- «Виды технологий социокультурной адаптации» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы
- Что такое социальная адаптация?
- Пример социальной адаптации
- Уровни социальной адаптации
- Виды социальной адаптации
- Цели и задачи социальной адаптации
- Этапы социальной адаптации
- Как проходит социальная адаптация: основные стадии
- Заключение
«Виды технологий социокультурной адаптации»
методическая разработка на тему
Материал в помощь педагогам дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_tehnologiy_sotsiokulturnoy_adaptatsii.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Виды технологий социокультурной адаптации.
Автор- составитель: Анисович Юрий Юрьевич
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район
ст. Кавказская, 2017 г.
Переживание момента творения дает силу для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты. С этой точки зрения любое искусство будет иметь психотерапевтическую функцию по своей сущности, поскольку оно представляет собой такой способ познания действительности, при котором человек оказывается в роли творца.
Назначение технологий социокультурной адаптации:
- Актуализация потребности личности в саморазвитии.
- Помощь в изживании стереотипов прошлого опыта, затрудняющего творческую самореализацию личности.
- Приумножение возможностей и ресурсов личности при «проживании» различных моделей личностного развития.
- Интеграция возникающих ресурсов и гармонизация личностного развития.
- Предоставление возможности человеку постичь полноту социального творчества.
Социальное творчество можно охарактеризовать следующими составляющими: повышенная активность в поиске выхода из проблемной ситуации; постоянная повышение компетентности; высокий уровень прочности здоровья (стрессоустойчивость, низкая утомляемость, адекватная самооценка, отсутствие чувства страха. ); высокая степень зрелости, возможность пребывания в состоянии «здесь и теперь»; мотивация достижения результатов, широкий диапазон приемлемых для личности способов решения проблемной ситуации (отсутствие ощущения тупика).
Особенно зарекомендовали себя следующие виды технологий социокультурной адаптации:
- Арт-терапия
- Данстерапия
- Драматерапия
- Методика драматической психоэлевации (Куклотерапия)
- Интермодальная терапия творческим самовыражением
- Процессуально-ориентированная психология
- Аутентичное движение
Технологии арт-терапии одновременно имеют здоровьесберегающую, психотерапевтическую и адаптивную функции.
Средства арт-терапии дают возможность человеку символически выразить свои внутренние переживания, а также расширяют возможности нового видения ситуации. Это происходит в результате того, что человек рисуя, танцуя или играя, проживает заново значимое для него событие. Таким образом, он дает выход своим подавленным эмоциям, что способствует катарсическому высвобождению. Можно также добавить, что работа с арт-материалами (глиной, бумагой, красками и т.д.) дает богатый сенсорный опыт, что способствует получению невербальной информации о себе и окружающем мире, интеграции ощущений, чувств и мыслей. Арт-объект становится для человека олицетворением проблемы, с которой он может сделать все, что ему захочется, и таким образом получить контроль над своей проблемой и трансформировать её в объект, его удовлетворяющий.
Эффективность применения искусства в контексте психолого-педагогической практики основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. По мнению М.М. Бахтина, «Наиболее стабильные и одновременно наиболее эмоциональные элементы – это символы; они относятся к форме, а не содержанию».
Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и узнать больше о себе и других людях. Строя отношения людей с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, человек получает новый опыт, который может облегчить общение с другими людьми. По мнению К. Роденстама, методики арт-терапии основываются на том предположении, что «внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить».
Арт-терапия – это воздействие на психоэмоциональное воздействие человека средствами искусства.
Метод арт-терапии основан на использовании искусства, как символической деятельности. В связи с этим метод арт-терапии имеет два механизма:
- Предполагает воздействие искусства через символическую функцию реконструирование конфликтной, травмирующей ситуации и нахождения выходов через переконструирование этой ситуации.
- Связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта и сформировать позитивный аффект, приносящий наслаждение.
Данстерапия — танцевальная терапия.
Танцевальная терапия берет свое начало от творческого танца, но в отличии от последнего используется неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Ведущими целями танцевальной терапии является расширение сферы осознания собственного тела и развитие его положительного образа, расширение и совершенствование социальных умений, исследования чувств.
Драматерапия – является наиболее универсальной формой и включает в себя элементы музыки, изобразительного искусства, танца и игры.
Драматерапия используется как для укрепления здоровья, так творческого самовыражения, так и для решения глубинных проблем человека. «Театр дает возможность отодвинуть переживания – с тем, чтобы поместить на любое расстояние и рассмотреть с различных точек зрения» (С. Дженингс, А. Минде).
Методика драматической психоэлевации (куклотерапия) (И.Медведева, Т.Шишова) напоминает психодраму только по формальным признакам: там также используются театральные средства. Различие же состоит в следующем:
Во-первых, сценарий данной методики пишут сами ведущие, давая детям возможность экспромта (но только там, где считают необходимым); Во-вторых, проживание конкретных травмирующих ситуаций в представленной методике является лишь первым шагом. В данном подходе принято считать, что можно добиться гораздо больших результатов, облекая проблемы детей в иносказательные, метафорическую форму.
