Историческое наследие и современность
21 ноября была опубликована статья Главы государства «Семь граней Великой степи». Данная статья об истории нашей страны. 2003 год стал этапным в развитии культуры. Важное событие года — ежегодное Послание Президента страны народу, где в числе неотложных задач, стоящих перед страной, определены также и вопросы изучения сохранения историко-культурного наследия.
В этом Послании Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011 гг. Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре.
Несомненно, знание истории и культуры своего народа открывает перед человеком целый мир — мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого это понимание современности.
Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время. А жаль. Именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, независимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам.
Умение взять из истории хорошее и не применять негативное, это прогресс. Без этого человечество замерло бы на месте.
На мой взгляд – именно в вопросе воспитания нам не нужно искать новых методов. Культурное наследие казахского народа и есть воспитание будущего поколения.
Устное народное творчество: сказки и былины, пословицы и поговорки. В них сохранена многовековая мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, его понятия о справедливости и долге. «Ер төстік», «Еділ — Жайық», «Кұламерген», «Аламан мен Жоламан» и др. Один из ярких героев казахских сказок, прототип Иванушки дурачка из русских народных сказок, ловкий и бесстрашный, хитрый и насмешливый Алдар Косе в сказках «Чудесная шуба Алдара Косе», «Жадный бай и Алдар Косе», «Алдар Косе и черти» обманывает жадных, жестоких богачей-баев. Былины ценны воспитательными преданиями из жизни кочевых казахов, пословицы и поговорки были с народом в течение многих веков во всех случаях жизни, поэтому народ пользуется ими в повседневной жизни.
Культура: песни, танцы, театральные постановки и фильмы. У каждой эпохи есть своя музыка. Казахский народ богат музыкальным наследием. Біржан сал, Акан сері, Жаяу Муса, Мухит, Естай, Балуан Шолак, Мәди, Ыбырай — такие творческие натуры прославляли свою землю, свой народ и навсегда сохранились в памяти людей своей чистотой и искренностью. Однако, огорчает то, что унаследованная богатейшая классика мало применяется на таких торжествах как «Қыз ұзату», «Үйлену той» и других, вместо бешеных танцев под заезженные европейские хиты и самодеятельные произведения.
Спорт. Сегодня бытует множество казахских национальных видов спорта, пришедших из истории: Аламан байга, Байга, Буркут-салу, Кус-салу, Жамбы ату, Жаяу жарыс, Жорга жарыс, Кокпар, Кумис алу, Кыз-куу, Сайыс, Аударыспак, Казахша курес. Обратите внимание, основные из них – всаднические.
Лошадь в Казахстане — национальное животное, так как она играла огромную роль в историческом прошлом казахского народа. Конь был для казахов в буквальном смысле слова другом и товарищем, потому что они никогда не расставались.
Лошадь была не только единственным средством передвижения и источником полноценного питания человека, лошадь была и есть символ казахской жизни, не только кочевой жизни, но и жизни вообще, так как для оседлого человека символом жизни является дом, для казахов домом являлась лошадь, потому что единственным надежным существом которое может помочь в трудной кочевой жизни была она. Лошадь помогла казахам сохранить свою национальную и культурную идентичность и самобытность. Природа, создавая лошадь, подарила нам самое умное и гармоничное животное. В этой связи, среди множества спортивных школ хотелось бы иметь в городе школу по конным видам спорта, обратить внимание учащихся и молодежи этому благородному животному.
Все проекты, которые предложены Главой государства в статье «Семь граней Великой степи» он рассматривает как продолжение своей программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованной в прошлом году.
История каждого народа сложна и трудна. Однако, вспоминая историю своего народа сожалеешь о трагедиях и гордишься достижениями, она достойна уважения, как история любого народа. Наша же задача – передать все хорошее из культурного наследия следующему поколению и научить их правильно жить.
М. Омарова, председатель первичной ветеранской организации аппарата акима города Тараза.
Источник
Способы сохранения культурного наследия казахского народа
Места силы и большой энергии, для тех, кто чтит историю и не забывает о предках. Таких в Северном Казахстане около 600. Большая часть из них — памятники археологии. Она представляют особенную ценность для ученых — не только казахстанских, но и зарубежных.
