- Конспекты юриста
- Субъективные портреты: понятие, виды и методика их изготовления
- Субъективный портрет
- Материал из CrimLib.info
- Этапы изготовления субъективного портрета
- Криминалистическая габитоскопия
- Понятие и общие положения криминалистической габитоскопии
- Методика составления словесного портрета и его использование в следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности
- Использование субъективных портретов и результатов фотопортретной экспертизы в следственной и оперативно-розыскной практике
Конспекты юриста
Субъективные портреты: понятие, виды и методика их изготовления
Субъективные отображения — это мысленные образы (которые могут быть использованы непосредственно, например, при опознании потерпевшим напавшего на него преступника), а также описание, субъективный портрет, реконструкция лица по черепу.
Описание заключается в указании признаков внешнего облика человека. Оно может быть: произвольным (дается в словах и выражениях, используемых в обыденной речи); систематизированным (упорядоченным). Это описание по методу словесного портрета.
Словесный портрет — это систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека по определенной методике при помощи стандартизированной терминологии.
Правила описания по методу словесного портрета:
- а) определение признаков внешности применительно к нормальному положению тела стоящего человека; причем элементы внешности характеризуются как в анфас, так и в профиль;
- б) последовательность и определенный порядок описания — от общего к частному; сверху вниз, сначала общефизические, затем анатомические, функциональные, сопутствующие признаки и особые приметы;
- в) соблюдение специальной терминологии.
Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами).
Виды субъективных портретов:
- — рисованный. В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые профессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших.
- — рисованно-композиционный. Рисованно-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в специальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (головные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца.
- — фотокомпозиционный. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.
- — комплексный или «живой» (по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, затем фотографируется или снимается на видеопленку).
Для изготовления рисованно-композиционных и фотокомпозиционных портретов в настоящее время применяются специально разработанные компьютерные программы, использующие в качестве баз данных идентификационный комплект рисунков или комплекты фрагментов фотоснимков различных лиц.
При изготовлении всех видов субъективных портретов пользуются общей методикой. Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик чело¬века с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем. При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно составляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом.
Источник
Субъективный портрет
Материал из CrimLib.info
Субъективные портреты бывают рисованными, композиционно-рисованными, композиционно-фотографическими, комплексными.
Рисованный чаще всего изготавливается обычным рисованием.
Фотокомпозиционный (фоторобот) представляет собой композицию изображения внешности человека (как правило, его лица) из имеющихся фрагментов и составляются на основе показаний очевидцев. При создании такого портрета очевидцу предлагается описать внешность человека с выделением наиболее точно запомнившихся элементов и их признаков. Для наиболее точного определения этих и других элементов и их признаков очевидцу показывают имеющиеся изображения. С помощью отобранных изображений создается субъективный портрет, который доводится до полного соответствия мысленному образу очевидца. Как правило, субъективный портрет дополняется словесным описанием внешности.
Композиционно-рисованные портреты создаются из заранее заготовленных стандартных рисунков элементов лица по поврежденному лицу умершего, черепу человека. При этом могут применяться средства, аналогичные используемым при работе над фотороботом.
Комплексные или «живые» портреты изготавливаются следующим образом: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку.
Субъективные портреты не являются фотографиями. Они создаются на основе мысленного образа, по памяти очевидцев и потому в меньшей степени соответствуют оригиналу. Однако в целом они адекватно и достаточно полно отражают признаки внешности и успешно используются в установлении лиц, совершивших преступление. Субъективные портреты могут быть нарисованы художником или составлены с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот» или компьютерной графики. Имеются картотеки субъективных портретов неустановленных преступников. По этим картотекам с помощью информационно-поисковой системы возможна проверка фотоснимков и субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске либо состоящих на оперативно-профилактическом учете.
Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.
Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.
Этапы изготовления субъективного портрета
В рамках подготовительного этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются по возможности комфортные условия для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению.
Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и «доводки» его деталей, получения второго варианта портрета и, наконец, утверждения его очевидцем.
На заключительном, оформительском, этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.
Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки.
