Способы социальной оценки социального проекта

Оценка социального проекта

Оценка социального эффекта актуальна для анализа благотворительных проектов.

Основной упор здесь делается на социальной составляющей, чем она разительно отличается от многих сфер бизнеса. Если проект должен решить какую-то проблему или снизить ее остроту, важно понять, насколько он отвечает требованиям, а затем выяснить, действительно ли он позволяет добиться поставленной цели. Зачастую речь идет:

  • о новых установках в работе;
  • о работе над состоянием (эмоциональным, физическим);
  • о поведении клиента в разных условиях и т.д.

К примеру, нужно увеличить количество бедных семей, у которых повысился валовый доход. Или увеличить число инвалидов, которые стали научились жить независимо и самостоятельно благодаря социальной программе.

Необходимо уделять особое внимание изначальному определению, а также требуется правильно ставить социальные цели. После проекта жизнь человека должна измениться в лучшую сторону. Его авторы обязаны понимать, как именно достичь тех или иных целей, какие факторы позволяют сделать это без проблем. Еще следует выделить нюансы, из-за которых получение результатов может стать значительно более сложным.

Варианты стратегий

Специалисты рекомендуют научиться строить логические модели, разрабатывать «теорию изменений». Теория изменений – это что, почему и в какой последовательности должно меняться. Следует также уточнить, кто вовлечен в деятельность, какие действия предпочтительны в рамках определенной ситуации.

На данном этапе наилучшая стратегия – поиск компетентного консультанта. Специалист поможет понять логику проекта, сформулировать список планируемых результатов, выделить наилучшие способы оценки их достижения.

Иногда бывают такие ситуации, когда запрос на оценку и получение дополнительной информации появляется после старта проекта. К примеру, организаторам хочется удостовериться в том, что они идут в правильном направлении. Они должны понять, полезно ли их дело. Запросы бывают внешними и внутренними.

Особенности измерения социальных перемен

Зачастую социальные результаты и цели, которых собираются достичь организаторы, определяются социальной проблемой, которую должен решить конкретный проект. Кроме того, целесообразно выделить критерии, говорящие об их достижении.

Цепочка достижения результата состоит из перечисленных элементов:

  1. Ресурсы – то, что необходимо для достижения результата.
  2. Деятельность – то, что нужно будет делать, что проводится в данный момент для достижения целей (оказание услуг, организация различных мероприятий).
  3. Результаты, которые могут меняться во время деятельности. К примеру, речь о числе оказанных услуг, проведенных мероприятий и т.д.
  4. Социальное воздействие или эффект – изменения в жизни, которые может повлечь за собой проект. Сразу оценить их нельзя, приходится ждать некоторое время. К примеру, это может быть снижение количества преступлений среди подростков.

Самая частая ошибка, которую допускают специалисты, состоит в измерении исключительно вложенных ресурсов и объема приложенных усилий. К примеру, попытки посчитать, сколько именно было произведено продукции, сколько людей воспользовалось услугами компании и так далее.

Виды социальной эффективности

Есть несколько видов эффективности, которые обязан учитывать специалист:

  1. Производительность. Представляет собой объем ресурсов, которые потратил организатор, к полученным им результатам.
  2. Экономичность. Тут учитывается объем использованных ресурсов на единицу достигнутого результата.
  3. Социальная эффективность. Представляет собой соотношение социальных результатов к непосредственным результатам.
  4. Экономическая эффективность. Отношение денежных результатов к тратам на исполнение социального проекта.
  5. Эффективность социально-экономического характера. Рассматривают соотношение достигнутых социальных результатов к тратам ресурсов.

Оценить социальные результаты не так просто, потому что увидеть их сразу невозможно. Кроме того, не всегда ясно, почему вообще наступили изменения: от проекта или за счет случайности, вмешательства других факторов и так далее.

Например! Участник проекта, который должен был найти работу, устроился в какую-то компанию, но приложил для этого и другие усилия, а не только пользовался предложенной ему программой. Или же он мог трудоустроиться и без участия в проекте. А ребенок, который после программы должен был стать более самостоятельным, получил это качество просто потому, что повзрослел.

Проще всего провести анализ количественных показателей, однако они не всегда отражают качество. Для оценки проекта нужно иметь много знаний и опыта.

Наиболее распространены стоимостные оценки социальных результатов. Этот способ предполагает подсчет расходов, которые несут люди из-за определенной социальной проблемы. Также можно делать акцент на продуманном управлении социальными изменениями. Для этого нужно делать следующее:

Шаг 1. Сформулировать основную цель. На данном этапе необходимо понять, какую именно социальную проблему должен решить проект. А также наметить действия, которые должны будут предприниматься, оценить риски и т.д.

