Способы социально педагогического сопровождения

Социально-педагогическое сопровождение

Понятие «социально-педагогическое сопровождение» часто используется в современной науке и является актуальным. Понятие сопровождение интерпретируется неоднозначно. Этимология понятия связана с определенным действием; согласно словарю В. Даля, «сопровождать значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать».

В работах М.Р. Битяновой сопровождение рассматривается как система проф. деятельности педагога, психолога, направленная на «создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации».

Социально-педагогическое сопровождение трактуется как процесс оказания своевременной социальной и педагогической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка (Л.В. Байбородова).

В.А. Лазарев (монография «Пед. сопровождение одаренных») сущность сопровождения определяет как усиление позитивных факторов развития и имеющихся способностей и нейтрализацию действия негативных факторов.

Задачи социально-педагогического сопровождения детей(В.А. Лазарев)

— разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

— формирование адекватной самооценки;

— охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

— предупреждение изоляции детей в группе сверстников;

— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей.

Структура социально-педагогического сопровождения, элементы (А.Л. Уманский. Автореф. дис.):

сопровождение отношений детей через групповые формы работы;

индивидуальное сопровождение развития отношений детей;

сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку;

сопровождение родительских отношений (к детям, к образовательному учреждению, к обучению, воспитанию);

сопровождение принятия управленческих решений;

сопровождение образовательного процесса;

сопровождение отношений в педагогическом коллективе;

сопровождение взаимоотношений в диадах «педагог-ребенок», «педагог — родитель»

P.S. Как следует из данной структуры, приоритетное место принадлежит групповым, т.е. коллективным формам работы, что актуализирует значение социально-пед. сопровождения при формировании детского коллектива.

Компонентами соц-пед. сопровождения являются (Л.В. Байбородова): диагностический, консультационный, прогностический и практический

Содержание сопровождения

В автореф. дис Н.Г. Чаниловой: содержание сопровождения представляет собой систему действий педагога, связанную с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы учебной работы подростков.

Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником планируемого результата. Несмотря на то, что имеющийся субъектный опыт педагога и ученика качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в ситуацию совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений.

Важный аспект в содержании социально-пед. сопровождения – это включенность обучающегося в события и ситуации, стимулирующие его личностное развитие. В псих-пед. аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, поэтому социально-педагогическое сопровождение является особым видом взаимодействия, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития предупреждению и решению проблем.  Социально-педагогическое сопровождение предполагает взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность его социализации и обучения (М.И. Рожков «Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса»).

В пед. сопровождении в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги, можно выделить дидактическое сопровождение, цель которого — поддержка самостоятельной учебной деятельности; коррекционное сопровождение детей, имеющих особые нужды и др.

Содержание социально-педагогического сопровождения также включает адаптацию личности к новым жизненным ситуациям, что подразумевает коррекцию ее ценностей, влияющих на поступки и поведение.

Специфика социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков) заключается в направленности на поддержку личности, в построении ее социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с окружающим миром, на преодоление трудностей в процессе социализации.  Социально-педагогическое сопровождение не может носить нейтральный, пассивный характер, следующий за развитием человека.

Соц-пед. сопровождение — это целенаправленный активный процесс, имеющий свои цели, предмет, функции, критерии, средства, результаты.

Целью соц-пед. сопровождения является адекватная и максимально успешная социализация и индивидуальное развитие личности, процесс достижения которой может быть обеспечен установлением гармонических отношений между членами той или иной социальной группы.

Соц-пед. сопровождение имеет высокий воспитывающий потенциал. Если соц-пед. сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией соц-пед. сопровождения. Это обусловлено тем, что соц-пед. сопровождение предполагает «не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы» (М.И. Рожков).

Предметом социально-пед поддержки (О.С. Газман) является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [От авторитарного образования к педагогике свободы].