Источник
Криминалистическая габитоскопия
Понятие и общие положения криминалистической габитоскопии
В ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений постоянно требуется установление личности преступников, потерпевших и свидетелей. Важная роль в этом отношении принадлежит использованию внешних признаков человека, которые индивидуальны и относительно устойчивы. Сведения о внешнем облике различных лиц следователь получает в ходе допросов при составлении субъективных портретов, исследовании фотографий, кино- и видео отображений и другим путем. Данные о внешности используется при розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, пропавших без вести, при установлении личности трупа неизвестного человека и т.д. Все эти вопросы решаются с применением достижений криминалистической габитоскопии.
Криминалистическая габитоскопия — это самостоятельная отрасль криминалистической техники, включающая теоретические положения о внешнем облике человека, закономерностях его формирования, средствах и методах собирания, изучения и использования данных о внешности человека в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Основными предпосылками использования признаков внешности в практической деятельности являются индивидуальность внешнего облика человека, относительная устойчивость имеющихся признаков и рефлекторность, т.е. способность отражаться в мысленных образах, на фотоснимках, видеозаписях, в описаниях. В связи с этим, в криминалистике принято выделять субъективные и объективные способы отображения и фиксации признаков внешности человека. Субъективные способы основаны на том, что признаки внешности сначала отображаются в памяти человека, а затем преобразовываются либо в словесное описание (словесный портрет), либо в графическое воспроизведение образа (композиционный, комбинированный, синтетический, рисованный портрет, фоторобот и т.п.). Объективными способами фиксации являются фотографирование, кино- и видеосъемка, изготовление гипсовых или иных копий элементов внешности, воспроизведение признаков внешности погибшего человека по черепу его трупа.
Для наиболее полного отображения, фиксации, изучения и использования данных о внешности человека немаловажное значение имеет правильное понимание терминов «элементы» и «признаки» внешности. Под элементом внешности понимается любая, выделенная для изучения или наблюдения часть, деталь тела человека, любое проявление функций его организма, либо имеющаяся на человеке одежда, иные предметы, носимые им при себе. Это могут быть как отдельные анатомические части тела (лоб, рот), так и проявления динамики (жестикуляция, походка). Под признаками внешности понимают характеристики, особенности наблюдаемых элементов, либо внешнего облика человека в целом, которые выражаются через форму, величину, цвет, темп движения и другие показатели. Таким образом, элементы характеризуются, описываются признаками.
Решение задач установления личности человека по внешнему облику в большой степени зависит от правильной классификации элементов и признаков внешности. Данная классификация, проводимая по различным основаниям, кроме теоретического значения, призвана служить решению практических задач, стоящих перед следователем, оперативным работником, специалистом или экспертом.
Классификация должна обеспечивать четкий порядок при описании и исследовании элементов внешности и их признаков. В связи с этим, элементы и признаки внешности подразделяются по объему на общие и частные. Общие элементы, в большинстве своем, комплексные (лицо в целом, телосложение и др.) – состоящие из нескольких отдельных деталей – частных элементов (глаза, брови, рот, спина, конечности и т.п.). Данная классификация условна, поскольку один и тот же элемент может быть общим в одном отношении и частным – в другом. Так, например, нос является частным элементом по отношению к лицу в целом и общим по отношению к деталям носа (спинке, крыльям, кончику). Частные элементы, в основном, характеризуются формой, размерами, цветом, величиной, общие – взаимным расположением деталей, относительными размерами, относительным количеством.
Деление элементов и признаков внешности на общие и частные следует отличать от классификации по идентификационной значимости на групповые и индивидуализирующие. Групповые признаки свойственны группе людей (например, рассово-национальные признаки), индивидуализирующие – конкретным людям. Данная классификация имеет особое значение при идентификации человека по признакам внешности, поскольку при этом определяющее значение имеет степень индивидуальности идентификационных признаков.
По природе различают признаки и элементы внешности человека статические (анатомические, морфологические) – особенности строения тела человека, динамические (функциональные) – особенности движения тела человека (походки, мимики, жестикуляции), его голоса и речи, а также сопутствующие – элементы и признаки оформления внешности (косметика, украшения, одежда, очки и другие предметы).
