- Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии
- Этапы совершенствования организации бухучета
- Оптимизация структуры службы бухучета
- Автоматизация и компьютеризация учетного процесса
- Рекомендации по организации внутреннего контроля в компании
- Итоги
- Значение и роль бухгалтерского учета в процессе управления предприятием
- Роль бухгалтера в работе предприятия
- Значение бухгалтерского учета на предприятии
- Автоматизация и оптимизация бухгалтерского учета: необходимость или упрощение процесса
- Преимущества оптимизационных процессов
Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии
Этапы совершенствования организации бухучета
Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии —многогранный, систематический и целенаправленный процесс. В его составе можно выделить несколько важных этапов:
- выстраивание и совершенствование структуры службы бухучета;
- детальная проработка положений учетной политики и поддержание ее актуальной версии;
- внедрение современных технологий обработки учетной информации;
- контроль за безусловным и своевременным выполнением графика документооборота;
ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязательным к применению станет ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Применять стандарт можно и раньше, закрепив положения стандарта в учетной политике предприятия.
Как организовать делопроизводство и документооборот в организации, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
- анализ и оценка применяемой системы учета, проработка возможности применения наиболее рациональной и эффективной ее формы в рамках действующего законодательства;
- построение и улучшение СВК (системы внутреннего контроля);
- иные этапы (в зависимости от устанавливаемых руководством задач, масштабов и структуры фирмы, специфики ее деятельности и др.).
Детально об отдельных этапах расскажем в следующих разделах статьи.
Поскольку бухучет — это непрерывный процесс сбора, регистрации, систематизации и обобщения информации, совершенствование бухучета в первую очередь направлено:
- на устранение причин недостаточной оперативности и несовершенства средств обработки учетной информации;
- достижение оптимального баланса между потребностью руководства фирмы в необходимой информации и возможностями бухучета (необходимость полноты, своевременности и качества учетной информации);
- формирование посредством бухучета информации, позволяющей пользователям принимать эффективные управленческие решения, и т. д.
Важными звеньями процесса совершенствования бухучета являются также:
- выстраивание эффективного взаимодействия системы бухучета с организацией производства, планированием и управлением;
- использование современных достижений математики и кибернетики для организации и улучшения системы бухучета.
Совершенствованием каких учетных вопросов занимается государство — см. материал «Налоговая политика государства».
Оптимизация структуры службы бухучета
Совершенствование структуры службы бухучета — это комплекс мероприятий, включающий:
- регулярный анализ работы каждого структурного отдела бухгалтерской службы (по учету ОС и НМА, расчету ЗП, учету МПЗ и т. д.);
- пересмотр должностных инструкций исполнителей, корректировка их с учетом потребностей учетного процесса и запросов внутрифирменных пользователей учетной информации;
- проведение собеседований с работниками бухгалтерии с целью выявления «узких» и проблемных зон учетного процесса;
- подбор и корректировка функциональных обязанностей исполнителей (при совмещении участков учета) с целью наиболее рационального использования рабочего времени и трудовых ресурсов;
- формирование внутрибухгалтерских подразделений с учетом психологической совместимости сотрудников, что позволяет создать рабочий микроклимат коллектива и избежать конфликтов;
- осуществление связи с другими подразделениями компании, являющимися как поставщиками первичной учетной информации (менеджерами, мастерами и др.), так и линейным и высшим руководством (пользователями информации) — это позволит оперативно решать проблемные вопросы взаимодействия всей указанной иерархической цепочки;
- иные мероприятия (в зависимости от структуры и масштабов компании, разнообразия видов деятельности и др.).
Чем крупнее фирма и разветвленнее структура, тем объемнее по численности бухгалтерская служба и сложнее процесс ее взаимодействия с иными подразделениями и структурными единицами.
Чтобы бухгалтерия не страдала от отсутствия надлежащей оперативности и слаженного взаимодействия с другими структурными единицами компании, необходимо разработать внутренний локальный акт, описывающий всю многогранность учетных взаимосвязей внутри компании, позволяющий каждому исполнителю осознать важность его действий в общем учетном процессе.
