- Способы социальной защиты работников
- Способы социальной защиты работников
- Права социального работника
- Работа по условиям трудового договора
- Бесплатные медицинские обследования
- Защита деловой репутации
- Повышение квалификации за счет организации
- Льготы на жилье и ЖКХ
- Получение спецодежды
- Обслуживание вне очереди
- Бесплатный проезд
- Компенсация расходов на автомобиль
- Льготы на покупку машины
- Социальная защита работников предприятия
- Понятие и направления социальной защиты
- Меры и институты социальной защиты
- Заключение
Способы социальной защиты работников
Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц
(в ред. Федерального закона от 12.06.2006 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сверх установленных законодательством Российской Федерации о труде мер социальной поддержки работникам, увольняемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется единовременное пособие в размере пятнадцати процентов среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
2. Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и стаж работы не менее десяти лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакетов акций этих организаций, находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации в связи с банкротством этих организаций, пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии).
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 213-ФЗ, от 03.05.2011 N 90-ФЗ, от 01.05.2019 N 82-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае продажи пакетов акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакетов акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей:
(в ред. Федеральных законов от 12.06.2006 N 84-ФЗ, от 01.05.2019 N 82-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца;
(в ред. Федерального закона от 12.06.2006 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет на шахтах (разрезах) угольной промышленности, в подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, или вдовам (вдовцам) таких пенсионеров;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 82-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 82-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности.
Нормы выдачи бесплатного пайкового угля, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, не могут быть меньше норм, определенных Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 82-ФЗ)
5. Высвобождаемые при ликвидации работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности.
Источник
Способы социальной защиты работников
Статья 5.2. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах
(введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 461-ФЗ)
1. Гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);
Пп. 2 п. 1 ст. 5.2 вступает в силу с 01.07.2021.
2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;
Пп. 3 п. 1 ст. 5.2 вступает в силу с 01.01.2022.
3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. Порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений статьи 6.9 настоящего Федерального закона.
Источник
Права социального работника
Соцработники каждый день взаимодействуют с людьми в трудной жизненной ситуации и оказывают им помощь. Однако, чтобы помогать людям, сам работник должен быть защищен. Чтобы поддержать непростой труд этих специалистов, государство предоставляет им права. В статье обсудим, какие права есть у социального работника и как ими воспользоваться. Права социальных работников закреплены в ст. 36 федерального закона №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ( в ред. от 10.01.2003 г.). Рассмотрим их подробнее.
Работа по условиям трудового договора
Вы имеете право не терпеть нарушения условий трудового договора. Например:
- условия труда не соответствуют заявленным,
- работодатель уже два месяца не платит зарплату,
- приходится работать сверх установленного рабочего режима.
Согласно закону, вы вправе прекратить работать до тех пор, пока условия труда не будут соответствовать трудовому договору. Однако, к сожалению, на практике часто встречается противоположная ситуация. Например, количество подопечных на одного соцработника превышает норму, дополнительно к своим обязанностям приходится брать сверхурочные, чтобы выручить начальство или коллег.
Важно помнить, что выход есть даже в самом сложном положении. Если условия труда сложились невыносимые, а возможности изменить их или достучаться до руководства сейчас нет — попробуйте сменить профессию. Даже, если базовое образование не дает широкого выбора, есть целый ряд востребованных профессий, которыми можно овладеть на базе 9-11 классов. А некоторые рабочие места, например, курьер, требуют больше ваших личностных качеств — ответственности, активности, приветливости, чем дипломов или свидетельств.
Бесплатные медицинские обследования
Устраиваясь на работу, сотрудник социальной организации имеет право на бесплатный медицинский осмотр. Плюс всем действующим сотрудникам организация должна оплачивать регулярные обследования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Во время пандемии здоровье социальных работников уязвимо, поэтому обследования должны проводиться в обязательном порядке и чаще обычного.
Защита деловой репутации
Социальный работник вправе обратиться в суд, если кто-то опорочил его честь, достоинство или деловую репутацию. Он может потребовать, чтобы виновный опровергнул ложные сведения. Опровержение должно быть сделано публично, тем же или подобным способом, каким была распространена ложная информация о работнике. Нарушитель должен нести ответственность согласно решению суда.
Повышение квалификации за счет организации
Социальные работники должны регулярно подтверждать и повышать свою квалификацию. Согласно федеральному закону работодатель обязан оплачивать курсы повышения квалификации, если от этого зависит выполнение непосредственных обязанностей сотрудника. Обучение может проходить в очной или дистанционной форме. Особенности повышения квалификации должны быть прописаны в трудовом договоре или в отдельном ученическом договоре. Следует обратить внимание на этот пункт, устраиваясь на работу. Для вас это шанс в дальнейшем продвинуться по карьерной лестнице, получить более выгодное место или избежать сокращения в критический момент, т.к. повышение квалификации учитывается в оценке ценности работника для организации во всех бюджетных учреждениях нашей страны.
