- Урок 5 Как составить личный финансовый план
- Как составить личный финансовый план
- Ошибки финансового планирования
- Личный финансовый план: как его составить, вести и достигнуть финансовых целей!
- Как составить личный финансовый план? Это не сложно:)
- Для чего нужен личный финансовый план: смета целей, достижение целей, разумное планирование
- Как реализовать личный финансовый план: ставим земные цели
- Разработка финансового плана: пошаговая инструкция
- Содержание статьи
- Этап 1 — Ставим цели
- Этап 2 — Заполняем финансовую модель
- Этап 3 — Составляем бюджет
- Этап 4 — Анализируем выполнение плана
Урок 5 Как составить личный финансовый план
Личный финансовый план — проект по управлению деньгами и их источниками, предназначенный для решения финансовых задач.
У большинства граждан финансовые задачи примерно схожи: купить дом или автомобиль; иметь стабильный доход и накопления и пр.
Финансовый план не помогает достигать этих целей. Он позволяет видеть пути их достижения. Например, чтобы купить квартиру или дом, при нынешнем уровне доходов потребуется 15-20 лет. Значит, необходимо найти дополнительные источники дохода, а также урезать некоторые статьи расходов.
Личные финансовые планы различаются в зависимости от срока:
- Краткосрочные — до 1 года.
- Среднесрочные — от 1 до 3 лет.
- Долгосрочные от 3 лет и более.
На какой срок лучше составлять свой финансовый план, зависит от поставленных задач.
Краткосрочный финансовый план помогает достигать финансовых целей в течение года и позволяет увидеть, какие статьи расходов преобладают в течение года, а также понять, можно ли их сократить и как.
Среднесрочное планирование нужно для покупки чего-то крупного, например недвижимости, автомобиля, дорогого гаджета и т. д. Такой план рассчитывается на основе годового. То есть планируется расход на несколько лет вперед. А на основе объема свободных средств выносится решение о том, что можно на них купить.
Долгосрочный финансовый план ориентирован на накопления: какую сумму вы будете ежегодно откладывать и во что будете эти деньги инвестировать (вклады, ценные бумаги, инвестиционные фонды). Долгосрочное планирование позволяет увидеть, какую сумму дохода вы сможете получать при небольших вложениях каждый год.
Финансовый план поможет вам определить, откуда вы получаете деньги и как их тратите. Хозяйствующие субъекты как правило, всегда пользуются таким планированием, а граждане е часто пренебрегают составлением финансовых планов. Но, если вдуматься, чем в этом смысле жизнь отличается от ведения бизнеса: те же доходы, расходы, различные взаимоотношения, кредиты, продажа своих услуг и прочее.
Как составить личный финансовый план
Шаг 1. Поставьте цель
Важно понимать, для чего вам необходимо составление финансового плана. Это может быть как обычная финансовая стабильность с формированием подушки безопасности и откладыванием какой-либо денежной суммы , например, на отпуск, учебу детей, одежду и т.д., так и более амбициозная задача – открытие своего бизнеса или покупка дорогого автомобиля или недвижимости без кредита.
Шаг 2. Определитесь со сроками
Необходимо выбрать срок, на который вы сможете реализовать поставленную цель.
Шаг 3. Оптимизируйте свои доходы
Определите все источники вашего дохода, после чего, разберитесь, можете ли вы зарабатывать больше и как это можно сделать.
Шаг. 4. Оптимизируйте статьи расходов.
Необходимо отделить необходимые расходы от незапланированных. Если вы, например, снимите квартиру, то аренда и коммунальные расходы необходимы. А вот поход каждый выходной в ресторан – необязательная трата, которую можно сократить.
Составить личный финансовый план возможно несколькими способами
— можно вести записи в таблице Exel. Программа позволит выставлять в ячейки формулы, которые сразу покажут остаток и финансовый результат
— можно вносить записи в блокнот или специальную книгу
— если вы занимаетесь долгосрочным инвестированием, то можно составить план в режиме онлайн.
Разработка личного финансового плана можно заниматься только если у вас есть четкая цель.
