Способы сохранения культурных ценностей

Содержание
  1. Способы сохранения культурных ценностей
  2. Как сохранять и развивать объекты культурного наследия
  3. Виктория Мальцева, руководитель проектной группы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
  4. Татьяна Гудзь, ведущий научный сотрудник, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
  5. Сохранение объектов культурного наследия
  6. Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия
  7. Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
  8. Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности
  9. Правила создания проектной документации
  10. Принципы предварительного исследования
  11. Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий
  12. Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?

Способы сохранения культурных ценностей

Статья 40. Сохранение объекта культурного наследия

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 40

1. Сохранение объекта культурного наследия — меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.

(п. 3 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

4. Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Источник

Как сохранять и развивать объекты культурного наследия

Какие факторы сдерживают капитализацию объектов культурного наследия? Почему при огромном потенциале они остаются непривлекательными для инвесторов? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения круглого стола под названием «Инструменты сохранения и развития объектов культурного наследия», который прошел 25 июня в Калининграде и собрал экспертов, чиновников и предпринимателей. Организатором мероприятия выступил факультет городского и регионального развития ВШЭ (ФГРР).

Руководитель проектной группы ФГРР Виктория Мальцева представила на круглом столе доклад на тему «Меры государственной поддержки частного сектора в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия: анализ текущей ситуации». Она рассказала, почему инвесторы считают данный сегмент недвижимости высокорисковым и низкомаржинальным. Они рассматривают объекты культурного наследия как слишком сложные и трудные для работы из-за множества технических ограничений, недостатка квалифицированных специалистов, а также высоких административных барьеров.

«Главный тезис в том, что объекты культурного наследия будут работать только в случае сохранения баланса между мерами, стимулирующими инвесторов (льготные кредиты, субсидии, гранты, налоговые льготы), и ограничениями (регулирование, различные паспорта и т.д.)», — объяснила Виктория Мальцева.

Чтобы предложить государству комплексную программу работы с объектами культурного наследия, которая позволили бы делать проекты экономически жизнеспособными и сохранять исторические центры городов, проектная группа Виктории в 2018 году начала большое исследование. Об одной из частей этого исследования — мерах господдержки — спикер рассказала на круглом столе. Исследователи проанализировали все меры государственной поддержки в России и попытались понять, можно ли оценить их эффективность и сопоставить их с зарубежной практикой. Всего было проанализировано 11 стран и 85 регионов.

Виктория Мальцева, руководитель проектной группы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Основной вывод, который мы сделали, — за рубежом все три уровня власти — федеральная, региональная, муниципалитет — работают вместе. Помимо этого, у них для каждого города существуют индивидуально разработанные программы. Когда же мы принялись анализировать не количественно, а качественно наши российские документы, которые регламентируют меры поддержки, мы пришли к выводу, что они просто скопированы друг у друга. Когда-то Москва приняла первую пилотную программу, и во многих регионах она, как под копирку, выглядит точно так же. А мы должны понимать, что уровень экономической активности в Москве и регионах разный, и сами города разные, но адаптация нормативно-правовых актов не происходит.

После выступления Виктории Елена Кукушкина, председатель комитета по охране культурного наследия Вологодской области, отметила, что большинство проблем в области сохранения и развития объектов культурного наследия лежат в законодательном поле. Тем не менее, в России встречаются и удачные кейсы работы с такой недвижимостью, например, в Вологодской области.

Читайте также:  Способы цифрового кодирования данных

«В последние годы у нас произошел всплеск предпринимательской активности благодаря совместной деятельности регионального органа власти и муниципалитета, — поделилась Елена Кукушкина. — В частности, в первую очередь, он случился в крупных городах на территории области. Например, муниципалитет города Вологда 5 лет назад начал с нашей подачи заниматься вопросом реставрации объектов деревянного зодчества, которые долгое время пустовали и находились в неудовлетворительном состоянии. Мы предложили им заняться вопросом предоставления льгот только не аренды, а продажи за один рубль имущества, находящегося в неудовлетворительном состоянии, с предложением эскизного проекта».