Читайте также:  Способы упрощенной идентификации клиента физического лица

Источник

Консультация для педагогов «Формы и методы социально-педагогического сопровождения»

Ольга Бахвалова
Консультация для педагогов «Формы и методы социально-педагогического сопровождения»

Формы и методы социально- педагогического сопровождения

Социально – педагогическое сопровождение, представляет собой вид социального патронажа, и является комплексной целостной системой социальный поддержки и психолог – педагогической помощи, которая проводится при помощи поддержки педагогических и социально – педагогических служб. Так же данный вид сопровождения может быть рассмотрен и как процесс взаимодействия между сопровождением и нуждающимися в помощи, и как технология с помощью, которой возможно создание условия для развития личности в семье.

Исследования в области поддержки и помощи семьи, считают, что такая форма общения с семьей выступает в качестве сопровождения. Понятие сопровождения этимологически близки к понятиям передвижения, помощи человеку в преодолении затруднений.

Как правило, под сопровождением, рассматривается метод, который создает оптимальные условия для наилучшего выбора и оптимального решения жизненной ситуации для каждого конкретного субъекта и объединение усилий специалистов, которые ведут процесс сопровождения. В этой ситуации субъект рассматривается и как человек, так и как система.

Обухова Н. Г., считает, что сопровождение — это помощь, осуществляемая в области социальной и психологической поддержки.

А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская, выделяют педагогическое сопровождение. Отличие этого вида сопровождения, заключается в адресной поддержке личности с помощью педагогических систем и совокупности условия [21].

На данный момент психолого – педагогическое сопровождение рассматривается как совокупность технологий направленных на помощь семье в виде особой культуры, с помощью которой возможна поддержка ребенка, его социализация и воспитание и обучение.

Специально организованная деятельность, направленная на развитие и становление личности, а также создание благоприятных условий – понимается как социально – педагогические условия. В рамках нашего исследования социально -педагогическое сопровождение рассматривается как формирование воспитательного потенциала у семьи и активизация родительской активности путем самообразования.

Признаки социально – педагогической активности:

— непрерывная направленность на конкретную семью в течении длительного временного отрезка;

— целостный характер процесса;

Л. М. Шипицына выделяла несколько основных этапов, на основе которых выстраивается необходимое сопровождение:

— диагностический (выявление проблемы);

— поисковый (поиск путей решения проблемы, информирование, создание условий для сопровождаемого)

консультативно-проективный (выявление различных вариантов решения проблемы);

Дошкольная организация является первым институтом, который способен и должен оказывать влияние и осуществлять поддержку семьи. В последние годы наметилась положительная тенденция в отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное сообщество прикладывает все усилия для создания единого воспитательно — образовательного пространства которое способно формировать здорового, социально – адаптированного, развитого ребенка. К сожалению, по данным статистики, в последнее десятилетие отношение семьи к детскому саду стало носить формальный характер. Семья все больше отстраняется от системы социальных связей с различными социальными институтами, не являются исключением и дошкольные образовательные организации. Как считает Виноградова Н. Ф., дошкольное образовательное учреждение — это то место, которое может стать опорой семье, и оказать семье как институту общества колоссальную поддержку в виде педагогической и психологической помощи. Дошкольное образовательное учреждение выполняет значительно более весомые функции, чем просто место, где учат и развивают детей. Современная дошкольная организация способна поддерживать и сопровождать семью, проводить консультирование родителей, передавать социально – культурные традиции, воспитывать человека будущего. В социализации дошкольников семья и дошкольная образовательная организация являются первейшими и важными институтами. Характер их воспитательных функций различен, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Для успешной реализации задач развития и воспитания ребенка детский сад должен всячески поддерживать связь с семьей и налаживать отношения, вовлекая в свою работу и непосредственно в воспитательно – образовательный процесс. Родителю необходимо знать, что его участие в педагогическом процессе, важны и необходимы для развития собственного ребенка. Эту основную мысль необходимо формировать в сознании современной семьи для осуществления успешной и плодотворной поддержки. Поддержка семьи не должна восприниматься как обучение родителей педагогическим знаниям, а только с точки зрения помощи в воспитании ребенка. Такой подход обеспечивает качественную и эффективную работу с детьми, позволяет обеспечивать индивидуальный подход в воспитании, формировать познавательный интерес в той деятельности, которая им доступна и интересна.

