное звено означает, что коммуникационная структура является централизованной, а само звено выступает в качестве не только посредника, но и источника и контролера коммуникаций, имеющих в основном форму вертикальных связей.

Наличие в коммуникационной структуре параллельных и пересекающихся каналов свидетельствует о ее сложности, дающей гарантию того, что желаемое взаимодействие состоится даже в условиях тех или иных сбоев и неполадок в ней. В то же время в сложной структуре заложена потенциальная возможность искажения обмениваемой информации.

Источник

Способы совершенствования межличностных коммуникаций

Следует использовать термины и понятия, известные слушателю.

Учитывать культурные особенности собеседника.

Постараться определить социальное положение, эмоциональное состояние и другие характеристики собеседника, чтобы строить общение с ним соответствующим образом.

Переспрашивать собеседника, советоваться с ним.

Учиться слушать. Для этого:

проявить интерес к собеседнику;

удерживать внимание на проблеме собеседника;

выделять ключевую информацию;

не прерывать собеседника;

делать заметки, так как по прошествии времени трудно припомнить все детали разговора.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. «Никто так ярко не признает свое невежество, — говорил Саади, — как тот, кто, слушая рассказ другого, прерывает его и сам начинает говорить». Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров США, Японии, ФРГ являются курсы «Эффективного слушания».

Методы слушания

Нерефлексивное слушание – представляет минимум вмешательства в речь собеседника при максимальной сосредоточенности, что помогает говорящему выразить свои мысли, а слушателю – понять смысл высказываний. Можно использовать нейтральные высказывания: «Это интересно», «Да, я понимаю», «Продолжайте» и т.д.

Рефлексивное слушание– установление активной обратной связи с говорящим, что позволяет устранить искажения в процессе обмена, точнее понять смысл высказываний.

Выяснение– прямое обращение к говорящему за уточнением: «Не повторите ли вы еще раз?», «Поясните, пожалуйста» и т.д.

Перефразирование– формулирование слушателем мысли говорящего иначе для проверки точности понимания: «Если я вас понял правильно, то …», «Другими словами, вы считаете, что …» и т.д.

Отражение чувств– выражение слушателем тех же чувств, что и говорящим для того, чтобы показать, что он понимает его состояние (восторг, удивление и др.).

Резюмирование – использование слушателем обобщающих фраз для того, чтобы быть уверенным в точном восприятии сообщения и помочь говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать мысль: «Вашими основными идеями, как я понял, являются …», «Итак, вы считаете, что …» и т.д.

Преграды в организационных коммуникациях

Искажение сообщения за счет фильтрации в процессе передачи.

Сознательное искажение или задержка невыгодной информации каким-либо должностным лицом.

Объединение разнородной информации для экономии времени, вследствие информационных перегрузок, или отсеивание части ее.

Неудовлетворительная структура организации, в результате чего информация не сразу попадает получателю.

Способы совершенствования организационных коммуникаций

1. Знание руководителями потребностей различных подразделений в информации.

2. Проведение периодических встреч с работниками для получения информации «из первых рук».

3. Организация системы обратной связи (ящики предложений, периодические опросы работников, анонимная телефонная сеть).

4. Выпуск информационных бюллетеней, газет со статьями о новых направлениях работы, сведениями об изменениях и передвижениях в организации, о выпуске новой продукции, публикациями с ответами на вопросы.

5. Использование современных технологий (электронная почта, факс, видеогазеты, видеоконференции и т.д.).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Межличностная коммуникация — это… Понятие, формы, принципы, особенности

На сегодняшний день существует убеждение, что сформировавшиеся навыки коммуникативных отношений имеют тесную связь с материальной составляющей. Деньги, карьера, отношения, друзья — во всем этом коммуникации играют далеко не последнюю роль. Для успешного выстраивания процесса межличностной коммуникации необходимо владеть некоторыми хитростями, с которыми вы ознакомитесь в данной статье. При грамотном взаимодействии с собеседником расположить его к себе не составит труда.

