Способы согласования экономических интересов различных субъектов

Способы согласования экономических интересов различных субъектов

Проблема преодоления противоречий между трудом и капиталом, возникшая в российской экономике вместе с зарождением капиталистических отношений, и в современном мире не преодолена, а приобретает все более сложные и цивилизованные формы. Интеграция российской экономики в мировую экономическую систему без реализации интересов субъектов российской экономики, неограниченные правомочия собственников отечественных предприятий влекут за собой эксплуатацию труда как отечественным, так и мировым капиталом. Различие интересов экономических субъектов – одна из причин несовпадения их представлений о приоритетных путях социально-экономического развития предприятия и страны. Особую остроту проблеме преодоления рассогласованности ключевых интересов придает то обстоятельство, что в обществе не сформированы механизмы, позволяющие предотвращать такое положение, когда, считаясь номинально первичными, интересы государства и хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных персонифицированных интересов [4, с. 55]. С учетом объективной тенденции усложнения и углубления многообразия интересов проблема их согласования представляется особенно важной и актуальной.

Преодоление противоречий между экономическими субъектами обуславливает необходимость разработки качественно новых подходов к решению этой проблемы. В этой связи мы предлагаем стратегию согласования интересов экономических субъектов, под которой подразумевается совокупность действий, осуществляемых комплексом мер экономического, организационного, управленческого и правового характера, способствующих созданию взаимодействия между экономическими субъектами в процессе производства для обеспечения его максимальной эффективности [3, с. 16].

Основополагающим в стратегии является процесс установления целей. При определении целей необходимо увязать различные интересы экономических субъектов, от которых зависят их ожидания, связанные с предприятием: собственники – высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций, безопасность для вложения капитала; работники – повышение размеров заработной платы, наличие условий для карьерного роста и развития, предоставление достойного социального обеспечения. Согласно С. Виханскому, цели должны быть достижимыми, гибкими, конкретными, совместимыми и приемлемыми для основных субъектов влияния, в нашем случае для работодателей и наемных работников. В процессе целеполагания мы последовательно, прошли три стадии: первая стадия – осмысление результатов анализа социально-трудовых отношений; вторая стадия – выработка соответствующей миссии; третья стадия – непосредственно выработка целей.

Наиболее важным этапом в процессе выработки стратегии является построение иерархии целей. Иерархия целей должна быть построена таким образом, чтобы достижение конкретных целей приводило к достижению общих целей и миссии. Иерархия целей, выработанная нами по стратегии согласования интересов экономических субъектов, имеет следующую структуру (рисунок) [3, с. 17]:

А – миссия или генеральная цель стратегии – согласование интересов государства, работников и работодателей на предприятии, она делится на четыре подцели (B, C, D, I), каждая из них свою очередь подразделяется на три конкретные цели;

В – разрешение противоречий между интересами субъектов, достижение которой требует разработки договорных отношений между субъектами трудовых отношений (В1); развития системы социального партнерства (В2); расширения в производственной практике системы участия работников в управлении, в прибылях и капитале предприятия (В3). По данным комиссии Евросоюза, доля работников, включенных в деятельность своего предприятия (в европейской терминологии «идентифицированных с предприятием»), колеблется в странах Европы в от 55 до 70 %. Для сравнения, на российских предприятиях в 2012 г., она составила лишь около 10 % [8, с. 20];

С – стимулирование эффективного труда работников, предполагающая: совершенствование распределительных отношений между экономическими субъектами посредством применения системы материального и морального стимулирования (С1); модернизацию системы оплаты труда на предприятии с учетом интересов работников и работодателей (С2); разработку и осуществление комплекса мер по улучшению условий и охраны труда (С3);

D – совершенствование государственного регулирования отношений между субъектами, для достижения которой необходимо оптимизировать правовую базу, регулирующую трудовые отношения, с учетом международных норм в области трудовых прав (D1); установление обязательного порядка заключения коллективных договоров между работодателем и наемными работниками на предприятиях(D2); повышение реальной ответственности субъектов на предприятии за нарушение обязательств, зафиксированных в соглашениях и коллективных договорах, посредством нормативно-правовых актов (D3);

Е – совершенствование инфраструктурных элементов рынка с целью адаптации субъектов к новым условиям хозяйствования для достижения которой необходимо реформирование налоговой системы в пользу развития малых и средних предприятий (Е1); расширение льготного и долгосрочного кредитования предприятий (Е2 ); сокращение административных барьеров, препятствующих деятельности предприятия (Е3).