Шаг 2. Проанализировать, от кого зависит реализация программы, дать оценку людям, ждущим изменений. Нужно понять, чего они ждут, что делают для выполнения поставленных задач и предоставить им это.

Читайте также:  Приставочного способа словообразования приставка при

Шаг 3. Сформулировать планируемые результаты. В том числе, здесь необходимо определиться, достаточно ли будет имеющихся ресурсов.

Шаг 4. Проанализировать полученные результаты. Организаторы должны регулярно следить за тем, двигаются ли они к достижению целей или нет.

Шаг 5. Рефлексировать и развиваться. Здесь нужно быть объективным и отдавать себе отчет, насколько полезен проект или программа.

Делаем выводы

Важно помнить, что самостоятельно проверить эффективность проекта сложно. Лучше всего привлечь к этому делу специалистов. В то же время нельзя действовать по принципу «отдал и забыл». Организаторы обязательно должны быть вовлечены в оценку.

Источник

Способы социальной оценки социального проекта

Социальный проект подвергается экспертизам на всем протяжении его разработки и осуществления.

На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта. Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется. Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны. При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза. Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией. Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

При работе с социальными проектами могут применяться различные виды экспертизы постольку, поскольку в проекте предусматривается строительство, или требующая лицензирования деятельность, или вмешательство в окружающую природную среду. Так работают со всеми проектами. Но особенность социальных проектов состоит в том, что здесь ведущую роль играет социальная экспертиза — специальный вид экспертной работы.

Чаще всего социальная экспертиза ведется по следующим направлениям:

1. Эксперты оценивают социальные последствия для населения принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.

2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому по проекту управленческому решению;

3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.

Экспертирование может производиться по модели «Рецензия» — наиболее традиционной форме экспертной оценки. Это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для изучения, который содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам.

Другая модель организации экспертизы — «Мониторинг». Мониторинг — регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование позволяет выявить динамику развития объекта (явления, процесса). Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы осуществляется на долговременной основе. Модель «Мониторинг» может быть эффективно применена, если в качестве эксперта выступает научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать па высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка связывается с другими исследовательскими технологиями.

В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены теми или иными организациями в порядке объявленного конкурса . Тогда возникает специфическая экспертная задача по сопоставлению довольно разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Выработка оснований для предпочтения ведется в зависимости от целевого назначения конкурса.

• социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия;

• возможность развития проекта, его перспективность; возможность вос-произведения в иных условиях;

• масштаб планируемой деятельности: расчетную длительность и ритм мероприятия; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности; необходимость в специальной подготовке кадров; долю средств на обеспечение сути проекта в общих планируемых расходах по проекту;

• реалистичность проекта (программы): способность молодежного, детского объединения реализовать конкурсный проект, подтвержденную предыдущей деятельностью; наличие подготовленных кадров или возможность по привлечению их со стороны; обоснованность места проведения мероприятий; обоснованность ожиданий от участников проекта;

• рациональность сметы расходов.

Особенность данного вида экспертизы состоит в том, что номинально или фактически эксперт становится членом жюри, он вынужден построить «лифт» проектов, не ограничиваясь предпочтением лучшего и отвержением всех остальных.

Порядок работы экспертных советов обычно таков:

1. Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурсных проектов (объем заключения от абзаца до 1,5 станицы; большие тексты заключений не вызывают одобрения, поскольку с ними труднее работать).

2. Когда по каждому проекту имеется несколько (не меньше двух, но обычно 4—5) заключений экспертов, собирается экспертный совет (5—7 авторитетных в данной области специалистов), рассматривающий все представленные проекты на основе полученных заключений. Участники заседания, разумеется, сами вели экспертизу проектов, и по каждому проекту минимум двое выступали авторами заключений.

Читайте также:  Основные способы внесения минеральных удобрений

3. Проекты разделяются на три группы: а) проекты, получившие все положительные оценки; б) проекты, получившие все отрицательные оценки, в) проекты, оцененные одними экспертами положительно, а другими отрицательно.

По первой группе нет необходимости проводить обсуждения до того момента, когда станет вопрос о распределении призовых мест. Вторая группа исключается из обсуждения. Третья и составляет основу работы экспертного совета. Бывает, что оценки диаметрально расходятся (категорическое «за» versus категорического «против»). Общая оценка формируется (иногда после дополнительного экспертирования) в соответствии с установившимися в совете критериями, и проект попадает в первую или вторую группу.

