Способы социализации по фромму

Социализация личности по Фромму

Вы будете перенаправлены на Автор24

Гуманистическая теория Эриха Фромма

Гуманистическая теория Эриха Фромма (1900-1980 гг.) является одним из фундаментальных направлений, которое раскрывает психические и личностные особенности развития личности в условиях развития современности. Сам Э. Фромм определяет ее как совокупность ключевых теоретических обоснований, которые выдвинуты по проблемам психических факторов а также факторов социальной направленности, играющих важную и несоизмеримую роль в процессе социализации личности.

Концепция личности, сформулированная Э. Фроммом, носит название «радикальный гуманизм». Его главные вопросы в основном строятся именно на неизвестных и до сих пор не изученных до конца особенностях личности: в чем ее сущность? Что именно делает человека тем человеком и личностью, которая выполняет сразу несколько видов социально-значимой деятельности, и исполняет сразу несколько социальных ролей?

Человек в концепции Э. Фромма – это существо, которое находится в непрерывном поиске оптимальных путей своего развития. Но особую роль в этих процессах играют внешние факторы и условия, которые могут или помочь человеку социализироваться, или разрушить его намерения с учетом неблагоприятности окружающей действительности.

Так, Э. Фромм пришел к выводу, что человек может достичь всего, чего пожелает, если внешние условия будут соответствовать его ожиданиям и благоприятствовать достижению поставленных целей. Таким образом, на обществе лежит особая ответственность за личность. При этом человек выступает не только как объект обстоятельств, но и его продукт: то, какой личность становится, полностью зависит от благоприятствующих, или наоборот, препятствующих внешний условий и факторов. Но при этом человек – существо динамично развивающееся. Его внутренние особенности, предпочтения, интересы, страсти зависят только от его биологической природы, а проявляются только в результате социального процесса формирования личности – социализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс социализации в теории Эриха Фромма

Мнение Э. Фромма о процессах социализации было высказано еще в далеком 1947 году. Автор утверждает, что в них огромную роль играют человеческие отношения, ведь именно через них человек проявляет себя и свое видение конкретных социальных ситуаций, а также других участников общественной системы. Форма общения, развитая в той или иной форме, приводит к формированию социального характера. Если человек агрессивен, а его поведение несет вредительскую составляющую, то, соответственно, социальный характер будет носить отрицательные характеристики. Если человек с уважение относится к окружающим, то будет восприниматься со стороны положительно.

По мнению Э. Фромма, социальный характер – это не просто совокупность черт характера человека, которые можно соотнести с его религией, культурой и национальностью. Социальный характер можно понимать лишь соотнеся его с функциональными особенностями. Ключевая функция социального характера – поиск техник и методов для успешного формирования человеческой энергии и направление ее внутрь конкретного общества. Любое действие человека должно удовлетворять не только его потребности, но также нести благо окружающим его социальным группам. Только во взаимодействии с другими людьми человек может раскрыть самого себя и действительно понять, какой он на самом деле. Общение также может исправить его поведение, если оно обладает какими-либо девиантными отклонениями.

Деструктивность по Эриху Фромму

Рассматривая процессы социализации, Э. Фромм коснулся проблемы одиночества. По сути, ощущая на себе недостаток внимания, человек становится мазохистом. Мазохизм, по мнению автора – это феномен, ведь это действительно очень интересно: страдая от одиночества, человек может переступить через себя в стремлении найти кого-то, подчиниться ему. Этим кем-то может быть один отдельный человек, более обширная социальная группа или целый социальный институт. При этом человек испытывает неполноценность, несамостоятельность и беспомощность. Все это является частью деструктивного поведения личности.

По Э Фромму, деструктивность – это активная форма отчужденности. Ее цель – поиск любых способов и действий, которые позволят человеку избавиться от угрозы и ее источника. Причем, зачастую эта угроза существует лишь в голове человека, как надуманная и навязанная проблема, комплекс, и справиться с ней поможет лишь специалист – психиатр или психолог. Этому типу ориентации противостоит другой тип – комформистский. Э. Фромм подчеркивает, что такие проявление в особой степени присущи демократическим обществам.

