Способы совершенствования качества продукции

Пути улучшения качества выпускаемой продукции

Качество продукции в современных экономических условиях стало важнейшим фактором конкурентоспособности предприятия. Естественно, что при рыночных отношениях производитель стре­мится добиться стабильного качества своей продукции, использо­вать все инструменты, выработанные мировой и отечественной прак­тикой. Важнейшим из них является система обеспечения качества (система качества).

Система качества — совокупность организационной структуры, ответственности, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществ­ление общего руководства качеством.

Качество продукции общественного питания прежде всего за­висит от качества поступающего сырья. Фирмы или отдельные пред­приятия, заключая договор на поставку продовольственных това­ров или товаров материально-технического снабжения, должны быть уверены в поставщике. На предприятиях, перерабатывающих и вы­пускающих продукты питания, должна внедряться система управ­ления качеством продукции. Система качества является не только средством обеспечения качества товаров, но и критерием оценки надежности поставщика.

Убедиться в доброкачественности товара можно двумя спосо­бами. Первый — это проверка, контроль самого товара. Такой спо­соб вполне приемлем, когда закупается небольшое количество то­вара. Но если речь идет об оптовой покупке, то даже при сплошном контроле в силу случайных факторов можно пропустить товар с дефектом.

В последние годы все большее применение находит другой способ: проверка не товара, а способности предприятия выпускать продукцию с качеством, удовлетворяющим потребителя. Это относится и к предприятию общественного питания. Наи­более важным общепризнанным инструментом комплексного уп­равления качеством является система качества. Каким же крите­риям должна отвечать система качества? За подготовку ответа взялась Международная организация по стандартизации (ИСО). Этой организацией выпущено пять международных стандартов, получивших в ИСО индекс 9000, в которых учтен богатый опыт крупнейших компаний системного подхода к проблеме качества.

Краеугольным принципом системы качества является охват всех стадий жизненного цикла продукции, или этапы «петли качества».

Для предприятия общественного питания можно указать следую­щие этапы «петли качества» (схема 10):

1. Маркетинг, поиски и изучение рынка.

2. Разработка технических требований к продукции, стандар­тов предприятия.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

6. Контроль, проверка качества.

7. Техническая помощь и обслуживание.

8. Реализация и распределение готовой продукции.

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества выделяются три направления:

Обеспечение качества представляет собой совокупность пла­нируемых и систематически проводимых мероприятий для выпол­нения каждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетво­ряла требования к качеству.

Управление качеством включает методы и деятельность опе­ративного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода недостатков в продукции, производстве и устранение этих недостатков и вызвавших их причин.

Улучшение качества — это постоянная деятельность, направ­ленная на повышение качества продукции, снижение затрат на него, совершенствование производства.

Объектом процесса улучшения качества может быть любой элемент производства, например, технологический процесс, внедре­ние научной организации труда, современного оборудования, обес­печение инвентарем, инструментами, повышение квалификации кадров и т. д. Постоянное улучшение качества прямо связано с по­вышением конкурентоспособности продукции.

Читайте также:  Деятельность способ бытия человека мире

Руководство фирмы, компании (предприятия) разрабатывает и определяет политику в области качества, обеспечивает увязку с дру­гими видами деятельности и осуществляет контроль за ее реализа­цией на предприятии.

Основным документом при разработке и внедрении системы качества является «Руководство по качеству», в котором изложены справочные данные (нормативно-технологическая документация, стандарты, документы, подтверждающие качество продукции, пла­ны по НОТ, по совершенствованию производства, подготовке и по­вышению квалификации кадров и предприятия и т. д.).

«Руковод­ство по качеству» может быть использовано как демонстрационный материал, подтверждающий действенность системы качества для других организаций (потребителей), органов сертификации, а так­же при добровольной сертификации системы качества. Сертифи­кат, подтверждающий, что на предприятии работает «система каче­ства», способствует повышению конкурентоспособности предприя­тия.

Регистрация данных о качестве должна проводиться для под­тверждения достижения требуемого качества.

Все элементы системы качества должны быть предметом по­стоянной и регулярной проверки и оценки. Проверки могут быть внешними и внутренними. Внешний контроль проводится органа­ми местной администрации, санэпиднадзора, торговой инспекции и др. Оценки по качеству пищи предприятия заносятся в конт­рольный журнал, бракеражный журнал. При обнаружении наруше­ний составляется акт проверки в двух экземплярах, один экземпляр остается на предприятии.