В 2019-м в регионе было немало памятных дат: 20 лет мемориальному комплексу Карасая и Агынтая батыров, почти 40 — открытию поселения Ботай. Рядом с ним в 2020-м начнут строительство визит-центра. К этой работе планировалось приступить раньше, но из-за земельного вопроса сроки затянулись.
Рахат Мамбеталинов, директор Центра по охране и использованию историко-культурного наследия при управлении культуры, архивов и документации по СКО:
— Поселение Ботай расположено на территории ГНПП «Кокшетау». Это природный заповедник, согласно закону, на территории природного заповедника ничего нельзя строить и делать. Сейчас ГНПП «Кокшетау» отдает на 49 лет часть участка земли, где расположено поселение Ботай, после чего на границе уже можно строить визит центр.
Богатым уходящий год стал и на находки. В 2020-м ученым предстоит подробно исследовать мавзолей эпохи Золотой Орды, его обнаружили в 700 километрах от Петропавловска. За сохранность уникального исторического объекта отвечает администрация Уалихановского района.
Их задача — не допустить к этому месту «черных» археологов. Не позволять потребительского отношения к наследию страны — задача центра по охране и использованию историко-культурного наследия. Он открылся год назад. За небольшой срок его специалисты успели немало сделать. Например, снять рекламные вывески с домов-памятников.
Рахат Мамбеталинов, директор Центра по охране и использованию историко-культурного наследия при управлении культуры, архивов и документации по СКО:
— По рекламе на памятниках, данную линию должен контролировать отдел архитектуры и градостроительства, они выдают разрешения на рекламу. Мы провели работу с отделом архитектуры, с собственниками, выдали уведомления, что на зданиях — памятниках реклама запрещена.
От достижений центра — к вопросам, которые продолжают оставаться открытыми. В феврале наш телеканал рассказывал, как складывается судьба особняка Дмитриева, причем «складывается» в буквальном смысле слова.
Некоторые бетонные перекрытия старого здания в 2018-м рухнули и давят на хрупкие стены памятника. Последний собственник особняка умер 4 года назад, и за это время в законные права на исторический объект никто вступать не спешил.
Рахат Мамбеталинов, директор Центра по охране и использованию историко-культурного наследия при управлении культуры, архивов и документации по СКО:
— Сейчас мы ведем работу с акиматом Петропавловска, чтобы признать здание без хозяина, после этого оно будут передано на баланс акимата города, и тогда мы будем искать новых собственников здания, чтобы его восстановить.
Но иногда и восстановление не спасает историко-культурное наследие. Дом невесты пусть и печальный, но очень хороший тому пример. Глядя на усадьбу купца Янгуразова, сложно сказать, что памятник несколько лет назад реставрировали. А выбитые окна доказывают, что его никто не охраняет.
Рахат Мамбеталинов, директор Центра по охране и использованию историко-культурного наследия при управлении культуры, архивов и документации по СКО:
— Мы в этом году обследовали это здание, теперь совместно с министерством культуры будет создана общая рабочая комиссия в январе-феврале, которая подтвердит недочеты, что неправильно было сделано, по этому зданию и сейчас мы планируем, что в 2021 году это здание будет сделано нормально.
Сохранить богатое историко-культурное наследие региона для следующих поколений. Специально для молодежи в этом году провели первый автоквест. Ребята в командах искали 11 исторических зданий. Для тех, кто не любит такой формат мероприятий, но очень хочет побывать в 20 сакральных местах Северного Казахстана, не покидая при этом Петропавловск, разработали 3Д-тур.
А еще с начала 2019-го центр по охране и использованию историко-культурного наследия возродил добрую традицию показа пленочных фильмов. За 12 месяцев их посмотрели десятки школьников, студентов и просто любителей старого исторического кино.
Источник
Способы сохранения культурного наследия казахского народа
К.и.н., доцент Жумадил М.Т.
кафедра социально-гуманитарных дисциплин
КазНТУ им. К.И. Сатпаева, Казахстан
Деятельность по сохранению культурного наследия казахского народа в 20-30-е годы
Проблемы сохранения казахской истории, культуры, культурного наследия являлись одним из важнейших направлений в культурном развитии Казахстана в 20-30-е годы. Большое внимание представители казахской интеллигенции уделяли исследованию народного фольклора. В послеоктябрьский период работа по изучению казахского культурного наследия возглавлялась Казахской научной комиссией. Важнейшей задачей комиссии являлась научная обработка огромного этнографического материала, собранного учеными.
