Способы сокращения затрат производство

Содержание
  1. Сокращение бизнес-расходов: 10 рабочих способов
  2. 1. Аренда более дешевой коммерческой недвижимости
  3. 2. Снижение налоговой нагрузки
  4. 3. Часть сотрудников – удаленно
  5. 4. Аутсорсинг вместо непрофильных отделов
  6. 5. Отказ от неэффективных инструментов маркетинга и рекламы
  7. 6. Отказ от нерентабельных проектов
  8. 7. Совместные промо и бартер
  9. 8. Проверить «прочие расходы»
  10. 9. Закупки б/у вместо нового
  11. 10. Автоматизация бизнес-процессов и сервиса
  12. Снижение себестоимости продукции: 7 раз отмерь, 1 раз отрежь
  13. Что подразумевается под себестоимостью продукции?
  14. Условия снижения себестоимости продукции и факторы, влияющие на данный процесс
  15. Основные резервы снижения себестоимости продукции на предприятии
  16. Показатели для анализа путей снижения себестоимости продукции
  17. Разработка плана мероприятий по снижению себестоимости продукции
  18. Пример эффективного снижения затрат на себестоимость продукции

Сокращение бизнес-расходов: 10 рабочих способов

Малый бизнес всегда очень чутко реагирует на любые изменения в законодательстве и экономической ситуации в стране. С нового года НДС составит 20%, что неизбежно приведет к снижению покупательской способности на все. С июля 2019 года вступит в силу 3-й этап закона об онлайн-кассах, который охватит абсолютно всех предпринимателей.

Что предпринять, чтобы бизнес остался успешным, а сотрудников не пришлось увольнять? Лучшим способом станет грамотное сокращение бизнес-расходов. Как это сделать выгодно и безболезненно, не нарушая закон? Рассмотрим 10 рабочих способов.

1. Аренда более дешевой коммерческой недвижимости

В 2014 году Тверская улица в Москве опустела буквально за месяц. Исчезли яркие вывески, витрины опустели, пропали промоутеры у входа в метро. Такова была реакция бизнеса на резкое увеличение стоимости аренды недвижимости в центре столицы. Причем переехать в более бюджетные места предпочли не только организации малого бизнеса (нотариусы и адвокаты, дизайнерские бутики, антикварные магазины и т.д.), но и крупные супермаркеты, сетевые ритейлеры одежды и обуви, банки.

С тех пор тренд вынесения офисов и точек продаж из центра на периферию становится все сильнее. Главная причина – стоимость аренды квадратного метра. Она всегда будет ниже в удаленных от центра районах. Но и посещаемость в спальных районах может оказаться куда выше, чем в центре. Задумайтесь: если у вас автосервис, химчистка, парикмахерская или любая другая организация сферы услуг, нужен ли вам статусный и дорогой центр города?

Также подумайте, нужен ли вам такой большой офис, торговый зал или склад? Возможно, уменьшение площади арендуемой недвижимости решит проблемы.

Еще один способ – арендовать жилое помещение, которое обойдется существенно дешевле коммерческой недвижимости. Для небольших организаций (нотариальная контора, небольшой салон красоты) в спальном районе это может оказаться не только самым доступным, но и самым удобным вариантом сокращения расходов для бизнеса.

Некоторые стартапы предпочитают отказаться от офиса вообще. Альтернатива – регулярные встречи команды в коворкинге и использование программ для совместной удаленной работы. Но, как правило, долго в таком режиме организация существовать не может. Офис (хотя бы очень маленький) открывать в итоге приходится.

2. Снижение налоговой нагрузки

Проверенный и самый популярный сегодня метод снижения налоговой нагрузки – переход на спецрежим (ЕНВД, УСН, ЕСХН, патент). Налоговые льготы полагаются организациям, развивающим инновационные производства, предпринимателям без наемных работников, самозанятым и т.д.

Организации с относительно невысокой выручкой могут получить освобождение от уплаты НДС. Для этого ИП или ООО должны быть на общей системе налогообложения, заниматься не подакцизными товарами, а выручка за квартал не должна превышать 2 млн рублей без учета налогов.

Также существуют различные налоговые вычеты для малого бизнеса. Например, за установку онлайн-кассы предприниматели могут вернуть до 18 тысяч рублей. Все самые важные вопросы и ответы об обязательной установке онлайн-касс с 1 июля 2018 года мы рассмотрели в этой статье.

3. Часть сотрудников – удаленно

Оптимизация штата для снижения бизнес-расходов совсем не обязательно грозит увольнением части сотрудников или срезанием им зарплаты. Таких радикальных методов можно избежать, если перевести часть людей на удаленный режим работы. Для вас – экономия на рабочем месте. Для сотрудника – удобство и даже дополнительная мотивация. О работе удаленно, как способе нематериальной мотивации в малом бизнесе, мы писали в одном из предыдущих материалов. Кроме того, вы можете привлекать специалистов из любых регионов, где зарплаты могут быть существенно меньше, а выбор хороших сотрудников – больше.

Подумайте, нужно ли, например, менеджеру по работе с клиентами быть в офисе с 9.00 до 18.00. Возможно, лучше организовать ему постоянную связь по телефону, почте и мессенджерам? Подавляющее большинство интернет-магазинов поступают именно так.

