Способы совершенствования иноязычной компетентности

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности
статья по английскому языку по теме

Формирование коммуникативной компетентности

Скачать:

Вложение Размер
aktualnost_opyta.docx 19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность опыта : В соответствии с концепцией модернизации российского образования опросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

  1. речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  2. умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
  3. языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
  4. овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
  5. развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  6. социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  7. компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  8. учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательных интересов в других областях знания.

Сущность представляемого опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Область применения: среднее звено.

Теоретическая база опыта: новые задачи в обучении АЯ предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. В своей работе я опиралась на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т. е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.

Продуктивность: расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в различных олимпиадах по АЯ, и на других уроках (информатика, географи). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с АЯ (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами.

Для успешного опыта необходимо:

1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.

2. Социальная активность и криативность.

3. Чувство профессионального долга и личная ответственность

4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.

5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).

6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.

7. Профессиональная самореализация.

8. Работа с родителями

9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы.

10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.

Система работы учителя

Была создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.

  1. · Отбор дополнительного теоретического материала;
  2. · Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;
  3. · Направленность приемов, форм и методов организации учебно — воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;

Уроки английского языка- это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика — это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы с учениками вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС — английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии»), МХК («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»).

Применение новых информационных (компьютерных) технологий используется: в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик) навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм; мультимедийные диски «Использование грамматики АЯ».

Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках АЯ применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках английского языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.

Нетрадиционные формы уроков.

Системы обучения АЯ в урочное и внеурочное время будут включать разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, микрокомпьютеры и органайзеры-переводчики, электронные словари и т. д. Педагог использует, кроме традиционного, такие формы построения учебно — воспитательного процесса.

  1. · урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);
  2. · урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
  3. · урок — игра («Путешествие по зоопарку»);
  4. · урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
  5. · урок-викторина («Занимательная грамматика»);
  6. · видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);
  7. · урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);
  8. · урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);
  9. · урок -розыгрыш («Интрига»)
  10. · урок-разговор по душам («Внешность»)
  11. · урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
  12. · урок-зачет («Планы на будущее»)
  13. · урок-экскурсия («Мой город. Где находится. », «Покупки»)

Источник

Эффективные технологии формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции.
статья по английскому языку

В данной статье я даю примеры эффективных технологий и методов (из опыта работы), способствующих формированию и развитию коммуникативной иноязычной компетенции.

Скачать:

Вложение Размер
effektivnye_tehnologii_formirovaniya_i_razvitiya_inoyazychnoy_kommunikativnoy_kompetentsii.docx 23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные технологии формирования и развития иноязычной коммуникативной компетентности.

Владение иностранным языком стало в современном обществе необходимым условием личной и профессиональной жизни человека. Социальный заказ общества по отношению к иностранному языку выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации, что и является целью обучения английскому языку в школе. Какие универсальные учебные действия помогают сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию? Выделю некоторые … умение планировать и осуществлять рефлексию, а также готовность к самообразованию и решению проблем.

Сегодня я хочу рассказать вам о технологиях и поделиться приемами, которые способствуют развитию и формирования этих УУД.

Для себя я сделала вывод: необходимо, прежде всего, пробудить в ребёнке желание, постоянный и устойчивый интерес к иностранному языку. Добиться этого результата возможно, применяя разные технологии и методы обучения.

На этапе целеполагания я использую технологию критического мышления . («Кластер», «Мозговой штурм», «Облако слов», “Проблемная ситуация”). Чтобы заинтересовать учащихся я создаю проблемную ситуацию. Старшеклассникам рассылаю накануне урока электронное письмо с двумя текстами. Задание – исправить ошибки. На уроке выясняется, что с первым текстом они справились без труда, а со вторым возникли трудности, которые они не могли решить самостоятельно. Таким образом в начале урока появляется проблему. Решить эту проблему — цель урока. или технология “Кластер”, где ребята систематизируют, анализируют и отбирают подходящий по заданной теме лексический или грамматический материал и структурируют его.

