Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Передставленная система работы реализуется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направлена на обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и предполагает, в соответствии с ФГОС:
- обеспечение эмоционального благополучия,
- установление правил взаимодействия в различных ситуациях,
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс,
- коррекцию нарушений в сфере общения и взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 30.51 КБ |
prilozhenie.docx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Общение – это основная движущая сила развития.
Только общение делает ребенка воспитуемым.
Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена кардинальными переменами, происходящими в системе образования. Преобразования эти связаны со сменой образовательной парадигмы, в которой доминантой становится развитие свободной, социально-активной личности, умеющей ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности [7].
Подмена непосредственного межличностного общения на общение виртуальное, отсутствие цензуры в средствах массовой коммуникации, неблагоприятная социальная ситуация, обусловленная социально-экономической нестабильностью общества способствуют возникновению целого ряда проблем в сфере отношений ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок. Нередко воспитателям приходится сталкиваться с детьми, испытывающими трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Всё вышеизложенное побуждает воспитателей к поиску оптимальных путей организации жизни детского коллектива.
Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников направлена, на обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и предполагает, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами: обеспечение эмоционального благополучия, установление правил взаимодействия в различных ситуациях, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, коррекцию нарушений в сфере общения и взаимодействия.
Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками осуществляется через решение следующих задач:
- создание условий для развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
- расширение социально-коммуникативного поля для детей дошкольного возраста;
- организация коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении
Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками описана в Таблице 1.
(пути решения задач)
Создание условий для развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками
- Обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательных отношений.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками
- Технологичность образовательного процесса, через использование социоигровой и проектной технологии с целью развития у детей навыков сотрудничества
Расширение социально-коммуникативного поля
- Организация совместных детско-родительских игровых занятий
- Организация межгрупповых массовых мероприятий
- Организация групповых экскурсий
Организация коррекционной с детьми, испытывающими трудности в общении.
- Использование коррекционных коммуникативных игр
Далее подробнее остановимся на характеристике каждого этапа работы.
1. Обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательных отношений является одним из главных условий для развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
Правило, которым я руководствуюсь при работе с детьми звучит так: «Окружи ребёнка теплотой и заботой, удиви, подари радость и ты завоюешь детское сердце».
Организация взаимодействия с родителями осуществляется мною через соблюдение следующих правил:
- позитивного безусловного принятия другого человека;
- безоценочности в отношениях;
- конфиденциальности (доверительности).
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды производится в процессе создания и постоянного обновления игровых центров. В игровых центрах детям предоставляется возможность в самостоятельной и совместной со взрослым игровой деятельности совершенствовать умение развивать сюжеты игр, что является основой для развития общения и взаимодействия. Примерами таких игровых центров для детей старшего дошкольного возраста являются следующие:
«Дом моды», «Ателье», «Парикмахерская», «Дом. Квартира», «Магазин», «Почта», «Больница», «Домик в деревне», «Безопасная дорога», «Научная лаборатория» и другие. [Приложение 1].
3. Технологичность образовательного процесса, через использование приёмов социоигровой и проектной технологии с целью развития у детей навыков сотрудничества.
Сущность социоигровой технологии заключается в организации занятия или любой другой деятельности как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социоигровая»).
Структура занятия с использованием приёмов социоигровой технологии представлена в Приложении 2.
Широко используются и возможности проектной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.
С детьми подготовительной группы за 2015-2016 учебный год были реализованы следующие проекты: «Машинки из спичечных коробков», «Сочиняем сказку о потерянном имени «, «Сочиняем сказку дома всей семьёй», «Лес и его обитатели», «Пасха. Сохраняем традиции праздника», «Космическое путешествие».
Описание работы по реализации проектов приведено в Таблице 2 в Приложении 3. Фотографии, иллюстрирующие продукты проектной детской деятельности размещены в Приложении 4.