Как правильно следовать личному финансовому плану
Не позволяйте себе лишних трат, если их можно избежать. Каждый раз, когда вы выходите из дома, нужно представлять какое количество денег вы можете потратить, чтобы потом не было сложностей.
Нельзя предусмотреть все форс-мажоры, а ограничивать себя следует лишь в разумных пределах. Поэтому не думать только лишь о том, как реализовать ваш личный финансовый план, не забывайте о других жизненных составляющих. Гораздо важнее то, что вы пользуетесь инструментом, который оптимизирует вашу жизнь.
Ошибки финансового планирования
Когда люди только начинают заниматься финансовым планированием, наивно полагают, что получиться все сразу. На само деле это не так.
Нельзя за 1 год стать миллионером, если вы получаете 20 000 рублей. Никакие инвестиции, вложения и кредиты вам этого не дадут. Если вы ставите амбициозные цели, рассчитывайте свои силы реально. Будьте реалистами
Источник
Личный финансовый план: как его составить, вести и достигнуть финансовых целей!
Задайте себе вопрос: хотели бы Вы обрести финансовое благополучие? Что это значит конкретно для Вас? Как проложить путь к финансовой свободе?
Если Вас интересуют эти вопросы, то полезно будет узнать об инструменте, способном максимально ускорить достижение финансовой свободы. Он называется личный финансовый план. Это документ, в соответствии с которым осуществляется управление личными финансами. Он позволяет перевести действия людей в отношении своих денег из разряда стихийных и эмоциональных в разряд осознанных и планируемых поступков. Это карта, в которой учтено достижение всех Ваших целей. Движение по ней делает жизнь максимально приятной и комфортной.
Как и почему это работает? Наверняка, среди читателей данной статьи немало автомобилистов. К примеру, перед тем как впервые поехать в другой город любой водитель откроет карту и проложит маршрут. Отметит основные промежуточные деревни и города, которые ему предстоит проехать, чтобы сверить по ним правильность своего движения. Проверит работоспособность автомобиля: уровень масла, тормозную систему, давление в шинах. Также он просчитает запас бензина и возьмет некоторую сумму денег на непредвиденные ситуации. Запасное колесо – тоже важнейшая вещь в пути.
Как составить личный финансовый план? Это не сложно:)
Чем отличаются описанные выше действия водителя от ежедневных действий человека? Чаще всего, жизнь больше похожа на броуновское движение: никакой цели, неи карты и плана действий.
Но важно ли Вам исполнить свои мечты? Везде, где есть потребность достичь цель точно и в срок, используется тщательно продуманный план. Ни один инвестор не будет участвовать в предприятии, если не увидит бизнес-плана. Потому что только его наличие говорит о том, насколько тщательно все продумано, что и как будет сделано. Появляется системность в действиях, которая приносит максимальные результаты.
Опять же, люди думают, что достижении финансового благополучия и создание личного капитала происходит после получения какой-нибудь крупной суммы денег. На наших семинарах по финансовой грамотности участники выполняют упражнение, где их за минуту просят распределить 1 000 000 рублей. Многим не хватает времени. Они не знают заранее, куда направить этот миллион. Когда спрашиваешь, для чего им деньги, то самый распространенный ответ: «Там разберемся». Но богатство формируется постепенно, сравнительно небольшими суммами.
И если нет плана, то даже случайные и большие доходы обычно тратятся на что-то «срочное» и «очень важное», родственники и друзья просят в долг, а потом не все возвращают. Естественно, на создание личного капитала ничего не остается. Поэтому, Вы должны знать заранее, куда и сколько направить денег. Чтобы ничего не забыть и не запутаться, все решения заносятся в личный финансовый план. Перейдем к методике его разработки.
Составление личного финансового плана делается в четыре этапа:
1. Определение целей.
2. Оценка собственных финансовых возможностей.
3. Корректировка плана: изменение целей в зависимости от Ваших возможностей или наращивание доходов.
4. Определение инвестиционной стратегии и подбор финансовых инструментов.