Осуществляя системно-деятельностный подход, стараюсь широко использовать технологию сотрудничества. Именно групповые и парные формы работы способствуют реализации диалогического подхода в обучении английскому языку, укрепляют межличностные отношения и снимают языковой барьер. Учитель здесь может выступать в роли тьютера, фасилитатора, координатора и собеседника. При делении учащихся на группы не упускаю из вида эмоциональный настрой: «цветные ленточки», «геометрические фигуры», “разрезанные открытки”, «цифры». Незаменимый помощник на уроке — карточки слов. Тема “Продукты”. На 4 отдельных карточках дети записывают слова по одному слову на листе. Итого на столе 16 слов, которые надо произнести правильно, проверить написание и отобрать 9 наиболее интересных по их мнению слов. На экране вариант разложения 9 карточек. Они открывают три по вертикали. Задание- составить предложение. Это и есть сотрудничество в деятельности.

В технологии «Собери пазлы» каждому ученику предоставляется Лист вопросов и только часть информации. Возникает необходимость взаимодействия с одноклассниками, чтобы ответить на все поставленные вопросы. При использовании данной формы работы я подбираю разноуровневые задания, для отдельных учащихся текст может быть простым по содержанию и небольшим по объему, это является стимулом для повышения самооценки. Представленная технология-пример реализации дифференцированного подхода в обучении.

Игровые технологии активизируют процесс обучения. Ролевое общение включает элементы социального тренинга.

— strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);

— smile (учащиеся подходят друг к другу и с улыбкой обмениваются репликами из изученных диалогов);

— merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами по заданной теме );

С ребятами начальной и средней школы часто используем «Скетчи», на уроке здесь и сейчас разыгрываются мини-сценки по теме «Город и его достопримечательности», «Путешествия», «Покупки». Приходя в виртуальный магазин мы должны купить как можно больше грамматически правильных предложений, имея определённую сумму условных денег. При проверке выигрывает та команда, которая потратила деньги на “качественный товар”. Такая форма работы развивает способность договариваться, брать ответственность на себя, соревноваться и уметь проигрывать.

В старших классах мы садимся за «Круглый стол». Обсуждаемые проблемы весьма разнообразны: социальные (вы-глобалист или антиглобалист, Интернет-самое вредное изобретение), морально-этические (Школьная форма должна быть обязательной) и др. Аргументы, рождающиеся в ходе дискуссии, учащиеся в дальнейшем используют в своих эссе.

Актуальность сегодняшнего дня — соединить в уроке образовательный материал с двигательной активностью. Это и есть свежий взгляд на здоровьесберегающие технологии. Приведу пример технологии “Время встреч”. Учащиеся заранее на перемене (в начале недели и т.д.) назначают четыре встречи с разными одноклассниками (на экране: Букингемский дворец, Бик бен, Башня Тауэр, здание Парламента …….). В ходе урока я объявляю, что наступило “Время встречи” у Букингемского двореца. Учащиеся свободно перемещаются по классу, находят свою пару. Далее выполняют в паре задание учителя в зависимости от темы урока. Например Достопримечательности Великобритания. На следующем уроке “Время встреч” у … Задание учителя …….

Современный урок трудно представить без ИКТ технологий. Я использую мультимедийные программы к учебникам и аутентичные видеокурсы, например, «BBC Guide to Britain» дает полезную практическую информацию, связанную с историей, культурой, искусством и географией страны, на что так мало уделяется внимания в наших учебника. Я прошла курсы и научилась создавать интерактивные упражнения на доске «Panaboard». Это трудоемкий процесс, требующий много времени. В своей работе я использую ЦОР сети Интернет. Осуществлять дистанционный контроль позволяет использование гугл-платформы, на которых я создаю гугл-тесты. В ходе урока гаджеты учащихся я использую в качестве электронных словарей или для выполнения тестов он-лайн. В дальнейшем я планирую проводить уроки с использованием электронных учебников, что может увеличить активизировать интерес к предмету.

Обучая детей развивающему оцениванию, уделяю время разбору критериев, важно, чтобы ученик понял за что и какое количество баллов начисляется, как баллы переводятся в отметку. При таком подходе исчезают вопросы “А почему мне “3”? Некоторые уроки строю, целиком опираясь на технологию рейтингового накопительного оценивания.

Учащиеся 9-11 классов сами определяют ключевые позиции и, обсудив в группе, прописывают баллы. (Пример карточки, составленной ребятами)

Источник

Читайте также:  Способы работы с трудным подростком
Оцените статью
Разные способы