По словам Елены, это помогло реализовать практически все объекты деревянного зодчества: у всех сегодня имеются инвесторы. При этом несколько иная ситуация складывается на территории муниципальных образований области, где расположены небольшие города. «Это связано с отсутствием там предпринимателей, у которых вообще есть свободные средства, — объяснила спикер. — Но эта проблема лежит в области каких-то экономических проблем, и это нужно решать на другом уровне. Еще большую проблему составляет вопрос, связанный с земельным участком.

Наше законодательство позволяет приобрести в аренду «за рубль» объект в неудовлетворительном состоянии, но не позволяет предоставлять на тех же условиях земельный участок

О том, как обстоят дела в Калининградской области, ставшей хозяйкой фестиваля «Архитектурное наследие», на круглом столе рассказал Кирилл Лило, руководитель Центра «Мой бизнес».

«По инициативе губернатора в конце прошлого года у нас была разработана программа по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот Калининградской области, и со второго квартала этого года мы начали ее успешно реализовывать», — отметил Кирилл Лило.

По его словам, цель региональной программы — не восстановление и сохранение объектов культурного значения, а, в первую очередь, создание на их базе бизнеса, точек притяжения туристических потоков и точек притяжения для сопутствующих проектов, таких как мелкая торговля, общепит, гостиничный бизнес. Кирилл Лило детально описал программу: сумму финансирования и срок кредитования инвесторов, требования к ним, условия и т.д.

Кроме того, на круглом столе выступили заместитель директора департамента, начальник отдела проектов и программ развития территорий АНО АИР Московской области Андрей Татарников, который поделился, как инвестиционные паспорта становятся инструментом вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот, а также Даниил Баранов, руководитель направления «Реставрация» ООО «Седрус». Он объяснил, какова роль бизнеса в сохранении объектов, имеющих историко-культурную ценность.

Татьяна Гудзь, ведущий научный сотрудник, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» — это всегда интересное событие с насыщенной программой широкого спектра вопросов охраны, сохранения и популяризации, использования памятников архитектуры, исторического ландшафта и градостроительной среды, поэтому мы решили тоже «высказаться» и организовали круглый стол по одной из тем, которые сегодня разрабатываются на факультете. ФГРР помимо темы, связанной с развитием объектов культурного наследия, приспособления их к современному использованию и вовлечения их в экономику города, также сосредоточен на вопросах гармонизации градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия и преодоления рассогласованности региональных и городских документов, определяющих режим использования объектов в границах зон охраны и застройки и не являющихся ОКН. Следующая тема, в которой мы работаем, — это регулирование застройки с учетом требований по охране объектов культурного наследия с разработкой релевантного инструментария для правил землепользования и застройки. Экспертиза и в этой теме является перспективной. Это подтверждается интересом к нашим специальным курсам в рамках магистерской программы и программы дополнительного профессионального образования по правовому зонированию, где целый блок посвящен наследию и регулированию застройки. В следующем году мы планируем расширить свое присутствие на фестивале в городской повестке — по развитию ОКН, по вопросам регулирования исторической застройки в городах, в федеральной повестке — по теме совершенствования законодательства об охране объектов культурного наследия.

Источник

Сохранение объектов культурного наследия

Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях. Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия. Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.

Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия

Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.

Читайте также:  Как сшить кукле штаны простые способы

Виды работ по сохранению исторических памятников отличаются содержанием производственных операций, но все они направлены на поддержание целостности и первоначальных художественных образов объектов культурного наследия. Четыре основополагающих направления деятельности:

  1. Ремонт – мероприятия, направленные на поддержание эксплуатационных свойств архитектурного памятника с сохранением его особенностей.
  2. Консервация – комплекс операций по укреплению элементов и защите памятника от негативных внешних факторов. Важное условие проведения работ – сохранность облика.
  3. Реставрация – операции, направленные на сохранение исторической ценности и улучшение облика объекта, в том числе доведение до экспозиционного внешнего вида.
  4. Приспособление для применения в современном мире – комплекс производственных работ, которые помогают адаптировать историческое здание для эксплуатации в текущих условиях.

На одном историко-культурном памятнике может проводиться несколько категорий работ. Например, перед реставрацией специалисты обязаны провести консервацию.

Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Все реализуемые мероприятия направлены на решение единственной задачи – замедлить процессы ухудшения эксплуатационных свойств строительных конструкций, восстановить художественный образ и сберечь ценность памятника. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно полностью соответствовать законодательным требованиям.

Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности

При реставрации любого объекта исторического и культурного наследия следует руководствоваться важным правилом: необходимо использовать материалы и технологии, которые не искажают первоначальную задумку автора произведения, его художественны й и структурный образ. Выбранные методы не должны создавать препятствий для последующих восстановительных и ремонтных работ.

Пять базовых стадий проведения реставрационных мероприятий:

  1. Предварительный визуальный осмотр и детальное обследование для оценки степени сохранности объекта. Сбор сведений для оформления проекта.
  2. Реализация противоаварийных мероприятий.
  3. Дополнительное обследование памятника, создание проектно-научной документации.
  4. Консервация памятника.
  5. Реставрация памятника, включающая в себя воссоздание подлинного образа и доведение до экспозиционного внешнего вида.

Второй этап необходим, если объект находится в аварийном состоянии, когда памятнику грозит полное или частичное физическое разрушение: обильная осыпь краски, деструкция основы, опадение грунта. В остальных случаях данную стадию пропускают.

Правила создания проектной документации

Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.

Особенности и принципы оформления проектно-научной документации:

  1. Документ разрабатывается для отдельных операций или весь комплекс мероприятий.
  2. Проект должен отвечать государственным стандартам, нормам закона и обеспечивать сохранность ценных архитектурных памятников и исторических сооружений.
  3. Заказчик должен предоставить исполнителю полный перечень сведений, необходимый для реализации эффективных ремонтно-реставрационных мероприятий.
  4. При создании проекта подрядная организация обязана помнить, что во время реставрационных операций должен быть полностью сохранен образ здания, скульптуры, живописи историко-культурного наследия.
  5. Прочностные параметры и устойчивость строительных конструкций должны соответствовать установленным требованиям и отвечать стандартам безопасности.
  6. Выбранные технологии, методики и материалы для реставрационно-ремонтных операций должны гарантировать сохранность подлинности ценного историко-культурного объекта.

К общим правилам разработки проекта можно отнести требование по соблюдению санитарных правил и техники безопасности. Содержание готового документа может меняться в зависимости от условий, указанных в договоре и техническом задании.

На этапе оформления документации важно согласовать проект приспособления. Это поможет избежать утраты подлинных элементов памятника. Если запланированы мероприятия по воссозданию объекта культурного наследия, необходимо согласовать все разделы, описывающие проведение работ.

Принципы предварительного исследования

Обследование и предварительная оценка свойств объекта – это анализ всех проблем, которые со временем ухудшают состояние исторического памятника. Задача специалистов – подобрать такие методы, технологии и материалы для реставрации, которые замедлят данный процесс, позволят защитить строительные конструкции от разрушения и не создадут препятствия для последующих ремонтных операций.

Предварительные исследования могут включать следующие виды работ:

  • изучение архивных сведений о периоде создания и истории исследуемого объекта;
  • лабораторные исследования для выявления физико-химических свойств, оценка ряда параметров методами неразрушающего контроля;
  • бактериологические и микологические пробы;
  • экспериментальные ремонтно-восстановительные мероприятия.

Важная предварительная стадия – натурные исследования, необходимые для фиксации повреждений, определения их параметров и причин появления. Для этого выполняют визуальный осмотр и пробные раскрытия согласно методике. Порядок осуществления мероприятий зависит от свойств объекта историко-культурного наследия.

Процедуре реставрационно-ремонтных операций иногда предшествует исследование материала оптико-аналитическими методами неразрушающего контроля и лабораторными испытаниями. Для взятия проб специалисты выбирают участки, которые в минимальной степени отразятся на целостности памятника культурного наследия.

Читайте также:  Какие способы есть чтобы поднять настроение

Среди других важных подготовительных мероприятий, необходимых для детального исследования исторического объекта, следует отметить:

  1. Бактериологические и микологические анализы для оценки степени поражения материала микроорганизмами.
  2. Пробные работы помогают подобрать оптимальный материал, состав краски, сплав и технологии для реставрации и консервации. Их проводят на наименее значимых местах исследуемого объекта.
  3. Изучение микроклимата состоит из анализа температурно-влажностных параметров, технического состояния ограждающих конструктивных элементов, условий эксплуатации.