Читайте также:  Маржинальный способ производства это

Социально – педагогическаяподдержка помогает семье:

— воспринимать ребёнка как равного;

— знать и учитывать его слабые и сильные стороны;

— установить доверительные отношения внутри семьи;

— ценить личные достижения ребенка.

Профессор Горин Л. В. считает, что социально – педагогическая поддержка, позволяет сформировать как внутри семьи, так и в рамках дошкольного образовательного учреждения единое психологическое пространство, которое позволит обеспечить рост и развитие детей. Для реализации данной задачи необходима совместная целенаправленная работа всех заинтересованных участников образовательного процесса. Такая деятельность, в которой задействованы сразу несколько сторон, является одним из сложнейших видов педагогической детальности и имеет свои особенности. Во-первых, взаимодействие педагогов и родителей в этом направлении представляют достаточно сложную деятельность, необходимость устанавливать отношения и сотрудничество между педагогами и родителями, влияет на степень доверительности отношений, в ходе которой корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов.

Второе, процесс образования – это совокупность разных видов деятельности между детьми и педагогами.

В – третьих, процесс образования строится так, чтобы была возможность выстраивать план развития ребенка, поэтому совместная деятельность всех участков образовательного процесса позволят обеспечить целостность педагогического процесса во время нахождения ребенка в стенах образовательного учреждения путем постепенного выстраивания наполненности программы и в детском саду, и в условиях семьи.

Нахождение ребенка в детском саду имеет свою специфику, в процессе нахождения ребёнка создается непрерывный процесс развивающего и личностно-ориентированного сотрудничества всех субъектов образования. Используя такую форму сотрудничества, необходимо представить родителям право выбора форм сотрудничества и право на участие в планировании содержания родителей.

Для создания условий партнерских отношений между родителями и педагогами, которые предполагают внедрение в педагогическую систему нового субъекта, наделенного определенными правами и обязанностями, предполагает в работе с родителями формы и методы, которые повышают инициативность семьи как полноправных участников образовательно – воспитательного процесса. Таким образом использование социально – педагогической поддержки является весьма актуальной, так как позволяет осуществлять совместную деятельность и выстраивать последовательность процедур и операций, направленных на достижение поставленных результатов.

Таким образом, привлечение семьи в образовательное пространство позволяет повысить родительскую компетентность, широко используя различные способы социально – педагогической поддержки.

Социально – педагогическое сопровождение направлено на повышение родительской активности и особое значение в этой деятельности приобретают сотрудничество семьи и ДОУ. Изучение взаимодействия родителей и воспитателей дошкольного учреждения показывают, что для системного сотрудничества, необходимо учитывать факторы, которые могут негативно влиять на процесс социально – педагогического сопровождения.Самыми распространенными факторами являются:

— неумение педагогов определять задачи и подбирать методы и содержание работы;

— недостаточное изучение условий жизни конкретных семей;

— неправильный подбор форм работы с семьей (только коллективные)

Как правило, такая ситуация возникает в следствие низкого уровня знания специфики семейного воспитания, неумение проектировать педагогическую деятельность в рамках отношений с семьей и детьми, отсутствие у педагогов необходимых коммуникативных навыков. В этой ситуации в дошкольном образовательном учреждении должна вестись целенаправленная работа по повышению компетентности педагога, и эту работу должны проводить все службы ДОУ.

Воспитательно – образовательная работа в дошкольном учреждении строится на взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Для этого педагоги должны использовать различные формы работы с семьей и конкретно с каждым родителем, уделяя особое внимание практической части навыка родительского воспитания. Это может быть беседы, совместная деятельность, собрания, выставки, совместные походы.