Групповая, массовая и межличностная коммуникации

Прежде чем перейти к терминологии основного понятия, предлагаем ознакомиться с другими видами коммуникации:

  • Массовая коммуникация является процессом распространения информации и влияния на окружающих при помощи радио, телевидения, печати, кино и др., в результате чего сообщения такого рода охватывают большую массу людей.
  • Межличностная коммуникация — это процесс взаимодействия и передачи информации от одного человека другому, предполагающий информационный обмен. Главной целью этого вида является взаимопонимание двух или группы людей.
  • Групповая коммуникация подразумевает общение внутри группы людей, число которых достигает, как правило, до двадцати человек. Стоит отметить, что межличностные и групповые коммуникации имеют некоторые сходства, так как в обоих вариантах взаимодействие людей происходит посредством речи.

Немного подробнее

Межличностная коммуникация заключается в непосредственном контакте с людьми тет-а-тет, то есть лицом к лицу. Межличностной коммуникации характерна психологическая близость собеседников, наличие сопереживания, понимания и сочувствия. Этот вид коммуникаций содержит в себе три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная — заключается в обмене информационных устных сообщений между собеседниками, передаче и приеме чувств и мнений;
  • перцептивная — затрагивает процесс понимания и восприятия взаимодействующих сторон, что способствует формированию определенных межличностных отношений;
  • интерактивная — состоит в обмене действиями между партнерами по общению (например, просьба — согласие или отказ).

Межличностная коммуникация — это одна из важнейших категорий психологической науки, так как общение играет главную роль при взаимодействии людей. В данном виде коммуникаций существует два вида общения: невербальное и вербальное. Первый вариант имеет свое начало еще с древних времен, а вербальная появилась значительно позже, но является универсальным способом общения на сегодняшний день. Иными словами, межличностная коммуникация — это общение по крайней мере двух лиц, которое направлено на взаимное установление, познание и развитие взаимоотношений, предполагающее взаимовлияние на поведение, настроение, взгляды, состояние участников этого процесса. Также она наиболее свободна от формальных, регламентирующих стиль и форму сообщения рамок, что позволяет сделать ее более доходчивой и доступной. Помимо этого, в процессе личного общения эффект восприятия может быть усилен за счет интонации собеседника, его жестов, тембра голоса, мимики, обаяния, ориентированные исключительно на определенно человека. Стоит отметить, что в межличностной коммуникации открываются большие неограниченные возможности для применения эффекта обратной связи.

Формы

В зависимости от канала передачи, межличностную коммуникацию принято подразделять на устные и письменные. К письменной форме межличностных коммуникаций в общении относится информация в виде отчетов, докладов, приказов и пр., где символом кодирования является письменное слово. Выделяют следующие преимущества данной формы коммуникаций:

  • возможность хранения информации;
  • наибольшая точность и тщательность при создании сообщения.

К недостаткам можно отнести:

  • требуется больше времени на формирование сообщения, в отличии от устной формы коммуникации;
  • отсутствует возможность установления обратной связи и обмена информации.

Выбирая форму коммуникаций, следует придерживаться правил:

  • устная форма предпочтительней в тех случаях, когда до собеседника необходимо донести персональное, новое, двусмысленное, эмоциональное сообщение (телефонный разговор, личная встреча) ;
  • письменная форма наиболее эффективна при передачи рутинного, обезличенного, простого и длинного послания (электронная почта, официальное письмо).

Для эффективности межличностной коммуникации рекомендуется комбинировать обе формы. Например, с помощью телефонного звонка можно предупредить о важной встрече и получить незамедлительный ответ от собеседника, а напоминающее сообщение в письменной форме с указанным временем и датой, гарантирует что получатель не забудет об этом. На сегодняшний день существует масса различных планшетов, мобильных телефонов, факсов, компьютерных сетей, которые стирают границы между письменной и устной формами коммуникаций и делают каждую из них наиболее эффективной.