Конечно, в этом случае важно не дать слишком много свобод. Помочь могут четко поставленные KPI не только с объемами, но и со сроками выполнения работ. И важно понимать, что стратегически важных сотрудников и управленцев переводить на полностью удаленный режим работы категорически нельзя. Поэтому сделать полностью удаленный офис вряд ли получится.

4. Аутсорсинг вместо непрофильных отделов

Не обязательно держать свой отдел логистики или ВЭД, если вы, например, занимаетесь только продажей зарубежных товаров, но не их импортом. Также многие компании малого бизнеса предпочитают пользоваться услугами внешнего подрядчика по юридическим или бухгалтерским вопросам, дизайну, созданию и поддержке сайтов и т.д.

Плюсы такой стратегии очевидны. Во-первых, не нужно тратиться на содержание и обучение персонала. Во-вторых, это сдельная оплата труда (за проект или за конкретные объемы работ, а не по ставке в месяц штатному специалисту, который половину этого времени может быть не занят ничем).

Среди основных минусов – предоставление информации третьим лицам. В корпорациях с подрядчиками часто подписывают соглашение о неразглашении. Но в малом бизнесе это практически не работает.
Кроме того, у подрядчика часто не бывает общей картины вашей ситуации. Даже если вы обращаетесь к одному и тому же партнеру, исполнители по вашему проекту могут быть разными.

5. Отказ от неэффективных инструментов маркетинга и рекламы

Сегодня даже крупный бизнес сокращает расходы на рекламу и маркетинг. Так, в 2017 году Procter & Gamble сократила выпуск рекламы на 41% за год и вдвое уменьшила количество интернет-ресурсов, где размещалась реклама продуктов. Бюджеты на рекламу и маркетинг сильно урезали российские банки и автопроизводители. Средний и малый бизнес также следуют этому тренду.

Руководитель отдела маркетинга ПланФакта недавно рассказал на страницах VC.ru о современных работающих способах привлечения клиентов, прочитайте обязательно.

Приходится признать, что в эпоху соцсетей и авторского контента еще недавно результативные маркетинговые каналы больше не работают. Поэтому стоит сесть и внимательно пересмотреть все свои инструменты продвижения.

Так, небольшой ювелирный магазин в городе с населением в 200 тысяч человек не один год использовал в качестве основных маркетинговых каналов флаеры и рекламу в местных СМИ. Руководство полагало, что аудитория магазина слишком консервативна, чтобы воздействовать на нее в соцсетях. После серьезного аудита издержек было принято решение отказаться от прежних каналов продвижения и в экспериментальном порядке завести страничку магазина во Вконтакте и Instagram. Контент там был не только рекламным, но и познавательным: рассказы о ювелирных технологиях и знаменитых ювелирах, легендарных украшениях и драгоценных камнях и т.д. Стратегия контент-маркетинга позволила создать большой лояльный клуб потенциальных покупателей. За 2018 г. продажи магазина выросли на 27%. К тому времени магазин существовал уже 12 лет и предыдущие 3 года роста практически не было.

6. Отказ от нерентабельных проектов

Есть проекты, которые делаются для имиджа. Таким образом у вас в портфолио известный бренд и плюс к репутации вашего бизнеса. Такие проекты часто делаются себе в убыток. Подумайте, так ли они для вас важны в сложный период, когда нужно сокращать издержки.

Также стоит еще раз оценить все проекты по отдельности и постараться выявить невыгодные. Например, если вы делаете массовые закупки для нескольких проектов сразу, у вас есть отложенные платежи или оплата вашей работы происходит с большой отсрочкой. Для анализа рентабельности отдельных проектов или направлений деятельности можно использовать специальные программы финансово-управленческого учета.

Недавно пользователь ПланФакта рассказал именно такой пример. Компания занимается строительством частных домов. В высокий сезон закупки кирпича совершались массово для возведения нескольких загородных объектов одновременно. Затраты на каждый проект по отдельности никто не считал. Казалось, что прибыль есть (она действительно было у застройщика в целом). Когда владелец строительной фирмы загрузил все данные о своих рабочих объектах в ПланФакт, оказалось, что несколько строительств – это убыточные объекты.

7. Совместные промо и бартер

Для сокращения бизнес-расходов можно объединяться и проводить совместные промо и рекламные акции, например, с соседями по торговому или бизнес-центру. Такая схема особенно подходит для тематически связанных бизнесов. Например, фотостудия и салон красоты могут заказать один большой рекламный баннер на фасад своего здания. Объединиться для проведения мастер-класса по приготовлению пирогов могут кафе и магазин посуды. Таким образом вы не только существенно экономите бюджет на маркетинг, но и расширяете аудиторию покупателей.

Бартер – услуги или товары по обмену. Также выгодный вариант сотрудничества и экономии бюджета. Например, известен случай, когда радиостанция крупного города предоставляла рекламное время в эфире фирме по благоустройству и ремонту в обмен на их услуги. Выгода обеим сторонам очевидна: офису радиостанции – ремонт, вышеупомянутой фирме – реклама в радиоэфире. У этой схемы есть и минусы: при заключении бартерных сделок остро встает вопрос о налогах и прочих выплатах.

