Способы сотрудничества с ребенком

Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности

Наталья Блажнова
Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности

Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Это особенно актуально в современных условиях развития общества, предполагающих высокую степень активности, мобильности, гибкости, конкурентоспособности развивающейся личности.

Анализ педагогической и психологической литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия, свидетельствует о том, что данная задача решается, разрознено, либо психологом, занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на формирование межличностных отношений дошкольников. В действительности, решение задачи по формированию способов сотрудничества у дошкольников должна решаться в комплексе, совместными усилиями педагогов и психолога. При этом большое значение должно отводиться психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса, заключающегося в анализе актуальной ситуации развития и разработке комплексных мероприятий по решению выявленных проблем (за основу взяты теоретические и практические разработки по данной теме таких авторов как Р. С. Буре, В. Н. Давидович, Т. В. Захараш). Работу по обозначенной задаче,целесообразно осуществляется по следующим направлениям:

• Работа воспитателей по формированию опыта коллективной (совместной)деятельности.

• Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию дошкольников.

Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Работа воспитателей по формированию опыта коллективной деятельности. Деятельность по данному направлению, должна осуществляться за счёт коллективной формы организации и проведения занятий; использования в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на формирование навыков сотрудничества.

Необходимо подчеркнуть,что по внешним признакам процесс обучения на занятиях выглядит так: каждый из детей выполняет свое задание, стремится получить положительную оценку.Обучение в режиме: «вопрос взрослого – ответ ребёнка»вырабатывает у детей установку на исполнительскую деятельность, на точное воспроизведение заданных образцов, такая ориентация на взрослого приводит к трудностям в развитии социально – коммуникативной компетенции. Поэтому важной педагогической задачей является создание условий, позволяющих придать деятельности детей коллективный характер. С этой целью в воспитательно –образовательный процесс включаются:

• творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

• нетрадиционные форм организации совместной деятельности, например, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и т. д.

организация детей в парах, тройках, малых группах, при организации и проведении занятий.

Для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые позволяют обнаружить сложившиеся у дошкольников способы влияния друг на друга, а также имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.

На первом этапе необходимо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Здесь предлагаются задания, требующие только объединения результатов работы. Педагог подводит детей к пониманию значимости качественного выполнения работы каждым для достижения общего результата. При формировании у детей первоначального опыта совместных действий от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснения им всех необходимых способов взаимовлияния.

На втором этапе организация коллективной деятельности состоит в использовании заданий, требующих распределения работы между участниками.

На третьем этапе предлагаются задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы. На втором и третьем этапе роль педагога заключается в косвенном руководстве деятельностью детей, предоставления им максимальной самостоятельности, а также создание условий для совместного обсуждения с детьми результатов работы.

Читайте также:  Автоклавный способ изготовления пеноблоков

Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников, направлена на развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков, развитие рефлексии.С этой целью используются: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах) с элементами арт – терапии, индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение (шеринг). Обсуждение результатов работы является важной составляющей каждого упражнения, через эту форму работы осуществляется решение задачи по развитию рефлексии. Именно на развитие рефлексии делается особый упор в психологической работе с детьми,так как позволяет осуществить:

• Анализ своих мыслей, действий, чувств;

• Анализ способов, приёмов, умений над которыми работали на занятии;

• Осмысление изменений произошедших в поведении;

• Осознание того, чему научились в результате совместной работы;

• Формулирование проблем, над которыми нужно ещё работать и поиск способов их решения.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества т. к. выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Это такие наглядные формы работы, как «Звезда недели», «Цветок достижений», «Страна успехов», «Я умею», «Радуга достижений», «Лучше всего я умею», «Больше всего на свете я хочу научиться» и т. д. Данные формы работы являются интерактивными, предполагают, высокую степень активности самих детей и позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие социально – коммуникативной компетентности,а именно:

• Стимулирование мотивации детей к достижениям в разных видах деятельности, в формировании тех или иных умений, навыков; формирование мотивации на успех.

• Самопредъявление детей в разных видах деятельности.

• Повышение самооценки. Это особенно актуально для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе детей.