Анализируя планирование работы с родителями, важно отслеживать степень заинтересованности семьи в развитии и росте своего ребенка. А также контролировать усвоение родителями умений и навыков в вопросе воспитания детей и их социализации. Особая работа проводится по созданию условий воспитания детей в семье. Для изучения семьи существует большое количество методов как групповых, так и индивидуальных. Самым распространённым методом изучения по-прежнему остается посещение педагогом семьи. Отслеживая жизнь ребенка в семье, у педагога появляется возможность в привычной для ребенка среде ближе с ним познакомится, узнать его потребности, сблизится с ним. На основе такого неформального и близкого общения, педагог может составить правильные подходы к воспитанию детей в детском саду. Посещение семьи рекомендуется проводить не реже одного раза в год, это позволит своевременно выявить проблемы в семье и оказать качественную помощь, особенно неблагополучным семьям.

Для своевременного выявления проблем, рекомендуется проводит различные опросы и анкетирования. Анализ опросников помогает составить мнение о понимании родителями воспитательных задач, помочь проанализировать происходящее в семье, вывить отклонения и принять своевременные коррекционные меры. Небольшие по формату опросники, позволяют составить педагогу мнение о пожеланиях семей и родителей, тем самым направляя работу педагога.

Читайте также:  Разработка угольных месторождений открытым способом это как

Не всегда удается активизировать родительскую деятельность должным образом, как правило проблемы кроются в неумении педагога использовать положительный опыт семейного воспитания и недостаточной компетентности педагога, а именно несвоевременная подготовка к различным формам взаимодействия. Своевременная заинтересованность педагога семейной жизнью ребенка, способна повысить родительскую активность. Немаловажную роль в общении с родителями играет и психологический настрой педагога в ежедневном взаимодействии с семьей. Настрой педагога носит как правило индивидуальный характер и определяется трудностями семейного воспитания.

Качество работы воспитателя зависит от степени подготовки к мероприятиям по социально – педагогической поддержки, поэтому, для педагога необходима подготовка заблаговременно. Особое внимание уделяется разработке и подготовке различных рекомендаций.Рекомендации можно разделить на четыре части:

1. Вопросы семейного воспитания, повышение родительской активности, путём формирования педагогической культуры семьи.

2.Разработка практических рекомендация для воспитателей: формы и методы работы, изучение передового опыта взаимодействия с семьей.

3. Формирование педагогической компетенции: самообразование, педагогический опыт, консультации, семинары.

Таким образом, формирование родительской культуры воспитания ребенка, напрямую зависит от компетентности педагога. Качество контактов педагога с детьми и родителями определяется уровнем его мастерства и воспитанностью ребенка, и отношением семьи к требованиям дошкольного образовательного учреждения. Для плодотворного взаимодействия с семьей необходимо постоянно расширять границы взаимодействия с семьей и искать новые современные формы сотрудничества и поддержки в вопросах педагогического просвещения и поддержки семьи.

Т. В. Лодкина, считает, что при социально – педагогическом сопровождении семьи с целью повышения родительской педагогической компетентности,необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого объекта воспитания:

1. Семья является продуктом, сформировавшимся в результате исторического развития за длительный период времени и подчиняется социальным нормам. Из этого формируется основное направление работы с семьей – ее укрепление и приобщение к социокультурным нормам, усвоение этих норм;

2. Воспитание и развитие внутрисемейных отношений являются путем к формированию крепкой основы семьи, развитие ответственности, осознание ценности семейной жизни, развитие социально – педагогической культуры семейных отношений;

3. Косвенное сопровождение семьи способствует положительному влиянию на развитие и формирование внутрисемейных отношений;

4. Семья представляет собой сложную многоуровневую структуру с развитыми социальными и другими различными связями, поэтому в работе с семьей необходима комплексная многоплановая система работы;

5. Характер взаимодействия и помощи семье носит дифференцированный поход с учетом специфики каждой индивидуальной единицы поддержки.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога — психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:»Методы определения ведущей руки» Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы