- Судебная бухгалтерия. Краткий курс.
- 30. Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов.
- Судебная бухгалтерия. Краткий курс (13 стр.)
- 30. Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов
- 31. Понятие и классификация методов исследования документальных данных
- 32. Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов
- Способы сокрытия излишков при инвентаризации
Судебная бухгалтерия. Краткий курс.
30. Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов.
Результаты инвентаризации являются основными доказательствами при расследовании хищений, поэтому инвентаризационные документы приобщаются к проверочным материалам и уголовным делам. Эти документы дают возможность правоохранительным органам устанавливать факт и сумму недостач и излишков товарно-материальных ценностей.
Способы сокрытия недостач при проведении инвентаризации:
1) занесение в инвентаризационную опись несуществующих товаров (может быть выявлен путем опроса лиц, принимавших участие в инвентаризации);
2) последующая дописка количества товаров в инвентаризационных описях (можно обнаружить путем сопоставления различных экземпляров описей);
3) составление бестоварных расходных накладных;
4) несвоевременное оприходование товаров.
Одним из результатов инвентаризации является наличие излишков товарно-материальных ценностей.
Различают две группы искажений результатов инвентаризации при сокрытии излишков:
1) сокрытие излишков путем искажения данных о фактических остатках материальных ценностей (невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путем обмана членов комиссии или по сговору с ними; дописки штрихов, запятых и цифр в графе «количество товаров»);
2) подлоги, совершаемые с помощь искажения книжных остатков:
А) составление из товарных приходных накладных, увеличивающих книжный остаток и соответственно уменьшающих размер излишков;
Б) несвоевременное (досрочное) оприходование ценностей (к товарным отчетам, составленным до инвентаризации, прилагаются приходные документы, поступившие позднее);
В) несвоевременное проведение по отчетности расходных документов.
Способы предупреждения противоправных действий при проведении инвентаризации:
1) до начала фактического снятия остатков у материально ответственного лица необходимо взять подписку о том, что все документы приложены к отчету и у него ничего не осталось;
2) представитель правоохранительного органа удостоверяет своей подписью товарные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, до проведения инвентаризации.
При выявлении попыток сокрытия излишков сотрудники правоохранительных органов обязаны выяснять причины нарушений, проводить опрос членов инвентаризационной комиссии, выявлять соучастников.
Заключительная проверка качества проведенной инвентаризации состоит из двух частей:
1) проверяется правильность определения остатка в ходе проведения инвентаризации:
А) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;
Б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;
В) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи;
2) проверяются учетные данные бухгалтерии:
А) правильность указания остатка на начало межинвентаризационного периода;
Б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;
В) полностью ли учтены нормы естественной убыли;
Г) полнота проведения зачетов недостач и излишков.
Результаты инвентаризации — это самый распространенный способ собирания и закрепления фактических данных, при помощи которых можно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, которые могут быть доказательством по делу.
Источник
Судебная бухгалтерия. Краткий курс (13 стр.)
При проведении инвентаризации по инициативе правоохранительных органов описи должны быть составлены не менее чем в 3 экземплярах как рукописно, так и с использованием средств вычислительной и другой организационной техники. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками.
Результатами инвентаризации являются:
1) равенство фактического и книжного остатков;
2) превышение фактических остатков над книжными;
3) превышение книжного остатка над фактическим.
По окончании инвентаризации ее материалы рассматривают на заседании постоянно действующей инвентаризационной комиссии, на котором выясняют причины недостач и излишков.
По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета проверок правильности проведения инвентаризаций.
Сотрудник правоохранительного органа, по инициативе которого назначена инвентаризация, проверяет правильность заполнения инвентаризационной описи, а также наличие подписей членов комиссии.
30. Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов
Результаты инвентаризации являются основными доказательствами при расследовании хищений, поэтому инвентаризационные документы приобщаются к проверочным материалам и уголовным делам. Эти документы дают возможность правоохранительным органам устанавливать факт и сумму недостач и излишков товарно-материальных ценностей.
Способы сокрытия недостач при проведении инвентаризации:
1) занесение в инвентаризационную опись несуществующих товаров (может быть выявлен путем опроса лиц, принимавших участие в инвентаризации);
2) последующая дописка количества товаров в инвентаризационных описях (можно обнаружить путем сопоставления различных экземпляров описей);
3) составление бестоварных расходных накладных;
4) несвоевременное оприходование товаров.
Одним из результатов инвентаризации является наличие излишков товарно-материальных ценностей.
Различают две группы искажений результатов инвентаризации при сокрытии излишков:
1) сокрытие излишков путем искажения данных о фактических остатках материальных ценностей (невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путем обмана членов комиссии или по сговору с ними; дописки штрихов, запятых и цифр в графе «количество товаров»);
2) подлоги, совершаемые с помощь искажения книжных остатков:
а) составление из товарных приходных накладных, увеличивающих книжный остаток и соответственно уменьшающих размер излишков;
б) несвоевременное (досрочное) оприходование ценностей (к товарным отчетам, составленным до инвентаризации, прилагаются приходные документы, поступившие позднее);
в) несвоевременное проведение по отчетности расходных документов.
