Виды трансакционных издержек и методы их сокращения
Выше уже давались перечень и классификация видов трансакционных издержек. Остановимся на некоторых из них.
а) Издержки поиска информации об альтернативных сделках.
Еще в 1961 году Д. Стиглер в пионерской работе «Экономическая теория информации» писал, что «информация является ценным ресурсом: знание – сила». Для экономических агентов поиск информации по возможным сделкам, по сопоставлению альтернативных вариантов не является бесплатным благом. Ее нахождение и получение требует времени и денег. Издержки поиска информации о ценах, партнёрах и клиентах – покупателях складываются из прямых затрат (на рекламу, на каталоги, «обработку клиентов»; косвенных издержек (членство на бирже, участие в ярмарках) и издержки коммуникации (почтовые расходы, оплата переговоров,…).
Реклама является способом идентификации покупателей и продавцов, колонки рекламных объявлений являются местом встречи потенциальных покупателей и продавцов, в результате чего резко сокращаются затраты на поиск информации. Еще со средних веков биржи и ярмарки также были призваны максимально сблизить основную массу продавцов и покупателей в одном месте, чтобы сократить разброс цен и сократить время сделок. Ярмарки работали в определенные дни недели, в определенном месте. До сих пор в Гамбурге, как и 300 – 400 лет назад на Fish market торгуют свежей рыбой по четвергам ранним утром. Такую же функцию до сих пор выполняет торговля «на полу» («в яме», «на паркете») фондовых и товарных бирж.
б) Издержки измерения
Как известно, классическая и неоклассическая экономическая теория учитывает только две характеристики товара – его количество и цену. Качество товаров не рассматривается, они признаются однокачественными.
Неоинституциональная теория изучает, как качественная неопределенность благ воздействует на организацию производства и обмена, а затраты на измерение качества благ влияют на тип контракта. Если издержки измерения растут, то выгодно заключить такой контракт, который позволит сократить эти затраты.
Практика выявила целый ряд инструментов, позволяющих сократить трансакционные издержки. Это гарантии, контракты с долевым участием, торговые марки. Гарантии, которые продавец устанавливает на свой товар, позволяет отказаться от измерения качества товара и сэкономить на издержках измерения. Контракты с долевым участиемиспользуются тогда, когда измерение качества до совершения сделки, до покупки товара (т.е. ex ante) затруднительно для обеих сторон. Тогда заключается контракт, по которому продавец получает определенный процент от заключенного контракта, а большая часть оплаты поступает после реализации всей продукции. Например, такие контракты издательство заключает с малоизвестными авторами первых изданий их романов, пособий (если это не руководство типа «Как стать богатым» или «Как быстро похудеть»!).
Торговые марки(бренды), как правило, гарантируют известное качество продукта, осуществляют строгий контроль за его соблюдением. Торговая марка поддерживает репутацию производителя и сама по себе является ценным его активом, который имеет рыночную оценку. Промышленные компании, банки имеют рейтинги своих брендов. Так, долгое время мировой рейтинг компаний возглавляла «Кока – Кола» (стоимость бренда превышала 200 млрд. долл.), но в 2011 году его возглавил «Apple». Стоимость брендов банков – лидеров мирового рейтинга: британский HSBC – 27 млрд. долл., американские «Well Fargo» — 25 млрд. долл. и «ВОА» — 22 млрд. долл. Сбербанк – десятый в рейтинге 2011 года, его бренд оценивается в 10 млрд.долл. Бренд исполняет важнейшую функцию – он сигнализирует «своих» и потенциальных покупателей , клиентов о качестве товаров и услуг. Затраты на поддержание известных брендов немалые, но еще больше дополнительная прибыль и экономия на измерение качества.
в) Издержки ведение переговоров и заключения контракта
Эти издержки могут быть значительными, так как стороны должны договориться о цене, о времени поставок и форме платежа, а также о распределении выгод и потерь в случае форс – мажорных обстоятельств. В состав издержек этого типа входят: затраты и время переговоров, оплата услуг юристов – консультантов, потери от неправильно составленных договоров. Сокращение подобных издержек связано с использованием типовых (стандартных) договоров по принципу «присоединяйся к договору и уходи».
