Способы совершения покупки 8 класс

Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя (конспект урока, 8 класс)
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Конспект урока посвящен изучению технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka1.docx 33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии 8 класс

Учитель Фролова Т. С.

Тема урока: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя»

Тип урока: Комбинированный

Вид учебного труда: Работа с информацией

Цели: изучение технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара. Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кодов, информацией, которая в них заложена. Воспитывать грамотного покупателя.

1. Ознакомить учащихся с правилами покупки.

2. Ознакомить с источниками информации о товарах.

3. Сформировать представление о маркировке товаров, штриховом кодировании, торговых символах, их назначении.

4. . Учить разбираться в этой информации.

— облачные технологии (QR – коды)

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал: сертификаты, шаблоны этикеток, упаковок с нанесённым штрих- кодом, визуальные, QR – коды), презентация, ПК, мультимедийный проектор, таблица «Коды стран»; Учебник, с. 19-28.

Организационная структура урока

Формы, методы, методические приемы

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место

Постановка учебной задачи

Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями.

В ходе беседы определяют тему урока

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Беседа по вопросам

Повторение пройденного материала

беседа, работа с учебником

— Что такое потребительская корзина?

— На какие категории можно распределить все вещи?

— Из каких источников можно получить информацию о товаре?

— Что такое потребительский портрет товара?

— Что такое сертификат товара?

-Расскажите о правилах покупки товара

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге

Рассуждают, слушают, и понимают партнера, правильно выражают свои мысли, делают умозаключения и выводы в словесной форме, извлекают нужную информацию из учебника

Беседа по вопросам

Усвоение новых знаний

Рассказ «Как определить качество товара». Что такое сертификат, какая информация содержится в паспорте, инструкции, этикетке?

Понятие «грамотный покупатель» включает умения защищать свои права. Закон «О защите прав потребителя»

Слушают выступления одноклассников, наблюдают, обсуждают отвечают на вопросы, рассматривают, слайды, этикетки, упаковки, штрих-коды, заполняют таблицу.

Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, рассуждать, сравнивать, осуществлять поиск информации из различных источников.

Беседа по вопросам

Закрепление знаний и способов действий

Практическая работа в парах

Выполнение практической работы

  1. Определите страну — изготовителя товара по штриховому коду.
  2. Прочитайте с помощью QR – кода информацию о товаре.
  3. Разрабатывают этикетку на предполагаемый товар, производимый в домашних условиях.

Подготавливают свои рабочие места, выполняют предлагаемое задание. Расшифровывают штрих-коды.

Умеют работать с учебником, извлекают необходимую информацию, осуществляют самоконтроль

Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали на уроке?

— Нужны ли эти знания вам в жизни?

— Из каких источников можно получить информацию о товаре?

-Что такое маркировка товаров?

-Какие символы встречаются на упаковках товара?

-Что такое этикетка товара?

Дайте оценку урока

Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы.

Умеют подводить итоги урока, оценивают свою деятельность

Беседа по вопросам

1. Вы решили купить новый сотовый телефон. Перечислите последовательность ваших действий.

Формируют навыки самоорганизации

Рассказ «Как определить качество товара»

Сертификат качества — это документ, удостоверяющий качество продукции (или услуги) и ее соответствие требованиям международных и национальных стандартов или другой нормативно-технической документации. Получение сертификата качества на ряд товаров – необходимое для выполнения требование закона.

Обязательная сертификация необходима для тех видов товаров, использование которых сопряжено с риском для окружающей среды и здоровья людей. Чтобы такие продукты и изделия продавались на законных основаниях, необходимо получить сертификат качества.

Обеспечение безопасности услуг и товаров – задача государственного уровня, поэтому выдача сертификатов качества регулируется федеральным законом № 184. В качестве подтверждения осуществления контроля над выпускаемой продукцией выдаётся сертификат качества. Проверкой товаров на предмет их соответствия стандартам и нормам занимается специальный орган сертификации.
Сертифицируются многие товары. Но на один требуется гигиенический сертификат, а на другой – сертификат соответствия.

Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться.

К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?

Ученики предлагают варианты ответов.

Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Продавец — это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.