Данный внутрифирменный акт необходимо внедрить в повседневный трудовой процесс и осуществлять постоянный мониторинг его исполнения.
Изучайте многообразие внутрифирменных локальных актов с материалами нашего сайта:
Автоматизация и компьютеризация учетного процесса
Бухгалтерские службы уже давно сдружились с компьютером, и встретить ручной учет у отечественных коммерсантов практически невозможно.
Компьютеризация учетного процесса позволяет:
- обрабатывать огромные массивы информации;
- осуществлять регламентные операции нажатием одной клавиши, что уменьшает риск учетных ошибок и снижает затраты времени бухгалтера;
- формировать разнообразные отчеты;
- проводить анализ информации;
- наладить взаимодействие по получению и обмену информацией посредством создания системы АРМ (автоматизированных рабочих мест);
- оперативно использовать учетную информацию на всех этапах управления предприятием;
- осуществлять иные функции.
Чтобы автоматизация и компьютеризация способствовали совершенствованию учетного процесса, недостаточно закупить компьютерную технику и запустить учетную программу.
Эффективность автоматизации и ее влияние на совершенствование учетного процесса зависят от множества аспектов:
- степени обученности персонала и наличия соответствующих навыков работы с программами;
- умения пользователей формулировать задачи своего участка учета перед системными администраторами (или иными компьютерными специалистами) с целью наладки существующих модулей под специфику работы фирмы и иные производственные нюансы;
- наличия в штате фирмы программистов со знанием основ бухучета;
- иных аспектов.
В любой программе важно своевременно и правильно отображать хозяйственные операции в учете. Как это сделать, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Пробный демо-доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Если вы на ОСНО, вам поможет Путеводитель по налогу на прибыль, если на УСН — тогда вам в это практическое пособие.
Подробнее узнать о бухгалтерских программах поможет материал «Обзор программ для учета расходов и доходов организации».
Рекомендации по организации внутреннего контроля в компании
Система внутреннего контроля (СВК) — это один из элементов, способных оказывать существенное влияние на совершенствование бухучета в компании.
ВНИМАНИЕ! Все коммерсанты обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни в соответствии со ст. 19 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Компании, попадающие под обязательный аудит, обязаны организовать внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.
СВК представляет собой процесс:
- организуемый и осуществляемый представителем собственника (руководством или иными сотрудниками);
- осуществляемый с помощью специальных методик и процедур;
- способствующий обеспечению достаточной уверенности в достижении целей: надежности отчетности, эффективности и результативности хозопераций, соответствия действующим нормативным актам.
СВК способствует совершенствованию учетного процесса, поскольку:
- является средством для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
- способствует обеспечению сохранности активов;
- позволяет своевременно предотвратить (выявить, исправить) ошибки и (или) искажение информации.
Функционирование СВК основано на систематическом контроле:
- за хозяйственными операциями;
- первичными учетными документами;
- обоснованностью применения норм, распределения затрат и др.;
- соответствием нормативных показателей плановым и т. д.
С особенностями внутрифирменного финансового контроля знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
Итоги
Совершенствовать бухучет необходимо любой компании. Процесс совершенствования включает множество этапов: от рационального построения бухгалтерской службы до организации эффективно работающей системы внутреннего контроля.
Источник
Значение и роль бухгалтерского учета в процессе управления предприятием
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Любая деятельность требует контроля над расходами, полученными доходами и чистой прибылью. Без контролирующих процессов невозможно планировать дальнейшую работу предприятия. Для постоянного контроля существует специальная система, которая называется бухгалтерский учет.
Бухучет на предприятии — это непрерывный процесс наблюдения и контроля за деятельностью предприятия и его финансовом положении.
Учет ведется строго документировано, все действия финансового плана должны в точности до копейки отображаться в бухгалтерских документах.
Роль бухгалтера в работе предприятия
Работа предприятия — это постоянные принятия определенных решений руководством, благодаря которым компания вырабатывает дальнейшую стратегию работы. Каждое решение должно быть рационально взвешено и основываться на реальных показателях работы компании. Каждое из этих решений фиксируется в бухгалтерском учете, обрабатывается и влияет на дальнейшее планирование рабочих моментов.
