Способы совершения краж автотранспортных средств

Способы совершения краж автотранспортных средств

Способ совершения преступления может быть определен как комплекс взаимосвязанных действий преступников по подготовке, совершению, сокрытию краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, детерминированный условиями внешней среды и их личностными свойствами, связанный с использованием орудий и средств, условий места и времени, объединенных единым преступным замыслом.
Способы подготовки к совершению краж организованными преступными группами автотранспортных средств охватывают перечень подготовительных мероприятий, направленных на устранение препятствий для выполнения задуманного и приготовление различных технических средств, инструментов для облегчения совершения кражи и последующего сокрытия преступления, подыскивание автомобиля (по марке, цвету, году выпуска и т.д.). По времени такие мероприятия могут занимать от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от характеристик предмета преступного посягательства, условий его охраны, сложности охранного комплекса и т.п.
Способы проникновения в транспортное средство различаются в зависимости от квалификации преступника. Для действий организованных групп наиболее характерны способы, не наносящие существенного вреда автомобилю. Это связано с тем, что при взломе товарный вид будет потерян, а восстановление его требует дополнительных расходов.
На выбор способа проникновения в транспортное средство влияет множество факторов. Защищенность транспортного средства напрямую зависит от его стоимости на рынке. Так, автомобили Премиум сегмента имеют большие охранные возможности, нежели автомобили бюджетной категории. В некоторых случаях выбор охранных комплексов осуществляется владельцем исходя из своих финансовых возможностей, а также от различных субъективных факторов касающихся защиты автомобиля от угона или кражи. Практически все сходящие с конвейера автомобили снабжены штатными охранными системами в виде иммобилайзеров, которые вполне справляется со своей функцией, но только лишь в тех случаях, когда происходит посягательство на транспортное средство лицами, которые не имеют профессиональной квалификации связанной с преодолением штатных охранных систем.
Выбор способа преодоления противоугонных устройств, установленных на транспортном средстве, зависит от степени преступной квалификации лиц, которые участвуют в совершении преступления. Механические устройства (замки, фиксаторы и т.п.) легко поддаются воздействию инструментов, отмычек и различных приспособлений, чего нельзя сказать об электронных средствах сигнализации. Как свидетельствует изученная нами практика расследования дел данной категории, наличие противоугонного механического устройства и новейшей противоугонной системы не всегда служит препятствием для преступников. Обратимся к наиболее распространенным способам, используемым преступниками для преодоления электронных преград на автомобилях.
Условно разделим способы проникновения в салон автомобиля на электронные и механические. Первое, что находится на пути у преступника, это дверь. Двери могут быть блокированы электронными замками (бесключевой доступ) и механическими (доступ с помощью ключа).
Для полного понимания конструкций замков, используемых в автомобилестроении необходимо уяснить, что встроенный в замок автомобильный актуатор (привод) всегда выполнен по одной схеме, и на стойкость к взлому его устройство не влияет. Сразу отметим, что в двери авто устанавливаются замки двух типов – штифтовые и рамочные. Оценка их уязвимости основана на методах взлома, которые, в свою очередь, связаны с внутренним устройством цилиндра.
К механическим способам, при которых происходит воздействие на механизм замка с полным или частичным разрушением механизма замка относятся:
— в цилиндр замка вставляется заготовка, по профилю схожая со штатным ключом, так называемые «свертыш» или «заноза», которые изготовлены из твердой и каленой стали или титана. В связи с тем, что материалы цилиндра замка изготовлены из мягких сортов металла (латунь, медь, силумин и т.п.) «свертыш) ломает штатные пины и замок открывается.
— в цилиндр замка вкручивается, с помощью аккумуляторной дрели само-рез и затем с помощью «выдры» или «экстрактора» вытаскивается целиком личинка замка со всем содержимым.
Для извлечения могут применяться и обычные гвоздодеры. После этого замок можно открыть обычной отверткой с прямым шлицем.