Источник

Есть ли польза? Как оценить ваш социальный проект

Оценка социального эффекта (social impact) естественна для социальных и филтех-проектов. Ведь их социальная составляющая – это основное отличие от традиционного бизнеса. Если проекты, услуги, решения направлены на решение конкретной проблемы или снижение ее остроты, то важно оценить, действительно ли это происходит и в какой мере.

Речь, как правило, идет об изменении установок, физического или психологического состояния, моделей поведения, статуса клиентов. Например, количество малообеспеченных семей, у которых стабильно повысился доход. Или доля клиентов с инвалидностью, у которых зафиксирован рост самостоятельности и независимости благодаря использованию продуктов филтех-проекта.

Важно и изначальное определение, и планирование социальных целей – позитивных изменений в жизни конкретных групп благополучателей. А также понимание, как именно их достичь, какие факторы и для каких групп обеспечивают и препятствуют достижению социальных результатов.

Это построение логической модели, «теории изменений»: почему, за счет чего, что и в какой последовательности обеспечит изменения, кто вовлечен, какие и почему действия нужно предпринять.

На этом этапе оптимальной стратегией лично я считаю привлечение консультанта. Специалист в сфере оценки социальных программ поможет сформулировать или уточнить логику проекта, перечень ожидаемых социальных результатов и возможные способы для оценки их достижения.

Бывает и так, что запрос на оценку и получение дополнительных данных появляется после запуска проекта. Например, у команды возникает желание проверить, а туда ли они движутся, есть ли вообще какие-то изменения от их продукта, что можно делать иначе, чтобы изменений было больше, нет ли потенциального вреда. Это может быть как внутренний запрос, так и внешний – от доноров, инвесторов и партнеров.

Измерение социальных перемен

Обычно социальные результаты и цели, которые планируется достичь, формулируются в зависимости от той социальной проблемы, на решение которой направлен проект. А также подбираются адекватные показатели, которые бы свидетельствовали об их достижении. При этом важно измерять не только социальные результаты, но и всю цепочку по их достижению, которая состоит из следующих элементов.

Ресурсы (inputs) – то, что вам потребуется для реализации проекта, достижения социального результата. Ресурсы могут быть человеческие, материальные, производственные и другие.

Деятельность (activities) – то, что осуществляется, что вы будете делать для достижения ваших социальных целей, – оказание конкретных услуг, проведение мероприятий и пр. Например, обучающие занятия или поиск рабочих мест людям с инвалидностью.

Непосредственные результаты (outputs) – то, что изменится в процессе деятельности. Как правило, речь идет о количественных, производственных результатах – количестве мероприятий, услуг, клиентов. Например, количество малообеспеченных семей, которые получат услуги за год; количество проведенных консультаций, изготовленных изделий, скачанных приложений.

Социальные результаты (outcomes) – позитивные изменения в жизни целевых групп (клиентов, благополучателей), которые происходят благодаря проекту. Например, это количество людей с инвалидностью, у которых повысился доход благодаря прошедшему обучению или которые трудоустроились благодаря проекту.

Социальное воздействие / социальный эффект (impact) – положительные изменения, которые ожидаются от проекта. Обычно они отдалены по времени и показывают изменения не только в жизни благополучателей, но и в обществе в целом. Например, снижение уровня подростковой преступности в том районе, где запущен социальный проект. Граница между социальным результатом и социальным эффектом довольно зыбкая, многие используют эти понятия, как синонимы.

Одна из распространенных ошибок – измерение только вкладываемых ресурсов и объема предпринятых усилий.

Например, подсчета, сколько произведено продукции, сколько человек воспользовались услугами, обучились, установили мобильное приложение. Такие непосредственные результаты довольно просто измерить. Их учет и измерение также важны для понимания экономичности, результативности, масштабов проекта. Но, как правило, они ничего не говорят о том, решена ли проблема и есть ли какие-то изменения в жизни клиентов.

Виды эффективности

  1. Производительность (результативность) – отношение объема затраченных ресурсов к объему полученных результатов.
  2. Экономичность – объем используемых ресурсов на единицу создаваемого результата.
  3. Социальная эффективность – отношение социальных результатов к непосредственным.
  4. Экономическая эффективность – соотношение финансовых результатов деятельности и затрат на их осуществление.
  5. Социально-экономическая эффективность – отношение полученных социальных результатов (эффектов) к стоимости затраченных на это ресурсов.
Читайте также:  Приемы прекращения горения способом изоляции изолирующие огнетушащие вещества

Одна из основных сложностей при измерении социальных результатов – они часто наступают не мгновенно. Также не всегда понятно, произошли ли изменения именно благодаря вашему проекту или за счет других факторов и игроков.