Таким образом, процесс социализации индивида, по мнению Эриха Фромма – это совокупность различных приемов, с помощью которых человек под воздействием внешних факторов постигает самого себя. При этом влияние это взаимное: внешние факторы влияют на человека, могут быть препятствующими или благоприятствующими. Но многое зависит и от внутренних установок личности.

Человек может быть настроен крайне враждебно к окружению, и в таком случае успех социализации ставится под вопрос. Но обладая внутренней настроенностью и интересами, человек способен достигнуть успеха в этом процесса, что сделает его полноценной личностью, профессионалом, успешным человеком, семьянином и общественным деятелем. Все зависит от выбранной направленности и интересов человека.

В своей работе Э. Фромм всегда придерживался веры в то, что любой человек ради своего блага способен избавиться от тех условностей, иллюзий и комплексов, которые сам выстроил вокруг себя и взрасти внутри. Его гуманистический радикализм указывает на то, что в современном обществе необходимы радикальные перемены, в особенности в личностных и поведенческих структурах человека, которые и составляют систему его ценностных ориентаций.

Читайте также:  Домашние способы от храпа

Любая личность формируется взаимоотношениями между людьми, а эти отношения уже строятся в зависимости от сферы своего влияния и действия, например:

  • экономической,
  • политической,
  • социальной,
  • духовной,
  • профессиональной,
  • семейной.

Источник

Э. Фромм. Пять характеристик ориентаций личности

Э.Фромм в своей книге «Человек для самого себя» пишет, что человек может обмануться относительно своих действительных интересов, если он не знает в достаточной мере ни себя самого, ни своих нужд, ни долга и ответственности перед социумом. Фромм считает, что быть «самим собой» — это условие достижения физической и духовной целостности, то есть быть «для самого себя» в нормах нравственного поведения без эгоизма и иррационального авторитета.
Фромм пишет, что «иррациональный авторитет» опирается на свою неограниченную силу и использование всевозможных страхов в кругу общения. Критика иррационального авторитета не только не допустима, но попросту запрещена.
Иррациональный авторитет опирается на непродуктивные виды ориентации человеческого характера.

Для отличия непродуктивных видов ориентации от продуктивной ориентации Фромм разработал пять характерных «идеальных типов» ориентаций человека. Само разнообразие этих характеристик человеческого существования для отдельных индивидов делает этого индивида неповторимым, уникальным, то есть личностью. Эти личностные характеристики являются показателем того, насколько человек преуспел в искусстве жить. Под личностью, Э.Фромм понимает, целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые определяют его мышление и поведение в разных ситуациях ( жизни, любви и деятельности). Основные характеристики личности: деятельная- любящая — разумная.