В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей» Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

— безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

— замены на товар аналогичной модели, марки;

— замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

— соразмерного уменьшения цены;

— расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли — продажи.

В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться. С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации?
Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам.

Откуда можно получить информацию о товарах?

В торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара.

Как же приобрести ту вещь, которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно почерпнуть информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объёме его камер, потребляемой энергии, температуре в морозильной камере?

Такая информация содержится в технической документации к изделию: инструкции, паспорте, вкладышах.

Покупая товары в упаковке, вы обращаете внимание, что на них нарисованы различные символы: рюмочки, зонты, кружочки.

Знаете ли вы о том, какую информацию они несут? (ответы уч-ся)

По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.

Этикетку все видели, все знают, что она информирует о предмете.

Этикетка – словно маленький представитель вещи.

А знаете ли вы, какая информация содержится на этикетке?

Да, по этикетке вы узнаёте название продукции, символ компании производителя, состав, инструкции для пользователя.

Вкладыш — детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции .

Торговые знаки на этикетках могут быть разнообразными. Есть знаки, удостоверяющие экологическую безопасность и знаки, подтверждающие стандарт качества . Но особенно большое внимание мы уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за вещами .

Изобретение штрих – кода. Мы видим на товаре ряд цифр, а над ними – чёрные полосы разной ширины.

Что за загадочные штрихи?

Изобретение QR- кода . QR-код или Quick Response («быстрый отклик»), по сути, является такой же базой данных, только вместо уже знакомых полосок используются квадратики. Специальное приложение позволяет зашифровать в двумерные черно-белые «шашечки» информацию разного рода: номер телефона или электронной почты, просто текст для ознакомления, координаты, например, достопримечательности или навигации.

1.Учебник «Технология. 8 класс» /Авторы В. Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф, 2016

2. Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник

Урок-игра 8 класс Торговля, (правила покупки)

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Хутрахская средняя общеобразовательная школа»

Торговля, (правила покупки)

Расулов Магомед Расулович

с. Хутрах, Цунтинский район

2018-2019 учебный год.

Продолжительность урока-игры: 1 ч.

проиллюстрировать механизмы торгового обмена;

познакомить с правилами покупки;

сформировать представление о природе обмена.

Категории: альтернативная стоимость, аукционная продажа, лот.

Материалы: деньги, или символы денег, товары (рулон туалетной бумаги; пачка жевательной резинки; 2-литровая бутылка пепси-колы; 2 одинаковые книги, или фотографии, или открытки, при этом одна чистая, а вторая – с автографом авторитетного человека).

Учитель (объявляя тему, записывает её на доске с ошибкой). «Торговля, или обм а н».

Учитель (исправляя ошибку). Психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна. Почему я ошибся?

Ученики. Наверное, вас обманывали в магазине… Продавцы всегда обсчитывают… Торговля получает прибыль обманным путём…

Продавец, обман, прибыль – ключевые слова обычного ассоциативного ряда проблемы торговли. Дождавшись, чтобы назвали эти понятия, можно ставить проблему урока.

Учитель. А кто, по-вашему, виноват в обмане?

Ученик. Нечестные продавцы!

Учитель. Неужели они такие плохие и злые люди?

Ученики. Они, может, и не злые, но обманывают, чтобы получить больше выгоды.

Учитель. Именно! Существует даже поговорка «Не обманешь – не продашь». И она становится эпиграфом нашего урока (можно записать на доске). Только в конце предложения мне бы хотелось поставить знак вопроса. Потому что избежать обмана всё же можно.

Проблема поставлена. Ученики пока убеждены в злой воле продавцов и готовы сделать всё, чтобы не попасться на их удочку. Самое время использовать азарт учеников в игре.

Игра на уроке – необыкновенно эффективный приём. Подробно принципы игростроительства на уроках будут рассмотрены в следующей главе, а пока только одно: переход к игре невозможен без изменения стиля преподавания учителя.

Учитель. Внимание! Леди и джентльмены, объявлен аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны. Первый лот аукциона «Кот в мешке». Участвуют только те, кто готов купить товар вслепую! Итак, мы начинаем.

