Способы социальной поддержки граждан

Социальная защита

Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Источник

Способы социальной поддержки граждан

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009); в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 29.12.2020 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий;

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

Читайте также:  Каким способом должен соединяться натяжной канат с несущим канатом

Источник

Способы социальной поддержки населения

Способы социальной поддержки населения

Социально-экономические методы предполагают такие способы взаимодействия, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы социальной работы как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1) Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.

2) В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

•катастрофами природного или антропогенного характера;

•затратами на рождение детей;

•уходом за инвалидами.

Современное российское государство пока еще является государством переходного типа. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям произошел спад производства, сельского хозяйства, в результате которого резко уменьшилось потребление продуктов питания, выросла безработица, снизился уровень жизни населения.

В сложившихся социально-экономических условиях особенно уязвимыми, нуждающимися в социально — экономической помощи оказались такие категории населения как:

— одинокие и одиноко проживающие престарелые пенсионеры;

— инвалиды (граждане с ограниченными возможностями);

— молодые семьи с детьми;.

— семьи, имеющие детей-инвалидов;

— семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— семьи с низким уровнем дохода;

— семьи несовершеннолетних родителей;

— матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— беременные женщины и кормящие матери;

— самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов;

— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний;

— лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;

— лица без определенного места жительства.

Одним из эффективных решений по оказанию социально-экономической помощи нуждающимся являются целевые федеральные и региональные программы.

Особенности предоставления социально — экономической помощи заключаются в том, что:

— Предоставление социально — экономической помощи обусловлено ситуацией, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (вследствие инвалидности, неспособности к самообеспечению) в связи с болезнью или в силу преклонного возраста, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности, безработицы, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую не может преодолеть самостоятельно.

— Вне зависимости от форм и видов социально — экономическая помощь предоставляется малоимущим слоям населения.

— В настоящее время государственная социально-экономическая помощь как в денежной форме, так и в натуральной — это дополнение к пенсии, заработной плате, но не заменяет ее полностью.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой «шаговой доступности», что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из отмеживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Способы социальной поддержки населения

Целесообразность использования экономических методов в социальной работе определяется их результативностью, а именно: достижением максимального социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

К основным экономическим методам решения этой комплексной задачи можно отнести следующие:

2. Во время перехода к рыночным отношениям наиболее остро встаёт проблема социальной защищённости жителей от роста цен (инфляции) и безработицы.

3. Для того, чтобы увеличение цен на товары и услуги не привело к катастрофическому уменьшению их потребления и, соответственно, снижению жизненного уровня, государство использует такой социально-экономический метод, как индексация доходов. Индексация доходов — это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора, механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни Попов С. Г. Социальный менеджмент: учебное пособие. — М.: Издательство «Ось-89», 2009. — с.42. Другими словами, минимальная заработная плата, пенсии и другие виды фиксированных доходов должны расти по мере увеличения розничных цен и услуг. Не подвергаются индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости. Индексация может производиться различными способами: периодически (по мере роста цен) или законодательно (в устанавливаемые сроки, например, раз в год, или на заблаговременно оговоренный процент).

4. В отдельные периоды, для того, чтобы сохранить уровень обеспечения пенсиями и пособиями, используется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с: катастрофами природного или антропогенного характера, затратами на рождение детей, уходом за инвалидами Попов С. Г. Социальный менеджмент: учебное пособие. — М.: Издательство «Ось-89», 2009. — с.43. В целях социальной защиты используются и такие социально-экономические методы, как система компенсаций и льгот отдельным категориям населения, определяемых законодательно. Существуют также системы пособий, которые предоставляются детям и безработным.

5. Одним из методов социально-экономической поддержки населения являются субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг даются гражданам в рамках социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учётом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи. При этом собственные затраты граждан не должны быть больше половины учрежденного минимального размера оплаты жилья, если совокупный доход семьи в расчёте на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг».

6. Методы социально-экономической поддержки, в большинстве случаев, предоставляются в виде косвенного финансирования. Например, в виде освобождения определённых категорий граждан от разных видов налогообложения. Так, от уплаты налога на собственность освобождаются участники войн и боевых действий, инвалиды I и II группы и инвалиды с детства, пенсионеры и некоторые другие категории граждан.

7. В этой же категории социально-экономических методов можно выделить порядок предоставления бесплатных социальных услуг на дому и в стационаре. Одинокие престарелые живут в интернатах бесплатно. Но, если у них есть родственники, которые обязаны содержать их по закону, то частично они платят за содержание, если среднедушевой доход их семьи превышает прожиточный минимум на 150%.