Способы предупреждения противоправных действий при проведении инвентаризации:
1) до начала фактического снятия остатков у материально ответственного лица необходимо взять подписку о том, что все документы приложены к отчету и у него ничего не осталось;
2) представитель правоохранительного органа удостоверяет своей подписью товарные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, до проведения инвентаризации.
При выявлении попыток сокрытия излишков сотрудники правоохранительных органов обязаны выяснять причины нарушений, проводить опрос членов инвентаризационной комиссии, выявлять соучастников.
Заключительная проверка качества проведенной инвентаризации состоит из двух частей:
1) проверяется правильность определения остатка в ходе проведения инвентаризации:
а) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;
б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;
в) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи;
2) проверяются учетные данные бухгалтерии:
а) правильность указания остатка на начало межинвентаризационного периода;
б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;
в) полностью ли учтены нормы естественной убыли;
г) полнота проведения зачетов недостач и излишков.
Результаты инвентаризации — это самый распространенный способ собирания и закрепления фактических данных, при помощи которых можно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, которые могут быть доказательством по делу.
31. Понятие и классификация методов исследования документальных данных
При фальсификации данных бухгалтерского учета, происходят разнообразные несоответствия, которые отражаются в учетно-экономической информации. Данные несоответствия принято называть формами отражения экономических преступлений, в учетном процессе не смотря на их различия по своей природе, содержанию и проявлению. Юристам и работникам ревизионных органов необходимо знать комплекс специальных методов исследования учетной документации, для успешного выявлять ими фальсификации данных.
Существует стереотип, что субъектами применения различных методов исследования являются только работники контрольно-ревизионных аппаратов, но практика показывает обратное, так как многие приемы исследования документов (формальная проверка, встречная проверка и др.) успешно используются для решения своих задач не только ревизорами и экспертами-бухгалтерами, но и оперативными и следственными работниками.
Под методами исследования документальных данных понимают способы изучения явлений учетного процесса для получения информации об объекте в целях обнаружения несоответствий в документах и отклонений в движении товарно-материальных ценностей.
По назначению методы бывают:
1) поисковые (первичные) методы исследования документальных данных, с помощью которых выявляются признаки их доброкачественности или возможных криминальных изменений в учетном процессе;
2) проверочные (производные) методы исследования самих этих признаков с целью определения закономерностей их проявления и взаимосвязи между собой.
По сфере применения:
1) общие ― используются при анализе различных учетных документов и операций во всех отраслях экономики;
2) частные ― используются для проверки определенных групп документов и хозяйственных операций на отдельных участках.
По формам отражения замаскированных правонарушений в учетных данных выделяют следующие методы:
1) направленные на установление противоречий в содержании отдельного документа;
2) с помощью которых устанавливаются несоответствия в содержании нескольких взаимосвязанных документов;
3) позволяющие выявить отклонения от обычного порядка движения материальных ценностей.
По объектам различают методы:
1) проверки одного бухгалтерского документа;
2) нескольких документов, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию;
3) учетных данных, отражающих однородные операции.
По способам исследования содержащихся в документах сведений:
1) методы документальной проверки (восстановление учетных записей по документам; обратная калькуляция; хронологический и сравнительный анализы);
2) методы фактической проверки (выборочная инвентаризация, проверка реального состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа, выполнение различных контрольных операций, осмотр, обследование, анализ качества сырья, материалов и готовой продукции).
Некоторые методы документальной и фактической проверок не представляют особой сложности и широко применяются в работе правоохранительных органов в процессе выявления и расследования преступлений. Но ряд методов требует специальной подготовки, поэтому они в полной мере доступны лишь квалифицированным специалистам в соответствующих областях знаний.
32. Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов
При исследовании документов в ревизионной и юридической практике применяются методы которые различаются по своему содержанию, формам осуществления, объектам, предмету и задачам исследования, кругу объектов проверки, сфере применения.
Указанные методов находят свое отражение при осмотре документов, их изучении, контрольных подсчетах, сравнительном анализе учетных записей. На основании и круга изучаемых объектов и возникающих несоответствий принято выделять три группы методов документальной проверки.
Методы исследования отдельного документа включают следующие виды проверки:
1) формальную ― включает внешний осмотр бухгалтерского документа и его изучение;
2) нормативную ― проверка на соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов;
3) арифметическую ― установление правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм.
Все три метода, основанные на перечисленных проверках, характеризуются простотой применения и высокой поисковой значимостью при проведении проверок и ревизий.
Исследование несоответствий в содержании нескольких взаимосвязанных документов производится с помощью двух методов:
Источник
Способы сокрытия излишков при инвентаризации
Для сокрытия излишков могут использоваться следующие приемы:
А) направленные на искажение данных бухгалтерского учета об остатках имущества по учету:
1. Непосредственно перед инвентаризацией материально ответственное лицо выписывает бестоварный или безденежный приходный документ на имущество, имеющееся в излишках, который включает в свой материальный товарный или кассовый отчет. В результате по учету имущество, указанное в этом документе оприходуется и остаток по учету увеличивается на сумму документа. Но поскольку документ бестоварный или безденежный, фактически имущество не получено, тем самым достигается выравнивание учетных остатков с данными о фактическом наличии.