В качестве оплаты можно принимать символы денег – игровые купюры или карманные деньги старшеклассников. Второй вариант предпочтительнее, ибо делает игру более реальной. Опыт показывает, что старшеклассники имеют необходимые для игры суммы. После игры деньги, конечно, возвращаются.

Учитель (показывает мешок с неизвестным товаром). Я готов предоставить минимальную информацию о товаре. Это гениальное изобретение человечества. До сих пор этот предмет является признаком интеллигентной семьи. В застойные годы в СССР этот товар находился в оппозиции официальной прессе. Начинаю торги. Начальная цена – 1 р.

Ученики (перебивая друг друга). 5! 10! 15! 20!

Учитель. 20 р. раз, 20 р. два, 20 р. три! Продано!

Счастливый ученик направляется за товаром. Самое время проанализировать его мысли и чувства.

Учитель. Как тебе кажется, что в мешке?

Ученик. Может быть, книга или редкий журнал.

Учитель (достаёт из мешка загадочный товар). Это… рулон туалетной бумаги.

Несмотря на разочарование «счастливца», приходится признать точность информации о товаре: туалетная бумага – и гениальное изобретение, и признак интеллигентности, и оппозиция газетам.

Учитель. Какие чувства ты испытываешь?

Ученик. Меня обманули.

Необходимо проанализировать игровой опыт и закрепить его на конкретных понятиях.

Учитель. Скажите, какую ошибку совершил покупатель?

Ученики. Купил неизвестное… Приобрёл «кота в мешке»…

Учитель. Сформулируем и запишем первое правило покупки: необходимо иметь полную информацию о товаре.

Объявляю второй лот! Жевательная резинка «Орбит» (показывает пачку жвачки). Стоимость резинки в магазине – 8 р.! Начальная цена лота – 5 р.!

Ученики. Я! Мне! 10 р.!

Учитель. 10 р. Раз, два, три. Продано!

Учитель. Я обещал жевательную резинку «Орбит». Получайте! (Выдаёт одну пластинку из пачки «Орбит».)

Формально продавец опять прав: договора о количестве или весе не заключалось. Покупатель снова должен пенять на свою доверчивость и самоуверенность.

Учитель. Вы можете уличить меня во лжи?

Учитель. Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?

Ученики. Не всё узнал о товаре… Не спросил, сколько товара покупает…

Учитель. Правильно! Можно записать второе правило покупки: необходимо согласовать количество покупаемого товара.

Учитель. Теперь, мы, наверное, знаем всё о вариантах обмана и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходима нежная, пузырящаяся, холодная пепси-кола. На торги выставляется 2 л супернапитка! Спешите! Вы без обмана приобретаете ровно 2 л пепси-колы. Стоимость бутылки в магазине – 20 р. На нашей распродаже только 10! Начальная цена 10 р. (Ученики торгуются. Обычно торговля в этом лоте идёт до 50 р.)

Учитель. 50 р. Продано. Примите товар, но деньги вперёд! Пожалуйста. (Словно спохватываясь.) Я обещал, что продам 2 л пепси-колы?

Учитель. Но я ничего не говорил о том, что продаю бутылку. Уважаемый покупатель, вам придётся выпить напиток прямо сейчас!

Многократно повторенный опыт гарантирует: выпить залпом 2 л пепси не сможет никто. Энтузиазм самых азартных учеников исчезает после трёх-четырёх стаканов.

Учитель. Вы заплатили за пепси 50 р.?

Ученик (чуть живой). Заплатил…

Учитель. Готов избавить вас от мучений. Доплатите ещё 10 р., и я заберу бутылку обратно.

В конце даже самый упорный сдаётся и платит… за возврат товара! Ничего парадоксального в этом нет. Работает правило снижения полезности блага.

Учитель. И снова ошибка при покупке. Кто виноват на сей раз?

Ученики. Покупатель. Он не знал об условиях продажи.

Учитель (записывает).Третье правило покупки: необходимо иметь информацию об условия купли-продажи.

Скорее всего, существую другие способы «честного» обмана покупателя, но все они укладываются в принцип неполной информации. Продолжение игры неэффективно и неинтересно. Кроме того, троекратное повторение ситуации на уроке (три лота торгов) достаточно для долговременного запоминания. Урок незаметно переходит в стадию анализа, правда, опять-таки с помощью игры.