Председатель комиссии Х. Досмухамедов в 1921 году отмечает: «Разработка и систематизация собранных двумя экспедициями
по Сырдарьинской и Семиреченской областей этнографических материалов. Этот материал для своей разработки и систематизации
потребует значительного времени. На разборку его придется обратить особое внимание, чтобы определить его научную ценность» [1].
В докладе Казахской Научной Комиссии говорится о том, что было сделано по сбору памятников народного творчества. «В Кир.Науч.Ком. имеется огромное собрание киргизской народной литературы.
Эта литература состоит из трех частей:
Материалы, собранные этнографом Диваем в течение 34
лет по Туркестану.
Материалы, собранные по Семиреченской области.
3) Материалы, собранные по Сырдарьинской области
Диваевский материал описан, систематизирован и часть переписан по новой орфографии для печати.
По Семиреченскому материалу составлена опись. По Сыр-Дарьинскому материалу составляется опись» [2].
Ценность данной работы, считал Х. Досмухамедов, не только в его научной значимости, но и в том, что этот материал «является книгой для чтения детей школьного, дошкольного возраста, и пособием по изучению грамматики и теории словесности киргизского языка» [3].
Значительный вклад в изучение истории и культуры казахского народа внес сам Х.Досмухамедов. Так, им написаны статьи, посвященные этнографии и истории казахского народа: «Оратор Шернияз», «Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре» (1927), «Родословная Жаланташ-батыра, воздвигнувшего медресе Телли-Кары Шиддар в Самарканде» (1928), был опубликован очерк «Устная литература казахского народа», посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора.
Х. Досмухамедов придавал большое значение изучению культурного наследия казахов, им были изданы сборники произведений устного народного творчества: «Слова Мурат-акына» (1924), «Исатай-Махамбет» (1925), «Аламан» (1928). Досмухамедов осуществил подробный анализ различных жанров казахского народного творчества. В частности, им дана классификация жанров казахской народной литературы: эпос (жыр) – героический, исторический, животный; сказки (ертек), пословицы и поговорки (мақал және мәтел), загадки (жүмбак), приметы (ырым сөз), скороговорки (жанылтпаш), поверия, легенды и т.д. [4].
Такой подход к результатам научных изысканий, имевший конкретно-прикладной характер способствовал бы овладению знаниями широких масс. Необходимость в этом для казахов, считал Х. Досмухамедов, заключается в том, что «современная эпоха — эпоха культуры. Только знания приведут к культуре. Знания сами по себе не приходят, чтобы овладеть ими надо много трудиться».
В удостоверении Народного комиссариата просвещения Туркестанской республики, выданном М. Жумабаеву указывается: «Государственный Ученый Совет Наркомпроса Туркреспублики настоящим уполномочивает сотрудника Киргизской Научной Комиссии тов. М.Е.Жумабаева вести переговоры с учреждениями, издательствами и частными лицами по вопросам этнографии, педагогики и другим отраслям, имеющим отношение к научной культурно-просветительской работе коренных народностей Туркестана, главным образом, в области Киргизоведения» [5].
Активными собирателями народного фольклора были и многие другие деятели казахской интеллигенции: Ахмет Байтурсынов, Миржакуп Дулатов, Алимхан Ермеков, Магжан Жумабаев, Кошмагамбет Кеменгеров, Жумахан Кудерин и т.д.
Значительную роль в сборе, сохранении и издании произведений из культурного наследия выдающихся казахских сыграл Сабит Муканов. Еще в 1924 году в статье «Казахская литература и Ибрай» пишет о том, что стихи Ибрая – это чистейший казахский язык. Высоко оценивая литературное наследие Ибрая Алтынсарина Сабит Муканов считал необходимым собрать сохранившиеся благодаря устной передаче стихотворные произведения Ыбраи и издать их в полном объеме.
Большую роль в сборе, изучении и сохранении культурного наследия казахов сыграл М. Ауэзов. Весной двадцать третьего года М. Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста А. Диваева, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая – философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были Х. Досмухамедов и М. Жумабаев.