Фромм определил 5 типов ориентаций личности:
* Рецептивная, получающая.
Такой тип личности считает, что «источник всех благ» находится во внешнем мире. Такой человек оптимистичен и дружелюбен, но всегда ищет «доброго волшебника». Человек чувствует или делает то, что от него ждут; его активности недостает спонтанности в том смысле, что его поступки обусловлены не собственными умственным или эмоциональным состоянием, а внешним источником. Он не самостоятельный, зависимый, с параличом критической способности и боится нести ответственность в деле принятия решений. Такой человек всегда приспосабливаться и старается нравиться сильным мира, иначе, как он считает, не устроит свою жизнь счастливо и богато. В таком случае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы «быть любимым». Они любят говорить «Да» всем и каждому. Социализация — мазохистский тип. Девизы: «Я ищу совет и «источник поддержки». «Я есть то, чем я обладаю».
* Эксплуататорская, берущая, авторитарная.
Единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника, а не добиваться собственными силами. При этом они не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. В области любви люди также склонны присваивать и красть.Любой человек рассматривается с точки зрения его полезности. Плагиат, подозрительность, цинизм и источение зависти и ревности. Враждебность и манипулирование.Социализация — садистический тип. Девиз: «Краденное всегда слаще».
* Стяжательская, или накопительная
Безопасность основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, траты воспринимаются как угроза. Скупость распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь это владение и обладание. Главное преданность и привязанность к воспоминаниям. Фанатичная чистоплотность, навязчивая пунктуальность. Постоянное «нет» — это почти автоматическая защитная реакция. Активность и трата сил приводит к полной стагнации и парализации. Социализация — деструктивный тип. Девизы: «Моё — это моё, а ваше — это ваше». «Нет ничего нового под луной».
* Рыночная, обменивающая, нахрапистая.
Личности с рыночным характером . не имеют даже своего собственного Я на которое они могли бы опереться, ибо их Я постоянно меняется в соответствии с принципом — «Я такой. какой я вам нужен». Безопасность основывается на стяжательстве и экономии. Человек воспринимает самого себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке. Преобладает рассудочное, манипулятивное мышление, эмоциональная жизнь атрофируется. Любовь «по расчету». Социализация — равнодушный тип. Девиз: «Я таков, каким вы хотите меня видеть».
* Продуктивная, плодотворная или производящая.
Независимый индивид с позитивной свободой. Наличие человеческой способности использовать свои силы и реализовать заложенные возможности. Основные характеристики личности: деятельная — любящая — разумная. Человек воспринимает самого себя и как ответственный за свой рост и развитие. Он заботливый и ответственный за порядок и закон с развитым чувством любви. Он деятель, осуществляющий свои возможности с целенаправленным направлением к благому и разумному смыслу жизни. Он способен ритмически менять деятельность и отдых, непринужденно радоваться и отдыхать.Человек сам — источник своих сил. Продуктивная любовь — это забота, ответственность, уважение, знание и понимание другого и стремление дать возможность другому человеку расти и развиваться. Девизы: «Я свободен в осуществлении рационального!» «У меня есть добрая воля», «Я есть то, что я делаю, чувствую, люблю».

Но порой социальные условия не предполагают возможности для развития человека в этом направлении. Для человека остается один способ победить одиночество — убежать, подчиниться или вступить в такие отношения с людьми и миром, которые обещают спасение от неопределённости. Так возникают непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей. Не случайно Э.Фромм пишет о бегстве человека от свободы в авторитаризм, деструктивизм и конформизм. Они являются иррациональными и бессознательными. Различные в своих проявления, они являются результатом одной базовой потребности — избежать собственной слабости и изолированности.

Читайте также:  Способы организации работы по адаптации

Рецептивная ориентация
«Человек , обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «источник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое — будь то нечто материальное или какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие — это путь получения извне. В этом случае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы «быть любимым», а не любить самому. Такие люди неразборчивы в выборе любовных партнеров, поскольку быть любимым для них настолько захватывающее переживание, что они отдаются любому, кто дает им любовь или по крайней мере нечто похожее на любовь. Они крайне чувствительны к уходу от них или резкому разрыву отношений с ними со стороны любимых ими. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить её самостоятельно. Они всегда ищут «доброго волшебника». К руке дающей они всегда испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх потери. Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей. Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей преданности. дают обещания. Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обещания . В одиночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заниматься без посторонней помощи.
В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием».

Эксплуататорская ориентация
«Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидает помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности. В области любви и чувств эти люди имеют тенденцию захватывать и воровать. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекательность для них обусловлена привязанностью человека к кому-то другому; они, как правило,не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому другому. То же самое проявляется и в отношении интеллектуальной деятельности. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. То же самое верно и в отношении их к материальным вещам. Их девиз – “краденное всегда слаще». Любой человек является для них объектом эксплуатации и воспринимается только с точки зрения его полезности».

Стяжательская, или накопительная
«Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, когда как траты воспринимается ими как угроза. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь для них – это овладение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Лица с накопительной ориентацией часто проявляют своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и предаются удовольствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бесплодны, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.
Другая характерная черта этих людей – приверженность к порядку до педантизма. У человека такого типа всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах, но как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна.
Люди с этим типом ориентации склонны к подозрительности и обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено словами: “моё – это моё, а ваше – это ваше».