При анализе издержек переговоров с успехом можно использовать теорию игр. Каждый из игроков выбирает свою переговорную стратегию: жесткую, по которой он не идет на уступки, или мягкую,в соответствии с которой он готов уступать. Допустим, оба переговорщика выбирают жесткую стратегию, по которой Аполучит выигрыш в 3 млн. долларов или 10 млн., если Ввыберет мягкую стратегию.Если быАвыбрал мягкую стратегию, он получил бы выигрыш соответственно 0 или 6 млн. Но по условию, какую бы стратегию не выбрал В, игрок А выбирает жесткую стратегию. То же самое относится и к выигрышам В. Поскольку оба выбирают жесткую стратегию, то их выигрыш будет по 3 млн., в то время при выборе обоими мягкой стратегии, оба выиграли бы по 6 млн. долларов. Отсюда следует практическое правило: «Торгам присуща тенденция к исключению потенциальных выигрышей, которые являются целью переговоров». Схематично данный пример изобразим в виде нормальной игры с соответствующей условию платежной матрицей.
Игрок В | |||
Жесткая стратегия | Мягкая стратегия | ||
Игрок А | Жесткая стратегия | 3; 3 | 10; 0 |
Мягкая стратегия | 0; 10 | 6; 6 |
Рис.3.1. Платежная матрица переговорной стратегии
г) Издержки контроля и предупреждения оппортунистического поведения.
Неоклассическая теория считает, что экономические агенты следуют своей выгоде, ведут себя честно, не обманывают друг друга («Честность — лучшая политика»), так как обман не выгоден. В институциональной экономике используется неоинституциональная «экономическая теория трансакционных издержек» Нобелевского лауреата по экономике 2009 года О. Уильямсона, согласно которой в своем экономическом поведении люди склонны действовать оппортунистически, т.е. для достижения собственной выгоды они используют все доступные им средства, в том числе ложь, вероломство, нарушение принятых обязательств по отношению к другим предприятиям (аутсайдерам) или передачу им инсайдерской (сугубо внутренней) информации.
Издержки оппортунистического поведения — это издержки, связанные с прямыми потерями для компании, с трудностями контроля поведения сторон, заключивших контракт, а также с затратами на предотвращение оппортунистического поведения.
В качестве механизма снижения риска оппортунизма при сделке с нарушениями исполнения обязательств сторон можно использовать объединение интересов сторон через институт брака; заключение «обменной дружбы» между сторонами долгосрочных контрактов; устранение независимого положения сторон.
Эффективным средством защиты контрактов является ситуация, когда контроль за выполнениемконтракта передается третьей стороне— независимой группе контролеров с высокой репутацией. Этот метод использовался еще в средневековой Европе– институт неформальных судей, которые решали споры между купцами и накапливали и распространяли информацию о репутации купцов.
В качестве третьей стороны может выступать государство. Однако, защита контрактов со стороны государства никогда не бывает идеальной, она является формализованной, деперсонализированной, а стороны, наоборот, стремятся сделать деловые отношения менее обезличенными и более персонализированными.
Наконец, важнейшим элементом обеспечения контрактов является их правовая защита,связанная с возможностью предъявления судебного иска о возмещении ущерба от неисполнения договора или иска о принудительном исполнении контракта. Но не все сделки подпадают под действие закона, к тому же суды часто удовлетворяют претензии по искам не в полной мере (часто совершенно не учитывается упущенная выгода). Принудительное исполнение бывает невозможно выполнить, например, из-за неплатежеспособности стороны, нарушившей контракт.
е) Внутрифирменные трансакционные издержки
Эти издержки также называются управленческими или бюрократическимии они связаны с координацией разделения труда(операций) внутри фирмы и обеспечением необходимой мотивации работников на выполнение заданий, предотвращение оппортунизма.
