- Материалы к уроку на тему «Технология соединения брусков из древесины»
- План урока в 6 классе на тему: «Технология соединение брусков из древесины»
- Просмотр содержимого документа «План урока в 6 классе на тему: «Технология соединение брусков из древесины»»
- Презентация «Соединение брусков» презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Материалы к уроку на тему «Технология соединения брусков из древесины»
Способы соединения древесины § 6
Способ соединения древесины (1) Встык Зубчатое Ступенчатое “УС” Шип (в паз) Ласточкин хвост
Пример соединения древесины способом “Ласточкин хвост” высокая надежность
Способ соединения древесины (2) В замок Встык с 1 накладкой Встык с 2 накладками Внахлест
Повышение надежности С помощью шкантов
Виды соединения древесины По длине (сращивание в торец) По ширине (сплочение по кромке)
1. Виды сращивания (по длине) Прямое Угловое Крестовое Тавровое
Пример крестового соединения
2. Виды сплочения (по ширине) Встык В четверть В паз
Источник
План урока в 6 классе на тему: «Технология соединение брусков из древесины»
Тема: Технология соединение брусков из древесины
Цель: изучить виды столярных соединений, соединения в половину толщины бруска (вполдерева), освоить приёмы разметки вырезаемых участков и вырезания удаляемых участков столярной стамеской; научиться выполнять соединения на шкантах и нагелях, склеивать и обрабатывать бруски.
Оснащение урока: рабочие тетради, учебники, шаблоны для разметки колодки швабры, чертежи ручки и колодки швабры, заготовки для их изготовления, разметочный инструмент.
Объект и содержание работы: изучение сборочного чертежа швабры, разметка и обработка деталей швабры, сборка изделия.
Просмотр содержимого документа
«План урока в 6 классе на тему: «Технология соединение брусков из древесины»»
Тема: Технология соединение брусков из древесины
Цель: изучить виды столярных соединений, соединения в половину толщины бруска (вполдерева), освоить приёмы разметки вырезаемых участков и вырезания удаляемых участков столярной стамеской; научиться выполнять соединения на шкантах и нагелях, склеивать и обрабатывать бруски.
Оснащение урока: рабочие тетради, учебники, шаблоны для разметки колодки швабры, чертежи ручки и колодки швабры, заготовки для их изготовления, разметочный инструмент.
Объект и содержание работы: изучение сборочного чертежа швабры, разметка и обработка деталей швабры, сборка изделия.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение цели урока.
Закрепление пройденного материала.
Какие размеры проставляют на чертеже детали призматической формы?
Какие размеры проставляют на чертеже детали вращения?
Как проставляют на чертеже размер одинаковых отверстий?
Какие чертежи называют сборочными?
Что такое спецификация?
Как следует читать сборочный чертёж?
Изложение программного материала.
При изготовлении многих изделий из древесины бруски соединяют по длине (рис. 15, а) и под прямым углом: на концах брусков (рис. 15, б) и на срединных участках (рис. 15, в), вырезая участки (куски) древесины на половину толщины бруска. Так соединяют бруски, например, в рамках, стендах, подставках под новогоднюю елку.
Реже применяют соединения брусков под различными углами. Такие соединения брусков называют ступенчатым и врезкой.
При соединении брусков вырезанными участками толщина получаемого изделия обычно равна толщине бруска.
Если бруски соединяют под прямым углом, то длина вырезаемого участка должна равняться ширине присоединяемой детали (рис. 15, г). При угловом соединении на концах брусков торцы деталей делают немного длиннее, чтобы потом отпилить их вровень с наружной поверхностью присоединяемого бруска (рис. 19, г; с. 28).
При соединении брусков по длине их вырезанные и выступающие участки должны быть равны. Длину вырезаемых участков выбирают равной 0,5. 1,5 ширины бруска.
При разметке брусков, соединяемых под прямым углом, линейкой размечают длину и ширину будущего изделия и с помощью угольника проводят линии поперечной разметки с четырех сторон (рис. 16, а).
Ножку рейсмуса 1 устанавливают на размер половины толщины бруска, закрепляют ее клином 2 в колодке 3 и проводят продольные линии на кромках и торцах (рис. 16, б). Вырезаемые участки помечают крестиком.