Развитие самостоятельности: визуальная форма фиксации успехов, достижений, их детализация позволяет детям, увидеть зону не только актуального развития, но и выстроить своё поведение в зоне ближайшего развития.

• Создание и развитие здоровой конкуренции между детьми. Ежедневная наглядная фиксация успехов одних детей, может стимулировать у других детей возникновение потребности в достижениях.

• Формирование умения адекватно оценивать свои реальные возможности. Осознанное отношение к результатам своей деятельности.

• Формирование самосознания. Одна из ведущих линий в развитии самосознания дошкольника является потребность в признании. Реализуя притязание на признание, ребёнок утверждает чувство собственного достоинства и самооценки. А так как всё хорошее эмоционально поощряется, то у ребёнка возникает стремление научиться тому, что одобряется. При этом ребёнок прочно усваивает положительную самооценку.

Таким образом, систематически организованнаяработа по рассмотренным направлениям позволяет сформировать у детей следующие умения:

• Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;

Читайте также:  Торт муравейник способы его приготовления

• Получать необходимую информацию в общении;

• Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;

• Вести простой диалог;

• Спокойно отстаивать своё мнение;

• Принимать и оказывать помощь;

• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Источник

Секреты вовлечения детей в сотрудничество

Шесть маленьких хитростей, которые позволят родителям добиться от детей нужного взаимодействия

Возможно, вы уже задавались вопросом: «Почему мой ребенок не взаимодействует со мной?». Иногда, когда вы устали, голодны или сильно спешите, вы просто хотите, чтобы он сделал именно то, о чем вы ему говорите, причем мгновенно, без вопросов, уклонений или задержек.

Вы привыкаете делать что-то определенным образом, но у вашего ребенка имеются другие мысли по этому поводу. Это можно понять. Никто не любит делать что-то по принуждению. Даже маленькие дети. Особенно маленькие дети. Ведь малыши и дошкольники еще только развивают свою волю и учатся действовать независимо от нас. Поэтому понятно, почему они сопротивляются, когда мы навязываем им собственную волю.

Специалисты обнаружили, что существуют определенные способы, которые помогают склонить детей к взаимодействию и сотрудничеству с родителями. В этой статье представлены шесть секретных способов добиться от детей эффективного сотрудничества:

Приглашайте, а не требуйте

Мы все хотим, чтобы наши дети умели «вежливо просить», но правда заключается в том, что легче сказать, чем сделать. Зададимся вопросом: у кого, по вашему мнению, дети учатся быть требовательными и непреклонными? Правильно, у нас! Если мы хотим, чтобы наши дети сотрудничали с нами, мы сами должны становиться более зрелыми людьми и показывать им соответствующие примеры. Вопреки распространенному мнению вежливая просьба, приглашение и совместный поиск решения проблемы не учат детей быть более дерзкими или непослушными, наоборот, поступая подобным образом, вы закладываете основу доверия и командной работы, на которую со временем ваши дети научатся полагаться.

Вот быстрый способ, чтобы проверить, является ли ваша просьба требованием. Спросите у самих себя: «Будет нормально, если ребенок ответит на мою просьбу отрицательно?». Если нет, то на самом деле вы не приглашаете или просите, вы приказываете или требуете от него определенного поведения. Это хорошо время от времени, особенно, если касается безопасности ребенка, но помните, что чем больше требований вы предъявляете детям, тем меньше подлинного, внутренне мотивированного сотрудничества вы добьетесь от них.

Это не значит, что у вас не должно быть ожиданий от своих детей. Просто, когда надежды не оправдываются, полезно рассматривать такие ситуации, как возможность для совместного решения проблем, а не как предлог, чтобы наказывать их требованием быть покорными.

Превращайте все в игру

Дети любят играть. Если есть возможность делать что-либо весело, дети гораздо охотнее идут на сотрудничество. Это потребует от вас немного творчества и спонтанности. Например, представим, что ваш ребенок отказывается уходить из парка. Можете ли вы найти способ весело пойти к машине (или к остановке общественного транспорта)? Может быть, вам стоит представить, что вы с ребенком пожарные, и вам нужно немедленно запрыгнуть в машину и ехать тушить очаг возгорания. Или можно бежать к машине наперегонки, прыгать, как кролики или посадить ребенка себе на плечи. Забава – это не только отличный способ добиться сотрудничества, но и способ еще веселее проводить время. Что вы сами предпочитаете – противоборство, когда вам приходится затаскивать кричащего и брыкающегося ребенка на сиденье в автомобиле, или веселую игру, с помощью которой он садится в машину добровольно.