8. Проверить «прочие расходы»

В каждом бизнесе есть статья «Прочие расходы». Она не связана напрямую с получением прибыли. К таким нестратегическим расходам относятся закупка канцелярии, оргтехники, питание сотрудников, корпоративы и т.д. Подумайте, нужно ли вам столько канцелярской продукции? Или можно уменьшить ее закупки в полтора-два раза? Нужны ли вам 5 принтеров на 25 сотрудников в офисе? Или достаточно двух машин и, соответственно, двух комплектов чернил и бумаги? Обязательно ли содержать свою столовую или можно заказывать еду с доставкой? Пересмотр непрофильных расходов помогает снизить издержки до 30%, что для малого бизнеса может оказаться спасительным в трудные времена.

Читайте также:  Экибастуз добыча угля открытым способом

9. Закупки б/у вместо нового

Закупки оборудования для основной деятельности фирмы и даже для полноценного существования сотрудников в офисе невозможно исключить совсем. Но совсем не обязательно покупать все новое. Например, зачем вам новый дорогой плоттер в типографию, витрины для магазина или профессиональная кофе-машина, если можно найти такой же товар хорошего качества на вторичном рынке?

К примеру, сегодня большинство стартапов, которые открывают новую кофе-точку, предпочитают покупать для начальной стадии бизнеса именно подержанное оборудование. Хорошее оборудование для кофе стоит дорого и на старте проекта составляет самую большую часть затрат. Цены на профессиональную кофе-машину начинаются от 100 тысяч и могут доходить до 500 тысяч рублей. Купив подержанную технику в приличном состоянии, можно сэкономить до 50% бюджета на организационные расходы.

Но стоит внимательно выбирать подержанную мебель, технику и оборудование. Велик риск приобрести товар в плохом состоянии и потратить больше денег на его ремонт и обслуживание.

10. Автоматизация бизнес-процессов и сервиса

Опытные и трудолюбивые сотрудники – половина успеха бизнеса. Однако совсем не обязательно держать большой штат профессиональных и высокооплачиваемых специалистов на одном направлении деятельности. В малом бизнесе достаточно одного или двух стратегов и/или управленцев. А всю работу по отлаженным схемам, текучку и аналитику можно доверить специальным программам. Таким образом вы не только сократите издержки на зарплату сотрудников, но и сделаете бизнес-процессы более отлаженными и оперативными.

Например, программы финансово-управленческого учета заменяют финансовые отделы, а чат-боты стали альтернативой отделу продаж и HR-специалистов для онлайн-собеседований на базовые позиции. Об автоматизации бизнеса с помощью чат-ботов мы подробно рассказывали здесь.

Сколько же можно сэкономить на зарплате сотрудников? Недавно историей успешного использования сервиса финансово-управленческого учета ПланФакт поделился Алексей Прозоров, владелец логистической компании IMPORT.PLUS. В его бизнесе наш сервис заменяет как минимум одного высококвалифицированного финансиста с зарплатой от 100 тысяч в месяц. Представьте, что таких профессионалов при отсутствии нужной программы в компанию придется взять не одного, а нескольких. Выгода очевидна.

Сокращение бизнес-расходов – хорошая стратегия не только в сложные времена, но и всегда. Даже если вы просто, уходя из офиса, не забываете выключать компьютер и гасить свет (и всех своих сотрудников попросите), это тоже экономит немалую часть бюджета ☺

Мы рассказали про 10 способов сокращения расходов, которые точно работают. Больше способов вы можете узнать из записи нашего вебинара с Натальей Эйдиновой, финансовым директором с 20-летним опытом:

Оптимизируйте расходы и сэкономленные деньги вкладывайте в развитие бизнеса!

Источник

Снижение себестоимости продукции: 7 раз отмерь, 1 раз отрежь

Вопросы, рассмотренные в материале:

Цена товаров и услуг во многом определяется тем, сколько компания тратит на их производство. Себестоимость – один из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность бизнеса, долю рынка и уровень прибыли. В связи с этим анализ и снижение себестоимости продукции можно считать одним из важнейших направлений деятельности любого предприятия. Однако устойчивые результаты в этой сфере достигаются только при систематической работе в рамках плана минимизации затрат.

Что подразумевается под себестоимостью продукции?

Себестоимостью называют совокупность всех затрат, которые несет компания при изготовлении или покупке товара (услуги). Сюда входит стоимостная оценка всех ресурсов, необходимых для производства единицы того или иного продукта.

Стоимость товара или услуги, производимой или приобретаемой предприятием, складывается из нескольких составляющих:

  1. Материальные затраты. В эту категорию входят материалы, необходимые для изготовления товара.
  2. Расходы на покупку товаров, которые в дальнейшем предполагается перепродать.
  3. Затраты на электроэнергию и другие природные ресурсы. Сюда можно отнести расходы на отопление помещений, водоснабжение и т. д.
  4. Затраты на сырье, необходимое для производства продукта.
  5. Оплата труда. Здесь учитываются все денежные средства, которые были направлены на обеспечение задействованных специалистов заработной платой, а также на осуществление налоговых и страховых выплат за штатных сотрудников.
  6. Издержки по основным фондам. Если для изготовления продукции необходима дорогостоящая техника, её стоимость принимается в затраты частями в течение длительного периода согласно начисленной амортизации.
  7. Административные расходы, то есть заработная плата сотрудников руководящего звена.
  8. Иные затраты, возникающие на различных этапах производственного цикла или в процессе закупки товара.