Достижение этих целей требует решения следующих задач:

1. Повышение эффективности производства и использования труда и капитала.

2. Обеспечение соблюдения социальных гарантий на предприятиях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

3. Доведение уровня МРОТ до уровня прожиточного минимума. Величина МРОТ не превышает 70–75 % прожиточного минимума трудоспособного россиянина и 25 % средней заработной платы. Для сравнения, в промышленно развитых странах соотношение минимальной и средней заработной платы (так называемый индекс Кейтца) находится в диапазоне 40–50 % (МОТ рекомендует 50 %, Евросоюз – 60 %). В Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии минимальная зарплата составляет около 50 % ее средней величины, во Франции – 60 %, в Италии и Норвегии – более 60 % [6, с. 23].

4. Преодоление монополизации экономики и создание условий для здоровой конкурентной среды.

Иерархия целей стратегии согласования интересов экономических субъектов

Формирование стратегии согласования интересов экономических субъектов, на наш взгляд, должно опираться на существующие в обществе и на предприятии способы и механизмы согласования интересов. Рассматривая механизмы и способы согласования интересов, мы должны учесть одно важное обстоятельство. В силу того, что система интересов как никакая другая связана с человеком, никто не может дать гарантий тому, что предложенные механизмы на практике приведут к полному согласованию интересов экономических субъектов. В свою очередь, человек как центр системы интересов совмещает в одном лице две основные роли – является производственно-экономическим субъектом и социальной личностью. Он одновременно индивидуален по своему характеру, физическим и умственным способностям и в то же время изменчив в силу развития общества и динамики своих внутренних противоречий. Отсюда адекватность ожидаемого поведения, действий человека или их непредсказуемость вследствие изменчивости интересов присущих ему [5, с. 54]. Таким образом, механизм согласования противоречивых, сложных, изменчивых интересов должен, на наш взгляд, объединить в единое целое экономические отношения между субъектами с социальными и даже психологическими. Предлагаемый нами механизм согласования интересов экономических субъектов включает в себя несколько отдельных механизмов, которые во взаимодействии образуют единый механизм согласования: обеспечения экономической, правовой и социальной ответственности субъектов; урегулирования трудовых конфликтов между субъектами; совершенствования использования человеческого капитала на предприятии; стимулирования эффективного труда экономических субъектов. Органичное взаимодействие этих механизмов в рамках формируемой стратегии, как нам представляется, воплотится в конкретные показатели хозяйственной деятельности предприятия и будет способствовать согласованию интересов основных субъектов – работодателей и наемных работников.

Читайте также:  Способы охоты у кошек

Механизм обеспечения экономической, правовой и социальной ответственности субъектов должен основываться на принятии мер, ограничивающих нарушения трудового законодательства со стороны экономических субъектов. Этот механизм должен усилить правовой контроль над соблюдением трудовых и социальных прав экономических субъектов, в частности работников, также предусматривать привлечение работодателей к административной и уголовной ответственности в случае нарушения договорных обязательств.

Значимость механизма совершенствования использования человеческого капитала заключается в том, что без приоритетного развития человеческого фактора не может быть высокоэффективной хозяйственной деятельности. В России более трети менеджеров уверенно ориентируются на рынке, обладают финансовым мышлением, но большинство – люди с прошлой внутренней психологией в отношении рабочей силы лишь как к средству производства. Станки, автоматика, оборудование стоят больших денег, а заработная плата наемного рабочего, служащего и даже специалиста – много меньше [5, с. 54]. Это свидетельствует о том, что у нас в стране человеческий капитал пока оценивается значительно ниже его реальной стоимости. Так, при сравнении стоимости рабочей силы и продуктивности труда на американских и российских предприятиях, при имеющихся различиях в уровне производительности труда примерно в 2–3 раза, показывает, что минимальная тарифная ставка в США составляет 5,35 долл. в час, а в России она в десятки раз меньше [1, с. 29].

Следующий механизм – механизм урегулирования трудовых конфликтов на предприятии должен быть направлен, прежде всего, на предотвращение причин способствующих их возникновению. Наиболее распространенными причинами трудовых конфликтов на предприятии, особенно частного сектора экономики, являются: игнорирование договорно-правового регулирования трудовых отношений; невыполнение обязательств сторонами договорных отношений; различное понимание субъектами социально-трудовых отношений правового механизма регулирования трудовых отношений; низкая степень информированности рядовых работников о финансово-экономическом положении организации и перспективах ее развития; низкая компетентность работников (нередко и их представителей) в вопросах управления предприятием. Это неполный перечень причин трудовых конфликтов на предприятии.