В связи с вышеизложенным, очевидна необходимость совершенствования системы социального обслуживания населения, чтобы она могла адекватно обеспечить права граждан в этой сфере.

Одной из важнейших в технологии защиты населения стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия условий переходного периода. Для этого применяются следующие социально-экономические методы: система минимальных социально-экономических гарантий; компенсация доходов; индексация доходов; система льгот и субсидий; бесплатные социальные услуги на дому и в стационаре.

Социальным рискам всегда подвержен каждый человек и поэтому помощь и социальная защита остаются важным решением данных проблем не только у нас в стране, но и во всём мире.

Социально-экономические методы и технологии поддержки населения

1. Проблема бедности и пути ее решения

— понятие бедность и ее масштабы

— опыт борьбы с бедностью

2. Социально-экономические методы поддержки населения, используемые на федеральном уровне

3. Технологии оказания социально-экономической помощи, применяемые в регионе

Бедность — это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьине позволяют поддерживать общественно необходимоедля жизнедеятельности потребление.

Абсолютная бедность — ямой недостаток в потреблении и удовлетворении наиболее сущностных, как правило, физиологических потребностей.

Относительная бедность характерна для людей, чьи доходы ниже половины или даже двух третьих среднего дохода.

1 путь борьбы с бедностью

Используется в промышленных странах с высоким уровнем жизни и социальными гарантиями ( франция)

2 .Опыт борьбы с бедность��. Борьба с бедностью для одних стран, профилактика ее для других – крупнейшая стратегическая задача любой национально ориентированной политики. Для этого мировая практика выработала два главных способа.

Первый используется в промышленно развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий: обеспечение основных минимальных доходов (заработной платы и пенсий ), достаточных для действующих в обществе стандартов потребления. И второй – система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Последняя применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

Читайте также:  Тандыр способ приготовления блюд

Последняя применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию. Но для развивающихся стран, где доходы основной массы людей крайне низки, распределение социальной помощи, в том числе продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой, образовательной и т.п., является по сути дела основным методом.

Введение системы минимальных социально-экономических гарантий:

— минимальный размер оплаты труда

— установление прожиточного минимума

Прожиточный минимум — минимальный объем необходимых средств

Это показатель объема и структура потребления для установления стоимостного показателя вводится понятие бюджет прожиточного минимума.

Два подхода к формированию бюджета прожиточного минимума

1 подход — нормативный. Основан на концепции потребления на научно-обоснованном минимально необходимом уровне.

2 подход — статистический

Основан на анализе реально

Отражением особенностей текущего потребления

Регулярное изменение номинальных доходов, различных групп населения, осуществляемое государством в зависимости от изменения уровня цен. Цель — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

3 метод — компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти:

Компенсация по уходу за инвалидами

— заявление, в котором указан состав семьи

— справки о доходах каждого члена семьи ( за последние 3 мес)

— акт обследования материально- бытовых условий

Виды социально-экономической помощи

1. Денежная помощь: компенсационные выплаты, жотации на лечение, помощь при экстремальных ситуациях.

2. Натуральная помощь: выдача продуктов питания, гарантированный продуктовый набор, выдача лекарств, топлива.

3. Помощь в виде услуг

Формы социально-экономической помощи:

1)нестационарная, постоянное или временное соц обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

3) оказание неотложной материальной помощи разового характера

| следующая лекция ==>
Организационно-управленческие технологии в ср | Проблемы женщин

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 602 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальная поддержка

Популярные подборки

Все инструкции

Удостоверения, дающие право на льготы членам семей погибших военнослужащих, участникам обороны Москвы, реабилитированным гражданам, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и пострадавшим от политических репрессий

Может ли ребенок с ОВЗ обучаться по специальной программе. Как подтвердить право ребенка на специальные условия обучения. Куда обратиться за психологической помощью для ребенка

Кто имеет право на получение социально-медицинского и патронажного обслуживания. Какие нужны документы, чтобы быть признанным нуждающимся в социальных услугах. С кем и как заключить договор об оказании социальных услуг

Какие меры поддержки предусмотрены для семей военнослужащих. Как оформить выплаты для семей военнослужащих, детей погибших военнослужащих и льготы для военных пенсионеров

Какие выплаты положены детям-сиротам. Как оформить выплаты для детей-сирот. Какие документы нужны, чтобы оформить выплаты детям-сиротам

Кто может рассчитывать на компенсацию платы за детский сад. Как рассчитывается размер компенсации. На какую компенсацию могут рассчитывать родители одного, двух, трех и более детей, и как ее оформить