Издержки, связанные с проблемой координации (координационные издержки),включают: управленческие издержки;издержкисбора и обработки информации;издержки коммуникации (задержка информации, неточная информация). Мотивационные издержки включают: потери от «отлынивания» (плохое исполнение обязанностей, прогулы, опоздания) работников; издержки измерения вклада в общий результатотдельных работников; издержки контроля и борьбы с внутрифирменным оппортунизмом работников. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в теме 5 «Институциональная теория фирмы».
В обобщенном виде методы минимизации трансакционных издержек можно представить в следующей таблице.
Табл 3.2. Общие методы минимизации трансакционных издержек
Источник
Контракты с долевым участием как способ экономии трансакционных издержек измерения качественных характеристик блага
Измерение качественных характеристик блага проводится до тех пор, пока предельные издержки измерения не сравняются с предельными выгодами от измерения. Поэтому часть характеристик блага остаются не выявленными и не измеренными.
Стандартная экономическая теория — две характеристиками блага – количество блага и его цена. Неоклассическая теория предлагает обойти проблему различий в качестве товаров, рассматриваядва товара одного и того же вида, но различного качества, как два разных товара.
Неоинституциональная теория показывает, как неопределенность в отношении качественных характеристик благ воздействует на организацию производства и обмена?. Издержки измерения оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого сторонами, на организацию рынков и на экономические институты. Если издержки измерения возрастают, то экономические агенты будутискать такой тип контракта, который позволит снизить издержки измерения.
Категории товаров или услуг в зависимости от тех трансакционных издержек измерения качества, которые возникают при их приобретении.
Контракты с долевым участием (share contracts).
Измерение качества ex ante (до покупки) затруднительно для обеих сторон.
Авторский гонорар малоизвестных писателей устанавливается в этом случае в виде определенного процента от суммы продаж. Т.е. общий объем вознаграждения писателя зависит от реального спроса на его книгу.
Контракт с долевым участием позволяет снизить необходимость в исследовании рынка, и ошибка ограничивается определением долей участия в вознаграждении.
Проблемы со стимулами в контрактах с долевым участием. Поэтому контракты с долевым участием заключаются лишь с малоизвестными писателями, о результативности работы которых малоизвестно.
Источник
Способы сокращения издержек измерения качества
Гарантии
Как правило, измерение качества товара производитель осуществляет либо заранее, либо в момент обмена. Но зачастую он это делает автоматически. Кроме того, издержки измерения некоторых благ можно снизить, если измерять качественные характеристики блага в процессе его эксплуатации. Это относится к экспериментальным благам. Существенная экономия издержек измерения качественных характеристик блага становится возможной, если предоставить их измерение покупателю, который будет делать это в процессе потребления. Производителю порой бывает трудно определить, какой из продуктов обладает дефектами. Потребитель может получить эту информацию с минимальными издержками, просто пользуясь приобретённым благом. В этом случае измерение является бесплатным побочным продуктом эксплуатации блага. Побудить покупателя согласиться на это измерение в процессе потребления и отказаться от измерения качества при покупке блага можно с помощью инструмента гарантии. Если на товар не предоставляется гарантия, то покупатель будет проверять несколько образцов, прежде чем сделать выбор.
Продавец, который продаёт свой продукт с гарантией, может повысить цену не только на ожидаемые издержки по ремонту, но и на некоторую величину, эквивалентную издержкам измерения качества блага покупателем. Полная цена, которую потребитель платит за товар (т.е. общие издержки потребителя при приобретении данного товара), состоит из денежной цены и денежной оценки измерения качественных характеристик товара, которые покупатель вынужден нести при его покупке. Денежная цена блага (т.е. цена, продавца) может быть выше, если появляются механизмы, позволяющие экономить ТАН измерения качества.
Гарантия – моральная и/или материальная ответственность, которую принимают на себя частное лицо, предприятие, коммерческая или иная структура, государство за выполнение, соблюдение и т.д. каких-либо обязательств, а также за состояние, качество чего-либо.
