Способы соединения проводов воздушных линий электропередач

Монтаж проводов воздушных линий

Для воздушных линий напряжением до 1 кВ применяют преимущественно алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода.

В комплекс работ по монтажу проводов воздушных линий входят: раскатка на трассе ВЛ и соединение проводов, подъем, регулирование стрелы провеса и крепление проводов на изоляторах.

Раскатку проводов производят по обеим сторонам установленных опор вдоль воздушной линии. Для раскатки бухт проводов служат конусные вертушки или переносные станки, а проводов, доставленных на трассу в барабанах, — разборный барабанный подъемник.

При длине линии не более 0,5 км и сечении проводов до 50 мм2 устанавливают вертушку, станок или барабан с проводом на барабано-подъемнике у первой опоры в начале линии и, захватив конец провода, протягивают его до последней опоры, т. е. до конца линии. При большой протяженности линии эти приспособления располагают в кузове автомашины с опущенным задним бортом и по мере продвижения машины вдоль опор разматывают провод, следя за тем, чтобы в проводе не образовались петли («барашки»).

Одновременно с раскаткой провода его внимательно осматривают, чтобы выявить в проводе дефекты в виде обрывов отдельных жил, больших вмятин и т. п. Обнаруженные в проводе дефекты отмечают краской, а затем устраняют до подъема проводов на опору.

Если провод доставлен к месту работ в барабане, установленном на домкратах, то его, не снимая с автомашины, раскатывают, предварительно подняв барабан на 10 — 15 см над настилом кузова при помощи домкратов и трубы, продетой сквозь осевое отверстие в барабане.

Конец сматываемого с барабана провода перед началом движения автомашины прикрепляют к анкерной опоре, от которой и производят раскатку провода к последующим по направлению трассы ВЛ опорам. Если длина раскатанного провода окажется недостаточной, то к нему присоединяют провод аналогичной конструкции, марки и сечения с другого барабана.

Для соединения проводов ВЛ до 1 кВ применяют: скрутку, бандажирование, соединение в овальном соединителе (гильзе) с последующей опрессовкой и сваркой концов проводов в петле, сварку встык концов проводов и последующей опрессовкой их вместе с шунтом в двух отдельных соединительных гильзах, сварку встык концов проводов и опрессовку их вместе с вставкой в овальной соединительной гильзе, соединение проводов внахлестку с спрессовыванием в соединительной гильзе, соединение проводов болтовым зажимом.

Рис. 1. Соединение проводов ВЛ до 1 кВ: а — скруткой, б — бандажированием, в — опрессовкой в гильзе и сваркой в петле, г — опрессовкой провода вместе с шунтом, д — сваркой встык и опрессовкой в гильзе, е — опрессовкой внахлестку в гильзе, ж — болтовым зажимом

Скрутка (рис. 1, а) является наиболее простым способом соединения однопроволочных стальных и биметаллических проводов, при котором накладывают внахлестку концы проводов на длине 180-200 мм, а затем, зажав их пассатижами в середине участка соединения, навертывают один провод на другой (слева и справа от пассатижей), укладывая витки плотно друг к другу.

Бандажирование (рис. 1, б) применяют при соединении однопроволочных проводов. Концы проводов загибают под прямым углом и накладывают один на другой на длине 80- 120 мм в зависимости от их сечения. Далее наматывают на один из соединяемых проводов — 5 — 6 витков мягкой оцинкованной проволоки диаметром 1,5 мм и переходят этой проволокой на бандажирование участка соединения. Покрыв витками проволоки весь участок соединения, делают 5 — 6 витков на втором из соединяемых проводов. Для увеличения прочности соединения медных проводов в больших пролетах бандаж пропаивают припоем ПОС-ЗО или ПОС-40.

Соединения в овальной гильзе (рис. 1, в) применяются для многопроволочных алюминиевых проводов. Для выполнения соединения вводят провода в овальную гильзу, подобранную по сечению проводов, и проталкивают их вперед навстречу друг другу так, чтобы концы проводов вышли из противоположных (выходных) отверстий гильзы. Затем гильзу опрессовывают, а свободные концы проводов сваривают встык в петле.

Читайте также:  Способ применения лазолвана сиропа

Соединение проводов опрессовкой в двух гильзах вместе с шунтом (рис. 1, г) применяют преимущественно при монтаже многопроволочных алюминиевых проводов сечением 70 мм2 и выше. Операция опрессовки гильз выполняется опрессовочными механизмами.