Рыночная
«Поскольку современный человек ощущает себя одновременно и товаром и продавцом, его самоуважение зависит от условий, которые он не может контролировать. Если он добивается успеха, то осознает себя достойной личностью, если же нет, то считает себя неудачником или даже ничтожеством. Причём степень неуверенности в себе с трудом поддается корректировке. Если же ценность человека определяется превратностями рынка, то чувства собственного достоинства и гордости попираются. Их уникальность не только ничего не стоит, но фактически даже становится балансом. Между тем рыночная ориентация не развивает каких-либо качеств, потенциально заложенных в человеке …её сокровенная природа в том, что она не направлена на развитие какого-то специфического и постоянного вида отношений, но что именно чрезвычайная изменчивость всяких отношений – единственная постоянная черта этого типа ориентации. При этой ориентации у человека на каждый момент времени развиваются именно те качества, которые могут быть проданы на рынке с наибольшим успехом. Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна и ещё раз свободна от всяких индивидуальных особенностей. Тот, кто хочет …преуспеть в каком-нибудь деле, должен стать членом большой организации, где проявится его главное качество- способность играть требуемую роль. Деперсонализация, пустота, бессмысленность жизни, автоматизированность приводят к росту неудовлетворенности, к потребности поиска новых, более адекватных способов жизни, а так же норм, которые вели бы человека к истинно человеческим целям».

Продуктивная, плодотворная или производящая
«Продуктивность есть способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нём возможности.
Продуктивность – это отношение, к которому способен любой человек, если у него нет эмоциональных и психических отклонений. Для того чтобы подтолкнуть развитие, раскрытие интеллектуальных и эмоциональных потенций, своей самости, необходима продуктивная деятельность, активность. Трагедия человека отчасти заключается в том, что его развитие никогда не завершается; даже в наиболее благоприятных условиях человек реализует лишь часть своих возможностей, ибо он успевает умереть, прежде чем полностью родится». История понятия продуктивности
Аристотель «утверждает, что добродетель определяется через деятельность человека. Добродетельный человек, согласно Аристотелю, — это человек, который посредством своей деятельности, руководствуясь разумом, осуществляет заложенные в нем возможности. «Под добродетелью и способностью (potentia), говорит Спиноза, — я разумею одно и тоже». Свобода и счастье заключаются в понимании человеком самого себя и в его стремлении осуществить свои возможности, с тем чтобы всё «более и более приближаться к предначертанному нами образцу человеческой природы». Добродетель, согласно Спинозе, тождественна использованию человеком своих сил, а порок отождествляется с не умением использовать свои силы. Сущность зла, согласно Спинозе, заключается в бессилии». Гете считает, что смысл жизни в продуктивной творческой личностной деятельности, труде, в добродетельности.
Продуктивная любовь и мышление
«Продуктивное отношение к миру может выражаться и в деятельности, поступках, и понимании, умозрении.Человек производит, делает вещи, применяя свои силы к веществу, материи. Человек постигает мир интеллектуально и эмоционально через деятельность любви и разума. Сила разума позволяет ему проникнуть в суть вещей и явлений при условии активного взаимодействия с ними. Сила любви позволяет ему преодолеть преграду, отделяющую его от другого человека, чтобы лучше понять его. Хотя любовь и разум – всего лишь различные формы понимания данного мира и хотя ни одна не возможна без другой, они отражают различные силы – эмоции и мышление, а потому должны рассматриваться отдельно.