Из числа элементов и признаков внешности выделяют редко встречаемые, особые признаки (приметы). Они могут быть, как врожденные (родимые пятна, аномалии тела), так и приобретенные (татуировка, шрам). Среди особых примет выделяются «броские» признаки, т.е. признаки которые легко запоминаются, яркие, «бросаются в глаза» человеку, наблюдавшему то, или иное лицо.
В зависимости от происхождения различают собственные и привнесенные элементы и признаки внешности. Собственные элементы и их признаки присущи человеку от природы. К собственным элементам и признакам внешности относятся: анатомические (морфологические) признаки наружного строения тела человека, его частей, покрова и функциональные, характеризующие человека в движении (жестикуляция, походка, осанка).
Для определения идентификационной значимости признака внешности человека существенное значение имеет деление на постоянные – присущие человеку в течении его жизни; и временные – которые могут появляться и исчезать; необходимые – наблюдающиеся у всех представителей; случайные – наличие которых необязательно; естественные – закономерно присущие человеку с рождения или появляющиеся с возрастом; искусственные – изменяющие внешность вследствие вмешательства извне и патологические – возникшие вследствие заболевания.
В габитоскопии большинство элементов характеризуются следующими признаками:
- форма – общий вид, внешние границы (контуры, конфигурации), описываемые в соответствии с известными геометрическими понятиями (плоская, квадратная выпуклая), или предметами (грушевидная);
- цвет – окраска глаз, кожи, волос в сравнении с цветом распространенных объектов и названий, по специальным эталонам;
- количество – число или определенная степень элементов внешности (брови – густые, волосы – редкие);
- наличие – при характеристике временного, случайного, искусственного или патологического элемента внешности (шрам на губе) или наоборот – отсутствие постоянного элемента;
- степень симметрии – признак, отражающий степень по форме, величине и др. одинаковых парных элементов внешности, отражающих их различие;
- степень выраженности – признак применяемый для описания внешности, когда представление о данном элементе устойчивое.
Функциональные (динамические) признаки характеризуются первичным описательным положением, характером движений:
- относительное положение – характеризует первичное расположение частей тела, в определенном состоянии человека (при ходьбе, сидя);
- характер движения – темп (быстрый, медленный), направление (вверх, вниз), амплитуда (широкие движения рук);
- вид движения, когда невозможно другое обозначение (подергивание головой, похрустывание пальцами).
Методика составления словесного портрета и его использование в следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности
Метод словесного портрета – это систематизированное описание внешности человека при помощи специальной терминологии, по определенной методике, с соблюдением определенных правил. Использование данного метода вызвано необходимостью обеспечения единообразного понимания, последующего воспроизведения и сопоставления, описываемых признаков внешности.
В настоящее время метод словесного портрета широко используется:
- в следственной деятельности (например, при описании трупа в ходе следственного осмотра, описания человека в процессе освидетельствования, получения показаний о внешнем облике человека для последующего предъявления для опознания и т.п.);
- в оперативно-розыскной деятельности (например, при розыске лиц, скрывшихся от следствия, без вести пропавших, описания неопознанных трупов);
- в экспертной деятельности (например, при производстве судебномедицинских, фотопортретных экспертиз).
Подробность описания элементов и признаков внешности, полнота их отображения зависят от различных объективных и субъективных факторов (целей наблюдения, обстановки, условий, времени суток, освещения, длительности наблюдения, правового положения лица – следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист, потерпевший, свидетель, от способа восприятия – непосредственное наблюдение, фотоснимок, со слов других лиц).
Упорядоченное описание проводится по соответствующим правилам. Вначале указываются общефизические, затем анатомические, сопутствующие и функциональные элементы и их признаки.
Описание общефизических признаков производится в следующем порядке:
Этноантропологический тип (центральные, северные, южные, среднеазиатские европеоиды, центральносибирские, северовосточные, среднеазиатские монголоиды, уральско-поволжский тип).
Возраст (новорожденный; грудной, младенческий, раннего детства, первый период детства, дошкольный возраст; второй период детства, подростковый, юношеский период, молодой средний, пожилой, старческий возраст, долгожитель).