Внутренний контроль осуществляет администрация предприя­тия: директор, заведующий производством и их заместители, на­чальники цехов, а также повара-бригадиры. Контроль за качеством пищи называется бракеражем готовой продукции.

Еще одной характерной чертой системы качества, определяю­щей ее эффективность, является постоянная работа по анализу и оценке затрат на качество.

Затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные затраты связаны с деятельностью предпри­ятия по обеспечению требуемого качества продукции. Это расходы на предупреждение дефектов, потери от производства дефектной продукции (потери от брака, возмещение ущерба и т. д.).

Непроизводственные затраты связаны с подтверждением каче­ства продукции, например, с сертификацией продукции и системы качества.

В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000 сис­тема качества должна функционировать по принципу: проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Систематически проводимые мероприятия по предупреждению возникших несоответствий могут быть направлены на замену тех­нологического оборудования, инструментов, устаревшей докумен­тации и т. д.

Особое место в работах по обеспечению стабильного качества продукции занимают профилактические меры по устранению брака продукции.

Рассмотрим теперь основные требования системы качества, которые должны выполняться на этапах жизненного цикла продук­ции — «петли качества» — для обеспечения требуемого уровня про­дукции.

Маркетинг — система управленческих рычагов, методов, увя­зывающая в единое целое основные хозяйственные функции пред­приятия по разработке, производству и сбыту продукции. В систе­мах качества маркетингу придается большое значение при опре­делении потребностей рынка и установлении обратной связи с по­требителями продукции. На крупных фирмах, в акционерных об­ществах должны быть отделы маркетинга.

Маркетинг является первым этапом, во многом определяющим результат всей деятельности предприятия по качеству. Функция мар­кетинга на предприятии — давать точное определение рыночного спроса и реализации продукции, необходимых для планирования объемов производства, объективно оценивать требования потребителя на основе постоянного анализа, осуществлять сбор информа­ции о претензиях и т. д.

Результаты маркетинговых исследований определяют процес­сы проектирования продукции. Для общественного питания это означает разработку фирменных блюд, блюд из новых видов сы­рья. На этом этапе разрабатываются рецептуры, технические усло­вия, стандарты, проводят эксперименты, испытания, проверяют качество лабораторным путем и очень важно предотвратить ошиб­ки в разработке новой продукции.

Читайте также:  Способ защиты при проникающей радиации

Цель комплекса работ по материально-техническому снабже­нию — обеспечение стабильного качества поступающего сырья, по­луфабрикатов, предметов материально-технического оснащения. На этом этапе очень важен выбор надежных поставщиков.

Необходимым условием эффективной работы по предупреж­дению брака на этапе разработки производственных процессов яв­ляется применение методов планирования: какое оборудование не­обходимо приобрести, изучить рынок поставки оборудования. На этом этапе разрабатываются производственные процессы, обеспе­чивается создание оптимальных условий для стабильного произ­водства продукции в строгом соответствии с требованиями норма­тивной документации. Решаются задачи освоения новой техноло­гии, обеспечения стабильности работы оборудования, обучения кад­ров и т. д.

На этапе производства системой качества предусматривается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильнос­ти производства для выпуска продукции в соответствии с требова­ниями нормативной документации. Это прежде всего контроль ка­чества изготовления продукции, обеспечение технологической дис­циплины, метрологическое обеспечение производства. Важное ме­сто среди методов и средств обеспечения стабильного качества из­готовления продукции отводится системе стимулирования работ­ников предприятия, а также их обучению и повышению квалифика­ции.

Не последнюю роль в системе качества играет этап техничес­кой помощи и обслуживания, включающий проведение погрузоч-но-разгрузочных работ; строгое соблюдение требований сохраннос­ти продукции; создание оптимальных условий хранения; техничес­кую помощь в обслуживании оборудования.

Итак, рассмотрены принципы построения системы качества и основные требования к этапам «петли качества».

Система качества должна отвечать следующим основным прин­ципам:

— личное участие и ответственность руководителя в работах по обеспечению качества продукции;

— наличие четкого планирования в области качества;

— четкое распределение ответственности и полномочий на каж­дый вид деятельности, обеспечивающее реализацию плана предприятия в области качества;

— определение затрат по обеспечению качества продукции;

— обеспечение безопасности продукции, работ, услуг для по­требителя и окружающей среды;

— стимулирование развития работ по улучшению качества;

— систематическое совершенствование методов и средств обеспечения и контроля качества.