Соединение проводов в овальной гильзе путем предварительной сварки проводов встык и последующей опрессовки гильзы и проводов вместе с вставкой (рис. 1, д) применяют чаще всего в середине большого пролета при монтаже многопроволочных проводов ВЛ, находящейся в III или IV районе гололедности и при возможном воздействии на провода линии больших ветровых нагрузок.

Соединение проводов опрессовкой внахлестку в овальной гильзе (рис. 1, е) является наиболее простым по исполнению способом, применяемым при монтаже многопроволочных проводов сечением 16 — 50 мм2.

Приведенные на рис. 1, а, б, в, г, д, е способы могут использоваться для соединения проводов в пролете ВЛ. Гильзы и провода должны быть из одного и того же металла: медные (СОМ) — для медных проводов, алюминиевые (СОА) — для алюминиевых, стальные (СОС) — для стальных.

Соединение голых многожильных проводов может осуществляться также при помощи болтовых зажимов. Болтовым зажимом (рис. 1, ж) допускается соединять провода только на опорах и при условии, что провода не будут испытывать механических нагрузок. Болтовой зажим состоит из двух или трех (в зависимости от сечения проводов) оцинкованных болтов с гайками и двух плашек с продольными канавками.

Для обеспечения необходимого контакта в зажиме диаметры отверстий, образуемых при соединений плашек, должны быть несколько меньше диаметров проводов. При монтаже зажимов контактные поверхности плашек непосредственно перед соединением проводов промывают бензином и смазывают тонким слоем технического вазелина.

Поверхности зажимов для соединения алюминиевых проводов зачищают стальной щеткой по слою вазелина и также обрабатывают поверхности проводов. Затяжка болтов должна вестись ключом с усилием, не превышающем 25 кгс. Применять при этом какие-либо приспособления, увеличивающие силу затягивания, не допускается во избежание смятия соединяемых проводов или срыва резьбы болтов. Резьба болтов и гаек зажима должна быть смазана вазелином или солидолом. Применение контргаек обязательно.

После затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3 — 5 мм. Полное примыкание плашек зажима будет свидетельствовать об отсутствии требуемого контакта и зажим необходимо сменить. Для предохранения контактных поверхностей от окисления наружные зазоры и места выхода проводов из зажима покрывают 1 — 3-миллиметровым слоем пасты — свинцового сурика, разведенного на натуральной олифе.

Через 8 — 10 дней после монтажа зажима рекомендуется дополнительно подтянуть его болты, так как вследствие уменьшения упругости проводов давление между плашками и проводами несколько снизится, что приведет к ухудшению контакта между ними и возможному нагреву участка соединения.

При раскатке проводов воздушной линии нередко возникает необходимость пересекать железнодорожные пути, шоссейные дороги с интенсивным движением автотранспорта, а также линии связи, работу которых нельзя прерывать даже на непродолжительное время. В таких случаях для раскатки проводов сооружают временные переходные устройства.

Вблизи действующих воздушных электрических сетей, контактных сетей, электрифицированного транспорта и открытых подстанций провода следует раскатывать с соблюдением особых мер предосторожности, исключающих возможность случайного прикосновения монтируемых проводов к токоведущим частям этих электроустановок.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Читайте также:  Способ пить не пьянея

Источник

Способы соединения проводов

Соединение проводов воздушных линий (одной марки и одинакового се­чения) производится с помощью трубчатого соединителя, методом наложе­ния бандажа, сваркой, а также с помощью соединительных зажимов.

Соединение проводов трубчатым соединителем, в зависимости от марки соединяемых проводов, выполняется методом скрутки, обжатия или опрес­совки (табл. 16.3).

Соединение проводов с помощью овального трубчатого соединителя про изводится следующим образом:

1. Перед установкой соединителя концы соединяемых проводов (на длине равной 1,5 кратной длине соединителя) очищаются от грязи, промываются в бензине (на алюминиевые и сталеалюминевые провода наносится слой тех­нического вазелина) и зачищаются до блеска проволоки верхнего и следую­щих повивов стальной щеткой; металлические опилки и излишки вазелина удаляются с поверхности провода. Аналогично обрабатывается внутренняя поверхность соединителя. После установки овального соединителя наклады­ваются на концы соединяемых проводов бандажи из проволоки диаметром 1 мм (не менее 6 витков). Концы соединяемых проводов ровно обрезаются и зачищаются от заусенцев.

2. Производится соединение проводов методом скрутки или опрессовки (обжатия), рис. 16.1.

2.1. Стыковка проводов скруткой выполняется с помощью специального приспособления. Концы овального соединителя закрепляются в зажиме при­способления так, чтобы они выступали не более 10 мм, и закручиваются на 4 — 4,5 оборота.

Биметаллических сталемедные провода марки БСМl и БСМ2 диаметром 4 мм соединяют методом скрутки медной трубкой (вблизи морского побережья, соленых озер и химических предприятий).

2.2. Стыковка проводов обжатием (опрессовкой) выполняется с помо­щью специальных клещей (МИ-19А) или пресса (РПГ — 7м, МГП- 12): в пресс (или клещи) вставляются парные вкладыши (соответствующие мар­ке и сечению соединяемых проводов) и про изводится двустороннее обжа­тие овального трубчатого соединителя по специальным рискам. При при­менении пресса МГП -12 производится одностороннее обжатие (использу­ется половина соединителя). При стыковке алюминиевых (сталеалюминевых) проводов между ними в соединителе устанавливается алюминие­вый вкладыш.

Соединение проводов, методом наложения бандажа (рис. 16.2):

— марки ПС-25, ПС-З5, СТ.-Ф4 и СТ.-Ф5 мм в качестве бандажа используется оцинкованная проволока диаметром 1 мм с последующей пропайкой по месту бандажа (рис. 16.2.а).

— сталемедных биметаллических проводов марки БСМ-4 в качестве бан­дажа используется медная про волока диаметром 1,5 мм с последующей про­пайкой припоем ПОС-З- или ПОС-40 по месту бандажа (рис. 16.2.6).

Соединение термитной сваркой применяется для сталеалюминевых проводов непосредственно на опоре в случаях, когда узел соединения прово­дов не испытывает нагрузки от натяжения проводов. Стыковку проводов вы­полняют в приспособлении длятермитной сварки.

Примечания:

1. Соединение проводов из разных материалов и разных диаметров производится на опоре с применением болтовых зажимов или на разъединителе.

2. Соединение стальных канатов на опоре выполняется при помощи стального оцинкованного зажима. Концы каната должны быть заделаны бандажами из спаечной проволоки диаметром 1 .мм и выступать из зажи­мов на 30 мм

Таблица 16.3 (рис. 16.1)

Марка соединителя Размер А, мм Марка соединяемых проводов Размер b, мм Размер b (шаг обжатия), мм Число обжатий Способ соединения
СОАС-16 АС-16 Скрутка
СОАС-25 АС-25 Скрутка
АС-35 Скрутка
СОАС-35 АС-35 40,5 Обжатие
АЖ-50 20,0 Обжатие
АС-50 Скрутка
СОАС-50 АС-50 46,0 Обжатие
АЖ-50 24,0 Обжатие
АС-70 Скрутка
СОАС-70 АС-70 52,0 Обжатие
АЖ-70 50,0 Обжатие
СОС-25 ПС-25 15,0 Скрутка,
обжатие
СОС-35 ПС-35 18,0 Скрутка,
обжатие,
опрессовка

Транспозиция проводов выполняется в пролёте, укороченном на 25 -30% относительно расчетного

.

Крепление проводов к изоляторам производится следующим образом: про­вода должны быть прикреплены к головке или шейке изолятора со стороныопоры, а в местах изменения направления линии — к шейке изолятора с наруж­ной стороны угла (рис. 16.4). На участках, подверженнь1Х ветровому воздейст­вию, должно быть рессорное крепление. Двойное крепление проводов приме­няют над пассажирскими платформами, при пересечении железнодорожных путей, шоссейных дорог, в населенной местности и т.п., а на участках, подвер­женных автоколебаниям проводов — двойное рессорное крепление.

Читайте также:  Гражданско правовыми имущественными способами не может быть компенсирован

С целью повышения надежности электроснабжения устройств СЦБ при па­дении деревьев на провода ВЛ-6-10 кВ применяются самонесущие изолирован­ные провода СИП-3, техническая характеристика которых приведена в табл. 16.4 (см. техническое указание ЦЭ МПС России № A-11ОО от 22.09.2000 г. ЦЭТ-2).

Марка про вода Номинальное сечение жилы, мм 2 Наружный диаметр жилы/ провода, мм Разрыв и ср. прочность, не менее, кН Электрическое сопротивление пост. току, Ом/км Допускаемый ток нагрузки, А Односекундный ток к. з., не более, кА
СИП-3 lх50 8,1/12,6 14,2 0,720 4,3
СИП-3 lх70 9,7/14,3 20,6 0,493 6,4
СИП-3 lх95 11,3/16,0 27,9 0,363 8,6
СИП-3 lх120 12,8/17,4 35,2 0,288 11,0

Изоляторы и арматура

Для изоляции проводов ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ от опор используют штыревые фарфоровые (ШФ) и стеклянные (ШС) изоляторы (рис. 17.1.), а также под­весные тарельчатые фарфоровые (ПФ) и стеклянные (ПС) изоляторы (см. раздел 3). Перед установкой подвесные тарельчатые фарфоровые изоляторы испытывают установленным порядком.

Первая буква означает вид изолятора: П — подвесной, Ш — штыревой. Вторая буква обозначает материал изолятора: Ф — фарфоровый, С — стеклянный.

Третья буква определяет конфигурацию изоляционной детали: В — с вы­тянутым ребром, Д -двукрылая, К — коническая, Н — нормального исполне­ния, С — сферическая.

Цифры указывают номинальное напряжение в кВ (или класс). Буквы А, Б, В, Г после класса обозначают модификацию изолятора.

Разрушающая нагрузка штыревых изоляторов при изгибе составляет -10­14 кН.

Изоляторы типа ШЖБ 10 — С на напряжение 10 кВ применяются на железо­бетонных опорах (на деревянных траверсах), а изоляторы типа ШФ20В, ШД20 — наверху. Изоляторы типа ШФ20 применяются в местах активного загрязнения атмосферы промышленными выбросами, вблизи морей, в рай­онах с повышенной грозовой активностью, а также при установке на метал­лические траверсы.

Волноводный провод крепится на изоляторах типа ТФ-20.

Для крепления штыревых изоляторов применяют следующую оснастку: штыри (рис. 17.2); полиэтиленовые колпачки; крючья с прокладкой из про­питанных суриком пеньки или пакли. В таблице 17.1 приведены типы шты­рей и колпачков, применяемых при креплении штыревых изоляторов. Основ­ные размеры крючьев приведены в табл. 17.2.

Подвесные изоляторы закрепляют с помощью специальной арматуры.

Тип Тип Тип Тип Тип Тип
колпачка И20лятора штыря колпачка изолятора штыря
К-1 ШЖБ10-с ШУ-21 К-3 ШЖБ 10-с ШУ -22-1
ШСI0-А ШУ-21Д ШСI0-А ШУ-22Д-l
ШФI0-Г ШФ10-Г ШВ-22-3
ШФ20-В ШВ-22-4
К-2 ШЖБl0-с Ш-22 К-4 ШЖБ 10-с ШУ-22-2
ШСI0-А Ш-22Д-1 ШСI0-А ШУ-22Д-2
ШФ10-Г Ш-22Д-2 ШФ10-Г
ШФ20-В ШВ-22-2 ШФ20-В
ШВ-22-1

Таблица 17.2 (рис. 17.3)

Размер, мм Тип крюка
КВ-25 КН-18
L
К
m
r
R
Фn
ФB *
ФS,
А
Вес, кгс 3,0 1,7

*\ — диаметр резьбы конической глухарного профиля с высотой рабочего профиля 1,2 мм на длине 60 мм (размер А)

Таблица 17.3 Болты для крепления подкосов (длина резьбы 100 м)

L, мм
Масса, кг 0,5 0,68 0,75 0,83 0,91 1,0 1,07 1,15

Анкеровка проводов подвесными изоляторами и применяемая арматура приведены на рис. 17.4.

Таблица 17.4 Распределение напряжений на дефектных изоляторах гирлянды ВЛ — 35 кВ при контроле их измерительной штангой

Количество Напряжение на дефектном изоляторе
изоляторов (считая от заземленной конструкции) и менее, кВ
в гирлянде l-й 2-й 3-й 4-й

Примечание: Сумма напряжений, измеренных по элементам гирлянды, не должно отличаться от фазного напряжения (20 кВ) более чем на 10% для ВЛ, смонтированных на металлических конструкциях, и 20 % на де­ревянных конструкциях и опорах.

Источник

Оцените статью
Разные способы