Рост (очень высокий, высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, очень низкий).
Телосложение (среднее, плотное, коренастое, атлетическое, слабое, худощавое) и его особенности (очень плотное, очень слабое, очень худое).
Порядок описания частных элементов внешности можно представить в виде следующей таблицы:
Анатомические элементы и признаки описываются применительно к двум ракурсам (вид спереди, вид сбоку), положение головы должно быть ровным, мышцы лица в спокойном состоянии, волосы зачесаны назад и за ушные раковины, головной убор и очки – сняты. Описание проводится от «общего к частному» и «сверху – вниз», сначала описывают фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, затем – отдельные элементы лица (волосяной покров, лоб, брови, глаза, скулы, нос, рот, губы, подбородок, ушные раковины), кожа, шея, плечи, грудь, спина, руки, ноги.
При описании элементов внешности – указывается их форма (контур), величина, положение, цвет, количество, степень симметрии (в парных элементах), выраженность.
В сопутствующих элементах указывается: вид, размер, материя, назначение, особенности производства, признаки и характер износа одежды, ухода за одеждой, ремонта, следы посторонних веществ, особенности, выделяющие данные вещи.
Из функциональных элементов и их признаков описываются:
- привычная поза человека, т.е. состояние туловища, головы, ног в определенном положении (стоя, сидя), определяется как прямая, сутулая, сгорбленная, выгнутая – при положении стоя, прямая, наклоненная, изогнутая – при положении сидя. Также учитывается положение рук и ног;
- ходьба, т.е. определенный темп движения, положения, постановки стоп, других частей тела (головы, рук), длина шага;
- походка, т.е. привычные автоматические движения при ходьбе, определяется как быстрая, неторопливая, суетливая, вразвалку, прихрамывая;
- выражение лица, т.е. определенное привычное положение отдельных элементов лица. Определяется как грустное, радостное, строгое, хмурое, злое и т.д. Особенности такие, как подергивание отдельных частных элементов лица; прищуривание глаз, прикусывание губы;
- привычки (манеры) поведения – определенные непроизвольно повторяющиеся действия человека. Определяются как в отношении частей тела (поглаживание волос, похрустывание пальцами рук), так и в отношении частей одежды и сопутствующих элементов (протирание очков, перебирание четок);
- речь – определяется как по темпу (медленная, быстрая), так и по состоянию (спокойная, возбужденная), по силе (громкая, тихая), наличие дефектов (картавость, шепелявость), наличие акцента и др.
Особые приметы (броские) описываются как можно подробнее, определяется их точное месторасположение, степень выраженности, размеры, цвет, направление, форма.
Использование субъективных портретов и результатов фотопортретной экспертизы в следственной и оперативно-розыскной практике
Наиболее часто положения криминалистической габитоскопии в следственной и оперативно-розыскной практике используются в рамках составления субъективных графических портретов и фотопортретной экспертизы.
Субъективный графический портрет – это изображение внешних признаков человека, созданное по памяти участников уголовного процесса на основе их мысленного образа. Такой портрет может изготавливаться, как самим наблюдавшим лицом (при наличии навыков рисования), так и следователем, оперативным работником, экспертом-криминалистом, художником (по показаниям очевидцев).
Можно выделить следующие виды субъективных графических портретов:
– рисованный портрет, к которым можно отнести созданные художником на основе мысленного образа рисунки человека (как лица и фигуры, так и отдельных элементов внешности); – композиционные портреты (иногда называют составленными или синтетическими). Композиционно-рисованные или композиционнофотографические, те к которым относятся составленные на основе мысленного образа с помощью фрагментов изображений лиц (рисованных и фотографий) портреты разыскиваемых людей. Современное состояние технических средств дает возможность наиболее эффективно использовать компьютерные системы («фоторобот», «портрет») для составления композиционнорисованных и композиционно-фотографических портретов, так и комплексных с возможностью дорисовки различных элементов. Значительно реже стал использоваться ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация «портрет» для изготовления композиционно-рисованных портретов и полипроекторы для изготовления композиционно-фотографических портретов; – в практике очень редко применяется «живой» портрет, составленный на основе мысленного образа с помощью грима по показаниям свидетеля, потерпевшего.
При составлении субъективного портрета должны изучаться и учитываться факторы как субъективного характера (личностные особенности очевидца, его память, образное мышление, состояние в момент восприятия), так и объективного содержания (условия восприятия, время суток, освещенность, время в течение которого наблюдалось лицо). Затем сотрудник, работающий с очевидцем, потерпевшим фиксирует произвольное их описание внешности лица, портрет которого создается и изготавливает рисованный, композиционный или комплексный портреты (уточняет, дорисовывает, доделывает отдельные элементы на основе показаний). Фиксация действий состоит в составлении справки с приложением в виде фототаблицы.
Важная роль в идентификации личности принадлежит фотопортретной экспертизе. Это один из наиболее сложных видов экспертного исследования. Его объектами являются фотоснимки живых лиц и трупов, черепа неизвестных лиц, посмертные маски, рентгеновские снимки головы или отдельных ее частей, киноленты, видеозаписи. Перед экспертом ставятся вопросы идентификационного характера:
1. Одно или разные лица изображены на представленных фотоснимках (кино-, видео кадрах)?
2. Одно или разные лица изображены на фотоснимках живого лица и трупа?
3. Не принадлежал ли череп неопознанного трупа лицу, чьи фотоснимки (рентгенограммы) представлены на экспертизу?
Портретная экспертиза проводится в ходе раскрытия и расследования преступлений при задержании лица, сходного с разыскиваемым, при установлении личности неопознанного трупа, для определения конкретного лица на представленных фотоснимках и др.
Эксперту необходимо представить (по возможности) большее количество фотографий, из которых он отбирает наиболее пригодные для дальнейшего исследования.
Данное экспертное исследование имеет несколько стадий.
При предварительном исследовании выясняются все влияющие на фотоснимок факторы. Могут быть запрошены дополнительные сведения и объекты.
При раздельном исследовании выявляются и описываются элементы и признаки внешности.
При сравнительном исследовании устанавливается совпадение и различие элементов и признаков внешности, выявленных выше, путем сопоставления (простое, с помощью разметки, координатных сеток, композиции), совмещения частей снимка и другого изображения, наложения (изображение лица на прозрачных фотоснимках накладывается на другой снимок).
На стадии оценки результатов формируются выводы о выявленных совпадающих или различающихся признаках. Они могут быть категорическими или предположительными, положительными либо отрицательными.
Сравнительное исследование фотопортретов может производиться следующими методами:
- методом сопоставления посредством использования координатной сетки;
- методом совмещения одноракурсных изображений, разрезанных по прямой вертикальной линии (сегиттально-медиальной линии лица);
- методом наложения.
Методика экспертного исследования по установлению личности погибшего по его черепу предполагает совмещение диапозитива с фотографии разыскиваемого лица и фотографии черепа в одинаковом масштабе и ракурсе.
Иногда при раскрытии и расследовании преступлений прибегают к пластической реконструкции (скульптурному изображению) лица умершего по методу профессора М.М. Герасимова, по которому учитываются особенности морфологии костей черепа, их взаимозависимости с мягкими тканями черепа. Применяются методы реконструкции пластической (скульптурной) и графической реконструкции. Реконструкция лица по черепу позволяет воссоздать изображение человека лишь в достаточно приближенном к действительности виде, необходимом для установления и опознания личности. Реконструкция является объектом, производным по отношению к черепу, она имеет не только объективные, но субъективные данные, привносимые скульптором. Поэтому экспертное отождествление личности по результатам пластической реконструкции лица по черепу невозможно. Полученный портрет можно использовать только в целях узнавания разыскиваемого лица.
Таким образом, криминалистическая габитоскопия позволяет решать важнейшие задачи, возникающие в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, связанные с отождествлением человека по его субъективным и объективным отображениям. Дальнейшее развитие криминалистической габитоскопии будет идти по пути всё более активного использования современных компьютерных технологий.
Источник