Способы соединения деталей урок технологии

Технология. 6 класс

Конспект урока

Технология, 6 класс

Урок 17. Технологии соединения деталей из текстильных материалов и кожи

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Способы и методы соединения деталей из текстильных материалов и кожи.
  2. Технологии соединения деталей из текстильных материалов и кожи.
  3. Виды ручных и машинных швов.
  4. Правила безопасной работы с ручными инструментами (ножницами, швейной иглой) и утюгом.

Игла – это тонкий металлический стержень, изготовленный из высококачественной стали, с заострённым концом и ушком для вдевания нити.

Деталь изделия – это подготовленный элемент, являющийся частью изделия, которое изготавливается из однородного по структуре и свойствам материала без применения при этом каких-либо сборочных операций.

Текстильный материал – это изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке.

Кожа – прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для того, чтобы сшить изделие из текстильных материалов необходимо последовательно выполнить определённые технологические операции. Нужно сделать эскиз будущего изделия, снять мерки, построить выкройку, раскроить детали будущего изделия.

Деталь изделия – это подготовленный элемент, являющийся частью изделия, которое изготавливается из однородного по структуре и свойствам материала без применения при этом каких-либо сборочных операций.

Детали одежды соединяют различными способами: ниточными, клеевыми, сварными, заклёпочными. Применение того или иного соединения в каждом конкретном случае зависит от требований, которые предъявляют к изделию, вида соединяемых материалов, а также от мощности и возможностей оборудования.

Используя ниточные способы, соединяют два или несколько слоёв материала скрепляющими стежками, состоящими из одной, двух и более ниток. По сравнению с другими способами соединения ниточный – наиболее универсальный, так как позволяет соединять все виды материалов, используемых в швейной промышленности.

Стежок образуется путём прокола материала иглой и протягивания нити с последующим укладыванием её на поверхности материала. Из ряда стежков образуется строчка. Стежки и строчки могут быть выполнены ручным и машинным способами.

В массовом производстве одежды в основном применяются машинные строчки как наиболее эффективные по скорости исполнения и качеству.

Машинные строчки имеют достаточную прочность, эластичность, красивый внешний вид. Процесс соединения деталей одежды такими строчками сравнительно прост и обеспечен технологическим оборудованием.

Наибольшее применение получили челночные строчки. Самые распространённые – однолинейная и зигзагообразная челночные строчки с двухниточным челночным переплетением.

В серийном и индивидуальном пошиве встречаются гораздо чаще ручные строчки. Они используются только в тех случаях, когда из-за сложного взаимного расположения деталей машинную строчку выполнить затруднительно или невозможно.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки постоянного назначения – это чаще всего отделочных швы («Вперёд иголку», «Назад иголку», «Стебельчатые», «Тамбурные», «Крестообразные»).

Шов – место скрепления деталей одежды. Использование швов той или иной конструкции определяется при проектировании одежды. При этом учитываются не только прочностные и другие показатели швов, но и направление моды.

Все ниточные швы в зависимости от назначения и расположения деталей делят на соединительные, краевые и отделочные. В соединительных швах детали расположены по обе стороны от шва. Наиболее распространённые соединительные швы: стачной, настрочной, накладной, встык, запошивочный, «в замок», двойной.

Стачной шов применяется для соединения боковых, плечевых и других срезов изделия. Для его выполнения две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, и соединяют на машине.

Настрочной шов выполняется двумя строчками в два приёма. Накладные швы применяются для стачивания прокладочных деталей и для соединения прямых и фигурных кокеток, накладных карманов.

Шов встык применяют для соединения деталей из прокладочных тканей и материалов, а также для стачивания вытачек на бортовой прокладке, если требуется получить минимальную толщину шва.

Запошивочный шов применяют для изготовления белья, костюмов без подкладки, сорочек, там, где соединение должно быть прочным и выносливым. Этот шов выполняется в два приёма.

Краевые швы располагают по краям деталей и изделия. Соединяемые детали в краевых швах находятся по одну сторону от шва.

К отделочным швам относятся рельефные, стачные швы с кантом и складки. Рельефные швы образуются, когда деталь сгибается по намеченной с изнанки линии и прострачивается от сгиба на расстоянии, равном толщине ткани. Для получения более выпуклого рельефа под строчку прокладывают шнур.

Клеевые способы соединения основаны на применении клеевых веществ, которые могут быть жидкими, в виде паутинки или порошка. Клеевые соединения с применением термопластичных клеевых материалов выполняются на утюжильном или прессовом оборудовании.