Если вы не уверены в том, какие игры помогают лучше всего, настройтесь на интересы ребенка. Если ваша дочь любит принцесс, будьте ее рыцарем в сияющих доспехах или верным конем. Если сын увлечен грузовиками, предложите ему подняться в машину с помощью вилочного погрузчика. Возможно, вы недавно прочитали историю о золотой рыбке, тогда попытайтесь ее разыграть! Если вы не можете придумать затею, спросите у ребенка, во что бы он хотел поиграть. У большинства детей есть множество предложений о веселых играх или занятиях, которые вы можете немного изменить, чтобы добиться своей цели.

Читайте также:  Система пуска способы пуска двигателей

Не повторяйтесь

Это та ошибка, которую все мы совершаем, особенно когда не получаем желаемых результатов. Повторение своих просьб – последнее, что нужно делать, если вы пытаетесь развивать сотрудничество. Ребенок слышит вас с первого раза, а повторяясь, вы просто учите его переставать слушать и ждать, пока вы рассердитесь, чтобы начать действовать.

Дети постоянно открывают для себя окружающий мир, в том числе огромное количество информации о социальной/эмоциональной динамике. Когда им удается сбросить вас со счетов или заставить расстроиться или рассердиться, они получают очень интересную информацию о том, как добиваться своего, и о том, что именно может заставить вас пересмотреть свою позицию. Не становитесь жертвой их хитрости.

Если вы можете сохранять спокойствие и удерживать ребенка в четких границах дозволенного, он все равно будет продолжать испытывать ваше терпение, но после того как все его попытки обойти ваши правила окажутся безуспешными, он найдет другие сферы деятельности гораздо более интересные и эмоционально богатые.

Будьте «забывчивыми»

Но что делать, если вы попросили ребенка один раз, а он не реагирует? Вместо того чтобы просить его еще раз, измените тактику. Разыграйте забывчивость и попросите ребенка напомнить вам о том, что вы сказали минуту назад: «Подожди, я забыла, разве я не просила тебя только что сделать что-то? Что это было? Я думаю, что мы готовились идти куда-то. Пожалуйста, напомни мне, куда мы собирались».

Это заставляет детей думать, что они умнее вас, а быть умнее и способнее взрослых – это то, что дети любят больше всего.

Пусть иногда командуют дети

Когда вы позволяете детям быть главными, то получаете от них в ответ гораздо больше сотрудничества. Нет необходимости постоянно держать их в узде, просто назначьте одного ребенка ответственным за готовность остальных одеться и выйти на улицу, и вы удивитесь, насколько быстро это произойдет. Иногда полезно показать ребенку, что вы недооцениваете его способности, и он будет изо всех сил доказывать вам, насколько он умный и способный. «Ты не можешь сделать это самостоятельно, не так ли?» А затем, когда он наденет обувь и заберется на сиденье автомобиля, скажите: «Ничего себе, оказывается, ты отлично знаешь, как нужно готовиться к выходу на улицу и умеешь это делать!».

Сотрудничайте с детьми

Бывают моменты, когда даже самому сговорчивому и исполнительному ребенку требуется дополнительная помощь. Может быть, он устал, заболел, проголодался или ему просто стало грустно и одиноко. Поэтому, если ничего не помогает, предложите ребенку помощь. Вы можете, например, поиграть в игру, в которой ваша дочь притворится грудничком, а вы будете всячески о ней заботиться. Вы увидите, что всего через несколько минут такой игры, она гораздо более охотно будет делать то, о чем вы ее просите. Это происходит потому, что она уже знает, что, когда ей действительно потребуется дополнительная поддержка, вы охотно и радостно ее предоставите.

Источник

Оцените статью
Разные способы