Для выявления такого приема сокрытия излишков необходимо на всех документах, составленных в день инвентаризации сделать надпись «до инвентаризации». В отношении документов, которые вызывают сомнение, следует провести встречную проверку.
Сомнительные документы могут быть выявлены путем хронологического анализа приходных операций по дням каждого месяца за ряд межинвентаризационных периодов. Поскольку бестоварные приходные документы выписывают, как правило, непосредственно перед инвентаризацией, то именно в эти дни возрастает сумма прихода по сравнению с остальными днями в исследуемом периоде. Дальнейший анализ документов именно за эти дни позволит установить организации, от которых чаще всего оформляется приход имущества непосредственно перед инвентаризацией. Затем проверяется реальное поступление имущества от таких организаций. Если будет установлено, что фактически имущество не поступало, необходимо сделать встречную проверку с поставщиками, указанными в сомнительных документах. Обычно этих действий бывает достаточно для выявления бестоварных приходных документов.
Аналогично можно выявить и бестоварные расходные документы, используемые для сокрытия недостачи. При этом хронологический анализ проводится в отношении расходных, а не приходных операций.
2. Оприходование по учету в данном инвентаризационном периоде имущество, фактически полученное в следующем инвентаризационным периоде. Другими словами, приходный документ на имущество, фактически поступившее материально ответственному лицу после инвентаризации включается в материальный, товарный или кассовый отчет до проведения инвентаризации. Например, инвентаризация кассы начата в 12 часов дня 1 октября. В отчет должны быть включены все документы на деньги, полученные до этого часа. Фактически, с целью сокрытия излишков, в отчет включаются документы на деньги, поступившие в этот же день, но после начала инвентаризации, т.е. после 12 часов.
Этот прием также позволяет искусственно выравнивать учетные остатки с их фактическим наличием.
Для выявления такого приема необходимо, как и в предыдущем случае, делать на документах выписанных в день инвентаризации до ее проведения надпись «до инвентаризации». Это позволит предотвратить включение в отчет документов выписанных в день инвентаризации, но после ее проведения. Данное правило справедливо как для приходных, так и для расходных документов. Соблюдение этого правила позволяет выявлять сокрытие не только излишков, но и недостачи имущества. В последнем случае может применяться включение в отчет расходного документа на отпуск имущества, фактически переданного после инвентаризации.
3. Искажение данных материального, товарного или кассового отчета путем: а) внесения в них бездокументных записей о приходе имущества; б) искажения арифметических итогов в сторону увеличения о приходе имущества и в сторону уменьшения о расходе имущества; в) искажение учетных данных об остатках имущества на начало периода в сторону увеличения при их переносе из предыдущего отчета; г) искажения в сторону увеличения арифметических итогов об остатках имущества на дату инвентаризации.
Для обнаружения такого способа сокрытия излишков необходимо проверить обоснованность записей в отчете материально ответственного лица надлежащими первичными документами, а также провести арифметическую проверку подсчетов итогов оборотов и остатков и проверить правильность переноса остатков из одного отчета в другой.
Б) направленные на искажение данных о фактическом наличии имущества на дату инвентаризации:
1. Не включение в инвентаризационную опись части имущества, фактически имевшегося в наличии.
2. Внесение искажений данных о наличии имущества, путем подлогов в инвентаризационной описи. Например, могут искажаться цена или количество в сторону уменьшения, с тем, чтобы уменьшить сумму имущества против его фактической стоимости.
В обоих вышеназванных случаях материально ответственное лицо должно вступить в сговор с лицом, делающим записи в инвентаризационной описи.
В целях обнаружения данного приема следует контролировать правильность записей в инвентаризационной ведомости, для чего можно вести такую ведомость в нескольких экземплярах разными лицами.
3. Заявление относительно фактически имевшегося в наличии имущества о том, что оно не принадлежит организации, а, например, получено в аренду, находится на ответственном хранении, принято в переработку и т.п.
В случае получения такого заявления необходимо проверить обоснованность поступления имущества от вышеназванных источников договорами (аренды, переработки), перепиской (о приеме на ответственное хранение), и первичными документами. При необходимости можно сделать встречную проверку.
4. Заявление относительно имеющегося в наличии имущества о том, что оно ранее списано по учету. Для проверки такого заявления необходимо изучить имеющиеся акты на списание имущества и проверить правильность реквизитов в этих актах, в том числе и путем получения объяснений от лиц, подписавших акты на списание имущества.
5. Искажения в сторону уменьшения количества и снижения качества имущества в случаях, когда для определения количества или качества необходимы знания технолога или товароведа.
Для предотвращения такого способа сокрытия излишков необходимо привлекать к участию в инвентаризации не заинтересованных в ее исходе технологов и товароведов.
На практике могут применяться комбинации из вышеназванных приемов, а также и некоторые другие способы.
Источник