К механическим способам, при которых происходит воздействие на механизм замка с сохранением целостности механизма замка относятся:
— применения метода «Бампинг». Бампинг (англ. bump — удар, толчок, столкновение) — метод вскрытия замков, основанный на передаче кинетической энергии штифтам вследствие ударов по специально выточенному ключу. Штифты хаотически подбрасываются, и, повернув бампинг-ключ в нужный момент, можно открыть замок. Такой метод взлома не оставляет видимых следов и работает на тумблерно-штифтовых системах и замках с вертикальной фрезеровкой секрета.
Нередко злоумышленниками для вскрытия замков применяются отмычки.
Использование декодера или Turbo-декодера, который позволяет без повреждений открыть штатный замок автомобиля, на котором находятся подвижные элементы, которые подстраиваются под конфигурацию любого замка, выстраиваются в нужной последовательности повторяя полностью профиль ключа.

Проникновение в автомобиль с помощью так называемого удлинителя штатного ключа («удочки»). Автовладелец закрывает и ставит в штатную охрану автомобиль при помощи нажатия на сенсор ручки водительской двери и уходит по своим делам, например в торговый центр. К автовладельцу присоединяется соучастник преступления с модулем ретрансляции сигнала штатной метки-транспондера, находящейся у владельца. Метка транспондер – это небольшое устройство, состоящее из приемника и передатчика кодированного сигнала, который не распознается другими устройствами. В пассивном режиме метка только принимает сигнал, а в активном – передает его. В активный режим она переходит автоматически, как только на нее поступает сигнал с головного блока, тогда она в ответ отправляет такой же сигнал. В результате этого обмена происходит разблокировка системы. Передатчик метки настроен таким образом, чтобы его сигнал распространялся в определенном радиусе, например, до пяти метров.

Читайте также:  Способы преодоления рисков при реализации проекта

Находясь рядом с хозяином автомобиля, автоугонщик активирует ретранслятор и, считывая информацию с метки, передает ее на приемное устройство второму соучастнику, находящемуся рядом с автомобилем. Репитер организует канал связи между автомобилем и соучастником в торговом центре, отправляет по этому каналу запрос о поиске родного ключа, находя верный сигнал переданный ретранслятором система охраны распознает его как свой и деблокирует противоугонную систему. Поскольку, для запуска двигателя ключа при наличии бесключевого доступа не предусмотрен, угонщик запускает двигатель с кнопки запуска используя так называемую «заводилку».
По такой же схеме совершаются хищения АТС в случае нахождения человека дома, поскольку метка с брелоком сигнализации хранятся, как правило, в прихожей, то преступники, обычно, в ночное время совершают данные преступления, используя металлизированные экраны для лучшего сканирования сигнала с метки.

Следует ожидать дальнейшего роста количества совершаемых краж авто-транспортных средств, поскольку чёрный рынок электронных устройств, предназначенных для совершения преступлений достаточно большой, предложений по реализации и приобретению электронных средств, становится всё больше, а стоимость их снижается. Если еще 3-4 года назад стоимость оборудования, предназначенного для завладения транспортным средством, варьировалась в районе 400 тыс. рублей, то сейчас стоимость снизилась до 150 тыс. рублей. И это не может не вызывать озабоченность, поскольку доступность технических средств, напрямую влияет на использование в процессе совершения преступлений.
Еще нередки случаи завладения автомобилями с помощью кодграбберов. Кодграббер — это электронное устройство зачастую стилизованное под брелок сигнализации, которое предназначено для вскрытия автомобилей в обход штатной сигнализации. Преступники, используя кодграбберы перехватывают сигнал посылаемый из брелока установленной сигнализации на автомобиле, а устройство запоминает посланный сигнал и сохраняет его в своей памяти. Далее злоумышленник используя кодграббер открывает автомобиль, проникает в салон, затем используя специальное электронное устройство именуемое «заводилкой» через диагностический разъем OBD II «прописывает» новый ключ в охранной сигнализации или с помощью специального проворота именуемого «занозой» заводит двигатель автомобиля и на нем покидает место совершения преступления. По времени данные манипуляции занимают от нескольких секунд до нескольких минут.
Зачастую преступники используют подменный блок управления двигателем в обход штатного иммобилайзера.