Летом 1925 года Мухтар Ауэзов отправляется в экспедицию по аулам Семиречья, собирая образцы песенно-фольклорного творчества казахов. Незадолго до этого он успевает застать последнюю в истории Каркаралинскую ярмарку с ее прославленными айтысами – состязаниями акынов. Результатом этих путешествий стала объемная статья «Казахское народное творчество и его поэтическая среда» с ключевым тезисом: «Ни один значительный факт в жизни казаха не проходит для него просто так, не будучи отмеченным хотя бы давно устоявшейся традиционной формой поэтического слова. Несомненное, неколебимое, полновесное значение поэтического слова, унаследованное, как устойчивая традиция, от далекого прошлого казахов и до настоящего времени, для огромного большинства степного населения не потеряло… своего актуального значения» [5].
В 1926 году М.Ауэзов заключает с Наркомпросом Казахстана договор на издание уже написанной «Истории казахской литературы» на казахском языке, едва отпечатанный тираж которой идет под нож. Редакция Большой Советской Энциклопедии предлагает М.Ауэзову заказ на составление словника и написание статей о заметных фигурах казахской и киргизской литератур.
По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года Мухтар Ауэзов продолжает образование в аспирантуре при восточном факультете Среднеазиатского государственного университета г.Ташкента. Изучая литературу «средне-азиатских тюрков» и эпос «Манас», он старается разгадать тайну долголетия и неиссякаемой поэтической энергии этого памятника. Результат – научное исследование «Сказители «Манаса» и слушательская среда». В 20-е годы, пору научной юности и писательской зрелости, М.Ауэзов становится профессиональным ученым-фольклористом. В учебном пособии «Әдебиет туралы» М.О. Ауезов подробно анализирует различные жанры казахского народного творчества. В частности, им дана классификация жанров казахской народной литературы: героический эпос («Кобыланды», «Ер Таргын», «Ер Сайын»), исторический, животный, сказки (ертек), легенды (аныз), пословицы (мақал) и поговорки (мәтел), загадки (жұмбақ) и т д. ». [6].
Таким образом, следует отметить, что М.О. Ауезов проделал огромную работу по сбору и систематизации устного народного творчества своего народа.
О.Исаев также придавал огромное значение сохранению культурного наследия казахов. 21 ноября 1931 года он писал наркому просвещения Садвокасову: «Мне кажется, что у нас бесповоротно пропадает огромное количество ценнейших материалов, имеющих большое культурное и историческое значение, как-то: 1) Песни Абубакириулла «Гумар Карашев», Даукен Чулаков (Зап. Казахстан), Абай и др.
2) Многочисленные «ШЕЖИРЕ», целые поэмы передаваемые наизусть из поколения в поколение…» [7].
По его мнению, требовалось в срочном порядке заняться сбором и систематизацией этих материалов, а главное, необходимо было пропагандировать это ценнейшее наследие.
Одним из важных направлений научных изысканий 20-х гг. было изучение богатейшей казахской национальной музыкальной культуры. В 1920 г. музыкальный отдел художественного сектора Наркомпроса Туркестана обязал отделы народного образования собирать сведения обо всех выдающихся народных певцах и певицах, игроках на домбре и других народных музыкальных инструментах, сочинителях народной музыки. Предлагалось также сообщать все сведения о лицах, изучающих музыкальный фольклор, об известных мастерах по изготовлению национальных музыкальных инструментов.
В 1920 г. в Оренбурге возникло Общество изучения Киргизского края. В качестве основной задачи оно ставило всестороннее изучение Казахстана в историко-археологическом, естественно-географическом и этнографическом отношении.
В 1927 году вышла в свет работа Т. Рыскулова «Казахстан», в котором описываются традиции и обычаи, образ жизни, быт, культура, религиозные верования, жилище казахов.
Восстановление народных праздников и введение их в практику всенародного празднования явилось крупным вкладом в сохранение традиционной культуры и культурного наследия казахов. Эта заслуга по праву принадлежит Т. Рыскулову. Благодаря его деятельности в Казахстане стали праздновать наурыз. «Согласно постановления ЦИК Советов Турк.Сов. Респ-ки РСФ от 20 сего марта, постановлено: день 22 марта считать всенародным праздником «Начала Весны — Навруз» [8].