Начнем по порядку. Для чего необходимо определить цели? Ответ очень прост: ведь деньги нам нужны именно для их достижения. Просто преумножение капитала или прирост активов не главное. Это лишь промежуточный этап для того, чтобы позволить себе реализовать более масштабные цели.
Поэтому необходимо знать конкретные характеристики цели: например, автомобиль Nissan Teana, 2009 года выпуска, черного цвета, с кожаным салоном, объемом двигателя 2.0. Чем больше конкретики, тем лучше. Далее необходимо прописать стоимость и срок достижения, т.е. дату покупки с точностью до года. Таким образом, Ваши цели будут собраны в таблице событий:
Это приблизительный список, который затем корректируется и уточняется. Например, вносится смена автомобиля каждые 4 года, обучение всех детей и т. Общая стоимость целей составляет вполне конкретную сумму денег, которую нам необходимо заработать. Точка назначения определена, первый этап составления личного финансового плана выполнен.
Для чего нужен личный финансовый план: смета целей, достижение целей, разумное планирование
Следующим шагом является определение точки отправления и шага, с которым мы будем двигаться к своему финансовому благополучию, к своим целям. Для этого составляются два финансовых отчета: Активы-Пассивы и Доходы-Расходы (личный бюджет).
Активами мы называем всю Вашу собственность, которая стоит денег. Далее идет разделение на реальные активы и другие активы (имущество). Реальные активы – те, что приносят доходы: банковские депозиты, акции, ПИФы, квартиры, сдаваемые в аренду. Другие активы или имущество не приносят денег, например, квартира, в которой Вы живете.
Наоборот, Вы платите квартплату 2 000 – 3 000 рублей каждый месяц. Но представьте себе, что у Вас нет своего жилья. Придется арендовать и платить уже по 20 000 руб. в месяц. Т.е. собственная квартира экономит 17 000 руб. Как говорится, сэкономил, значит заработал. Записываем стоимость всех активов, а по реальным активам добавляем размер годового дохода и процентную ставку, чтобы анализировать эффективность вложений. Опять же, всю информацию необходимо отразить на бумаге, заполнив таблицу:
Следующим шагом определяем размер Ваших пассивов, т.е. всех денег, которые нужно вернуть: кредиты в банках, займы.
Разница между активами и пассивами является отправной точкой, из которой Вы начинаете движение к целям. В нашем примере это капитал в размере 5 350 000 руб. Хуже, когда эта разница нулевая, но еще тяжелее, когда разница отрицательная. Тогда в таблицу событий добавляем возврат долгов.
Как реализовать личный финансовый план: ставим земные цели
Дальше мы определяем, какими темпами будем двигаться к своему финансовому благополучию. Откуда мы берем деньги на наши цели? Из доходов. Но их часть уходит на питание, транспорт, связь и другие расходы. Получается, что на цели идет только то, что остается. В статье, посвященной планированию семейного бюджета, мы говорили, что желательно сразу после получения денег откладывать определенную часть, а уже оставшиеся со спокойной душой тратить. Поэтому заполняем таблицу личного бюджета:
Разница между ежемесячными доходами и расходами составляет инвестируемую сумму. Именно она является «шагом», с которым мы идем к достижению своих целей. Проделанную работу продемонстрируем в виде рисунка.
Теперь можно показать схему, по которой должно быть организовано грамотное управление личными финансам, приводящее к финансовому благополучию.
На положительную разницу между доходами и расходами формируется колонка активов, которые при их правильном подборе увеличивают наши доходы. Затем, в соответствии с планом деньги выводятся из финансовых инструментов для реализации целей.
Если вы уже хотите составить финансовый план в Центре финансовой культуры, то можете почитать подробнее о нем на данном сайте.
Мы завершили подготовительную часть работы. Теперь можно переходить к непосредственно составлению личного финансового плана. Сделаем это во второй части данной статьи.
Источник
Разработка финансового плана: пошаговая инструкция
Финансовый план — это программа работы компании, представленная в конкретных цифрах. В нем зафиксировано, каких целей нужно достичь и за счет чего это можно сделать. Не просто «завоевать мир», а как: сколько потратить на рекламу, зарплату, закупку сырья и сколько получится заработать.