Читайте также:  Монетизация как способ финансирования дефицита

Таким способом соединения обрабатывают низ рукавов, брюк.

Аппликации соединяются с деталью таким же способом.

При сварном способе образуется неразъёмное соединение деталей за счёт доведения термопластичных материалов до вязко – текучего состояния с последующей фиксацией соединяемых поверхностей.

Заклёпочные соединения. При креплении этим способом в отверстие ткани или другого материала вставляют стержни – заклёпочные элементы, а затем их расклёпывают. Заклёпочные изделия долговечны и просты в изготовлении. К их недостаткам следует отнести наличие сквозных отверстий и невозможность разборки скреплённого заклёпками изделия. На швейных изделиях клёпку осуществляют либо механическим способом на прессах, либо термическим способом, при котором стержень пластмассовой заклёпки с изнаночной стороны под действием тепла деформируют в головку и фиксируют в таком виде.

Такие соединения чаще всего можно встретить на джинсовой одежде или изделиях из плотной ткани, замши или кожи.

Лента – «липучка» – разновидность застёжки на текстильной основе, применяемой в швейной и обувной промышленности и для изготовления различных видов специальных изделий.

«Липучка» – мягкая застёжка, что позволяет её использовать на изогнутых поверхностях, и в местах, подверженных изгибу. Чаще всего она используется в спортивной и детской одежде, и обуви; одежде и принадлежностях для туризма, спецодежде.

Технологии соединения деталей в изделиях из кожи похожи на технологии соединения деталей из текстильных материалов. Однако для стачивания деталей из кожи используют более прочные и более толстые нити, специально предназначенные для этого материала. В таких изделиях операции соединения могут проводиться как вручную, так и обычным способом на швейной машине с использованием специальной иглы для кожи.

Главная технологическая особенность соединения деталей из кожи заключается в том, что припуски стачанных швов не разутюживаем утюгом, а проклеивают.

Клей для склеивания деталей из кожи так же подбирается с учётом особенностей этого материала.

При работе с ручным инструментом – иглами, ножницами – нужно соблюдать правила техники безопасности.

Требования безопасности во время работы с иголками и ножницами

  • Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
  • Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
  • Шить иголками только с напёрстком.
  • Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
  • Ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперёд.
  • Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

Требования безопасности во время работы с утюгом

  • Перед началом работы проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.
  • Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга, электрического коврика на полу около места для глажения.
  • Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
  • При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
  • При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
  • Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
  • Во избежание пожара не оставлять включённый в сеть электрический утюг без присмотра.
  • Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дёргать за шнур.
  • По окончании работы отключить электрический утюг от электросети.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Перед вами изображения изделий из текстильных материалов и кожи. Посмотрите внимательно и распределите картинки по соответствующим группам.

Изделия из текстильных материалов

Изделия из кожи

Пояснение: Текстильные материалы – это материалы, полученные путём переплетения нитей. Изделия из кожи изготовлены из материала, полученного с помощью специальной обработки шкур животных, то есть не имеют переплетений.

Задание 2. Выделите зелёным ручные стежки, синим цветом – машинные швы.

Источник

План урока на тему «способы соединения деталей изделия» 6 класс Раздел «Технология обработки изделий из текстильных материалов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коляновская средняя школа»

Муниципальный конкурс учебно-методических разработок

«Мой лучший урок»

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ЦИКЛ ПРЕДМЕТОВ

Название работы: «Способы соединения деталей изделия», 6 класс,

раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов. Машиноведение. Машинные швы».

Автор работы — Червякова Ирина Ивановна

Место работы — МБОУ «Коляновская средняя школа»

Должность — учитель технологии

Дата рождения – 25.07.1961

Стаж работы в данной должности – 32 год

Контактная информация – телефон — 89206703964

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.

Разрешаю размещение своей работы в сборнике учебно-методических материалов в полном объеме.

1.1 Пояснительная записка к уроку

«Создание изделий из текстильных материалов. Машиноведение. Машинные швы».

Тема урока: «Способы соединения деталей изделия»

Детали кроя изделия с цельнокроенным рукавом (наименование деталей кроя и срезов — / зн-2/, требования к изделию. Различение деталей кроя и срезов на натуральных образцах и чертежах — /ум.-2/).

Читайте также:  Способ применения хелата железа

Машинные швы. Классификация машинных швов, соединительные машинные швы./зн-2/. Технологическая карта выполнения машинных швов, терминология машинных работ /зн-2/.

Возможности швейной машины с зигзагообразной строчкой. /зн-1-2/ Развитие навыков работы на швейной машине /ум-1-2/

Практическая работа «Технология обработки плечевых и боковых швов изделия с цельнокроенным рукавом» /ум-1/).

Освоение технологии обработки изделия с цельнокроенным рукавом различными способами.

Закрепление знаний об особенностях конструкции изделия с цельнокроенным рукавом. Требованиях к изделию, видах материалов, используемых для изготовления, о способах соединения деталей в изделии.

Формирование знаний о новых способах соединения деталей изделия.

Формирование навыков анализа и классификации полученных знаний о способах соединения деталей изделия, умений и навыков по освоению приемов соединения деталей изделия.

Развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний

Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, речи, функций мышления / анализ – синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей, обобщения/, пространственных представлений).

Развитие учебных умений (мотивация, целеполагание, самоконтроль и самооценка).

Развитие и совершенствование интереса к предмету, профессии.

Развитие внимательности, организованности, аккуратности, инициативности, технологической дисциплины.

Развитие коммуникативных умений.

Знакомство с профессиями швейного производства – технолог, конструктор, швея

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: уметь рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Познавательные: уметь извлекать информацию из прослушанного объяснения, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач, анализировать, классифицировать.

Личностные: проявлять интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрировать ответственное отношение к учению, владеть элементами организации умственного и физического труда.

Тип урока: комбинированный по формированию новых умений и навыков

Вид урока: проблемный.

Технологии обучения: развивающее и личностно- ориентированное обучение

Методы обучения: информационно- рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальные и групповые

Средства обучения : эскизы швов, образцы способов соединения деталей изделия. , технологические карты по выполнению соединительных машинных швов, используемых при обработке бельевого изделия, презентация.

Предполагаемые результаты урока

-логического мышления, пространственного воображения в процессе трудовой деятельности и применения их в решении поставленных задач.

— навыков работы на швейной машине, выбора способов обработки.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Мотивация учебной деятельности.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

— формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовать практическую задачу в познавательную.

— применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. составлять план и последовательность действий.

— различать способ и результат деятельности, осуществлять итоговый контроль по результату.

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки,

адекватно воспринимать предложения учителя

— выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи.

2.1. Конспект урока

Этап 1 Организационный этап

Цель этапа: подготовка учащихся к началу работы на уроке, организация рабочего места учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку;

Организация внимания. Включение в деловой ритм.

Активно слушают, отвечают на вопросы, выполняют действия по подготовке к уроку.

Этап 2 Целеполагание и мотивация

Цель этапа: постановка цели урока и мотивация к их выполнению.

Организует совместное целеполагание и мотивацию через показ различных моделей шейных изделий (фартук, ночная сорочка). Управляет познавательным процессом, уточняет, дополняет.

— Посмотрите на фартук, который мы шили в 5 классе и на ночную сорочку, которую будем шить в этом году. В чем разница между конструкциями этих изделий и способами обработки?

— Какие швы мы изучили с вами в 5 классе? Достаточно ли знаний и умений, полученных в 5 классе, чтобы сшить изделие с цельнокроенным рукавом?

— Можно ли использовать умения, которые вы получили на уроках по освоению швейной машины с электроприводом для изготовления изделия с цельнокроенным рукавом?

— Давайте попробуем сформулировать основную тему и цель нашего урока.

Слушают, отвечают на вопросы, анализируют информацию, делают вывод, осознают и принимают цели.

Этап 3 Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: повторение ранее полученных знаний и умений.

Организует работу на основе репродуктивного и частично — поискового методов с использованием изделия с цельнокроенным рукавом, коллекции соединительных швов. Организует обсуждение и выделение главного.

Вопросы для обсуждения:

— На какие группы можно разделить все машинные швы? (Слайд 3)

Читайте также:  Каким документом устанавливается способы вызова локомотивных бригад

— Какие швы относятся к соединительным? Каково их основное назначение? (слайд 4)

— Какие требования можно предъявить к швам в изделиях бельевой группы.

— Какие недостатки в обработке стачных швов, изученной в 5 классе вы можете назвать?

— Какие новые возможности швейной машины, о которых вы узнали на прошлом уроке можно использовать, для устранения этих недостатков?

«Я это уже знаю и мне это потребуется сегодня»

Вспоминают и воспроизводят информацию. Объясняют и аргументируют свои ответы.

Этап 4 Работа по теме.

Цель этапа: получение новых знаний и умений

Организует работу в парах.

Классификация способов соединения деталей изделия. (Слайд 4)

Работа с образцами швов (стачивание с обметыванием, двойной и запошивочный швы)

— Как можно разделить, швы для соединения деталей на группы? По каким признакам?

— В чем принципиальная разница в технологии выполнения этих швов?

Технология выполнения стачных швов с обметыванием срезов зигзагообразной строчкой. (Слайд 5)

— Прочитайте технологическую карту выполнения швов.

— Найдите различие в последовательности выполнения этих швов. ( Слайд 6)

— Какие условия определяют использование этих швов в изделии?

4. Технология выполнения бельевых швов.

— Рассмотрите образцы поэтапного выполнения двойного шва. ( Слайд 7)

— Что особенного вы увидели в процессе обработки? ( Слайд 8)

— Рассмотрите образцы поэтапного выполнения запошивочного шва. (Слайд 9)

— Что особенного вы увидели в процессе обработки? ( Слайд10)

«Я наблюдаю, исследую и делаю выводы»

Восприятие, осмысление и анализ информации.

Составляют схему классификации способов соединения деталей в бельевом изделии

Работают с образцами швов. Делают выводы

Работают с технологическими картами выполнения швов и образцами. Делают выводы.

Работают с образцами поэтапного выполнения двойного шва. Делают выводы.

Работают с образцами поэтапного выполнения запошивочного шва. Делают выводы.

Этап 5 Закрепление полученных знаний.

Цель этапа: закрепление новых знаний и умений

Организует работу на основе поискового метода с последующим обсуждением в группах.

1. Анализируют модели изделия с цельнокроенным рукавом по образцу,

Выбирают способы обработки плечевого и бокового шва изделия.

— Определите, какие швы можно обработать способами, о которых мы говорили на уроке?

— Выберите способ обработки плечевого и бокового шва и аргументируйте свой ответ?

Вспоминают и систематизируют информацию.

Предлагают способы решения проблемы, подбирают способы обработки.

Оценивают выбор друг друга в совместном обсуждении.

Этап 6 Практическая часть урока

Цель этапа: Выполнение самостоятельной практической работы

Организует самостоятельную работу с использованием инструкционных карт. Организует обсуждение критериев правильности выполнения работы.

Беседы с учащимися, наблюдение за работой с целью оказания помощи в осознании затруднений и нахождении способов коррекции.

— Какие способы обработки являются новыми для вас?

— Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения работы?

— Какие правила по технике безопасности при работе с швейной машиной, ножницами и ручной иглой необходимо соблюдать при выполнении работы?

Содержание практического задания:

1.Выполнить стачные швы вразутюжку и взаутюжку с обметыванием срезов с использованием технологической карты

Вопросы для обсуждения:

— Условия операции «стачать»? Ширина припуска? Ширина шва?

— Условия операции «обметать»? Зачем нужна эта операция?

-Какие критерии качества необходимо учитывать?

2. Выполнить обработку двойного шва с использованием технологической карты.

Вопросы для обсуждения:

— Условия начала выполнения шва?

— Ширина шва для первого и второго стачивания?

— Требования к качеству выполнения двойного шва?

3. Выполнить обработку запошивочного шва с использованием технологической карты.

— Условия начала выполнения шва?

— Ширина припуска для первой строчки?

— Ширина шва для второй строчки?

— Требования к качеству выполнения запошивочного шва?

Индивидуальный инструктаж по обучению приемам выполнения соединительных машинных швов с соблюдением безопасных правил и требований к качеству.

Наблюдение за работой учащихся и оказание им помощи в выявлении и устранении ошибок.

Контроль за правильностью выполнения приемов и качеством выполнения работы.

Контроль за организацией рабочего места.

«Применяю на практике»

Воспроизводят и анализируют информацию, обосновывают, аргументируют.

Выполняют практическую работу по обработке соединения деталей бельевого изделия стачным швом с обметыванием, двойным швом, запошивочным швом на основе полученных знаний с использованием технологической карты.

Этап 7 Подведение итога урока

Цель этапа: оценка результатов выполнения работы, рефлексия

Организует обсуждение итогов урока и оценки результатов работы с привлечением учащихся.

— усвоения теоретических знаний о способах соединения деталей изделия

— сформированности умений по использованию способов соединения деталей бельевого изделия.

Анализ активности работы на уроке и оценка эмоциональных результатов урока.

Оформляют работу в тетради. Анализируют, оценивают правильность выполнения работы друг друга. Высказывают свое мнение об оценке работы.

Записывают домашнее задание:

Оформить последовательность выполнения швов в тетради.

2.2 Информационные ресурсы:

Базовый учебник Технология. Культура дома ; под редакцией И.А. Сасовой

Источник

Оцените статью
Разные способы