Главный результат предварительного обследования – оформление отчета, в котором описаны рекомендуемые принципы проведения консервации и реставрации, обеспечения комфортных условий эксплуатации, поддержания оптимальных микроклиматических параметров, устранения разрушающих факторов.

Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий

После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы ­– обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.

Задача консервации – сохранить материальную структуру памятника и укрепить его ключевые элементы. Например, при работе с картиной или иным произведением живописи акцент делают на повышение прочностных характеристик основания, восстановление краски, грунта, защитного слоя.

Порядок и особенности осуществления реставрационных работ определяются утвержденной методикой и во много зависят от вида объекта, материала его изготовления. Перечислим несколько принципов:

  1. Ликвидация поздних наслоений допускается только после обеспечения прочности подлинной живописи.
  2. Используемые краски, оборудование и технологии не должны негативно влиять на текущее состояние памятника историко-культурного наследия. Желательно выбирать технологии, которые будут способствовать улучшению технического состояния элементов.
  3. Обязательный и первый этап реставрационно-консервационных мероприятий на памятнике из сплава и металла – удаление поверхностных загрязнений.
  4. Для ликвидации дефектов используют материал, который по составу идентичен основному. Металлические элементы следует заменить на материал, устойчивый к коррозии.
  5. Для воссоздания утраченных крупных фрагментов памятника используют объемные аналоги или иконографические данные.
  6. Для создания защитно-декоративных покрытий следует выбирать состав, устойчивый к погодным факторам и влаге, обеспечивающий прочность и возможность регенерации.

Методика проведения реставрационно-ремонтных мероприятий для произведений живописи, скульптур из сплава и различных металлов сильно отличается. Обязанность специалистов – полностью следовать государственным стандартам, нормам закона и выбирать технологии, обеспечивающие максимальную сохранность ценного исторического сооружения.

Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?

К реставрационно-ремонтным операциям и предварительным научным изысканиям привлекают только высококвалифицированных сотрудников. На объектах трудятся реставраторы, художники, биологи, химики и специалисты из других областей.

Деятельность по сохранению исторических зданий, скульптур, произведений искусства относится к лицензируемой, а мероприятия по защите объектов культурного наследия от разрушения контролируются государственными структурами. К предпринимательской деятельности не могут быть допущены организации, которые не прошли проверку в Минкультуры РФ. Это ведомство, которое отвечает за выдачу лицензии и контроль деятельности компаний.

Лицензирование деятельности по сохранению особо ценных исторических памятников направлено на защиту объектов культурного наследия от действий неопытных специалистов. Строгие требования к квалификации сотрудников организации, претендующей на получение лицензии, связаны со сложностью реставрационно-ремонтных мероприятий. Им зачастую требуется искать такие методы сохранения зданий и памятников, которые не нарушат художественный образ, но помогут восстановить прочность и устойчивость элементов. Специалистам часто приходится воссоздавать мозаики, лепнину, вспоминать старинные технологии и выполнять иные тонкие операции. С подобной работой способны справиться только специалисты с высокой квалификацией и опытом. Если допустить к реставрации компанию с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, объект культурного и исторического наследия может быть безвозвратно потерян и навсегда испорчен.

Лицензия Минкультуры выдается на бессрочный период. Но если во время плановой или внеплановой проверки сотрудник Минкультуры обнаружит нарушения в проведении реставрационно-ремонтных операций, он имеет право выписать предписание или штраф, приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Сведения о юридических лицах и ИП, допущенных к работам, размещаются в едином государственном реестре.

Для самостоятельного оформления лицензии Минкультуры предпринимателю необходимо обеспечить выполнение необходимых требований законодательства и обратиться с пакетом документов в территориальное отделение ведомства. В течение 45 рабочих дней специалист рассмотрит заявление и проведет проверку сведений, после чего вынесет решение об отказе или выдаче лицензии.

Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.

Для бизнесменов, которые не готовы ждать несколько месяцев, компания «КАСЛ» предлагает приобрести фирму с готовой лицензией Министерства культуры. Уже через несколько дней вы сможете приступить к оказанию услуг. Уточнить стоимость и детали сотрудничества можно у менеджера по телефону.

Источник

Оцените статью
Разные способы