Устная форма заключается в виде диалога, беседы, обсуждений, телефонного разговора, где символом кодирования выступает слово. Помимо устной речи, огромную роль в межличностную коммуникацию вносит невербальное общение: интонация, улыбка, мимика, жесты, выражение лица и прочее. Такая информация способна передать ощущения и мысли наиболее эффективным способом, чем любые слова, подобранные тщательным образом. У устных коммуникаций существуют и недостатки. Как правило, к ним относят следующее:

  • сложность в хранении информации из-за того, что такой вид не оставляет заметок, записей и документов;
  • возникновение некоторых барьеров межличностных коммуникаций, которые в последующем могут привести к ошибкам и непониманию, обычно к барьерам относят: неумение слушать, стереотипы, разное восприятие и другое.

Рассмотрим их более подробно.

Восприятие

Восприятие — процесс получения и преобразования информации, благодаря которому индивид получает понимание реальности. Стоит отметить, что оно носит субъективный характер, так как каждому человеку свойственно интерпретировать ту или иную ситуацию по-разному. С помощью звуковых, зрительных и осязательных каналов получения информации человек воспринимает только то, что для него имеет значение. Таким образом, от восприятия зависит, насколько точно получит человек информацию, которую хотел донести до него отправитель.

Стереотипы

Одним из барьеров межличностных коммуникаций являются стереотипы. Как правило, стереотипы — это устойчивое мнение относительно каких-либо ситуаций или людей. С ними у человека отсутствует возможность объективного анализа, что отрицательно сказывается как на отправителе, так и получателе. В связи с этим, перед тем как доносить конкретную информацию до собеседника, важно убедиться в его реальном понимании сути проблемы.

Неумение слушать

Отсутствие концентрации на собеседнике и неумение слушать является серьезным барьером межличностной социальной коммуникации. Чтобы корректно принять устное сообщение, его нужно слышать. В процессе разговора важно принимать информацию от собеседника, правильно ее интерпретировать и дать адекватный ответ, если того требует ситуация.

Специалисты приводят несколько советов для повышения эффективности межличностной коммуникации в процессе слушания:

  • не рекомендуется говорить и перебивать своего собеседника;
  • во время разговора задавайте вопросы, поддерживая тем самым интерес партнера;
  • создайте собеседнику благоприятную атмосферу, найдите интересные и общие темы;
  • во время разговора не критикуйте и не спорьте с говорящим, старайтесь оценивать суть, а не слова.
  • дайте понять собеседнику, что вы его слушаете.

Невербальные преграды

К невербальным символам относят: жесты, позу, дистанцирование, мимику, зрительный контакт, голосовые интонации. Их передача происходит одновременно с вербальными сигналами (словами), которая способна усиливать или видоизменять смысл сообщения.

Плохая обратная связь

Успешная деятельность посредством межличностных коммуникаций определяется эффективностью или, напротив, неэффективностью обратной связи. В любом разговоре всегда подразумевается двусторонняя направленность. Проще говоря, в процессе беседы для повышения эффективности обмена устных сообщений от собеседника необходима обратная связь. Не стоит забывать о ее важности, так как она позволяет оценить, насколько корректно собеседник понял информацию. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть не только плохо налаженная обратная связь, но и полное ее отсутствие.

Принципы в межличностном общении

Наверное, многие замечали, что одни испытывают трудности в общении с людьми, а другие, напротив, очень быстро находят общий язык. Секрет прост — для успешного и продуктивного информационного обмена каждому стоит знать процессы и принципы межличностной коммуникации. Ежедневно мы сталкиваемся с большим потоком людей и, порой, социальные контакты неизбежны. Сами того не замечая, при общении человек оказывает определенное воздействие на своих собеседников, и тем самым вырабатывает свою индивидуальную линию поведения. Предлагаем ознакомиться с простыми правилами межличностных коммуникаций:

  • В общении с собеседником важно соблюдать спокойствие, ведь чрезмерная эмоциональность способна помешать восприятию информации. После того как оппонент закончил свою речь, обязательно покажите, что вы его поняли и услышали.
  • Не стоит забывать и про внешний вид, так как это позволяет создать первое впечатление о собеседнике. Во время разговора человеку свойственно непроизвольно наблюдать за своим оппонентом и составлять о нем собственное мнение не только исходя из его слов, но и внешнего облика. Поэтому так важно следить за походкой, манерой разговора, прической, одеждой.
  • Как ранее говорилось, межличностная коммуникация — это процесс взаимодействия двух и более лиц, поэтому для успешной взаимосвязи необходимо внимательно слушать своего собеседника. В процессе разговора постарайтесь сконцентрироваться исключительно на участнике диалога и не отвлекаться на составление вопросов, которые планируете задать.
  • Не стоит забывать тот факт, что понадобится лишь около пяти минут разговора, чтобы сформировать первое впечатление о своем собеседнике. В первые минуты общения все органы чувств направлены на то, чтобы как можно лучше узнать оппонента. Как правило, уже через четыре минуты человек готов сделать выбор о том, стоит ли продолжать вести беседу. Поэтому, если вы хотите завоевать доверие и добиться успеха в общении с собеседником, с самого начала необходимо следить за своей мимикой, жестами и тоном.
  • Специалисты советуют в начале беседы затрагивать нейтральные темы. В процессе коммуникации стоит проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность. Одним из проверенных и простых способов расположить к себе оппонента является открытая и искренняя улыбка.
  • Во время беседы важно следить за своей мимикой и выражением лица. Яркое выражение эмоций (как отрицательных, так и положительных) может стать преградой для построения конструктивного разговора.

Особенности

Предлагаем рассмотреть отличительные черты межличностной коммуникации:

  • Необратимость заключается в отсутствии возможности вернуть высказанные слова.
  • Отношения являются определяющим фактором в поэтапности процесса межличностной коммуникации, которые складываются в результате творческих и деловых контактов, а также способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии.
  • Неизбежность и неотвратимость объясняется тем, что человек — социальный феномен, существование которого без общения невозможно.

Таким образом, говоря об особенностях межличностной коммуникации, следует выделить следующие аспекты:

  • Активность партнеров по общению. Направляя информационные сообщения, один участник предполагает активность другого, которому в свою очередь также нужно ориентироваться на цели, мотивы и установки своего собеседника.
  • Активный обмен мыслями участников разговора способствует налаживанию межличностной коммуникации.
  • В процессе словесного взаимодействия происходит взаимопонимание или же недоразумение, которое получается при наличии обратной связи.
  • Суть межличностной коммуникации заключается в том, чтобы информация была не только принята собеседником, но проанализирована и осмыслена.
  • Информация, которая поступила собеседнику и вернулась обратно, организует участников межличностных отношений в общее информационное поле.

Критерии

На точность передачи смысла информационных сообщений наибольшее влияние оказывают такие факторы, именуемые барьерами. Специалисты выделяют следующие критерии межличностной коммуникации, с помощью которых можно определить эффективность:

  • затраты на функционирование межличностных отношений;
  • точность смысла передаваемой информации.

Существуют виды межличностной коммуникации — вербальная (речь) и невербальная, где передача информации осуществляется с помощью жестов, мимики, и движений тела. Предлагаем рассмотреть каждый по отдельности.

Невербальная коммуникация

Психологи уделяют большое внимание языку тела, так как он может многое рассказать о намерениях и чувствах любого человека. Движения и позы людей нельзя считать полностью врожденными: как правило, их приобретают в процессе общения. Язык тела включает такие составляющие, как:

  • мимика — является способом использования выражения лица;
  • жесты — передача информации происходит при помощи рук;
  • проксемика — метод применения пространства, где при общении учитывается расстояние между собеседниками;
  • положение тела — подразумевает управление своим телом;
  • тактильная коммуникация — говорит о статусе, степени близости или дружбы между партнерами по общению.

Паралингвистические средства

Паралингвистическим средствам свойственно приукрасить речь эмоциональной окраской, которые говорят о сиюминутном состоянии человека (усталость, спокойствие, взволнованность). К ним относят интонацию, а также тональный уровень голоса, например громкость, с помощью которой свойственно выражать гнев.