В этой связи предлагаемый механизм должен содержать следующие составляющие:

  • обеспечение правовой грамотности работодателей и их сертификацию;
  • формирование представительных органов работодателей и наемных работников на предприятии, независимо от формы собственности;
  • обеспечение доступности информации о состоянии социально-трудовых отношений ее участникам;
  • создание системы обучения и подготовки работников к участию в управлении предприятием.

Возникающая частная собственность порождает новые стимулы к труду. Но, к сожалению, российская специфика такова, что мотивационная система развита крайне слабо. На наш взгляд, это связано с тем, что в России все еще слабо развита мотивация эффективного частного собственника – хозяина, что не способствует действию других элементов в механизме согласования: механизма стимулирования к эффективному труду экономических субъектов и механизма совершенствования использования человеческого капитала. Это, следовательно, не способствует и разрешению противоречий. По мнению Р. Кроуза и других представителей институционализма, формирование эффективного собственника может успешно протекать на фоне реализации трех условий: собственник преследует цель снижения трансакционных издержек; государство усиливает защиту прав собственности; рынок наращивает давление на собственника конкурентной средой [7, с. 26]. Однако все эти условия на данном этапе в полном объеме не выполняются.

Таким образом, итоги данного исследования можно свести к следующим выводам:

1. Противоречия между трудом и капиталом, неизбежно присущие рыночной системе хозяйствования, требуют обоснованного выбора стратегии согласования интересов этих субъектов. Стратегия предполагает проведение следующих этапов работы: определение целей и задач; проведение анализа проблем согласования интересов экономических субъектов; оценка существующих и перспективных механизмов согласования интересов; реализация стратегии.

2. Реализация стратегии осуществляется посредством механизма согласования интересов эконмических субъектов, который направлен на совершенствование экономической, правовой и социальной ответственности субъектов; форм и методов предупреждения и урегулирования трудовых конфликтов; использования человеческого капитала на предприятии; стимулирование эффективного и производительного труда.

Таким образом, механизмы, составляющие стратегию согласования интересов экономических субъектов, потенциально эффективны и востребованы современным положением социально-трудовых отношений на предприятии. Однако для их претворения непосредственно в хозяйственную деятельность необходимы эффективные инструменты, способы, методы, исследование которых является объектом самостоятельного изучения и анализа.

Источник

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – разобраться в сущности понятия «экономическая система».

  • раскрыть структуру экономической системы;
  • понять роль собственности в экономической системе;
  • выявить суть экономических интересов и их противоречий.

Оглавление

1.3.1. Понятие «экономическая система», ее структура

Экономика любой страны – это ее реальная действительность: совокупность предприятий, фабрик, заводов, шахт и т. д. Каждое предприятие расположено на определенной территории. Следовательно, возникает территориальная структура экономики. Отдельные производства складываются в отрасли – образуется отраслевая структура. Таким образом, экономика предполагает наличие огромного количества связей, взаимоотношений, важнейшие из которых изучает экономическая теория.

Читайте также:  Способы улучшения работы компьютера

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг по поводу их производства, распределения, обмена и потребления в целях удовлетворения разнообразных потребностей. От способа упорядочения зависит тип экономической системы.

Любая экономическая система имеет определенную структуру (см. рис. 1).

Материально-вещественную основу (фундамент) экономической системы составляют производительные силы. Они определяют как бы «рамочные» параметры экономической системы.

Субъектами экономической системы выступают государство, фирмы, индивиды. Важнейшим структурным элементом экономической системы являются экономические отношения между субъектами, ядром которых выступает собственность.

Упорядоченность системы определяют организационные формы хозяйственной деятельности на всех ее уровнях; хозяйственное право; хозяйственный механизм как способ регуляции экономической деятельности. Все это проявляется через конкретные многочисленные разнообразные экономические связи между хозяйcтвующими субъектами.

1.3.2. Собственность: понятие, типы, виды. Право собственности

Собственность представляет собой исторически определенное экономическое отношение между людьми по поводу присвоения вещей. Однако присвоение и собственность – понятия не тождественные. Исторически первой формой присвоения явилось пользование, следующей, более развитой – владение (как закрепленное на определенное время пользование). Собственность же – это наиболее развитая, монопольная форма присвоения. Она включает в себя владение и пользование. В то же время собственник может передать объекты собственности во владение и пользование другим лицам. Отсюда возникает понятие «распоряжение». Это форма организации и управления объектами собственности (см. рис. 2). Функции распоряжения распределяются между собственником, имеющим главные функции, владельцем и пользователем. От правильного распределения этих функций зависит эффективность использования объектов собственности.