Функции бухучета в компании:
- Все финансовые операции без исключения должны быть зарегистрированы в бухгалтерских документах ( регистрационная ).
- Все данные, которые фиксируются в бухгалтерских документах, обрабатываются. С их помощью можно вывести показатели экономической деятельности, рациональности использования ресурсов как материальных, так и трудовых, получить анализ работы отдельных департаментов и производственных единиц ( информационная ).
- Благодаря бухгалтерскому учету можно определить выполнение предприятием норм и планов за определенный период времени. Рационализацию использования ресурсов в определенные временные отрезки можно определить так же при помощи бухгалтерских аналитических данных ( обратная связь ).
Какой штраф установлен за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности и нарушение правил ведения бухучета?
Бухгалтерский учет проводит аналитическую, контрольную, информационную и регистрационную деятельность.
Значение бухгалтерского учета на предприятии
Планировать дальнейшую работу компании нецелесообразно без учета аналитических данных за предыдущие производственные периоды. Аналитические бухгалтерские данные позволяют руководителям выстроить стратегию компании или внести изменения в уже существующий план развития. Значение бухгалтерского учета для предприятия играет большую роль на стадии планирования дальнейшей стратегии ведения бизнеса.
Грамотный руководитель очень внимательно изучает бухгалтерские данные перед тем, как принять очередное решение, которое касается финансов компании.
Бухучет занимает ведущее место в организационной работе предприятия.
Бухгалтерский учет помогает определить своевременность бюджетных отчислений, взаиморасчетов с партнерами и подрядчиками. Все финансовые данные бухгалтерия отображает в балансе и отчетах о финансовых результатах.
Важно: Эти документы обязательны для заполнения бухгалтерией, их необходимо заполнять раз в году, где отчетным период считается с 1 января по 31 декабря прошлого года.
В органы статистики финансовую отчетность подают не позже 28 февраля текущего года, а в фискальную службу не позднее 60 дней с конца отчетного периода.
Автоматизация и оптимизация бухгалтерского учета: необходимость или упрощение процесса
Без бухгалтерского учета сейчас просто невозможно вести деятельность. В маленьких предприятиях в штате есть специальная должность, которая так и называется — бухгалтер. На больших предприятиях же бухучетом и анализом занимается целый бухгалтерский отдел.
Вся работа бухгалтерии делится на три основных направления:
- Подготовка отчетности, согласно требованиям действующего законодательства;
- Подготовка отчетов для уплаты налогов;
- Подготовка данных для принятия руководителями управленческих решений.
Каждое из этих направлений делится на подпункты, которые включают регистрацию всех денежных движений, начисление заработной платы сотрудникам, учет всех затрат и продаж, отчисления в бюджет и т.п. Чтобы оптимизировать бухгалтерский учет разрабатываются специальные программы, которые позволяют сделать работу гораздо быстрее.
Преимущества оптимизационных процессов
Преимуществом автоматизированных подсчетов и составления отчетов считается исключение ошибок из расчетов, в программы четко занесены формулы, по которым потом формируется отчетность. Единственное, что нужно от бухгалтера — правильно и корректно ввести все исходные данные.
Оптимизация и автоматизация бухгалтерского процесса уменьшает затраты на трудовые ресурсы, поскольку использование качественных программ помогает нескольким сотрудникам справиться с большим объемом работы.
Кстати говоря: руководители, акционеры, партнеры могут запросить данные о финансовой деятельности компании и получить их за очень короткий срок, финансовая отчетность не считается конфиденциальными документами и предоставляется по запросу.
Оптимизация и автоматизация бухучета на данный момент считается основной задачей на больших предприятиях, в которых есть подведомственные филиалы.
Именно благодаря своевременно поданным данным о финансовых показателях компании руководитель может принять рационализированные решения, которые помогут сократить расходы на производство и увеличить продажи компании, что повысит рейтинг компании на конкурентном рынке и даст больше прибыли организации.
Источник