Чаще всего данные блоки применяются без дополнительных жгутов проводов, но на некоторые автомобили угонщики используют «Паука», это полностью продублированная штатная проводка, используя ее угонщики обходят все блокировки двигателя находящиеся внутри штатной проводки.
Кодграбберы также широко применяются преступниками для совершения краж из автомобилей, находящихся на неохраняемых стоянках и парковках.(Фото 8).
Зачастую указанные способы проникновения в автомобиль могут осуществляться в комплексе: электронные способы с механическими. Например, для проникновения в салон автомобиля, который по какой либо причине не установлен на охранную сигнализацию, а также в тех случаях, когда злоумышленники не дали возможность установить в режим охраны установленную сигнализацию используя подавление частоты, либо используют GSM «глушилки» преступники используют различные механические приспособления для взлома замка.
Нередко, для проникновения внутрь автомобиля преступники делают отверстие в определенном месте кузова для того, чтобы подобраться к жгуту с CAN-шиной и отключить сигнализацию.
Также к данной CAN-шине можно подключиться через лючок бензобака, отодвинув резиновый уплотнитель горловины.
Как показывает анализ практики, иногда преступники совершают кражу дубликата брелока с кодом сигнализации либо узнают код через своих посредников, устанавливающих аппаратуру в автосервисе, а также во время случайного кратковременного ремонта.
Определение членами следственно-оперативной группы способа проникновения преступников в автомобиль при осмотре места происшествия и допросе потерпевших и свидетелей способствует более полному сбору доказательственной информации.

При выборе способа совершения кражи автомашины преступные группы продумывают действия каждого из соучастников по транспортировке автомобиля с места совершения преступления.
Наиболее характерными являются:
— транспортировка своим ходом;
— буксировка с помощью другого автомобиля либо откат на небольшое расстояние, где и осуществляется запуск двигателя;
— использование автовоза (эвакуатора).
Следующим элементом полноструктурного способа совершения краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, является способ сокрытия преступления. Способы сокрытия, используемые членами организованных преступных групп, в значительной степени зависят от того, с какой целью было похищено транспортное средство. Анализ практики показывает, что автомобили похищаются, в основном, с целью продажи — 76,6% (в том числе на «заказ» для конкретного лица — 8,3% случаев), затем в целях разукомплектования и продажи по частям — 17,6%, для совершения другого преступления — 2,8, в иных целях — 3,0% случаев.
Место, где укрывают похищенное транспортное средство, чаще всего за-висит от перечисленных выше целевых установок совершения преступления. Так, с целью продажи, разукомплектования автотранспорта места «отстоя» оборудуются более тщательно, поскольку предполагается неоднократное появление членов преступной группы рядом с местом нахождения похищенного транспортного средства. В других случаях место «отстоя» создается, как правило, для предотвращения случайного его обнаружения правоохранительными органами и не отвечает условиям скрытности (переулок, ведущий в тупик; расположение автомобиля у подъезда здания, где находятся другие автомобили, парковки у крупных торговых центрах и т.п.).
После того, как преступники получают возможность пользоваться авто-транспортным средством, его перегоняют в место, так называемого «отстоя», где оно может пребывать от нескольких дней до нескольких недель. Место «отстоя» члены преступных групп готовят заранее с целью затруднения его обнаружения. По данным нашего исследования, местами «отстоя» были: личный либо арендуемый гараж — 46,2%; укрытие автотранспортного средства в «глухих местах», куда доступ посторонних лиц ограничен (автостоянки, закрытые территории различных организаций и учреждений, заброшенные предприятия, отдельные участки окружных дорог и т.п.) — 30,8; дворы частных домов — 15,4; лесные массивы — 7,6%.