Учитель. Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объявляю последний лот на торгах. Будьте бдительны и расторопны, ибо это книга вашего любимого автора! Это учебник по экономике! Начальная цена – 10 р.! Купивший приобретает пятёрку по предмету и моё расположение. Раз, два, три! Продано! (Ученик подходит за товаром.)

Это может быть книга, фотография, пластинка и др. Главное требование: это должен быть значимый для учеников товар.

Учитель. Вы приобрели товар и честно его получаете. Но не хотите ли книгу с автографом автора?

Ученик. А за сколько?

Учитель. А сколько бы вы дали?

Ученик. В два, в три, в четыре раза дороже.

Учитель. Они ваши! И книга, и автограф! Но позвольте спросить, в чём разница между книгой и книгой с автографом?

Ученики. Автограф можно показать… Доказательство знакомства с автором… Больше будут уважать…

Учитель. То есть вы покупаете себе уважение?!

Учитель. А разве подписи других уважаемых людей делают вас умнее, лучше, авторитетнее?

Ученики. Наверно, нет…

Учитель. Значит, вы обманываете себя, заплатив деньги за псевдоуважение! Не кажется ли вам, что обман покупателей начинается с их самообмана? Вспомним. Первый покупатель был уверен, что ему продают книгу, а не туалетную бумагу, так как желал, чтобы его больше уважали. Второй и не предполагал, что его могут обмануть, и переоценил уважение к себе. Третий не думал, что над ним так поиздеваются, ибо он-то себя уважает. Наконец, четвёртый решил просто прикупить уважение.

Отметим четвёртое – главное правило покупки: нельзя обмануть того, кто сам себя не обманывает.

Анализ завершён, и урок подходит к концу. Наступает момент истины, когда требуется узнать, что поняли ученики из урока-игры. Получился ли из урока экономики урок эконософии. Ученики непредсказуемы. Они такие же авторы урока, как и учитель. Не имеет смысла писать подробных конспектов урока. Настоящий учитель тот, кто всегда знает, с чего урок начнётся, и никогда не знает, чем он закончится.

В отличие от занятия урок продолжается и после его окончания. Для учеников это выражается в осмыслении пережитого. Для учителя – в анализе хода урока.

Задачи урока выполнены не только формально, но и дидактически. Ученики усвоили информацию каждый на своём уровне: кто-то на предметно-действенном, кто-то на эмоциональном, кто-то на логическом, а кое-кто и на мировоззренческом. Подобная дидактическая вариативность принципиально важна, ибо одним дано уметь, другим чувствовать, третьим знать, а иным понимать действительность. Для учеников все способы отражения учебной реальности равноправны.

Содержательная сторона урока построена на принципе разноуровневой достаточности.

Уровень практического навыка. Часть ребят в ходе урока просто потренирую навык действия при покупке: внимательность, активность в защите своих прав. На следующем уроке они вряд ли сформулируют 4 правила покупки, но в подобной экономической ситуации сделают гораздо меньше ошибок.

Уровень фактических знаний. Вторая группа ребят усвоит чёткий алгоритм поведения покупателя, зафиксированный в 4 правилах. Эта памятка станет для них предпосылкой правильных действий при покупке.

Уровень экономического мировоззрения. Кто-то сможет уловить глубинную связь между этикой, психологией и экономикой в поведении человека. Это подтолкнёт ученика к анализу других экономических ситуаций, в которых он может оказаться.

Содержательная идея урока заключена в парадоксальном, на первый взгляд, утверждении, что в обмане покупателя виноват… сам покупатель! Подобное критическое отношение к собственным поступкам может показаться однобоким. Однако также однобоко одностороннее обвинение продавца. Для полной картины происходящего в торговле следующий урок предпочтительно посвятить поведению продавца и изучении правил продажи товара.

Психологическая сторона урока проста и прозрачна: игра позволяет оптимизировать процесс усвоения знаний и подключить к мыследеятельности максимальное количество учеников.

Тематика урока настолько важна и универсальна, что разработку можно использовать в курсах экономики, правоведения, обществознания, основ безопасности жизнедеятельности и даже на классном часе.

Источник

Читайте также:  Способ применение гипсового бинта
Оцените статью
Разные способы