Собственность играет определяющую роль в экономике. Она выражает отношения по поводу производства, распределения результатов производства, продукции, и на этой основе – характер обмена и потребления. Таким образом, отношения собственности как бы «пронизывают» всю систему экономических отношений, выражая их специфику.

Нет собственности «вообще», она всегда существует в определенной общественной форме. Экономисты выделяют прежде всего два типа собственности: частную и общественную. В рамках этих двух типов в истории имелось и имеется сегодня большое разнообразие конкретных видов (форм) собственности (см. рис. 3).

Частная собственность является абсолютной монопольной формой присвоения условий и результатов производства экономически обособленными индивидами в их интересах. Частная собственность имеет различные виды: индивидуальная, семейная, коллективная, кооперативная, корпорационная. Она может быть основана на личном труде производителя (трудовая частная собственность крестьян, ремесленников, малый бизнес) и на присвоении результатов чужого труда – различных формах эксплуатации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической).

Общественная собственность характеризует совместное присвоение условий, средств и результатов производства. Она направлена на гармонизацию экономических интересов общества. Формой общественной собственности является государственная. Государственная собственность возникла вместе с государством, имела место в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, социалистическом обществах.

В результате изменения по тем или иным причинам роли и функций государства может происходить разгосударствление собственности. Это – процесс экономических преобразований, который ведет к постепенному изменению роли государства как непосредственного субъекта экономических отношений, к сокращению его предпринимательской деятельности. Пути разгосударствления: денационализация, приватизация, либерализация, коммерциализация, создание смешанных предприятий.

Для успешной реализации отношений собственности должны быть созданы правовые механизмы. В экономической литературе выделяют следующие права собственности: право владения, право использования, право управления, право на доход, право суверена, право на безопасность, право на передачу благ в наследство, право на бессрочность обладания благом, запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, право на ответственность, право на остаточный характер.

Таким образом, это – санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями) поведенческие отношения между людьми по поводу присвоения благ, т. е. определенные «правила игры», принятые в обществе.

1.3.3. Потребности и система экономических интересов

Система экономических отношений, прежде всего отношений собственности, порождает систему экономических интересов.

Материальная основа экономических интересов – потребности. Потребности выражают объективную необходимость в условиях и средствах существования человека для продолжения процесса жизнедеятельности.

Потребности индивидов, предприятий, общества в целом многообразны. В экономике различают:

  • материальные потребности и духовные;
  • потребности общества и личности;
  • потребности в средствах производства и предметах потребле­ния;
  • потребности в продовольственных и непродовольственных то­варах;
  • и т. д.

Широкое распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от «низших», материальных до «высших», духовных:

  • физиологические потребности;
  • потребности в безопасности;
  • потребности в социальных связях;
  • потребности самоуважения;
  • потребности в самоактуализации.

Первые две группы, согласно Маслоу, – низшего порядка, последние две – высшего. Но до тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего.

Необходимость удовлетворения потребностей побуждает людей к деятельности. Возникает интерес как побудительный мотив к деятельности.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: экономический интерес – это побудительный мотив к производственной деятельности, обусловленный потребностями и преломляющийся через «призму» отношений собственности.

Экономические интересы представляют собой чрезвычайно сложную, противоречивую систему (см. рис. 4).

С одной стороны, внутреннее единство производственного процесса как целого, его общественный характер предопределяют общность экономических интересов всех без исключения членов общества: развитие производства, производительных сил, экономики. Вместе с тем, ограниченность ресурсов, по поводу которых формируются экономические отношения, предопределяет противоречивость интересов отдельных лиц. Особенно это характерно в условиях разделения труда и собственности. Моменты общности экономических интересов предстают как абстрактные. Возникает противоположность интересов по поводу присвоения результатов производства, борьба в защиту своих интересов.

Читайте также:  Все способы аффинажа серебра

Классификация экономических интересов осуществляется на основе использования различных критериев. В связи с этим выделяются частные (индивидуальные), групповые и общественные интересы; национальные, интернациональные и мировые; региональные и ведомственные; текущие и перспективные; классовые интересы и интересы социальных групп; интересы молодежи и пенсионеров и т. д.

