СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь, или говорение, — такой вид речевой деятельности, навыки которого нуждаются в развитии и совершенствовании почти для всех. В ситуациях делового общения именно умение четко выражать свои мысли является решающим при реализации основных целей и задач коммуникации. Для того чтобы совершенствовать навыки устной речи необходимо знать принципы построения речи в зависимости от ее цели: информирование, убеждение или развлечение.
Информационная речь должна строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Выступающий (оратор) должен постоянно концентрировать внимание на предмете изложения, придерживаться строгой формы изложения, ориентируясь на реакцию аудитории.
Убеждающая речь апеллирует к чувствам и эмоциям слушателей и воздействует на их волю, поэтому она должна строиться с учетом их эмоциональной восприимчивости и эмоциональной культуры, учитывать их Жизненный опыт и конкретную речевую ситуацию.
Оратору необходимо психологически настроиться на аудиторию, избегать излишней сентиментальности при выражении эмоций.
Развлекательная речь в наибольшей степени должна быть ориентирована на аудиторию, учитывать ее сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. Здесь оратор более свободен в выборе речевых форм, может использовать экспрессивную лексику, юмор, пословицы, поговорки.
Все виды речей должны быть построены в соответствии сзаконами композиции, которые предполагают членение текста на вступление, основную часть и заключение.
Вступление необходимо для того, чтобы привлечь внимание к предмету речи, установить связь между темой, слушателем и оратором. Начало речи должно быть по возможности более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части можно использовать следующие речевые приемы: дать ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обосновать необходимость рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснить основные понятия темы; кратко изложить производственную (или иную, в зависимости от аудитории) деятельность слушателей и их трудовые успехи; перечислить благоприятные предпосылки, облегчающие слушателю восприятие затронутой темы; изложить ошибки, предрассудки, односторонний подход к проблемам темы речи; использовать поговорки, цитаты, анекдоты, сравнения; изложить план предстоящей речи.
В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов должна раскрываться главная идея выступления. При этом можно выбирать различные типы композиционного развития речи: дедуктивное или индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, хронологическое или пространственное изложение, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому и т.д. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по теме выступления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. Если оратор предполагает, что слушатели не склонны принимать его доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы следует перенести вкачало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает.
Функция заключения — подведение итогов выступления. Его роль также не следует недооценивать. Если оратор не вписался в регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает его речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение может восприниматься как новая основная часть выступления. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и цели выступления. Здесь можно использовать следующие речевые приемы: изложить основную идею выступления в виде тезиса; сделать заключительный вывод из своих высказываний; выразить свое личное отношение к содержанию выступления; указать на еще не решенные проблемы; апеллировать к слушателям (с предостережением, пожеланием, призывом и т.д.); привести остроумное высказывание; сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставленную возможность выступить.
Писать целиком текст выступления не обязательно. Рекомендуется составлять развернутый план-конспект речи, состоящий из отдельных предложений и отражающий смысловые отношения между этими предложениями при помощи буквенно-цифровых’ обозначений и системы отступов (т.е. некоторой схемы выступления).
Когда речь подготовлена, следующий важный этап — ее исполнение, т.е. непосредственное произнесение перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т.п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту.
Тренировка в произнесении речи вслух необходима при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального выступления: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т.п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонаци-
ей и жестами. При этом необходимо знать основные принципы звукового оформления речи, а также орфоэпические нормы языка.
Звуковое оформление речи. Важными понятиями, играющими большую роль в устной коммуникации вообще, являются голос, интонация и дикция.
Голос — это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Тембр голоса, или его окраска, — именно та характеристика, которую мы воспринимаем, когда говорим, что у человека приятный, неприятный, скрипучий, визгливый или какой-либо иной голос. Голос человека меняется не только с возрастом, но и в зависимости от его физического и эмоционального состояния. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил. Поэтому начинающий оратор должен уделять большое внимание тому, как звучит его голос — звонко и отчетливо либо глухо и невыразительно. Методика развития голоса требует целенаправленных и регулярных занятий и применяется в основном в театральных учебных заведениях. Однако возможно самостоятельно улучшить качество своего голоса, воспользовавшись некоторыми учебными пособиями (см. список рекомендуемой литературы на с. 118).
Дикция, или манера выговаривать слова, является приобретенным свойством человека. Если в детстве была усвоена неправильная артикуляция звуков речи, то человек обычно картавит, шепелявит и т.п. Такие дефекты дикции исправляются логопедами. Хотя большинство людей в основном правильно выговаривают звуки, их дикция все же далека от совершенства. Часто речь бывает малоразборчива из-за вялой артикуляции (как будто каша во рту), из-за про-глатывания отдельных звуков и даже слогов (в таком случае мы слышим «башка» вместо «бабушка» или «чек» вместо «человек»). К недостаткам дикции относятся также эканье (вставка паразитического звука «э»), шумные вздохи (когда человек шумно набирает воздух перед началом слова), чмоканье губами, продление безударных гласных (особенно характерное для московского просторечия), назализация конечных гласных в словах (т.е. произнесение их в нос).
Развитие хорошей дикции также требует регулярных и интенсивных занятий. Основными методами совершенствования дикции яв
ляются упражнения, которые тренируют и укрепляют мышцы речевого аппарата: произнесение звуков и слогов с различной интенсивностью и в различных сочетаниях, речь с камушками за щекой, скороговорки.
Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. В физическом смысле под интонацией понимается комплексное взаимодействие высоты, интенсивности и длительности звуков. На уровне восприятия обычно говорят о мелодике (главном компоненте интонации), громкости, темпе речи. Кроме того, к компонентам интонации относятся также логическое ударение и пауза (как результат членения высказывания на смысловые части).
Мелодика — изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания — служит для выражения основных коммуникативных значений. Одно и то же предложение, произнесенное с разной мелодикой, может выражать утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Громкость (интенсивность высказывания), как правило, выделяет наиболее важные части предложения.
Темп речи (количество звуков или слов, произнесенных в минуту) также связан с выделением наиболее значимых слов и сочетаний: то, что говорящий считает важным, он обычно произносит медленнее.
Логическое ударение (называемое также акцентным или смысловым выделением) в предложении падает обычно на те слова, которые говорящий хочет выделить, акцентировать, чтобы обратить на них внимание слушателя. Предложение приобретает новые оттенки значения при перемещении логического ударения с одного слова на другое (Ты разбил вазу? Ты разбил вазу? Ты разбил вазу?). .
Пауза (перерыв в звучании) является важным средством смыслового членения предложения. Всем известна фраза «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.
Рациональное использование перечисленных компонентов интонации повышает выразительность устной речи.
‘ Добиваясь выразительности речи, необходимо прежде всего поработать с готовым письменным текстом. Интонационная разметка осуществляется следующим образом:
1) в тексте отмечают места, где следует сделать паузу, т.е. разбивают текст ^а смысловые части;
2) отмечают наиболее важные части текста и подчеркивают слова, на которые падает логическое ударение;
. 3) в каждой выделенной смысловой части предложения отмечают движение мелодики (вниз, вверх, ровно).
Затем текст читают вслух в соответствии с его интонационной разметкой.
Орфоэпические нормы языка. Орфоэпические нормы — это правила произношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека. Каждому режет слух, когда он слышит «пОрт-фель» или «магАзин», и сразу возникает ощущение, что говорит малограмотный человек. В русском языке существует довольно много случаев, когда даже вполне хорошо образованные люди делают ошибки в произношении и ударении, поскольку в свое время не усвоили правильный вариант. Это, естественно, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации. Поэтому необходимо познакомиться с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении и стараться не допускать их в собственной речи:
1. Произношение на месте буквы Э в начале слова в безударном положении звука И вместо нормативного звука Э: икран вместо экран, инергия вместо энергия.
1. Произношение после твердых шипящих на месте буквы А звука А вместо нормативного Ы: лошадей, к сожалению и т.п.
3. Смягчение согласного перед буквой Е в заимствованных словах типа пюре, детектив (надо произносить пюрэ, дэтэктиф) и произношение твердого согласного в словах типа бассейн, крем (надо бас’ейн, кр’ем).
4. Произношение звука Ч вместо нормативного Ш при буквенном сочетанииЧН в отдельных частотных словах: скучно, нарочно, конечно (нужно произносить скушно, нарошно, конешно).
5. Произношение существительных мужского рода, оканчивающихся на-ИЗМ с мягким согласным перед следующим твердым (нужно — 3 твердый): социализьм, капитализьм и т.п.
6. Ошибки ударения в следующих частотных словах (приводится правильный вариант): квартал, гражданство, эксперт, каталог, мусоропровод, ходатайство, таможня, договор, договоры, торты, похороны, ракушка, звонит, заключит, баловать, балует, премировать, кухонный, гладильный, оптовый, красивее.
Источник
Засорение русского языка
Тема работы: ЗАСОРЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Секция: «Русский язык» Выполнила: Хайдарзянова Зулейха, 5 класс МБОУ «Шубанская ООШ» Балтасинского муниципального района РТ учитель русского языка и литературы МБОУ «Шубанская ООШ» Балтасинского муниципального района РТ Гильмутдинова Лилия Назировна 2.3. Исследование культуры речи МБОУ « Шубанская ООШ»……………..7 Язык – это сокровище, данное Богом народу для своего свидетельства в веках. Язык – главное богатство народа. Он так велик, красив, могуч в умелых устах интеллигентного, образованного человека, который хорошо знает произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.Бунина. Сколько чудесных слов сказано о красоте и величии русского языка. Мне хочется привести примеры: А.И.Куприн: « Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Русский язык в умелых и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А.С.Пушкин: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». И.С.Тургенев: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». М.Ю.Лермонтов: «Нам дан во владение самый богатый меткий и поистине русский язык». В.Г.Белинский: «Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». А что мы видим? Последнее время речь засоряется неоправданным употреблением иностранных слов, которые идут к нам из многочисленной рекламы, названий торговых предприятий, даже из речи телеведущих, журналистов, политиков. Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделил две проблемы в моей работе: Внешний фактор исследования – как на язык влияют заимствования – необходимы ли они или же только засоряют русский язык? Проблема расшатывания структуры языка изнутри, через расширение влияния различных жаргонов, социальных диалектов, средств массовой информации на литературную речь. Тема моего исследования – засорение русского языка. В наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у специалистов, но и у всех, кто любит свою родину, а значит и русский язык. Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников, но и необходимыми. Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены? Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, бережного отношения к нему. Цель работы – проанализировать причины кризисного состояния русского языка и борьба с ним в обществе и школе. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования. Определить значение русского языка как средства общения. Проанализировать источники засорения устной и письменной речи. Рассмотреть различные условия возрождения культуры речи в школе. Гипотеза: Если пропагандировать красоту, гибкость, точность языка, призывать к бережному отношению к русскому языку, то это повлияет не только на сохранение «великого русского слова», но и на развитие личности, формирование и обогащение ее духовного мира. Методы : Для проверки своей гипотезы методами исследования я выбрала опрос, анкетирование, анализ литературы, публицистических источников. Культура речи – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого обращения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Среди факторов и условий развития современного русского языка можно выделить три фактора: Общенародность литературного языка, которая приводила и приводит к постепенному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых элементов и черт, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития, — в сторону демократизации. Широкое и активное приобщение современного образованного читателя к творчеству современных писателей. Все это влияет на современный литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус. Расцвет всех жанров современной публицистики, развитие средств массовой информации, непосредственно отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие и в обществе, и в языке. В современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Однако известное раскрепощение литературных норм не должно приводить к их расшатыванию или стилистическому снижению. В качестве нормального и неизбежного процесса такое раскрепощение создает условия для богатства и разнообразия всех выразительных средств и, следовательно, для совершенствования речевой культуры. Вместе с тем нам хорошо известно, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии. Тревогу общественности вызывают хлынувшие в нашу печать арготические элементы, однообразно употребляемые для «оживления» текстов. Например: качать права, вешать лапшу на уши, пудрить мозги, на халяву и многие другие. Такое огрубление речи, конечно, не имеет прямого отношения к нормальным процессам демократизации литературного языка и является отражением и показателем недостаточно высокого уровня речевой общей культуры говорящих и пишущих, отсутствия языкового вкуса. Язык – это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факторов – и внешних, и внутренних. Причины засорения речи. Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. И мы просто обязаны его беречь. Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у него есть враги? Конечно, есть. Это разный словесный мусор. Словесный мусор – это лишние слова, которые вредят нашей речи. Это жаргон, это слова-паразиты, это вычурные заимствования, это искалеченные слова, употребляемые безграмотно. Что такое жаргон? Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий. Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие. Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов. Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения. Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова. Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются. Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранение этих слов из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере общения допустимо их употребление. Мы являемся свидетелями использования жаргонной лексики не только в школе, в повседневной жизни, но и в печати, на телевидении, на радио, на эстраде. Обоснованную тревогу вызывают хлынувшие в печать и тексты. Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению. Слова-паразиты – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя. В момент зарождения речи, зарождались и речевые паразиты. Они постепенно пополняли свои ряды, тем самым увеличивая число своих жертв. Причины их употребления: 1) Ограниченный словарный запас Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным. 2) Низкая скорость мышления Если человек не может подобрать нужное слово, то он в большинстве случаев использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные: «Э-э-э», «М-м-м», «А-а-а». Стоит отметить, что такие звуки довольно сильно раздражают и «режут» слух. 3) Отражение человеческой натуры Использование некоторых сорных слов может кое-что поведать о человеке. Человек, использующий слово слово-паразит «короче», скорее всего, не жаждет общаться, не хочет обременять себя объяснениями и он лентяй по жизни. «Сами понимаете» — это пример оправдывающегося и постоянно извиняющегося перед окружающими человека. «На самом деле» желает изложить людям истину. Этакий человек, борющийся за правду. 4) Эмоциональность и возбужденность 5) Намеренное использование сорных слов Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным. Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки. Заимствование иностранных слов. Исследователи рассматривают заимствования как неоднозначное явление. С одной стороны для любого языка русский язык пополняется новыми нужными словами, которые отражают реальные процессы, происходящие в мире и российском обществе. Заимствование способствует обогащению словарного состава заимствующего языка. Новые иностранные слова расширяют словарь индивида, сближают не только языки, но и людей, говорящих на них. С другой стороны, злоупотребление иноязычными словами, неоправданное их употребление приводит к засорению литературного языка. Нередко новые слова употребляются без нужды, следствием чего становится появление разностильного, непонятного текста. Обилие иноязычных слов в текстах современных российских СМИ может быть связано не только с необходимостью обозначения новых реалий действительности, но и с тем, что многие говорящие или пишущие воспринимают «заморскую лексику» как более престижную по сравнению с русскими словами. Вследствие непривычности, «непрозрачности» иноязычного слова его смысл является зашифрованным, непонятным для многих носителей языка, а непонятность часто является символом псевдоученности. Заимствования в СМИ выглядят как демонстрация собственного интеллектуального «превосходства». Таким образом, можно сделать вывод, что язык современных средств массовой коммуникации свидетельствует о новой ступени эволюции русской речи, когда литературная норма становится менее определенной и обязательной. Исследование культуры речи МБОУ « Шубанская ООШ». В ходе исследования я провела опрос и анкетирование в 5-9 классах. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: учащиеся 5-9 классов в своей речи употребляют слова, называющие людей, оскорбительного характера (дебил, лох, долбаеб, овца); употребляют в молодежном жаргоне глаголы (балдеть, встрял, лоханулся), слова-междометия (блин, капец, пипец, нищтяк короче, ё-моё), прилагательные (классный, крутой, клевый, беспонтовый). К сожалению, эти неприятные слова употребляются довольно часто. Особенно много таких слов употребляют учащиеся 9 класса. Анкетирование показало следующие результаты: Считаете ли вы, что мы должны бережно относиться к русскому языку? Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку? Не употреблять жаргоны, слова-паразиты, излишние заимствования -12 Грамотно говорить и писать-16 Не выражаться нецензурно Часто ли вы употребляете в своей речи слова, не относящиеся к нормативной лексике? В кругу своих сверстников — 13 Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике. Кто, на ваш взгляд, говорит правильно? Люди старшего поколения — 11 Из опроса было выявлено, что к русскому языку, надо относиться бережно, то есть не засорять свою речь жаргонами, словами – сорняками, неоправданными заимствованиями. Хотя учащиеся и используют ненормативную лексику, но в определенных обстоятельствах, в кругу друзей или сверстников. На взгляд учеников, правильно говорят учителя, родители и люди старшего поколения. Учащиеся 5-9 классов также предложили пути решения проблемы засорения русского языка: Повысить интерес к изучению русского языка и литературы. Через средства массовой информации пропагандировать культуру речи, а сами СМИ должны стать образцами русского литературного языка. Ограничить заграничную рекламу, заменить русскими аналогами. Поднять молодежь на борьбу с засорением русского языка (проводить акции, форумы). Журналисты, политики, представители власти — должны владеть нормами русской литературной речи. Избегать общения с людьми, которые злоупотребляют жаргонами и сквернословием. Все вместе и каждый в отдельности должен захотеть говорить на русском языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой. Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так и в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание. Наличие жаргонизмов в речи школьников говорит о том, что учащиеся не ощущают потребности в пользовании литературным языком, не чувствуют его выразительности и словарного богатства. Наши ученики пользуются жаргонизмами как бы забавляясь, не понимая, не осознавая того, что эти слова-паразиты усиливают, даже если говорящий этого не желает, отрицательное действие; что жаргонизмы даже в дружеских отношениях снижают качество этих отношений. За последние годы особенно среди молодежи заметны признаки духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанные с языковыми потерями. Поэтому сегодня необходимо пробудить в каждом человеке, особенно в подрастающем поколении, чувство собственного достоинства и самоуважения. Как писал К.Г. Паустовский, «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к правильному языку. В процессе работы над темой исследования я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь – лучшая характеристика образованного человека. И поэтому я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово. Источник |