Выделяют несколько разновидностей себестоимости продукции в зависимости от характера производственных затрат:

  • Цеховая включает только те издержки, которые обеспечивают возможность выпуска изделий, то есть затраты на покупку сырья и на оплату труда рабочих.
  • К производственной относят все остальные расходы на поддержание функционирования предприятия (коммунальные платежи и зарплата управляющего персонала).
  • Полной себестоимостью называют сумму издержек, понесенных фирмой как на этапе производства, так и в ходе сбыта. Это все затраты, перечисленные выше, а также командировочные, рекламные и многие другие виды расходов.

В целях контроля хозяйственной деятельности чаще всего используется последняя разновидность. Её анализируют, чтобы найти возможные пути снижения себестоимости продукции и тем самым увеличить прибыль.

Стоимость изготовления товара напрямую влияет на прибыльность бизнеса. Если по каким-то причинам себестоимость растет, это негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия. Иногда выручка от продажи продукции даже не покрывает расходов на её производство.

Снижение себестоимости – один из самых эффективных способов увеличить прибыль компании. Но при этом важно избежать ситуации, когда одновременно с уменьшением затрат ухудшается качество продукции. В этом случае предприниматель всё равно понесет убытки, поскольку просто не сможет реализовать товары низкого качества.

Условия снижения себестоимости продукции и факторы, влияющие на данный процесс

Уменьшение расходов особенно важно на начальных этапах существования бизнеса. В этот период руководителям необходимо сосредоточиться на том, чтобы закрепиться на рынке, предлагая аудитории качественную продукцию, и при этом вывести предприятие на самоокупаемость. Впрочем, для компаний с богатым опытом и даже для международных корпораций снижение себестоимости продукции тоже является одним из способов увеличения прибыли.

Можно выделить следующие условия уменьшения себестоимости товаров:

  1. Контроль финансовой стороны деятельности каждого подразделения организации.
  2. Повышение продуктивности сотрудников руководящего звена, которая выражается в своевременном принятии выгодных для компании решений.
  3. Получение реальных сведений о расходах, необходимых для грамотного составления бюджета.
  4. Использование методов гибкого ценообразования с целью расширения возможностей компании и формирования резервов.
  5. Владение полезной информацией о рыночной цене собственного товара и продукции конкурентов.
  6. Организация выпуска изделий надлежащего качества с меньшими издержками и их продажа по более низкой цене.

Стоимость продукции зависит от многих аспектов, которые условно делят на две категории:

  • Внутрипроизводственными называют те факторы, которые руководство предприятия может изменить в процессе управления. Речь идет о модернизации производственного процесса, улучшении организации труда, мотивации сотрудников и т. д.
  • Внепроизводственными – те, которые не поддаются прямому влиянию. Это могут быть цены на материалы, тарифы на воду и электричество, налоговые ставки, природные условия и т. д.

Чтобы снизить стоимость товара, необходимо сначала разобраться в её структуре, то есть определить долю каждой статьи расходов.

Важно помнить, что структура себестоимости не является постоянной. На неё влияют такие факторы, как:

  • Специфика производства. В этом смысле все отрасли можно разделить на трудоемкие (большая часть средств уходит на оплату труда), материалоемкие (доминируют материальные затраты), фондоемкие (большой удельный вес амортизации) и энергоемкие (требующие максимальных затрат на энергию).
  • Ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор оказывает влияние на различные аспекты производства, в частности, вызывает уменьшение доли затрат на заработную плату.
  • Степень концентрации, специализации и кооперирования бизнеса.
  • Инфляция и изменение процентной ставки по кредитам.
  • Географические особенности.

Структуру себестоимости можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

  • соотношение между живым и овеществленным трудом;
  • доля каждой отдельной статьи в общей сумме расходов;
  • соотношение различных видов затрат: постоянных и переменных, основных и накладных, прямых и косвенных, производственных и коммерческих.

Понимание структуры позволяет выявить возможные методы снижения себестоимости выпускаемой продукции. Прежде всего речь идет об экономии в рамках основных статей расходов.

Основные резервы снижения себестоимости продукции на предприятии

Если предприниматель нацелен на снижение себестоимости выпускаемых товаров, он должен быть готов, что данный процесс потребует времени и не сразу приведет к ощутимому результату. К основным способам уменьшения себестоимости относятся:

1. Увеличение объемов производства

Многие затраты организаций имеют переменный характер. Они напрямую зависят от объема производства: если выпускается больше продукции, эти расходы увеличиваются, если меньше – уменьшаются. Переменными являются издержки по таким статьям, как приобретение сырья и материалов, заработная плата рабочим, оплата энергии, затраченной при работе оборудования.

Однако среди расходов любой фирмы есть и постоянные, то есть те, которые практически не зависят от количества изготовленных изделий. К этой категории относятся, например, траты на приобретение необходимой техники, содержание производственных помещений и оплату общецехового энергоснабжения. Соответственно, одним из самых очевидных способов снижения себестоимости производимой на предприятии продукции можно считать увеличение объемов производства.