Читайте также:  Нормобакт для детей способ применения

Для «отстоя» похищенного автомобиля преступники используют, как правило, территории, которые находятся на небольшом отдалении от места завладения автотранспортным средством. Как показывает практика, в 84,6% случаев место «отстоя» находилось в том же районе, где была совершена кража, в остальных случаях (15,4%) автотранспортное средство перемещалось в соседний район или сразу сбывалось перекупщикам.
Таким образом, классификация способов совершения краж автотранспортных средств, используемых организованными преступными группами, включает в понятие способа совершения преступления способы подготовки, непосредственного проникновения к месту стоянки автотранспортного средства и внутрь его, а также действия преступников, по транспортировке похищенного и сокрытию преступления. Знание факторов, влияющих на их выбор, имеют большое значение для разработки методики расследования данного вида преступлений.

Источник

Профилактика угонов и краж автотранспортных средств

Хищения автомототранспортных средств приобрели в России за последние годы широкую распространенность в связи с возросшей мобильностью населения, престижностью обладания автомобилем, особенно иностранного производства, высокой стоимостью автомобилей.

Хищения автомототранспортных средств отличаются от иных хищений предметом посягательства. Им являются легковые и грузовые автомобили и мотоциклы. Вид и характеристика автомототранспортных средств на квалификацию преступления не влияют.

Хищения автомобилей и мотоциклов совершаются в основном в форме кражи (ст. 158 УК РФ), в ряде случаев — в форме грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ), и в редких случаях — в форме мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в форме присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).

В структуре хищений автомототранспорта в соответствии со структурой автомототранспортного парка России и тенденциями его развития основную долю составляют хищения легковых автомобилей иностранного производства. В последние годы участились случаи хищений и дорогостоящих грузовых автомобилей иностранного производства, а также спецтехники.

В тоже время раскрываемость хищений автомототранспортных средств остается низкой, поскольку большинство краж автомототранспорта совершается в вечернее и особенно в ночное время и тщательно готовится.

В частности, для преодоления преград и взлома запирающих устройств в гараже или автомобиле подготавливаются наборы отмычек, современный портативный инструмент, а для нейтрализации действия противоугонных систем — радиосканеры, изготавливаются слепки со штатных ключей.

Кражи автомототранспорта совершаются как с неохраняемых стоянок, улиц и дворов, так и со стоянок закрытого типа. В последнем случае совершению кражи способствует халатное отношение к своим обязанностям лиц, осуществляющих охрану и пропускной режим на этих объектах.

Наиболее часто кражи автомототранспортных средств совершаются с открытых стоянок, где они оставлены без присмотра, в том числе со дворов, а также от магазинов, рынков, кафе.

Распространенными местами совершения краж автомашин являются неохраняемые стоянки у торговых центров, офисных зданий и дворы. Имеют место случаи краж автомототранспортных средств и из гаражей собственников. Реже всего кражи совершаются на платных автостоянках.

Материалы следственной практики последних лет свидетельствуют о том, что марка и модель похищаемого автомототранспорта зависят от ряда обстоятельств: спроса, времени года, специфики региона, где совершается преступление, наличия и степени сложности противоугонных систем, места и условий стоянки автомототранспорта, стоимости и срока эксплуатации автомобиля.

Читайте также:  Способы оповещения вооруженных сил

Особый интерес проявляют похитители к автомобилям, находящимся в процессе снятия и постановки на учет, поскольку автомобили без государственных номерных знаков в учетах правоохранительных органов не числятся и их проще легализовать.

Для завладения автомобилем преступники нередко прибегают к обману собственника либо злоупотребляют его доверием, специально создавая для этого соответствующие условия, и тот добровольно передает им свою автомашину.

В целом хищения автомашин из автосервисов, автомоек и даже из автосалонов путем мошенничества — явление нередкое.

Наиболее ухищренные способы хищения применяются преступниками при совершении грабежей и разбойных нападений. Они совершаются, как правило, в дневное время на дорогах, открытых стоянках возле магазинов, кафе, на автозаправках.