Читайте также:  Энтерол способ применения взрослым капсулы

Фромм раскрыл противоречия позиции человека в его общении с окружающими.
Фромм пишет: «Мы можем выделить следующие виды межличностных отношений: симбиотические отношения, отчужденность и разрушение; любовь”.
При симбиотических отношениях, зависимый и поглощенный, человек связан с другими, но при этом либо теряет, либо никогда не достигает независимости. Он избегает опасности одиночества, становясь частью другого человека, будучи «поглощенным» другой личностью, или «поглотившим» её. Первое есть суть того явления, которое клинически описывается как мазохизм». Формы «могут рационализироваться как жертвенность, долг или любовь».
”Стремление поглотить других, садизм как активная форма симбиотической связи, рационализируется как любовь, сверх покровительство, «законная» власть, «законная» месть и т.д.».
Э.Фромм отмечает, что симбиоз возможен между Рецептивной (получательской) и Эксплуататорской (берущей) ориентацией личностями, причем со стороны Рецептивной наблюдается зависимый, мазохистский аспект, а со стороны Эксплуататорской (берущей) ориентацией авторитарный, садистический аспект.
При межличностных отношениях ведущих к отчужденности и разрушения свойственны Накопительской и Рыночной ориентацией личностями, причем деструктивность является активной формой отчуждённости.
Э.Фромм пишет: « Деструктивность – это активная форма отчуждённости; потребность разрушать личность другого возникает из страха быть разрушенным другим. Поскольку отчужденность и деструктивность – пассивная и активная формы одного и того же типа отношений, они часто сочетаются в разных пропорциях».

Рассмотрим четыре характеристики (положительных и отрицательных) в каждом типе ориентаций личности ( Рецептивной, Эксплуататорской, Стяжательской, Рыночной) данные Э.Фроммом.

1.Рецептивная, получающая ориентация:
·получающий – но пассивный, неинициативный;
·ответственный – но не имеющий собственного мнения;
·преданный – но подчиняющийся;
·скромный – но не имеющий гордости;
·обаятельный – но паразитирующий;
·адаптирующий – но беспринципный
·социально приспособленный – но раболепный, не уверенный в себе;
·идеалистичный – но нереалистичный;
·чувствительный – но малодушный;
·вежливый – но бесхребетный;
·оптимистичный – но принимающий желаемое за действительное;
·доверяющий – но легковерный;
·чуткий, деликатный – но сентиментальный.
2.Эксплуататорская, берущая ориентация:
·активный – но эксплуатирующий;
·инициативный – но агрессивный;
·требовательный – но эгоцентричный;
·гордый – но тщеславный;
·импульсивный – но опрометчивый;
·самоуверенный – но надменный;
·пленяющий – но обольщающий;
3.Стяжательская, сберегающая и накопительная ориентация:
·практичный – но лишенный воображения;
·экономный – но скупой;
·заботливый – но подозрительный;
·сдержанный – но черствый;
·терпеливый – но апатичный;
·предусмотрительны – но озабоченный;
·стойкий, упорный – но упрямый;
·невозмутимый – но ленивый;
·уравновешенный – но инертный в стрессовой ситуации;
·аккуратный – но педантичный;
·методичный – одержимый навязчивой идеей;
·верный – но рабски преданный.
4.Рыночная, обменивающая ориентация:
·целеустремленный – но приспособленческий;
·способный к переменам — но непоследовательный;
·моложавый – но ребячливый;
·дальновидный – но без прошлого и будущего;
·непредупрежденный – но беспринципный, аморальный;
·общительный – но неспособной оставаться наедине;
·экспериментирующий – но лишенный целеустремлённости;
·недогматичный – но беспринципный;
·предприимчивый – но гиперактивный;
·любознательный – но бестактный;
·умный – но умничающий;
·адаптирующийся – но неразборчивый;
·терпимый – но равнодушный;
·остроумный – но простоватый;
·щедрый – но расточительный.

Фромм раскрыл социальный характер человека, как взаимосвязь его индивидуальной психической сферы и социоэкономической структуры общества и культуры. Он утверждал, что черты социального характера человека зависят от ориентации на проявление гуманистической совести. Гуманистическая совесть — это реакция нашей целостной личности на её собственное функционирование или дисфункцию. Гуманистическая совесть ориентирована на продуктивность и тем самым на счастье.

Источник

Оцените статью
Разные способы