2. Повышение производительности труда

Можно выделить несколько условий, при которых производительность труда растет, а затраты предприятия снижаются. Объем производимой продукции на одного рабочего может быть увеличен благодаря реализации организационно-технических мероприятий параллельно с изменением норм выработки и расценок за выполняемую работу.

Читайте также:  Способ питания для мышц

Другой вариант – увеличение выработки за счет перевыполнения установленных норм без проведения организационно-технических мероприятий. При этом нормы выпуска изделий и расценки обычно остаются прежними.

В первом случае, когда установленные показатели выработки и оплаты труда меняются, фирма экономит на зарплате рабочих. Это объясняется тем, что из-за снижения расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукта становится меньше. При этом доход сотрудников не падает, поскольку в результате реализованных организационно-технических мероприятий они получают возможность выпускать больше изделий при прежних трудозатратах. При выборе данного пути можно снизить стоимость производства товаров за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции, не урезая при этом среднюю зарплату сотрудников.

Во втором случае, когда нормы выработки и расценки остаются прежними, не меняется и доля затрат на оплату труда в себестоимости каждого изделия. Однако вследствие роста производительности фирма выпускает больше продукции, что позволяет сэкономить на некоторых разновидностях постоянных издержек. Например, сокращаются траты на обслуживание производства и управление компанией.

3. Снижение расходов на содержание аппарата управления

В некоторых организациях количество управленцев практически совпадает с числом сотрудников, занятых на производстве. В такой ситуации у владельца бизнеса есть отличная возможность сэкономить за счет сокращения штата, объединив несколько близких по функционалу руководящих должностей в одну.

Такие изменения вряд ли понравятся самим специалистам, которым придется делать больше работы, чем прежде. Чтобы сгладить негативную реакцию, можно предложить каждому из них увеличение зарплаты на 20−30 %. Эта надбавка в любом случае не превысит средств, сэкономленных на упразднении одной из должностей.

4. Снижение операционных затрат

Эффективное снижение себестоимости продукции возможно за счет минимизации прямых производственных издержек. Это могут быть расходы на электроэнергию для основного оборудования, на оплату труда сотрудников, занимающихся выпуском продукции, а также на содержание помещений и техники.

5. Снижение закупочных цен

Доля сырьевых затрат в цеховой себестоимости товаров составляет более 50 %, а в некоторых случаях доходит и до 80 %. Причем необходимо учитывать не только цену самих материалов, но и стоимость их транспортировки от одного склада до другого.

В связи с этим можно выделить два направления снижения себестоимости продукции через экономию на сырье:

  • снижение средней закупочной цены необходимых материалов;
  • минимизация транспортных расходов, связанных с перевозкой приобретенного сырья.

Есть несколько способов, позволяющих сэкономить на покупке ресурсов. Во-первых, необходимо постоянно мониторить рынок в поисках более выгодных предложений. Во-вторых, не стоит пренебрегать скидочными и бонусными программами, которые сейчас предлагают большинство поставщиков. При наличии такой возможности целесообразно объединиться с дружественными фирмами и организовать совместную закупку сырья (для этого заключается агентский договор или договор совместной деятельности).

6. Сокращение брака и потерь в процессе производства

К технологическим потерям относят сырьевые отходы, которые нельзя использовать повторно. Возникают они в процессе производства, при настройке используемой техники, а также в ходе ремонта и тестирования оборудования. К появлению брака приводит множество причин: ненадлежащее качество закупаемых материалов, неполадки в работе различных приборов, недостаточный профессионализм сотрудников или халатное отношение к своим обязанностям.

Отличная идея — это предложить людям то, что уже есть, но на качественно новом уровне

Петр Осипов, сооснователь Бизнес Молодости:

«Бизнес-идея не состоит в том, чтобы придумать то, чего еще нет. Отличная бизнес-идея — это предложить людям то, что есть на качественно новом уровне.

То, где процветало хамство, безразличие и воровство, сделать местом уважения и клиентской заботы.

То, что раньше было дорогим, за счет эффективности сделать доступным каждому.

То, что было отвратительным и неудобным, сделать добротным и приятным.

То, что приходилось ждать по несколько месяцев, сделать доступным сегодня.

То, что было серым и скучным, сделать ярким и эмоциональным.

Если расходовать сырье экономно, можно обеспечить более низкую себестоимость выпускаемых изделий. Для этого рациональность использования материалов необходимо регулярно контролировать. Например, при поиске причин чрезмерного образования отходов на швейной фабрике, где мастера работают с большим объемом тканей, может оказаться, что расходуется она совершенно бездумно. Кроме того, при налаженной системе учета сводится к нулю вероятность кражи.

7. Повышение квалификации сотрудников

Из предыдущего пункта следует, что одним из видов снижения себестоимости продукции является уменьшение доли брака и повышение качества товаров или услуг. Добиться этого можно, в частности, путем повышения квалификации специалистов.

Допустим, речь идет о бизнесе в медицинской сфере. Сотрудники лечебных учреждений должны регулярно проходить курсы профессиональной подготовки, участвовать в тематических семинарах и т. д. Там у них будет возможность обменяться опытом с коллегами и взять на вооружение самые современные методики лечения и профилактики различных болезней. В результате штат медицинского центра будет состоять из высококлассных специалистов, способных эффективно решать проблемы пациентов. В итоге увеличится число благодарных клиентов, которые к тому же расскажут о клинике своим друзьям и знакомым.

