- Почему важно сохранять культурное наследие
- Понятие «культурное наследие»
- Классификация памятников культурного наследия
- Культурное наследие как проблема государственного уровня
- Готовые работы на аналогичную тему
- Значение сохранения культурного наследия
- § 24. Культурные достижения народов России
- Культурные достижения народов нашей страны
- Как сохранить культурные достижения?
- Государственная поддержка культурных достижений России
- Проверьте свои знания
- Практикум
Почему важно сохранять культурное наследие
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «культурное наследие»
Под термином культурное наследие понимается совокупность культурных достижений общества, культурно-исторический опыт, имеющий какое-либо значение для общества и сохраняющийся в социальной памяти. Культурное наследие – это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства. Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны. Так, для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.
Каждая культура характеризуется традиционностью и новаторством. Традиции сохраняют уникальное лицо культуры, а новации позволяют культуре развиваться.
Понятие культурного наследия включает в себя также и выработку традиций, направленных на сохранение культурной памяти.
Классификация памятников культурного наследия
Сегодня благодаря научной разработке проблемы культурного наследия выведена классификация памятников культурного наследия. Среди памятников культурного наследия выделяются:
- материальные памятники;
- духовные памятники.
К материальным памятникам относятся объекты архитектуры, истории, градостроительства, археологии, монументального искусства, природы и так далее, которые несут в себе культурно-историческую ценность.
К духовным памятникам относятся верования, обычаи и обряды, формы народного художественного искусства, народные ремесла, различные формы хозяйственной деятельности, традиции, технологии и другое.
Культурное наследие как проблема государственного уровня
Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства. Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении. Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия. Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды.
Готовые работы на аналогичную тему
В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений. Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого. Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.
Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.
Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное. Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто.
Значение сохранения культурного наследия
Ценности и смыслы прошлого должны сохраняться и постоянно транслироваться, чтобы каждое новое поколение могло жить и культурно развиваться.
Сегодня необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать. Это касается тех форм традиционного народного творчества, которые либо полностью утрачены, либо полузабыты. Такая проблема наблюдается в странах (Россия не является исключением), где социокультурная политика ориентирована на новаторство и нововведения. Ярким примером тому может служить западная культура, где каждая культурная эпоха строилась на сломе и забвении культурных достижений прошлого. Россия в этом смысле не является исключением. Для нашей страны это характерно в меньшей степени, но резкая смена политических режимов также способствовала нарушению культурной преемственности. Менее подвержены этому страны с восточным типом культуры, так как на Востоке особое внимание уделяется традициям.
Культурные традиции – это фундамент, на котором может существовать и развиваться общество. Культурное наследие, которое непрерывно переходит из поколения в поколение и сохраняется в течении длительного времени составляет основу культуры нации, ее самобытность и уникальность.
Но культурное наследие – это не только определенное национальное достояние. Значение культурного наследия намного шире и мыслится как общечеловеческая память, хранилище накопленного поколениями и упорядоченного опыта.
В заключении следует сказать, что культурное наследие это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую долю от всего объема культурного достояния планеты. После него культурное наследие остается для других поколений, откуда они также черпают смыслы, идеи, ценности, необходимые им для полноценной жизни. Поэтому культурное наследие – это достояние всех людей, всего человеческого рода, которое необходимо сохранить. Сохранение культурного наследия – это естественно и необходимо, как сохранение природы.
Источник
§ 24. Культурные достижения народов России
Наша страна — создатель и хранитель богатого историко-культурного наследия мирового значения. Россия исторически объединила в своём составе множество народов, которые различаются по языку, культуре, вероисповеданию, но тесно связаны общностью исторических судеб.
Культурные достижения народов нашей страны
Если начать перечислять всё, что относится к культурным достижениям народов современной России, то это займёт не одну страницу учебника.
Поэтому ограничимся лишь кратким знакомством: памятники древнерусской архитектуры, книжного искусства, иконописи, живописи, музыкального искусства, скульптуры, народных художественных промыслов (хохломская и городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, изделия Златоустовских и тульских оружейников, холмогорская резьба по кости и др.), тувинское горловое пение, героический народный эпос «Олонхо» (Якутия), получивший статус шедевра нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, и др.
Подведём итоги
Тула — один из старинных городов, где находятся корни народной культуры. Тульская область на протяжении многих лет известна в нашей стране и за рубежом своими самоварами, пряниками, оружием, филимоновской игрушкой и белёвскими кружевами.
Тула является родоначальником такого уникального промысла, как производство гармоней и баянов, у истоков которого стоял уроженец Тульского края и создатель хроматической гармони Николай Белобородов.
Дагестан — одна из республик, входящих в состав России, где проживают люди самых разных национальностей. Республиканские газеты издаются на 14 языках, которым придан статус государственных, на стольких же языках осуществляется радио и телевещание.
Небольшие селения, центры художественных промыслов, такие, как Кубачи, Унцукуль, Гацад, Балхар, Хив, получили мировую известность. Произведения дагестанского декоративно-прикладного искусства хранятся не только в Государственном историческом музее, Эрмитаже, других самых известных музеях страны, но и в парижском Лувре, музеях Нью-Йорка и Лондона.
Какие художественные промыслы есть в вашем регионе? Подготовьте (по выбору) сообщение об одном из художественных промыслов Тульской области, Республики Дагестан или вашего региона.
Как вы уже знаете, на территории разных регионов России находятся 24 природных и культурных объекта, состоящих в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО (вспомните, какие именно). Они имеют особую культурно-историческую значимость.