4. Организация совместных детско-родительских игровых занятий способствует совершенствованию коммуникативных форм поведения, формированию позитивных эмоциональных установок детей и родителей.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В 2015-2016 учебном году были проведены три детско-родительских занятия со старшими дошкольниками: «Мы вместе», «Путешествие в Динопарк: вместе играем и отдыхаем», «Волшебный камушек». В 2016- 2017 учебном году с младшими дошкольниками и их мамами были организованы три совместных занятия: «Путешествие в сказку «Волк и козлята», «На поляне улыбок», «Мячики».
Примеры сценариев детско-родительских занятий представлены в Приложении 5.
5-6. В рамках проведения тематических недель, тематических дней систематически организуются различные по тематике межгрупповые мероприятия и групповые экскурсии, что способствует развитию у детей организованного поведения, формированию умения управлять собой, правильно адекватно воспринимать ситуацию. Так, ежегодно со старшими дошкольниками совершаются экскурсии в пожарную часть, в школьный музей, библиотеку, в поселковую библиотеку, в магазин, в Дом Культуры, в отделение почтовой связи. Традиционными стали следующие мероприятия: концерт ко Дню пожилого человека, спортивный праздник ко Дню отца, концерт ко Дню матери, «Прощание с новогодней ёлочкой», День здоровья, Масленичные и Пасхальные встречи, День смеха, Майская спартакиада, отчётный концерт ко Дню семьи. В подготовке и проведении этих мероприятий задействован весь педагогический и детский коллектив детского сада.
7. Использование коррекционных коммуникативных игр осуществляется в различных видах детской деятельности в процессе организации режимных моментов, непосредственной образовательной деятельности, совместной со взрослым, а в старшей, подготовительной группе и в самостоятельной деятельности детей.
Виды, цели и содержание коррекционных коммуникативных игр описаны в Приложении 6.
Продолжается работа по пополнению базы коррекционных коммуникативных игр.
Таким образом, в систему работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников через различные виды детской деятельности включены все участники образовательных отношений, создаются условия для развития у дошкольников навыков сотрудничества, расширяется социально-коммуникативное поле для детей дошкольного возраста, организуется коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в общении.
Динамика социально-коммуникативного развития дошкольников отслеживается в ходе проведения наблюдения за детьми с использованием следующей диагностической методики: «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников» Т.А. Репиной.
Для детей старшего дошкольного возраста данная диагностика дополняется результатами методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).
Результаты мониторинга представлены в Приложении 7.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова — СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
- Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Академический Проект, 2007. – 287 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
- Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.
- Программа»От рождения до школы » под редакцией Н.Е.Вераксы.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Источник
Основные формы работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
Светлана Федорцова
Основные формы работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
«Основные формы работы по социально- коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»
высшей кв. категории
Арзамас, 2021 год
Формы работы по социально- коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:
1. Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например,логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.
2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.
3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно-логопедического маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т. д. ; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал. Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГТ и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.
Формы работы с детьми
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольногообразования должен быть подразделен на 4 составляющих:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
•игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно — ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
• наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
• проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
• оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ; тематических выставок (по временам года, настроению и др., выставок детского творчества, уголков природы;
• викторины, сочинение загадок;
• инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр., произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр., обсуждение средств выразительности;
• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
• слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
• подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
• пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы, драматизация песен;
• танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребёнком плясовых движений, совместные действия детей., совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
• физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений, комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования, контрольно – диагностические, учебно- тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
• социально – личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
• физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
• социально – личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
• познавательно – речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно — ролевые игры,рассматривание книг и картинок: самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно – печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки);
• художественно – эстетическое развитие: предоставление возможности детям самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня, рассматривание репродукции картин, иллюстраций, музицировать (пение, танцы, играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и прю, слушать музыку.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.
Фотоотчёт о реализации проекта по социально-коммуникативному развитию детей «Мамины профессии» Перед праздником «День матери» был разработан проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему.
Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Баба-Яга против» для детей 3–4 лет Программное содержание: Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова. Продолжать формировать элементарные представления.
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках.
Источник