Противоречия экономических интересов объективно обусловлены, выступают движущими силами развития. Экономическая теория и экономическая политика должны быть направлены на реализацию и согласование экономических интересов.

В зависимости от методов согласования экономических интересов различают типы экономических систем.

1.3.4. Типы и модели экономических систем

Различие типов экономических систем проявляется прежде всего в том, как они отвечают на три основных и взаимосвязанных вопроса, стоящих перед любой экономикой:

  • Что производить? (Блок потребностей)
  • Как производить? (Блок ресурсов и технологии)
  • Для кого производить? (Блок использования продукции).

По способу ответа на эти вопросы экономические системы обычно делят на три типа: традиционную систему, командную и рыночную.

Традиционные экономические системы обычно расположены в наиболее удаленных районах мира, где люди живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством, рыболовством, охотой. Продукты, производимые ими, не изменяются в течение сотен лет. В результате что и как производить, определяется очень медленно изменяющимися обычаями. Освященные временем и поддерживаемые специальными ритуалами обычаи определяют производство, распределение, обмен и потребление.

В командно-административной системе главенствующую роль играет государство, которое и решает вопросы по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Как правило, в руках государства сосредоточена большая часть собственности на ресурсы. Экономические связи строятся на основе централизованного обязательного планирования.

Рыночная система – это такой тип хозяйствования, при котором действия многих отдельных покупателей и продавцов, стихийно складываясь, дают ответы на вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Экономическая роль государства в чисто рыночной системе сведена к минимуму. Основу составляет частная собственность на средства производства и производимую продукцию. Важнейшим движущим мотивом является прибыль.

В реальной современной действительности отмеченные типы экономических систем в «чистом виде» не существуют. Каждая страна имеет свою модель экономической системы, т. н. смешанную экономику.

Используя дополнительную литературу, можно проанализировать современные модели на примере разных стран. Кроме того, определенный интерес представляют схемы, приведенные на рис. 5, 6.

Источник: Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /
Под общ. ред. В. И. Видяпина. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. – С. 65.

Выводы

1. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг по поводу их производства, распределения, обмена и потребления в целях удовлетворения разнообразных потребностей. От способа упорядочения зависит тип экономической системы. Основой экономической системы является собственность. Она выражает отношения по поводу производства, распределения результатов производства, продукции, и на этой основе – характер обмена и потребления.

2. Собственность представляет собой исторически определенное экономическое отношение между людьми по поводу присвоения вещей. Присвоение и собственность – понятия не тождественные. Исторически первой формой присвоения явилось пользование, следующей, более развитой – владение (как закрепленное на определенное время пользование). Собственность же – это наиболее развитая, монопольная форма присвоения. Распоряжение – это форма организации и управления объектами собственности. Функции распоряжения распределяются между собственником, имеющим главные функции, владельцем и пользователем.

3. Для успешной реализации отношений собственности должны быть созданы правовые механизмы. В экономической литературе выделяют следующие права собственности: право владения, право ис­пользования, право управления, право на доход, право суверена, право на безопасность, право на передачу благ в наследство, право на бессрочность обладания благом, запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, право на ответственность, право на остаточный характер.

4. Система экономических отношений, прежде всего отношений собственности, порождает систему экономических интересов. Экономический интерес – это побудительный мотив к производственной деятельности, обусловленный потребностями и преломляющийся через «призму» отношений собственности. Противоречия экономических интересов объективно обусловлены, выступают движущими силами развития. Экономическая теория и экономическая политика должны быть направлены на реализацию и согласование экономических интересов.

5. В зависимости от методов согласования экономических интересов различают следующие типы экономических систем: традиционную, административно-командную и рыночную. В реальной современной действительности отмеченные типы экономических систем в «чистом виде» не существуют. Каждая страна имеет свою модель экономической системы, т. н. смешанную экономику.

Вопросы для самопроверки

  • Что представляет собой экономическая система, какова ее структура?
  • Как можно охарактеризовать понятие «собственность»?
  • В каком соотношении находятся понятия «присвоение», «пользование», «владение», «собственность», «распоряжение»?
  • Какую роль играют права собственности?
  • Какие типы, виды или формы собственности существуют?
  • Что включается в понятие «экономический интерес»?
  • Каковы критерии классификации экономических интересов?
  • Какие существуют типы и модели экономических систем?

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 38-44, 172-189.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 15-19, 49-71.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие/ Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 26-38.

Источник

Оцените статью
Разные способы