Как сохранить культурные достижения?
Во все времена актуальной была проблема сохранения и передачи молодому поколению духовных ценностей и культурных достижений. Что нужно сделать, чтобы для следующих поколений сохранить древнюю архитектуру, народный фольклор (песни, танцы, пословицы, сказки и др.), шедевры живописи, театрального, балетного, музыкального искусства?
Если это касается памятников материальной культуры, например историческое здание или древняя рукопись, то их надо законсервировать, т.е. защитить от разрушения с помощью специальных растворов и красок. Затем памятник надо реставрировать — бережно восстановить разрушенные части, стремясь не нарушить его старинный облик.
Советуем запомнить!
Реставрация (от латинского слова restauratio — восстановление) — процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
Кроме того, памятник культуры надо тщательно изучить и описать, сфотографировать, прорисовать все детали, внести в существующие каталоги. После завершения восстановительных работ памятник приводят в состояние, пригодное для экскурсионных посещений (показов).
Важную роль в формировании культурного потенциала России играют культурные ценности, хранящиеся в фондах музеев. В настоящее время в России существуют десятки музеев-заповедников, музеев-усадеб, мемориальных музеев. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Например, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» (Московская область), Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» (Пензенская область), Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская область) музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» (Санкт-Петербург), мемориальный комплекс В.П. Астафьева в селе Овсянка (Красноярский край) и др.
Интересные факты
Международный день памятников и исторических мест проводится каждый год 18 апреля. Он был установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Многие музеи в этот день (как и в Международный день музеев 18 мая) можно посетить бесплатно.
Охрана культурного наследия является обязанностью граждан нашей страны, в Конституции России записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». В России действует Федеральный закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
В нашей стране поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты.
Они называются национальными парками. Это прежде всего такие национальные парки, как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область), «Валдайский» (Новгородская область), «Мещерский» (Рязанская область), «Угра» (Калужская область), «Сочинский» (Краснодарский край), «Самарская Лука» (Самарская область), «Прибайкальский» (Иркутская область), которые в последнее время ежегодно посещает почти миллион человек.
Дополнительное чтение
Список археологических памятников Валдайского национального парка включает более 80 объектов — древние стоянки (VII—VI веков до н. э.), городища, селища, сопки, курганы. Здесь находятся памятники садово-паркового искусства — старинные усадьбы с парками, ценнейшие памятники архитектуры и деревянного зодчества XVII—XIX веков.
Среди них — Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, основанный в 1653 году на Сельвицком острове патриархом Московским и всея Руси Никоном; церковь Святой Екатерины в городе Валдай — великое творение архитектора Н.А. Львова (XVIII век), где сейчас расположен Музей колоколов.
Используя дополнительный текст и фотографии, составьте устный рассказ о Валдайском национальном парке.
Государственная поддержка культурных достижений России
Государственная поддержка направлена на сохранение и развитие культурного наследия нашей страны, на воспитание в обществе чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважение к истории Родины и лучшим её традициям.
С помощью национальных проектов осуществляется поддержка талантливых деятелей культуры, творческих коллективов. В каждом регионе страны действуют собственные программы по поддержке народных мастеров, хранителей и популяризаторов народных эпосов, сказителей.
Хотя государство предпринимает немалые усилия к сохранению национальной культуры, остаётся ещё много нерешённых проблем. К сожалению, к настоящему времени многие памятники отечественной истории и культуры уничтожены, находятся под угрозой уничтожения, пострадали от хозяйственной деятельности людей, разрушительных воздействий природы. На помощь приходят меценаты (благотворители) и обычные люди, которые принимают участие в спасении памятников культуры: переводят денежные средства, помогают реставраторам личным трудом.
Будущее нашего культурного наследия во многом зависит от того, как участвует в его охране молодёжь. Что они могут сделать, как помочь взрослым? Туристы оставляют на берегах рек и озёр, рядом с памятниками архитектуры много мусора. Его постоянно надо убирать. Во многих регионах России успешно действуют школьные экологические группы. Вы тоже можете стать их участником!
Во многих городах, например в Санкт-Петербурге, существуют реставрационные лицеи. Процессом обучения руководят опытные мастера и художники, унаследовавшие традиции у многих поколений петербургской школы реставрации. Ученики имеют возможность перенимать их опыт во время практических занятий в мастерских лицея, теоретическими уроками подкрепляя свои профессиональные наработки.
Изучением истории родного края и охраной памятников культуры занимаются школьные краеведы, существующие во многих городах и областях нашей страны.
Советуем запомнить!
Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны (города, посёлка и др.).
Движение юных краеведов направлено на расширение познавательной деятельности детей, воспитание нравственности, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому наследию.
Подведём итоги
Культурные достижения народов России очень велики и разнообразны. К ним относятся памятники архитектуры, книжного искусства, живописи, музыкального искусства, народные художественные промыслы, национальные парки и др. Государство проводит работу по охране и восстановлению памятников культуры.
Основные термины
Реставрация, краеведение.
Проверьте свои знания
- Назовите некоторые из культурных достижений народов России. Расскажите более подробно об одном из них.
- Какие существуют способы сохранения культурных памятников России?
- Когда отмечают Международный день охраны памятников и исторических мест? Как этот день отмечается в вашем регионе?
- Что вы можете сделать конкретного для сохранения природных и культурных памятников вашего края?
Практикум
- Выясните, какие памятники культуры нуждаются в реставрации в вашем регионе.
- Заполните таблицу «Культурное наследие региона, в котором я живу».
Источник