С. Асфендияров внес важный вклад в развитие академической науки Казахстана. В 1931-1933 гг. он является заместителем председателя Казахстанской базы АН СССР, возглавляет комиссию научной консультации и пропаганды, историко-археологическую комиссию, комиссию казахского словаря и, кроме того, являлся заведующим сектором истории Казахского научно-исследовательского института национальной культуры. Автор многих работ по истории Казахстана, он являлся также способным исследователем-филологом и писателем. Написал повесть «Шатер мира» о жизни народов Востока, статьи о казахском эпосе и национальной культуре.
С.Д. Асфендиаров в 30-ые годы высказывал некоторые интересные с научной точки зрения мысли об этногенезе казахского народа, делении его на три жуза, одним из первых утверждал, что казахи как этнос в своем историческом развитии миновали рабовладельческую формацию и т.д.
С.Д. Асфендиаров полагал, в частности, что деление казахского этноса на три жуза связано с географическим фактором, поскольку Казахстан естественным образом делится на три части: Семиречье (Старший жуз), Западный Казахстан (к западу от Мугоджар – Младший жуз) и Восточный Казахстан (Средний жуз). Для каждой из этих зон была характерна своя специфика этносоциальных и этнокультурных процессов [9].
В 1930 г. был созван первый всеказахстанский краеведческий съезд. Работа съезда носила научно-исследовательский характер, в ней приняли самое активное участие ученые России (прежде всего – Москвы и Ленинграда). На заседаниях секций съезда были заслушаны важные для развития казахстанской науки в научно-теоретическом и методическом отношении следующие доклады: Асфендиаров С.Д. Из истории развития общественных форм на Востоке; Кун В.Н. О систематическом изучении жизненного режима казахов в связи с проблемами этнографии казахов; Руденко С.И. Итоги и перспективы научно-исследовательской работы АН СССР в Казахстане.
В том же 1930 г. был проведен также Всеказахстанский съезд краеведческих музеев. В 1932 г. состоялась Всеказахстанская краеведческая конференция. Данные съезды и конференции способствовали некоторой активизации краеведческой деятельности в республике. Однако следует отметить, что «в начале 30-х годов, несмотря на проведенные съезды и конференции, в области живой этнографической работы деятельность существовавших краеведческих учреждений дальше более интенсивного сбора экспонатов и обновления музейных экспозиций по существу не пошла… Этнографические экспедиции в начале 30-х годов вообще не работали». [10].
27 февраля 1932 г. Президиум АН СССР принял решение о создании Казахстанской базы Академии наук. База была создана в марте того же года. Первым председателем Казахстанской базы АН СССР стал известный востоковед, тюрколог академик АН СССР А.Н. Самойлович. Членом Президиума, а затем заместителем председателя был С.Д. Асфендиаров.
Академик Б.Д. Греков предложил создать в структуре базы Институт истории и археологии, но первоначально были организованы две научные комиссии: Историко-археологическая комиссия и Комиссия казахского языка, которые в 1935-1936 гг. были преобразованы в секторы [11].
В 1933 г. состоялся расширенный пленум Государственной академии истории материальной культуры. На данном пленуме был поднят целый ряд важных в научно-теоретическом и методологическом отношении вопросов, касавшихся подходов к изучению культуры и истории казахов и вообще номадических этносов. Были рассмотрены проблемы этногенеза, этнической истории, культурного развития номадов. Правда, основной лейтмотив данного пленума был все же в марксистском духе:
были опровергнуты» (а точнее – ошельмованы и подвергнуты жесточайшему антинаучному остракизму) концепции, признававшие наличие у казахов (и других номадов) даже в ХIХ-начале ХХ вв. родового строя;
были признаны «ошибочными» теории о существовании особого азиатского способа производства, отличного от европейского рабовладения и феодализма;
были указаны задачи «дальнейшего изучения патриархально-феодальных отношений у казахов с позиций марксистско-ленинского учения и в интересах социалистического строительства».
В 1936 г. была создана Комиссия по истории казахского народа. Данному вопросу было уделено столь пристальное внимание партийного и государственного руководства, что первым председателем Комиссии по истории казахского народа был избран (пусть и формально) бывший в тот период первым секретарем республиканской парторганизации Л. Мирзоян.