Интермодальная терапия творческим самовыражением.
В основе интермодальной терапии творческим самовыражением лежит способность искусством реагировать на человеческие страдания и вызывать катарсис. Важной чертой этой терапии является ориентация на создание законченных работ.
Процессуально-ориентированная психология – процессуальная работа.
Процессуальная работа является формой психотерапии, в основании которой лежит древнее учение даосизма и знание о мудрости природы. Она с уважением относится к познанному и понимаемому миру и в то же время погружается в таинственные и неизвестные, сновиденческие измерения жизни.
Данное направление показывает, что задатки решений и огромные источники творчества обнаруживаются как раз там, где человек меньше всего ожидает их обнаружить.
Аутентичное движение – новое направление, включающее внутренние слушание; свидетельствование (сопричастность); отношение с неизвестностью; эмоциональную толерантность; катарсис.
Аутентичное движение может рассматриваться, как одна из форм профилактики синдрома сгорания, которая позволяет освобождаться от ненужного опыта, преобразовывать свою энергию и возвращаться к основам своего бытия.
Спектр новых технологий, основанных на психологии и одновременно на различных видах художественного творчества, философских направлениях, необычайно широк. Все эти технологии в той или иной мере помогут педагогу могут показать существенную помощь в работе с детьми в условиях увеличивающегося потока информации и общей тревожности окружающего мира.
Источник
Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы
Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.
Что такое социальная адаптация?
Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.
Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.
От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.
Пример социальной адаптации
Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.
Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.
Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.
Уровни социальной адаптации
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.
Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:
- общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
- социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
- индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.
Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.
Виды социальной адаптации
Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:
- Управленческая (организационная). Если не будет управления, человек не получит благоприятные условия, не будет создано предпосылок, чтобы его социальная роль развивалась, оказывать на него воздействие, обеспечивать деятельность, которая отвечает интересам личности и общества.
- Экономическая. Для данного процесса характерна высокая сложность. В ходе него индивиды и субъекты усваивают новые социально-экономические нормы и принципы экономических отношений. Здесь особую важность имеет «социальный блок», в составе которого процесс адаптации к социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, существующие в реальности. Важно, чтобы они отвечали как физиологическим потребностям человека, так социально-культурным. Полноценная социальная адаптация человека невозможна, если он живет в бедности, его едва сводит концы с концами.
- Педагогическая. Адаптация индивида к образованию, обучению, воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности. Для педагогов сегодня особенно актуальна проблема дезадаптации индивидов детского и подросткового возраста.
- Психологическая. С точки зрения психологии, процесс адаптации подразумевает приспособление органов чувств к стимулам, которые на них воздействуют, чтобы рецепторы были лучше защищены от лишней нагрузки. Психологическая адаптация – это непрерывный процесс, в котором пребывает индивид, потому что происходят постоянные изменения социально-экономических условий жизни, политические и моральные ориентации, экология и другие факторы.
- Профессиональная. В ходе профессиональной адаптации индивид приспосабливается к новой деятельности, новому окружению, условиям труда, особенностям профессии. Успешность определяется склонностью человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадением личностной и общественной мотиваций трудовой деятельности и др.
Цели и задачи социальной адаптации
Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.
Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.
Чтобы достичь этого, нужно:
- принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
- активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
- применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
- повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
- налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
- принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
- достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.
Этапы социальной адаптации
Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:
- от рождения до 1 года – полная зависимость ребенка от взрослых, с которыми происходит постоянное взаимодействие;
- 1-3 года – начинается копирование членов семейства, применение средств манипуляций;
- 3-6 лет – первый выход за пределы семейного социума, открытие и изучение новых ролей, соотношение себя и других членов семьи, сознательное копирование;
- 6-10 лет – начало школьной жизни, приспособление к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, проявление индивидуальных личностных качеств;
- 10-11 – 14-15 лет – активное налаживание коммуникации и взаимодействие с одногодками, формируется самосознание, поиск индивидуальности, проявление чувств к противоположному полу.
Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.
Как проходит социальная адаптация: основные стадии
Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:
- Освоение норм и правил поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются индивидуум. Это объясняется тем, что он недостаточно знаком с новой средой, ее порядками, а также тем, что индивид сознательно не принимает и отрицает ее ценности.
- Этап терпимости. В это время происходит признание равноценности друг друга индивидом и средой.
- Вхождение индивида в новую среду. Он начинает приспосабливаться к ней, что выражается во взаимных уступках. Не только индивид признает ценности общества, которое его принимает, но и само общество принимает ценности и установки индивида.
- Индивид полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция. Осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни индивида, он принимает новые установки, действующие в обществе.
Заключение
Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.
Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.
Источник