Вербальная коммуникация

Вербальное общение принято считать наиболее распространенной и исследованной разновидностью межличностной коммуникации. Речевой вид межличностной коммуникации имеет сложную структуру и выступает в разнообразных стилистических разновидностях (литературный и разговорный язык, различные жанры и стили и т. д.). Все вышеперечисленные характеристики и другие элементы коммуникативного процесса способствуют его реализации.

Пути совершенствования межличностных коммуникаций

Любое общение подразумевает взаимодействие людей друг с другом. Для того чтобы каждая беседа проходила успешно, психологи уделяют много внимания развитию межличностных коммуникаций. Придерживаясь следующих правил во время контакта с оппонентом, можно значительно улучшить межличностные коммуникации:

  • Учитесь абстрагироваться от психологических барьеров, которые являются весомым препятствием в плодотворном общении. Внутренние барьеры достаточно часто могут возникать в процессе разговора. Избежать их можно с помощью концентрации на важных моментах в процессе беседы.
  • Не забывайте про хорошие манеры и обаяние. Многим людям доступна такая «сверхспособность», как харизма, благодаря которой можно получить от общения все необходимое без особых проблем. Данная черта не является исключительно врожденным качеством, а это значит, что его можно развивать.
  • Скажите «нет» психофизическим зажимам. Развязные или слишком скованные телодвижения станут сигналом для собеседника о наличии психологических и физических отклонений. Возможно, оппонент не сможет дать четкого определения этому состоянию, однако сразу почувствует неладное. В связи с этим успешность вашего разговора будет под большим вопросом. Во избежании таких случаев важно уметь расслабляться во время разговора и, конечно же, тренироваться.
  • Станьте протеже. Если среди ваших друзей или знакомых имеются такие люди, которые превосходны в общении, то стоит попробовать понаблюдать за ними и подражать. Перенимая уже проверенную модель поведения можно добиться значительных успехов.
  • Говорите как можно больше, особенно это касается очень стеснительных людей. Спасти от чувства стеснения помогут беседы на отвлеченные темы, высказать свое мнение по поводу которых сможет каждый: о погоде, о ценах на бензин или пробках на дорогах. Такой простой секрет поможет улучшить межличностные отношения.
  • Коммуникация подразумевает активное взаимодействие индивидов, но не стоит забывать, что все люди разные, и подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Ежедневно общаясь на разнообразные темы с теми, кто вас окружает, будь это коллега по работе или продавец из супермаркета, вы получите бесценный опыт в коммуникации в разных стилях и увеличите свою уверенность в себе.
  • Овладейте искусством задавать вопросы. Научные исследования показали, что правильно заданный вопрос — это наполовину решение проблемы. В процессе беседы корректным и точным вопросом станет тот, на который оппонент захочет ответить и задуматься над ним. Для того чтобы разговорить партнера по общению, стоит использовать вопросы открытого типа, которые обычно начинаются со слов «зачем», почему», «каким образом» и т. п. Помимо этого, в процессе разговора важно смягчать вопросы, чтобы не задеть собеседника.

Метод утвердительных ответов

Специалисты советуют применять на практике этот метод, суть которого проста: человеку не нужно упоминать в самом начале разговора те темы, которые могут привести к разногласию. Сглаживая острые углы, можно добиться наилучшего результата. Психологи рекомендуют начинать разговор с таких вопросов, на которые собеседник однозначно ответит положительно.

В заключение

Мы выяснили, что межличностная коммуникация — это сложный процесс взаимодействия двух и более лиц друг с другом, без которых никак не обойтись в современном мире. Таким образом, для успешного выстраивания процесса коммуникации необходимо воздерживаться от оценки и критики в адрес своего собеседника, избегать конфликтных ситуаций и споров. Чтобы не стать скучным собеседником, не рекомендуется часто рассказывать о своих проблемах. Если вы хотите, чтобы с вашим мнением считались, уважайте точку зрения другого человека. Помните, что проявление раздражительности и бестактное поведение может стать непреодолимым препятствием для установки контакта между собеседниками.

Источник

Читайте также:  Как называется способ захвата пищевых объектов у амеб называется
Оцените статью
Разные способы