Содержание статьи
Этап 1 — Ставим цели
Разработка финансового плана начинается с выбора того, к чему нужно стремиться. Каждая компания сама выбирает срок финансового планирования. Итак, чего вы хотите достичь в ближайший месяц, квартал, год, пять лет? Пока не нужно себя ограничивать, просто зафиксируйте на бумаге свои желания. Поездка на Мальдивы всем коллективом на ежегодный корпоратив? Грузовик для доставки товара в магазины? Новый диван в переговорную или автомат с шоколадками в холл?
Полученный список нужно сверить с реальностью. Если в фирме один компьютер, и сотрудники работают на нем по очереди, мечтать о приобретении бизнес-центра рановато. А вот запланировать покупку оргтехники можно.
У Владимира магазин автозапчастей, налажено сотрудничество с поставщиками, есть два менеджера по продажам. Заказы идут через сайт, клиент сразу видит, есть ли детали в наличии и сколько займет доставка. Специализация — коммерческий транспорт, в основном, грузовые автомобили. Его клиентам важно, чтобы техника не простаивала, поэтому скорость доставки запчастей играет важную роль.
Какие цели выбрал Владимир для своего бизнеса?
Цель на год: покупка грузового автомобиля — 3 миллиона рублей. Доставка запчастей в районы увеличит базу клиентов.
Цель на квартал: увеличение товарных запасов на 500 тысяч рублей. Чем больше запас, тем меньше придется ждать доставки от поставщиков.
Цель на месяц: небольшой ремонт и перепланировка — 200 тысяч рублей. Она позволит создать дополнительное рабочее место для менеджера. Это должно увеличить количество оплаченных заказов с сайта — сотрудники смогут больше времени уделять консультациям.
Радмир Ганиев, генеральный директор Ganiev Financial Group:
«Планы, как маяки, мы по ним ориентируемся. Планирование помогает каждый день разумно принимать решение, как распределить поступающую выручку, держать баланс между поступлениями и расходами, принимать решения, опираясь на фактические данные. Финансовый план мы делаем на квартал и год.
Мы стараемся придерживаться плана, но бывает, что, по факту, получается совсем другая картина. Мы увидели это в 2020 году, когда начался карантин. Казалось, что в 2020 году наши детские центры не достигнут намеченных целей, но мы смогли перевести наш образовательный бизнес в онлайн-формат и к концу года опередили наши плановые показатели на 20%»
Этап 2 — Заполняем финансовую модель
На этом этапе нужно понять, какие доходы и расходы есть у компании. В этом поможет налаженный финансовый учет. Например, в сервисе ПланФакт можно посмотреть, сколько компания тратит на аренду, коммунальные платежи, налоги, какая у нее выручка и средний чек.
Эта информация вносится в финансовую модель. Мы приготовили для вас удобный шаблон, в который уже «зашиты» нужные формулы. Достаточно скачать файл и заполнить его своими данными, чтобы понять, какие траты компания может себе позволить.
Владимир внес данные по своему бизнесу в таблицу и понял, что взять деньги на ремонт сможет только во втором месяце — накопится нужная сумма, и компания избежит долгов. Наем нового менеджера должен увеличить конверсию заказов в оплату, поэтому прибыль с третьего месяца увеличится почти в три раза. Ее он планирует направить на закупку запчастей. А в декабре компания должна накопить 3 миллиона на новый грузовик.
При заполнении финансовой модели обычно ориентируются на нормальный вариант развития событий. Но нужно учитывать, что может случиться и негативный сценарий. Например, нанятый менеджер не сможет улучшить показатели, заблокируют сайт, повысят цены поставщики. На этот случай в компании должен быть предусмотрен финансовый резерв, который сможет покрыть кассовые разрывы, возникающие в процессе развития. Нельзя составлять финансовый план без учета подушки безопасности.
Яна Ильгина, руководитель финансового направления «Юридическая компания СПАС»:
«Разработка финансового плана делает процесс управления деньгами более организованным. Еще одно чрезвычайно важное преимущество финплана — возможность сравнивать запланированные показатели с фактическими, анализировать их отклонения и оперативно корректировать процессы в компании. Вы сможете быстро понять, что ваш корабль относит куда-то не туда и повернуть штурвал в нужном направлении.