В 1935-1936 гг. началось некоторое оживление деятельности Общества изучения Казахстана. «Все эти мероприятия создали необходимые условия для нового подъема научных исследований в Казахской республике, для подготовки национальных кадров историков, археологов, этнографов» [12].
В 1935-1936 гг. С.Д. Асфендиаров совместно с известным этнографом, профессором П.А. Кунте впервые в советской литературе опубликовал сборник источников, документов и материалов по истории и этнографии казахского народа «Прошлое Казахстана в источниках и материалах» в двух томах.[13]. Книга содержит многочисленные извлечения из трудов античных, древневосточных, средневековых авторов, содержит интереснейшие сведения по истории и этнографии не только казахского народа и его предков, но также и других народов Центральной Азии. Для своего времени это был значительный шаг вперед по расширению источниковедческой базы историко-этнографических исследований. Этот сборник не потерял своего исторического, этнографического, общенаучного значения до сих пор.
В то же время сбором произведений устного народного творчества занимался целый ряд научных экспедиций в 1934-1940 гг. Такие исследователи как Б.Г. Брусиловский, Б.Г. Ерзакович, А. Жубанов и др. систематически изучали музыкальный фольклор казахского народа. Правда, следует отметить, что «в труднейшем положении, в условиях тоталитарной политизации науки находились работники музеев… Включение в состав этнографических экспозиций экспонатов из жизни и быта коренного населения поощрялось, как правило, лишь тогда, когда эти экспонаты отражали бедственное положение низших слоев общества, «эксплуатируемых масс».
Наличие в экспозиции изделий народных мастеров-умельцев (золотошвеев, ювелиров, кружевниц и других, образцов праздничной утвари, одежды, головных уборов и т.п.) было чревато обвинениями в пропаганде кулацкого быта, воспевании образа жизни эксплуататорской знати. А отсюда нередкая практика увольнений за утрату классовой бдительности. И в этой сфере науке насильственно навязывались чуждые ей апологетические функции; стремление превратить гуманитарные науки, в исполнительницу воли административно-командной системы» [14].
В 1936 г. в Москве была устроена Выставка казахского народного искусства, в 1937 г. экспозиция Казахстана принимала участие в Выставке музыкальных инструментов народов СССР.
Несмотря на то, что 1930-е гг. ХХ века явились сложным и трагическим периодом в истории Казахстана в целом, и его культуры – в особенности, тем не менее, развитие культуры не остановилось. Напротив, казахский народ показал жизнеспособность своей национальной культуры, способность к динамичному развитию и модернизации.
1. ЦГА РУз., ф. 34, оп. 1, д. 1188, л. 93, 93 об.
2. ЦГА РУз., ф. 34, оп. 1, д. 1188, л. 93, 93 об.
3. Нурпеисов К. Халел Досмухамедов: государственный деятель, ученый-энциклопедист, педагог // Мысль. 1998. № 2. С. 84-87.
4. Досмүхамедұлы Х. Тандамалы шығармалар. Алматы, 1998. С. 133. – 260 с.
5. ЦГА РУз. ф.34, оп.1, д.2114, л. 14.
5. Әуезов М. Әдебиет туралы. Алматы, 1997, 300 б.
6. Әуезов М. Әдебиет туралы. Б.27.
7. ЦГА РК, Ф.1634, Оп.1, Д. 57, Л. 19.
8. Рыскулов Т. Казахстан //Собрание сочинений в трех томах. Т.2. Алматы,1997. С.209.
9. Асфендиаров С.Д. О некоторых основных вопросах истории казахов // Большевик Казахстана , 1933. — № 10.
10. Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата, 1966. С. 303. — 322с.
11. Нусупбеков А.Н. У истоков создания Казахстанской базы Академии наук СССР// Вестник АН КазССР. — № 2.1974. С. 16-18.
12. БСЭ. 3-е изд. Т. 30. М., 1978. С. 304.
13. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб.1 (V в. до н.э. – ХVIII в. н.э.). Москва – Алма-Ата, 1935. — 299с.
14. Маргулан А.К. Материалы к биобиблиографии ученых Казахстана. Павлодар, 2004. С. 42-43. — 72 с.
Источник