Примером таких способов завладения транспортным средством являются следующие:

— к остановившейся на светофоре на красный свет автомашине подбегает несовершеннолетний соучастник преступления и плюет в зеркало. Разгневанный водитель пытается поймать его, чтобы проучить, и выбегает из машины, не вынув ключи из замка зажигания. В ту же минуту другой соучастник преступления садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;

— к заднему мосту или колесному диску автомашины, стоящей на открытой стоянке у торгового центра, привязывают консервные банки на веревке. Владелец автомашины, выйдя из торгового центра, садится в машину и при отъезде слышит невообразимый гул. Чтобы разобраться в причинах происходящего, он останавливает автомашину и выходит из нее, не вынув ключи из замка зажигания и даже не заглушив мотор. В это время преступник садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;

— ехавшая за рулем автомашины женщина с пассажиром-охранником остановила машину у дома знакомой и зашла к ней на несколько минут, оставив в машине охранника и не заглушив мотор. В этот момент двое прохожих — соучастников преступления — начали кидать в лобовое стекло автомашины снежки, потом сосульки, а когда охранник, не выдержав, выбежал из машины и погнался за ними, третий соучастник преступления сел за руль автомашины и уехал на ней. Через некоторое время преступники позвонили женщине и предложили выкуп авто за полцены, совершив тем самым грабеж.

В целях предупреждения грабежей и разбойных нападений с выкидыванием водителя из салона автомашины производители изобрели карточки «от разбоя» (хай-джек, блэк-джек), при использовании которых водителем двигатель автомобиля в автоматическом режиме глохнет в его отсутствие. Зная об этом, похитители нередко, завладев автомобилем, удерживают водителя в салоне до того, пока не доедут до нужного им места, совершая тем самым грабеж или разбойное нападение.

Таким образом, причинами, способствующими угонам и хищениям автомототранспортных средств, служат в ряде случаев небрежность и невнимательность водителей, оставляющих автотранспортные средства с открытыми ветровыми стеклами; в местах производства работ, либо во дворе домов с открытыми дверцами; перевозящих незнакомых и сомнительных пассажиров; передающих ключи и оставляющих автомобили без присмотра в сервисах, на мойках, шиномонтаже; не оборудовавших автомобили противоугонными или поисковыми (охранными) системами.

Организационно-техническими мерам предупреждения угонов и хищений транспортных средств являются: хранение автотранспортных средств на платных охраняемых парковках и стоянках; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств, таких как: мультилоки, иммобилайзеры, клиффорды, гаранты, цезари, блекбаги, заводские карточки и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта.

Каждый автомобиль должен быть снабжен противоугонным устройством, позволяющим с момента оставления транспортного средства на стоянке вывести из строя или заблокировать какой-либо основной агрегат транспортного средства.

Противоугонные устройства — системы для предотвращения несанкционированного приведения в действие двигателя обычными средствами или использования другого источника энергии основного двигателя транспортного средства в комбинации по крайней мере с одной системой, которая:

— блокирует рулевое управление;

— блокирует передаточный механизм или;

— блокирует механизм переключения передач.

Устройства противоугонной сигнализации, которые издают визуальные или звуковые сигналы предупреждают о попытках взлома транспортного средства.

Профессиональные угонщики используют все более новые и новейшие технические средства преодоления самых последних типов и совершенных видов противоугонных систем, постоянно совершенствуя свое преступное мастерство, повышая свои криминальные навыки. Предотвращению краж способствует только применение автовладельцами нескольких систем безопасности и индивидуальных секреток.

Водители автотранспортных средств, будьте бдительны!

Если в отношении Вас совершено противоправное деяние или Вы стали свидетелем преступления, необходимо незамедлительно обратиться в дежуную часть Отдела МВД России по городу Анапе по телефона 102, 4-68-82 или лично к любому сотруднику полиции.

Источник

Оцените статью
Разные способы