Кто имеет право на бесплатный проезд к месту лечения. Как возместить потраченные на дорогу деньги

Как получить страховые выплаты при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании. Как возместить расходы на реабилитацию или абилитацию. Как определить степень утраты профессиональной трудоспособности

Какими бывают технические средства реабилитации. Как бесплатно получить кресло-коляску, слуховой аппарат или глазной протез. Как внести в индивидуальную программу реабилитации необходимое средство реабилитации

За покупку каких средств реабилитации можно получить компенсацию. Можно ли возместить содержание собаки-проводника. Какие нужны документы для оформления компенсации

Для кого проведут торжество по случаю юбилея. Кто может рассчитывать на единовременную выплату по случаю памятной даты и как ее получить

Какие выплаты положены усыновителям, опекунам, приемным родителям и как их оформить

Как получить квартиру в соцнаем или по договору безвозмездного пользования. Кому предоставляются жилищные субсидии и социальная ипотека. Как получить квартиру молодым семьям, инвалидам и семьям с больными тяжелыми хроническими заболеваниями

Куда обратиться за экстренной суицидологической помощью. Какие суицидологические службы существуют в Москве и как попасть на прием к специалисту

Как записать ребенка на программу «Московская смена» и какие документы для этого необходимы. Сколько времени рассматривается заявление

Проблемы социальной защиты населения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.03.2017 2017-03-18

Статья просмотрена: 25198 раз

Библиографическое описание:

Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40764/ (дата обращения: 12.05.2020).

Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты

Социальная поддержка населения — это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [4].

В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан». В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе — повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению [9].

До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства.

На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей. В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем [5]. Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее [6, 23 с.]. Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию [3].

Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством. Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье [1].

Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки [2].

Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния [8].

Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года [10]:

Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны [7].

Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей.

В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина. Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

Читайте также:  Способы посадки винограда весной

В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники.

Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством.

  1. Достойный труд, справедливая зарплата.
  2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд.
  3. Улучшение демографической ситуации.
  4. Социальная защита приблизится к человеку.
  5. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

Лекция 4. Социальная защита населения

Формы социальной защиты

Принципы социальной защиты

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В России за социальную защиту отвечает: Министерство здравоохранения и социального развития России.

Социальная защита — соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др. Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РФ».

избавление от абсолютной нищеты,

оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях,

содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Социальная защита состоит: социальное обеспечение; социальное страхование ;

социальная помощь (поддержка)

Формы социальной защиты – законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы. Государственные формы соц. защиты – льготы.

Льгота – это скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Основные направления и формы социальной защиты :

защита трудовых прав и охрана труда

социальная поддержка безработных

развитие социального обслуживания

социальная поддержка граждан, уволенных в запас

социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

социальное обеспечение нетрудоспособного населения

пенсии и пособия

услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

формы и методы социальной поддержки безработных

регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

государственная служба занятости

поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те, или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;

заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Главная функция социальной защиты

поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции,

оперативный механизм защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Правовые способы поддержки

пенсии на детей в случае потери кормильца;

отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок;

содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно;

бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста;

дополнительные меры социальной защиты многодетных семей;

предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

ФЗ от 19 мая 1995 г.«0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

пособие по беременности и родам;

пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка;

единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот.

Социальное обеспечение – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

материальное обеспечение граждан в старости, в период временной не

трудоспособности, при потере кормильца в семье;

обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям,

семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Принципы государственной системы здравоохранения – бесплатность и

Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

– установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов

Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

особенностью является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Виды социального страхования

Добровольное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды (принцип неполного самофинансирования).

В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета.

а) обязательное общее страхование

б) обязательное профессиональное страхование

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым

по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

Цель Фонда социального страхования Российской Федерации – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики

Социальная помощь – введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности (федеральный бюджет, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Формы государственной социальной помощи

денежные выплаты — социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина.

Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения.

Программа социальных реформ в России

Основные направления и формы социальной защиты:

защита трудовых прав и охрана труда

социальная поддержка безработных

развитие социального обслуживания

социальная поддержка граждан, уволенных в запас

социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

социальное обеспечение нетрудоспособного населения

пенсии и пособия

услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

формы и методы социальной поддержки безработных

регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

государственная служба занятости

Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Социальная помощь это предоставление льгот и преимуществ, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот

Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием

В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это – соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Основные цели – избавление от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономит.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Основные формы социальной защиты:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов населения;

целевые социальные программы.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Источник

Оцените статью
Разные способы