Источник

14 шагов для улучшения качества продукта

Улучшение качества продукта — это невероятно трудно. Слишком много факторов придется учесть для того, чтобы все прошло так, как задумано. При неправильном же подходе это напоминает сизифов труд: у вас ненадолго получается внедрить улучшение, но через некоторое время все возвращается обратно. Поэтому каждому лидеру (бизнесмену, менеджеру) нужен инструмент, который поможет в этом и позволит проводить улучшения. Одним из них является модель, разработанная Филипом Кросби, которую он опубликовал в своей книге «Quality is Free» в 1979 году.

Кросби утверждал, что ответственность должен на себя взять каждый человек, а не только лидер. Вот 14 шагов, которые помогут вашей компании улучшать качество как продуктов и услуг, так и каждого аспекта деятельности.

Получите поддержку

Вам нужно заручиться поддержкой как членов команды, так и высшего руководства. На данной стадии мотивация не имеет особого значения. Объясните честно и прямо что и почему хотите. Повышайте навыки коммуникации.

Создайте команду

Без команды никуда. Соберите самых разных людей, потому что вам нужно получить как можно больше разных точек зрения. Члены команды должны выделять время и искать ресурсы, необходимые для повышения качества продуктов.

Читайте также:  Понятие удержания как способа обеспечения исполнения обязательств

Оцените текущее качество

Если вы работаете на производстве, это будет достаточно легко, потому что у вас есть четкие критерии. Однако если вы занимаетесь предоставлением услуг, все может быть намного сложнее.

Выясните, что не так в вашей компании и найдите слабые места. На что жалуются клиенты? Где вы теряете деньги? Выясните все причины. Опросите также своих сотрудников.

Оцените расходы

Вы должны знать примерную сумму, в которую вам обойдется повышение качества продуктов и услуг. Просчитайте все, потому что любое изменение тянет за собой и другие, а с ними повышаются и расходы.

Донесите до своей команды важность изменений

Скажите людям, во сколько обойдутся эти изменения и зачем они нужны. Кросби утверждает, что это самая важная стадия. Здесь вам пригодится знание психологии и умение мотивировать людей. Также научитесь рассказывать истории.

Выполните корректирующее действие

Ваши сотрудники могут иметь свое понимание ситуации. Вам нужно выяснить, как они оценивают происходящее. Если их мнение расходится с вашим, выполните корректирующее действие и измените первоначальный план. Так вы покажете, как цените мнение своих работников и вам не понадобится дополнительно их мотивировать.

Создайте комитет нулевого дефекта

Нулевой эффект — это стандарт, к которому нужно стремиться. Очень важно не опускать качество услуги и продукта ниже этого стандарта. Выберите трех-четырех людей и попросите их следить за качеством.

Проведите обучение менеджеров

Все ваши менеджеры должны не только осознавать важность изменений, но и уметь улучшать качество, а также следить за процессом. Если нужно, отправьте их на курсы.

Введите день нулевого дефекта

В этот день вы будете прививать своим работникам новую философию. Это сложный и долгий процесс, но чем чаще вы будете практиковать такие дни, тем раньше измените образ мышления своих сотрудников.

Установите цели

Используйте технику SMART и установите цели на 30, 60 и 90 дней. Таким образом вы повысите концентрацию и осознанность своих работников. Попытайтесь выровнять персональные ценности людей с ценностями компании.

Ищите ошибки

Ошибок, особенно вначале, будет очень много. Важно не только их находить, но и корректировать свой план в зависимости от тех данных, которые вы получите в процессе.

Распознавайте достижения

Достижением может быть не только повышение качества продукта и услуги, но и работоспособность ваших сотрудников. Отмечайте каждый небольшой успех устно, а каждый большой успех празднуйте вместе с командой.

Практикуйте регулярные встречи

Люди должны понимать, как идут дела по улучшению качества. Держите их в курсе и сообщайте все, что нужно. Ваши сотрудники должны понимать, зачем так долго и упорно трудятся.

Повторяйте 13 шагов снова и снова

Кросби утверждает, что обычно внедрение изменения длится от 12 до 18 месяцев, однако это зависит от масштабов компании и ее планов. Если вам удалось достичь главной цели, ставьте более амбициозные и повторяйте эти шаги снова.

Помните, что улучшение не должно прекращаться никогда. Работайте не только над своими продуктами, но и над самим собой. Желаем вам удачи!

Источник

Оцените статью
Разные способы