Контракты с долевым участием
Подобные контракты используются в тех случаях, когда измерение качества ex ante, т.е. до покупки, затруднительно для обеих сторон.
Например, авторский гонорар малоизвестных писателей устанавливается в виде определённого процента от суммы продаж. В момент заключения контракта возможный спрос на книгу и общий доход от её продаж неизвестны ни продавцу, ни покупателю. Если бы оплата малоизвестным авторам осуществлялась в виде единовременно выплачиваемой суммы, то весь риск возлагался бы на издателей. Но издатели обычно издают книги многих авторов, это означает, что они достаточно диверсифицированы, и выплата единовременной суммы лишь в незначительной степени повысит риск их операций. Поэтому если бы их желанием было уменьшение риска, то они выкупали бы у авторов права на книгу, а не заключали бы контракт с долевым вознаграждением.
Как же тогда можно объяснить выбор этого типа контракта? В контрактах с долевым участием заранее устанавливается лишь долевое участие сторон в прибыли, но общий объем вознаграждения, которое получит каждая сторона, зависит от реального спроса читателей после выхода книги в свет. Определить единовременное вознаграждение заранее трудно, т.к. существует неопределённость в отношении успеха книги. Если бы издатели делали автору конкурирующие предложения, то каждый из них должен был бы проводить маркетинговое исследование рынка. Даже усилия самого успешного издателя, который приобрёл права на книгу, оказались бы чрезмерными, поскольку информация все равно вскоре станет известной. А если бы издатели решили сэкономить на издержках измерения качества, тогда их предложения цены мог ли бы таить в себе ошибку и победитель, в конечном счёте, мог оказаться проигравшим. Контракт с долевым участием позволяет снизить необходимость в исследовании рынка, и ошибка ограничивается определением доли каждой стороны в вознаграждении.
Почему же тогда контракты с долевым участием применяются не всегда? Дело в том, что при них возникают определённые проблемы со стимулами, которые отсутствуют в контрактах с единовременной общей суммой вознаграждения. Так, издатель будет вкладывать меньше средств в рекламу по сравнению с контрактом, в котором он не делит доходы с автором. Поэтому чем менее остро стоит проблема сбора информации о качественных характеристиках издаваемой книги, тем более привлекательным будет контракт с выплатой единовременного вознаграждения. Этим объясняется тот факт, что контракты с долевым участием заключаются в основном с малоизвестными авторами и применяются в отношении первых изданий книг, а также в отношении романов, а не руководств типа «Как стать богатым».
Торговая марка
Торговые марки используются в тех случаях, когда трудно осуществить как измерение в момент покупки, так и предоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных товаров. Фирменный знак подаёт сигнал о том, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара и осуществляет контроль качества на стадии производства, поэтому потребители могут полагаться на производимые им измерения.
Производитель консервов, который меняет качество консервированного горошка (размер горошин и их вкус) каждый год, заставит покупателей каждый раз заново проводить дорогостоящие измерения. Но если известно, что этот производитель осуществляет строгий контроль качества, то издержки измерения покупателей будут значительно ниже. Репутация производителя консервов гарантирует в данном случае, что продукт будет оставаться однородным и хорошего качества. Производитель несёт издержки, связанные с созданием и поддержанием репутации: это и издержки контроля качества, и издержки поддержания определённого качества в неблагоприятных условиях, когда внешние обстоятельства оказывают давление в сторону изменения показателей качества. Производитель идёт на эти затраты, ведь если будет обнаружен дефектный экземпляр, то под ударом окажется репутация фирмы, и потери фирмы будут намного больше, чем экономия на поддержании качества товара. Чем труднее измерить качество блага в момент обмена и чем сложнее выдать на него гарантию, тем более широко будут использоваться фирменные знаки при продаже этого товара.
Торговая марка – имя (название, знак, символ или их сочетание), которое посредством ассоциации его с товаром или услугой сообщает потребителю информацию о товаре, будь то качество, надёжность, мастерство изготовления, стиль, статус или потребительская ценность.
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 92 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник