- Сохранение традиций народного творчества в декоративно-прикладном искусстве
- Искусствоведение
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Сохранение и развитие народных традиций и ремёсел на селе
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сохранение традиций народного творчества в декоративно-прикладном искусстве
Искусствоведение
- Медведева Екатерина Сергеевна , бакалавр, ассистент
- Задраускайте Наталья Олеговна , кандидат наук, старший преподаватель
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
- НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- ТРАДИЦИИ
- ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Похожие материалы
Культурное наследие определяется как воплощение традиции. То, что оставляет свой след на долгие годы, как правило, отличается особой ценностью, а именно эстетической, этической, художественной, духовной. Культурная ценность любого художественного объекта заключена также в историческом реализме, уникальности и неповторимости. Наследие заключается в многообразии народных традиций, национальных особенностей, ремесел, обрядов, ритуалов и праздников, а также художественном творчестве в его традиционных формах.
К сожалению, в современном мире народное искусство (в частности объекты декоративно-прикладного творчества) редко используется где-либо, а сохранностью и распространением информации о нем занимаются только музеи и мастера — энтузиасты. Существует мнение, что передача традиции и следование ей — черта общества, которое избегает перемен и стремится к консервации существующего состояния [1, с.230]. В опровержение хотелось бы отметить, что оставить все культурное наследие позади было бы неправильно, так как это негативно сказалось бы на истории, фольклоре, архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и так далее. Кроме того, традиционная народная культура — это прочная основа всех культурных направлений современного общества. В ней закреплен вековой и бесценный опыт теоретических и практических знаний.
Проанализировав возможные варианты сохранения объектов декоративно-прикладного искусства, можно выделить следующие методы:
- создание музеев, организация выставок и экскурсий;
- привлечение школьников и студентов;
- организация объединений, клубов по интересам, обучающих студий, творческих площадок;
- использование традиций в повседневной жизни.
Для того, чтобы глубже рассмотреть состояние вопроса в настоящее время, был проведен мини-опрос среди 89 человек в возрасте 20 — 50 лет. Участники опроса — рабочие и студенты старших курсов высших учебных заведений, колледжей и техникумов. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования
Всего в сегменте
% от числа опрошенных
- да, это моя профессиональная деятельность
- да, это мое хобби
- в детстве я занимался(лась) творчеством, но сейчас нет
- интересуюсь, посещаю выставки, но сам(а) ничего делать не умею
- совсем не интересуюсь
- модерн
- классический стиль
- японский стиль
- скандинавский стиль
- русский стиль
- не нравится ни один из представленных стилей
- создавать музеи, проводить выставки и экскурсии
- рассказывать о них в школах
- использовать в повседневной жизни
- их не нужно сохранять
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
Анкетирование показало, что 86% опрошенных каким-либо образом связаны с искусством или декоративно-прикладным творчеством, что является весьма положительным результатом и говорит о заинтересованности населения в данной сфере. Русский стиль интерьера выбрали лишь 15% опрошенных, из чего можно сделать вывод, что люди не заинтересованы в том, чтобы в полной мере окружать себя предметами народного творчества. Это вполне объясняется течением моды, существованием новейших стилей интерьера и созданием инновационных технологий. Опрос показал, что больше половины респондентов (55%) считают использование предметов декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни наиболее эффективным способом сохранения традиций, что предсказуемо, так как создание музеев, выставок и привлечение молодого поколения широко распространено, но практически не приносит положительного результата. Также необходимо отметить, что ни один человек не выбрал вариант ответа «традиции не нужно сохранять». Абсолютное большинство респондентов (75 %) ответили, что хотели бы использовать в повседневной жизни изделия, декорированные народными росписями. Это говорит о том, что людей привлекает народное творчество.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что следует внедрять традиции в декорирование объектов декоративно-прикладного искусства таким образом, чтобы они приобретали свежий вид при помощи старинных художественных приемов. Также необходимо реализовывать традиционные технологии в создании тканей, мебели, интерьеров, декоративных изделий и так далее. В эпоху современных динамичных изменений политика сохранения народного творчества должна основываться на смешении старого и нового.
Традиции должны поддерживаться. Это необходимо для того, чтобы человек не забывал о своих корнях. Россия обладает богатым культурным наследием: фольклор, литература, промыслы, ремесла, деревянное зодчество. Все это следует активно использовать и приспосабливать к современной жизни.
Список литературы
- Баева Л.В. Модель культурного наследия: понятие, динамика, функционирование/ Баева Л.В. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. — № 3 (28).
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Сохранение и развитие народных традиций и ремёсел на селе
Возрождение традиций народной, духовной и материальной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранение и развитие народных традиций и ремёсел на селе | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и развитие народных традиций и ремёсел на селе
(Возрождение традиций народной, духовной и материальной культуры)
Проблема сохранения и восстановления самобытной народной культуры, накопленного столетиями нематериального культурного наследия и его эффективного использования, в развитии отечественной культуры приобретает особую актуальность.
Активное включение детей и молодёжи в сферу восстановления народных традиций также говорит о целенаправленной перспективной методике по воспитанию позитивного отношения к местным культурным традициям. Так, 15 лет назад на базе Чистоозёрской средней школы была создана творческая мастерская для одарённых детей «Студия декоративно-прикладного творчества» с разнообразным раздаточным материалом, источниками специальной информации, техническими средствами обучения и наглядными пособиями, с компьютерным оборудованием. Цели, которой – возрождение народных традиций села, выявление юных талантов из села и обучение их традиционным народным ремёслам, осуществление в современных условиях преемственных связей поколений; приобщение подрастающего поколения и различных слоев населения к ценностям традиционной народной культуры.
Для достижения поставленных целей программа Студии предусматривает решение ряда задач:
— распространение достижений традиционной народной культуры на культурное пространство Завьяловского района;
— сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры села Чистоозёрка;
— отработка методов и форм внедрения традиций народной культуры в современную культурную практику и общественную жизнь:
— поддержка художественного творчества, творческих инициатив, талантов села;
— развитие сферы культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности;
— выполнение целевых районных программ возрождения народной традиционной культуры, развития культуры села и музыкально-художественного образования.
В основу программы Студии положены принципы развития культуры и искусства в Завьяловском районе:
— принятие традиционной народной культуры в качестве основы развития культуры села и одного из приоритетных направлений в развитии культурной жизни края;
— возможность раскрытия творческого потенциала личности каждого человека, освобождение от массовых стереотипов в сознании, мышлении и культуре, реализация прав свободы творчества;
— неразрывная связь культуры и образования в воспитании гармонично развитой личности в формировании у подрастающего поколения культурно-экологического сознания.
Работа Студии направлена на организацию исследовательской деятельности с детьми по изучению художественных ремёсел сёл Завьяловского района и на самореализацию творческого потенциала детей и взрослых жителей села. Студия проводит встречи юных исследователей со старожилами сёл района для изучения истории занятия рукоделием. Стали известными целые семейные династии сельских рукодельниц, которые занимались художественной вышивкой, вязанием, ковроткачеством и изготовлением лоскутных ковров. На выставке были собраны работы, созданные почти столетие назад, украшавшие старинные деревенские избы. Исследовательские работы учащихся были представлены на конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня и отмечены грамотами и дипломами. Учебные планы предполагают освоение учащимися утраченные традиционные техники и технологии художественных ремесел нашего села. Результаты работы Студии значительны. Дети в раннем возрасте приобщаются к народной культуре, вырабатывающей у ребёнка жизненный и эстетический опыт. Программа работы студии актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, даёт возможность каждому реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
В рамках программы Студии реализуются идеи обогащения внутренней культуры, учёта особенностей культуры своего народа, региональной культуры, удовлетворения познавательных потребностей, организации досуга большой части жителей села.
Для участников Студии созданы благоприятные условия для творческой работы на основе совершенствования арсенала средств обучения. В 2013 году кабинет технологии (в рамках краевой программы модернизации обеспечения школ современным оборудованием) оснащён современным швейным оборудованием и оборудованием для занятий кулинарии. Новейшее оборудование – главное подспорье для участников Студии в реализации программ «Лоскутная техника», «Художественная машинная вышивка» и «Народная кулинария».
Составной частью работы Студии по сохранению народных традиций является поддержка народных художественных ремёсел и мастеров прикладного творчества. Наиболее распространёнными видами в нашем селе и Завьяловском районе являются художественная вышивка, кружевоплетение и бисероплетение, вязание крючком и спицами, плетение, роспись и резьба по дереву, работа с природным материалом (береста, соломка), лоскутное шитье, иконопись, живопись. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер, это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаменты, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево, ткать и вышивать ковры.
В результате поиска и отбора методов и форм внедрения народных традиций и ремесел в современную культурную практику и общественную жизнь были определены следующие перспективные направления деятельности Студии:
– экскурсионно-выставочная деятельность (проведение экскурсий, выставок, конкурсов);
– образовательно-досуговая деятельность (проведение мастер-классов, занятий по овладению основами народных промыслов и ремесел);
– изготовление подарочной и сувенирной продукции с использованием тематики народной художественной культуры.
Все эти направления апробированы на практике и по-своему уникальны.
Экскурсионно-выставочная деятельность позволяет привлекать разновозрастное население, жителей села. Данное направление развивается за счет привлечения к сотрудничеству сельского и районного Домов культуры, Центра детского творчества, районного музея, школу искусств, туристических организаций, а также благодаря улучшению качества предоставляемых услуг.
Образовательно-досуговая деятельность ведется путем привлечения различных возрастных и социальных категорий граждан к участию в мастер-классах, кружках. Особое внимание уделяется жителям села с ограниченными физическими возможностями.
Считаю, что научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя, и обогащая друг друга. Произведения промысла участников Студии пользуются неизменным успехом на специализированных выставках-ярмарках.
Обаяние искусства вышивки — в искренности и непосредственности содержания, выразительности художественных приемов. В качестве сюжетов в художественной вышивке мы используем натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей, животных. Однако визитной карточкой Студии декоративно-прикладного творчества остаются пейзажи, иконы, животный мир и цветочные композиции. Тема художественной вышивки создается как блестящая импровизация на отображение природы, красоты родного края, поэтому повтор или стандартизация в работах исключаются.
На базе кабинета технологии открыта постоянно действующая выставка изделий традиционных народных промыслов и ремесел села Чистоозёрка. Вместе с детьми принимаю участие в создании эстетики интерьера школы, школьного музея. Мы выполняем социальный заказ на пошив постельного белья, плечевых изделий, изготовление вязаных вещей для Дома престарелых, организуем выставки участников студии, персональные выставки, выставки-продажи изделий. Опыт моей работы представлен на Всероссийском фестивале педагогических идей.
Для того чтобы сохранить этот многовековой пласт народной культуры на селе считаю, что необходимо:
— пропагандировать мастерство народных умельцев через местную прессу и телевидение, интернет-сайты;
— осуществлять преемственность поколений через приобщение к народному творчеству младшее поколение нашего села и района.
— организовать в районном музее стационарную экспозицию «Народные промыслы Завьяловского района».
Источник