Важно помнить, что с увеличением объема выручки обязательно увеличивается часть расходов. Например, нужно нанять больше продавцов или закупить больше товара. Для расширения клиентской базы сначала придется потратиться на маркетинг. Увеличится сумма налогов, возможно, придется сменить режим налогообложения»
Этап 3 — Составляем бюджет
После выбора стратегии развития нужно разбить работу на этапы, определить целевые показатели, сроки их достижения, назначить ответственных. Когда компания маленькая, как у Владимира из нашего примера, сделать это может сам собственник. Если фирма большая, придется собрать начальников отделов или руководителей подразделений. Полученные данные вносятся в бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Результат этого этапа — сформированный финансовый план компании.
Главное правило — затраты на финансовое планирование должны быть меньше, чем эффект от него, поэтому затягивать процесс, чтобы довести план до идеала, не нужно — работа все равно внесет коррективы.
Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp:
«Чем крупнее бизнес, тем важнее разработка финансового плана. После преодоления порога в 100-200 миллионов рублей выручки в год финансовый план обязателен, а после 500 миллионов рублей в год его отсутствие — значительный объем полученного стресса и потерянных денег. Без финансового плана бизнесу может не хватить средств, и тогда его ждут кассовые разрывы, либо в какой-то момент может не хватить ресурсов, чтобы выполнить весь объем заказов, либо собственник будет «в мыле», чтобы закрыть все финансовые обязательства.
Финансовый план — это не формальный документ, который составили один раз в год и забыли. Это инструмент, который дает понять, куда собственник ведет бизнес, что хочет от него. И уже из этого видения вырисовываются конкретные действия и шаги. Финансовый план позволяет бизнесу перестать быть белкой в колесе, когда работа делается ради работы. Он помогает идти к конкретным целям»
Этап 4 — Анализируем выполнение плана
Приступаем к выполнению финансового плана. Для контроля исполнения намечаем промежуточные точки. Раз в месяц проводятся встречи с командой, чтобы понять, куда двигается компания. На этих собраниях анализируем, достигнуты ли нужные показатели, за счет чего произошел рост или почему план не выполняется. Корректировать можно не только работу, но и сам план. Например, резко изменились условия, объявили очередную самоизоляцию. Тут речь уже пойдет не о развитии, а о выживании. А если задачи выполняются легко, плановые показатели можно увеличить.
Наш герой Владимир, отслеживая выполнение финансового плана, понял, что после найма нового менеджера количество заказов не увеличилось. На собрании с сотрудниками выяснили, что на сайте была проблема с регистрацией новых клиентов, поэтому менеджерам пришлось тратить больше времени на оформление заказа. Проблему исправили, показатели пошли вверх.
Евгений Марченко, директор E.M.FINANCE:
«Распространенная ошибка – считать свой план неизменной постоянной. Слепое следование написанному лишает бизнес гибкости.
Относитесь к финансовому плану как к маршруту, нанесенному на дорожную карту. Наметьте точку, к которой вы неизбежно должны прибыть. Распишите сроки и цифры, как вы будете туда следовать. Но в случае, если одна из дорог у вас на пути окажется заблокирована дорожными службами, вы же не вернетесь домой? Нет, вы будете искать пути объезда. Так же и с финансовым планом. Придерживайтесь его, выполняйте его и будьте готовы в случае необходимости отступить от него, но только в сторону своей цели»
Разработка финансового плана:
- фиксирует цели компании, избавляет от нерациональной траты ресурсов;
- помогает контролировать показатели работы компании;
- дает ориентир для сравнения плановых и фактических показателей, что позволяет оперативно корректировать работу.
В случае запуска новых проектов , финансовый план покажет их жизнеспособность, поможет сделать выбор между разными вариантами развития. Каким бы сложным не казалось составление финансового плана, иногда достаточно просто начать, чтобы оценить пользу этого инструмента.
Источник