Льготы на жилье и ЖКХ
Если социальный работник живет в сельской местности или в поселке городского типа, он имеет право получить компенсацию расходов на жилье и коммунальные услуги. Эта компенсация приходит в виде ежемесячной выплаты, сумма которой рассчитывается по региональным стандартам стоимости ЖКХ. В отдельную категорию выделяют пенсионеров социальной сферы. Им полагаются дополнительные льготы на ЖКХ.
Получение спецодежды
Работодатели должны бесплатно обеспечить сотрудников спецодеждой, спецобувью, инвентарем или компенсировать расходы на их приобретение. В законодательстве описаны нормы выдачи спецодежды. Они регулируют, какой комплект и в каком количестве нужно выдать для представителя конкретной должности. Если один работник совмещает функции нескольких должностей, он получает комплект одежды для каждой должности. Спецодежду можно использовать только в рабочее время.
Работодатель не имеет права выдать одежду в меньшем количестве, чем указано в законодательных нормах. Можно увеличить объем, но нельзя уменьшить. Иначе социальный сотрудник имеет право прекратить работу в любой момент и получить оплату за простой. Если работодатель нарушил нормы выдачи спецодежды, он получает штраф.
Обслуживание вне очереди
Социальные работники, выполняя служебные обязанности, должны обслуживаться вне очереди в государственных и муниципальных организациях. Это касается предприятий торговли, общественного питания, быта, связи, отделений банков и юридических организаций. Сотрудники предприятий могут попросить соцработника предъявить служебное удостоверение.
Бесплатный проезд
Если деятельность социального работника связана с разъездами, он может бесплатно ездить на общественном транспорте. Льгота распространяется на городские и пригородные маршруты и не относится к такси. Работодатель оформляет работникам проездные документы или возвращает деньги, потраченные на проезд.
Компенсация расходов на автомобиль
Если социальный сотрудник ездит на личном автомобиле по служебным вопросам, ему полагается компенсация расходов на ГСМ и его обслуживание. Размер компенсации прописывают в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему. Она может быть в виде фиксированной суммы за месяц или зависеть от периодичности использования автомобиля. Компенсация не положена за время, когда автомобиль не использовался. Например, когда соцработник болел или был в отпуске.
Льготы на покупку машины
Социальным работникам предоставляют льготы на покупку автомобиля, если это необходимо для обслуживания пожилых людей и инвалидов. Также р аботники социальных организаций могут получить дополнительные льготы, не перечисленные в этой статье. Они определяются региональными и федеральными законами. Например, в период пандемии социальные работники могут претендовать на дополнительные государственные выплаты.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник
Социальная защита работников предприятия
«Отдел кадров коммерческой организации», 2015, N 2
Каждый человек, интересующийся общественными явлениями, знает, что экономическая нестабильность в стране обостряет социальные проблемы и приводит к снижению уровня жизни населения, хотя именно в области социальной защиты населения лежат приоритеты государства. Однако обеспечение гарантиями и удовлетворение потребностей возможно и на уровне организации. Интересы работника и работодателя взаимосвязаны, ведь уровень прибыли и производительности труда находится в прямой зависимости от уровня социальной защищенности персонала, а значит, для благополучия трудовых отношений необходимо озаботиться этим вопросом.
Понятие и направления социальной защиты
Понятие «социальная защита» является достаточно широким. Его можно рассматривать как на конституционном уровне обеспечения прав и свобод граждан, так и на конкретном уровне — в нашем случае в рамках работы по реализации прав и свобод работников. В то же время социальная защита не сводится к оказанию поддержки только определенным категориям сотрудников (например, работникам с ограниченными возможностями или пенсионерам). В идеале при грамотном нормативном закреплении социальная политика любой организации должна быть направлена на поддержку каждого работника. Она представляет собой совокупность положений, решающих определенные социальные, экономические и юридические проблемы, гарантирующих право на достойный уровень жизни.
Вспоминая рассмотренную ранее (в других номерах журнала) пирамиду человеческих потребностей, мы можем выделить несколько направлений социальной защиты в организации:
- обеспечение условий для занятости, что позволяет сотрудникам зарабатывать денежные средства для своего существования, а также создание вакантных рабочих мест для поддержания мотивации персонала;
- обеспечение безопасных условий труда и возможности повышать профессиональный уровень специалистов;
- материальное обеспечение работников на период, связанный с рабочим риском или трагедией, несчастным случаем, иной ситуацией, повлиявшей на их профессиональную жизнь (например, производственной травмой, рождением ребенка, потерей родственника).
Наличие этих условий послужит мощным стимулом для персонала, так как затрагивает и первичные, и вторичные потребности работников.
Должное соблюдение норм социальной защиты работников любой организации численностью от 50 человек вполне может снизить процент текучести кадров, позволит участвовать в государственных программах развития, повысить лояльность сотрудников и их мотивацию. В свою очередь, это ведет к повышению эффективности производства, стабилизации доходности, урегулированию и предотвращению рабочих разногласий и увеличению прибыли предприятия.