8. Верный выбор партнеров

Для организации производства в любом случае придется наладить сотрудничество с большим количеством компаний: это и поставщики, и посредники, и перевозчики. Подбор партнеров – важный процесс, который нельзя оставлять без внимания.

При поиске поставщиков сырья, к примеру, одним из ключевых факторов будет географическое положение. Чем ближе располагаются склады фирмы, с которой вы заключите договор, тем меньше средств придется тратить на доставку приобретаемых материалов.

9. Оптимизация производства

По сравнению с перечисленными выше, данный способ является самым трудоемким. Низкую эффективность операций, которая может иметь место на любом из многочисленных этапов производства, не так-то просто выявить: для этого недостаточно данных из отчетов, которые сотрудники регулярно отправляют начальству.

Однако и с точки зрения результативности мероприятий оптимизация производства превосходит любые другие методы, поскольку приводит к значительному снижению себестоимости продукции организации. И если оптимизация проведена качественно, а эффективность процессов на предприятии возросла, то параллельно появляется возможность снизить расходы и другими путями.

10. Использование новейших технологий

На текущем этапе развития технологий машины справляются со многими задачами быстрее и качественнее людей. Поэтому, стремясь сделать производство более выгодным, организации стараются максимально автоматизировать все основные процессы.

В результате сокращается штат сотрудников, а значит, уменьшаются расходы на заработную плату. При этом общая производительность возрастает в несколько раз, что дает возможность выпускать гораздо больше продукции.

11. Расширение производства

Добиться снижения себестоимости можно еще и за счет расширения ассортимента. При этом важно наладить механизированный выпуск продукции, чтобы объемы производства увеличивались, а стоимость единицы товара становилась меньше.

12. Соблюдение режима экономии

Режим экономии должен касаться не одного, а всех основных этапов производства. Необходимо тщательно спланировать, где и как можно уменьшить издержки, чтобы качество продукции при этом не пострадало.

Конечно, данный перечень методов снижения себестоимости не является исчерпывающим. Однако именно перечисленные выше методы используются чаще всего, поскольку помогают добиться ощутимого результата за довольно короткий срок.

Показатели для анализа путей снижения себестоимости продукции

В ходе данного анализа в первую очередь проверяется обоснованность плана по себестоимости и прогрессивность норм затрат. Также дается оценка выполнения плана и определяются причины, приводящие к отклонению от него. По результатам проведения анализа выявляются резервы снижения стоимости продукции и предлагаются пути их использования.

Резервы, за счет которых можно уменьшить себестоимость продукции, определяются путем всестороннего изучения работы предприятия как с технической, так и с экономической стороны. Анализируется, как организован процесс изготовления товаров, как используются производственные мощности, насколько эффективно расходуются технические, материальные и человеческие ресурсы.

При определении уровня и динамики изменения стоимости изделий используется несколько основных показателей. Среди них смета производственных издержек, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль реализованного товара.

  • Смета производственных издержек

Данный показатель имеет общий характер и отражает всю совокупность затрат компании на основные составляющие производственной деятельности. Здесь учитываются средства, потраченные на:

  1. изготовление товарной и валовой продукции в рамках основного и вспомогательного производства;
  2. необходимые услуги непромышленного характера (строительство сооружений, транспортировка грузов, проведение исследований, составление проектов и т. д);
  3. организацию выпуска новых видов продукции, независимо от источников финансирования. Подобные расходы обычно исчисляются без учета внутризаводского оборота.
  • Себестоимость товарной и реализуемой продукции

Себестоимость товарной продукции формируется из затрат фирмы на изготовление и сбыт изделий в разрезе калькуляционных статей расходов. К ней можно приравнять и стоимость реализуемой продукции, если учесть повышенные затраты на начальных этапах массового производства новых разновидностей продукции, которые возмещаются через фонд освоения новой техники, а также затраты на производство тех товаров, которые были реализованы из прошлогодних остатков.

То есть издержки, компенсируемые из фонда освоения новой техники, входят в стоимость товарной продукции, но не входят в стоимость реализованной. Их рассчитывают как разницу между себестоимостью первого года промышленного выпуска товара, которая была запланирована, и принятой в итоге при утверждении цен:

СР = СТ − ЗН + (СП2 − СП1), где:

СР – себестоимость реализованной продукции;

СТ – себестоимость товарной продукции;

ЗН – повышенные расходы, которые понесла компания в первый год массового изготовления товаров, возмещаемые из фонда освоения новой техники;

СП1, СП2 – стоимость изготовления тех товаров, которые не были реализованы и остались на складах на начало и конец года.

Если стоит цель проанализировать себестоимость продукции на разных предприятиях или проследить её изменение за различные временные периоды, то необходимо привести затраты к одному объему. Стоимость единицы товара, или калькуляция, позволяет увидеть, сколько именно было потрачено на изготовление и сбыт конкретной разновидности продукта в расчете на одну натуральную единицу.

Читайте также:  Способы применения строительного фена

Калькуляция является одним из основных инструментов определения цен, а также хозяйственного расчета и планирования.

  • Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции

Этот показатель помогает определить снижение себестоимости продукции во времени при неизменном объеме и ассортименте. Его активно используют компании, которые в течение долгого времени занимаются производством ограниченного перечня товаров. Сравнимой называют такую продукцию, которая производилась в большом объеме уже в прошлом году. Это может быть и частично видоизмененный товар, но его производство осуществляется по тем же стандартам и в аналогичных условиях.

  • Затраты на один рубль реализованного товара

Наиболее популярный в реальных условиях показатель, в котором себестоимость единицы товара выражается обезличенно, то есть отсутствует разграничение затрат на тот или иной вид продукции. Расчет потраченных средств на рубль реализованного товара проводится, в частности, при составлении плана снижения себестоимости. Это позволяет описать уровень и динамику производственных издержек на выпуск товаров в целом по промышленности.

Другие показатели себестоимости, которые могут быть полезны при поиске путей снижения расходов, можно разделить на несколько категорий:

  • по характеру рассматриваемых затрат (цеховая, производственная, общая);
  • по продолжительности расчетного периода (за квартал, за месяц, за год, за несколько лет);
  • по источнику сведений о понесенных в этот период издержках (отчетная, плановая, нормативная, проектная, прогнозируемая);
  • по масштабам анализируемого объекта (цех, фирма, группа компаний, отрасль, промышленность в целом).

То, насколько эффективно будут расходоваться деньги, закупленные материалы и трудовые ресурсы, насколько прибыль бизнеса будет превышать затраты на производство, зависит в первую очередь от грамотного решения вопросов снижения себестоимости единицы продукции.

Разработка плана мероприятий по снижению себестоимости продукции

В чём смысл такого плана? Основываясь на нем, можно будет организовать эффективную работу по снижению себестоимости товаров, сохранив при этом высокое качество изделий. В плане отражается, какие расходы стоит уменьшить в первую очередь, а какие урезать нецелесообразно. Ниже приведены универсальные рекомендации относительно того, как разработать программу оптимизации себестоимости.

Будут описаны основные этапы разработки данной программы, которые проходят практически все предприятия. Однако в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные усилия, чтобы существенно модернизировать бизнес-процессы и преодолеть сопротивление со стороны коллег и партнеров.

Высокий уровень насыщенности рынка способствует тому, что компании лишаются многих возможностей влияния на цену товара.

На практике используются два основных способа увеличения прибыли:

  1. Повышение стоимости изделий, связанное с риском уменьшения покупательской аудитории.
  2. Целенаправленное управление себестоимостью, сосредоточение основных усилий на выдерживании ценового позиционирования или повышении дохода акционеров.

Процесс изменения себестоимости продукции предполагает непрерывную деятельность в рамках следующих этапов:

  • формирование рабочей группы специалистов и проведение регулярных совещаний;
  • определение наиболее крупных статей расходов предприятия;
  • поиск и реализация актуальных в конкретной ситуации методов снижения себестоимости.

Заключительным шагом является внедрение системы мотивации сотрудников во всех подразделениях организации с целью повлиять на себестоимость продукта. В качестве стимулирующих инструментов могут использоваться беседы и различные виды поощрений.

Ниже указана более подробная информация о каждом из этих этапов.

1. Создание рабочей группы

Для достижения существенного снижения себестоимости продукции необходимо создать рабочую группу, включающую представителей основных подразделений и возглавляемую авторитетным руководителем (например, финансовым или исполнительным директором).

Во многом именно наличие постоянного сильного лидера определяет возможность достижения поставленной цели. Кроме того, необходимо:

  • оформить локальный нормативный документ (приказ, распоряжение и т. д.), закрепляющий легитимность и необходимость существования группы;
  • грамотно подобрать состав команды. Например, на одном из предприятий масложирового дивизиона «Русагро» вопросом снижения себестоимости занимаются руководители экономического, маркетингового и производственного отделов, а также начальники отделов закупок и разработок. Возглавляет эту рабочую группу финансовый директор предприятия;
  • составлять повестку каждого собрания и протоколировать принятые на нем решения. При этом результативность изменений, предложенных на предыдущей встрече, становится предметом обсуждения на следующей. Такой подход позволяет дисциплинировать сотрудников и обеспечивает последовательность процесса воздействия на себестоимость.

2. Определение наиболее емких статей затрат

Себестоимость любого продукта складывается из огромного количества статей расходов. В крупной организации их список может включать сотни пунктов. В такой ситуации для снижения стоимости целесообразнее сконцентрироваться на нескольких видах затрат, которые являются наиболее значимыми. Именно определение и анализ данных статей является первоочередной задачей рабочей группы.

3. Определение лучших методов снижения себестоимости выпускаемой продукции

Обычно поиск путей оптимизации себестоимости осуществляется методом мозгового штурма. Этот этап является ключевым, поскольку именно от него зависит конечный результат проводимых мероприятий. В каждом случае набор способов уменьшения стоимости будет разным, но их суть можно сформулировать в виде нескольких направлений:

  • снижение (или повышение, но не превышающее таковое у конкурентов) цен на необходимые компоненты себестоимости;
  • понижение концентрации некоторых составляющих или их замена на более эффективные;
  • уменьшение расхода компонентов за счет изменения норм.