Например, участник программы по развитию каких-то навыков нашел работу, но параллельно он предпринимал массу иных усилий. Вполне возможно, что он бы и так трудоустроился, без нашей программы. Или, например, в «детских» программах ребенок естественным образом вырос и стал более самостоятельным, а не только за счет наших усилий. Поэтому оценка социального эффекта – непростая задача.

Также обычно проще собрать количественные показатели, но они не всегда отражают важные качественные изменения в жизни благополучателей. Иными словами, то, что проще измерить, – это не всегда именно то, что действительно отражает реальность.

Понять, какие именно результаты и показатели оценивать, также непростая задача, требующая знаний и практического опыта.

Я советую обращаться за консультацией к специалистам в этой сфере, к практическому опыту других команд с аналогичными продуктами и услугами и к всевозможным тематическим базам результатов и показателей, разработанных экспертами. На русском языке, например, это ресурс «Эволюция и филантропия».

Также не забывайте про конечную цель оценки социальных результатов и ваших ресурсных возможностях. Любая система измерения социальных результатов помогает принимать решения, достигать больших изменений в жизни клиентов, быстро и гибко реагировать на потребности рынка. Но она не должна становиться сложной и громоздкой, чтобы не забирать у проекта дефицитные ресурсы.

Довольно распространенными являются стоимостные оценки социальных результатов (например, SROI – Social return on investment). Как правило, речь идет о подсчете в денежном эквиваленте тех расходов, которые несет общество из-за той социальной проблемы, которую планирует решить проект. Например, из-за высокой преступности или содержания сирот в учреждениях. Либо, наоборот, вы будете оценивать доходы, которые создаются для общества. Такие как доходы от туризма за счет запуска культурного объекта на территории.

Стоимостные оценки проще проводить в отношении социальных результатов, которые максимально приближены к финансовым. Легче измерить социальный статус, связанный с трудоустройством и повышением уровня доходов, чем оценить результаты в сфере культуры. В последнем случае приходится подбирать аналоги, которые помогают выразить в финансовом эквиваленте, например, ценность полученных впечатлений от просмотра музейной экспозиции.

Еще один вариант – делать акцент не на жестких KPIs (key performance indicators), а на грамотном, осознанном управлении социальными изменениями. Это предполагает последовательное выполнение ряда шагов и постоянное к ним возвращение по мере накопления опыта и информации.

  • Сформулируйте ключевую цель. Определите, какую главную социальную проблему пытается решить ваш проект: какова ее природа, масштаб, целевые группы. Подумайте, какие действия уже предпринимаются для ее решения, а каких недостаточно? Какие ресурсы нужны для этого, все ли у вас есть? Какие социальные результаты вы ожидаете получить? Какие есть риски на пути реализации проекта, что может усилить проект?
  • Проведите анализ стейкхолдеров (тех, от кого зависит реализация проекта и у кого произойдут изменения): каковы ожидания у заинтересованных сторон от работы проекта, каких изменений они ожидают? Кто из них делает вклад и в какой форме? Нет ли противоречия в ожиданиях разных групп стейкхолдеров? Какие стейкхолдеры особенно важны?
  • Сформулируйте ожидаемые результаты. С учетом ожиданий стейкхолдеров и ваших ценностей, ресурсов составьте перечень действий, а также непосредственных и социальных результатов. На основе каких показателей можно будет понять, что достигает ваш проект? Какие данные нам нужны для этого, и реально ли их получить с учетом имеющихся ресурсов?
  • Мониторинг социальных результатов. Постоянно отслеживайте, получается ли у вас достигать запланированных результатов на практике, каких именно? Согласны ли с этим стейкхолдеры? Ценят ли они достигнутые результаты, считают ли их важными?
  • Рефлексируйте, отчитывайтесь и развивайтесь. Оценивайте эффективность вашей работы и обсуждайте со своей аудиторией (как внешней, так и внутри команды) полученные результаты. Не забывайте про благополучателей – их мнение особенно важно, именно они «эксперты опыта», ради них и реализуется проект. Учитесь на ошибках, вносите изменения в деятельность. Отслеживайте, каких данных не хватает для принятия решений.

Повторюсь: самостоятельно проводить оценку социальных результатов довольно сложно и полезно советоваться с опытными специалистами по оценке. Однако не стоит и полностью делегировать эту задачу сторонним экспертам и действовать по принципу «отдали и забыли».

С вашей стороны так же потребуется довольно высокое вовлечение, иначе реален риск, что полученный отчет о результатах будет мало применим в вашей непосредственной практической деятельности, принятии управленческих решений.

Источник

Оцените статью
Разные способы