Социальную политику компании можно представить себе как план. Есть цель, есть средства для его реализации. Под целью понимается результат, на достижение которого направлен план. По сути, каждый отдельный работник выступает высшей ценностью при формировании и реализации социальной политики компании. Если исходить из этого, важнейшей ее целью должно стать обеспечение работникам достойного уровня жизни, справедливого вознаграждения за трудовую деятельность, защиты социальных прав, социальной защиты. Средствами осуществления внутриорганизационной социальной политики являются инструменты, с помощью которых она формируется и реализуется: финансовые средства, социальные выплаты, льготы, компенсации работникам, социальные программы, коллективный и трудовой договор.
Меры и институты социальной защиты
Социальная защита — это меры, направленные на повышение производительности труда работников, стимулирование их лояльности и мотивации и обеспечение безопасного и достойного уровня жизни. Это система социальных и экономических гарантий, закрепленная законодательством. Они обеспечиваются как государством, так и предпринимателями. Данная система состоит из социального страхования, социальных услуг и социального обеспечения.
Социальное страхование является обязательным и представляет собой страхование работников от возможного изменения материального или социального положения, например, предполагая оказание материальной помощи при наступлении инвалидности, получении травмы на производстве, наступлении временной нетрудоспособности.
Социальные услуги представлены такими видами поддержки, как материальная помощь при рождении или смерти родственника, оплата питания. Организации с большим штатом и высоким уровнем дохода предоставляют более широкие пакеты, например лечение работников в оздоровительно-лечебных учреждениях, имеют собственные культурные дома и спортивные комплексы.
Социальное обеспечение — это система мер, направленных как на материальное обеспечение работников при наступлении страхового случая, так и на оказание поддержки в удовлетворении социальных потребностей работников, а именно в обучении, профессиональном развитии.
Все больше работодателей пытаются защитить своих работников, но опыта проведения грамотной социальной политики в организации не у всех хватает. Лишь немногие могут сформировать и реализовать системную и четкую социальную политику. В то же время материальная поддержка работника обеспечивает только его первостепенные потребности, для решения остальных проблем необходимо сочетать ее с социальными мерами.
Основной и наиболее мощной формой организации социальной защиты человека является государство.
Институтами, защищающими наемных работников, являются профессиональные союзы, охватывающие в своей деятельности весь коллектив предприятия и располагающие для этого необходимыми правами и возможностями. Основная функция профсоюзов состоит в защите прав и интересов работников, то есть в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромиссов и выработке на этой основе приемлемых решений. Важный инструмент социальной защиты работников на предприятии — коллективный договор, при условии закрепления в нем юридических основ социальной защищенности. Другим важным социально-нормативным институтом является трудовой договор, в котором могут быть предусмотрены специальная система обеспечения прав работников и ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных социально-экономических гарантий.
Эффективная социальная политика позволяет компании реализовать свои основные потребности в выживании и стабильности, увеличивает доверие персонала, инвесторов, а значит, повышает конкурентоспособность бизнеса.
Социально оснащенный бизнес способен:
- увеличить прибыль и быть конкурентоспособным;
- заслужить репутацию, развить новые направления;
- повысить продажи, увеличить производительность труда;
- привлечь и удержать сотрудников;
- улучшить отношения с регулирующими органами.
Заключение
В качестве заключения можно выделить несколько принципов эффективного механизма социальной защиты:
- социальная защита должна основываться на эффективном труде работающих и таким образом быть частью экономических отношений между работодателем и работником;
- социальная защита не должна ограничиваться одним кругом гарантий. Если повысить заработную плату, но не позаботиться о повышении квалификации способных сотрудников или об обновлении производственного оборудования, эффект может оказаться далеко не таким заметным, как ожидалось;
- социальная защита должна базироваться на самостоятельности и самозащите сотрудников. Иными словами, работник должен стремиться защитить себя сам, а не ждать решения извне. При этом, конечно, работодатель тоже должен не стоять на месте, а развиваться, заботясь не только об увеличении прибыли, но и о наличии в штате мотивированных, заинтересованных людей;
- необходимо напоминать сотрудникам об их собственной ответственности — о том, что нужно соблюдать внутриорганизационную дисциплину, вести здоровый образ жизни. Ведь лучший защитник работника — это он сам.
Для государства наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования. От степени такой защищенности зависят благосостояние государства, уровень его конфликтности и уязвимости. Для предпринимателя социальная защита — один из способов мотивирования к труду, поскольку она позволяет удовлетворить не только физиологические, но и социальные потребности. В то же время социальная защищенность работающего населения может существенно зависеть от того, в каком состоянии экономика государства. И нельзя не добавить, что механизмы экономического управления поведением работодателей в области охраны труда не действуют на уровне малых предприятий, которые не включены в отраслевую систему управления охраной труда.
Источник