Результаты обсуждения (выбранные методы, а также имена ответственных за их внедрение и оценку предполагаемой экономии) оформляют в виде таблицы.

Можно уменьшить цены на текущие рецептуры, если:

  • рост цен на составляющие себестоимости в последние годы превышал темпы инфляции;
  • у других фирм есть возможность приобретать аналогичные ресурсы дешевле;
  • увеличились потребности компании и объемы закупок (или они производятся совместно с другими предприятиями);
  • рынок поставщика находится в состоянии стагнации или спада, а фирма покупает сырье в том же объеме;
  • происходят иные изменения, следствием которых может стать падение цен на ресурсы (например, принципиальное изменение технологии производства материалов или выход на рынок новых поставщиков).

Если внешние основания для снижения себестоимости продукции отсутствуют, стоит в качестве основной задачи обозначить повышение цен на её составляющие ниже темпов инфляции.

Чтобы замена составляющих продукта привела к ощутимому результату, нужно:

  • создать в организации отдел разработок, специалисты которого смогли бы найти достойные аналоги используемых материалов;
  • перед принятием решения об использовании новых компонентов обращаться в отдел маркетинга, чтобы узнать мнение потребителей о предстоящих изменениях.

Прежде чем решиться на изменение веса или качества изделий, необходимо провести исследование рынка:

  • во-первых, важно обратить внимание на то, какое качество товара предлагают конкуренты. Есть вероятность, что характеристики продукции других марок уже давно снижены и качество экстра, предлагаемое фирмой, не является для потребителей чем-то действительно ценным.
  • во-вторых, рекомендуется собрать несколько фокус-групп и удостовериться в том, что при вступлении предлагаемых изменений в силу у клиентов не сформируется негативное отношение к продукту.

Работа с нормами в рамках оптимизации себестоимости включает две составляющие:

  • оценка существующей системы норм с целью убедиться, что получаемая информация о производстве является достоверной. Это справедливо в случае, если в компании ведется регулярный товарный баланс и используются надежные измерительные средства, причем большая часть данных об остатках и расходах учитывается автоматизировано.
  • переход на напряженные нормы с их дальнейшим уменьшением.

Например, одной из самых существенных составляющих себестоимости товара всегда являются расходы на топливо и энергию. Однако изменить цену этих ресурсов попросту невозможно из-за низкой конкуренции на рынке. Единственный способ повлиять на себестоимость в этом направлении – снизить расход топливно-энергетических ресурсов на тонну готового продукта. Чтобы этого добиться, необходимо разработать и претворить в жизнь масштабную программу уменьшения энергозатрат.

Пример эффективного снижения затрат на себестоимость продукции

В структуре концерна «Высоковольтный союз» была создана рабочая группа, целью которой стало повышение эффективности бизнес-процессов предприятия и снижение себестоимости продукции. На первом этапе своей деятельности специалисты изучили структуру себестоимости и определили, что большая часть средств предприятия тратится на материалы (25 %, из них 40 % – на цветные металлы и 30 % – на листовой металлопрокат), комплектующие (15 %, из них 10 % – на камеры для вакуумных выключателей) и зарплату рабочих (20 %, включая страховые и пенсионные выплаты).

Далее команде предстояло разработать план оптимизации обозначенных статей расходов. Одним из первых было реализовано предложение по снижению закупочных цен через обновление системы мотивации специалистов отдела снабжения.

Менеджеры сумели добиться небольшой скидки на материалы, но только при условии заказа более крупных партий. В результате снизилась оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности, а расходы на оплату труда, наоборот, возросли. Эти негативные последствия свели на нет первоначальный положительный эффект.

После этого была предпринята попытка сэкономить на закупках, заключив контракт с другим поставщиком. Контрагент оказался недобросовестным: он несколько раз нарушил условия договора, откладывая поставку и предоставляя товар ненадлежащего качества. Сотрудничать с этой компанией далее не представлялось возможным, и концерт возобновил работу с предыдущим партнером.

Следующим шагом стала разработка программы оптимизации себестоимости, основанной на принципах менеджмента качества и рационального использования ресурсов. Предполагалось (по возможности) устранить узкие места в технологических цепочках как на производстве, так и в рамках других бизнес-процессов.

Также проводились мероприятия по увеличению оборачиваемости запасов и внедрению эффективных методов управления оборотным капиталом.

В рамках данной программы использовались такие методы, как формирование унифицированной базы составляющих продукта и автоматизация всех управленческих процессов (создания чертежей, составления отчетов и т. д.). Спустя полгода предпринятые меры дали ощутимый результат: организация, которая в течение двух лет работала в убыток, согласно последнему годовому отчету вышла в плюс.

Не забывайте: когда началась реализация плана по снижению затрат, ход работ необходимо регулярно контролировать. Если пустить всё на самотек, вряд ли результаты будут положительными. Отслеживание эффективности всех мероприятий потребует от руководителя времени и сил, но зато он будет отчетливо понимать, какие изменения действительно стимулируют положительную динамику.

Техника НТКЗЯ – беспрецедентный двигатель бизнес-процессов:

Источник

Оцените статью
Разные способы