Брусок закрепляют в заднем зажиме верстака. Продольной с мелкими зубьями пилой вдоль волокон (рис. 17, о) и поперечной с мелкими зубьями пилой поперек волокон (рис. 17, б) выпиливают кусок древесины рядом с разметочными линиями, не запиливая их.
Если вырезается участок на середине бруска, то заготовку надежно крепят в зажиме верстака и поперечной пилой пропиливают вырезаемый участок до половины толщины бруска через 10. 15 мм. Затем вырезают куски столярной стамеской (рис. 18).
Вырезанные участки (врезки) зачищают стамеской или рашпилем и подгоняют друг к другу до их плотного (без зазора) соединения.
Соединяемые поверхности намазывают клеем и собирают изделие. Соединение будет более прочным, если его скрепить дополнительно гвоздями, шурупами или шкантами (рис. 19, а). Шкантами называют круглые деревянные стержни. (Шкант в переводе с французского — «круглый вставной шип».) Под шканты просверливают отверстия, шканты намазывают клеем и забивают в отверстия.
Собранные соединения зажимают в струбцинах через подкладные доски (рис. 19, б). При этом контролируют угольником размеры изделия и перпендикулярность брусков и оставляют изделие в сжатом состоянии до полного отвердения клея (около 24 часов).
Наиболее прочные соединения получают при склеивании деталей с двумя шкантами (шурупами, гвоздями), расположенными по диагонали на расстоянии не менее 1 /4 ширины бруска от торцов и кромок (рис. 19, в).
После отвердения клея, выступающие торцы брусков спиливают ножовкой с мелкими зубьями (рис. 19, г).
Места склеивания в изделии строгают рубанком от краев к центру, чтобы не отколоть торцы, зачищают напильником или шлифовальной шкуркой.
Клеи являются ядовитыми веществами. Многие клеи горючи, их нельзя размещать возле огня. Отвердевший клей может образовывать острые, режущие кромки.
При точном и аккуратном выполнении разметки и выпиливании врезок соединение не требует подгонки, поэтому лучше не допускать небрежности и брака в работе.
Разновидности соединений с запиливанием деталей изображены на рисунке 20. Такие соединения применяются в рамках, ящиках, оконных и дверных блоках, столах, стульях и т. д.
1. Надежно закреплять заготовки в зажимах верстака, тисках или струбцинах.
2. Быть осторожным при работе со стамеской. Передавать ее только ручкой вперед.
3. Запиливать бруски плавно, без рывков.
4. Осторожно обращаться с клеем.
Закрепление нового материала.
В каких изделиях применяют соединение врезкой?
Как размечают вырезаемые участки?
Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков под прямым углом?
Чем и как вырезают врезки в соединяемых брусках?
Выполнить разметку колодки швабры согласно чертежа или по шаблону.
Выполнить обработку заготовки по разметочным линиям.
Целевые обходы учителя.
Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы. При необходимости проводятся индивидуальный или текущий инструктаж.
Анализ урока (обратить внимание на активность учащихся).
Разобрать ошибки, допущенные учащимися при выполнении работы.
Оценить работу учащихся и сообщить оценки, комментируя их.
Источник
Презентация «Соединение брусков»
презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему
Является приложением к уроку по теме «Соединение брусков» в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedinenie_bruskov.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация на тему: «Соединения брусков»
Цели: — учащиеся научатся: выполнять соединение брусков в полдерева ; — знать: виды и способы соединения брусков ; — выполнять: разметку и соединение брусков. Развивать трудолюбие, точность, внимательность. Воспитывать чувство коллективизма при работе и ответственность за результат совместной работы. Задачи : и зучить технологию изготовления соединений древесных материалов. Перечислите изученные виды соединений.
С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок, соединения в полдерева, шиповые соединения . Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями. В чисто столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб. Мастера-краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях.
Самым элементарным способом является простое соединение углов. На концах деревянных элементов отмеряются участки, равные ширине брусков и делается паз наполовину толщины(рис.1 ). Соединенные бруски должны лежать в одной плоскости. Соединение склеивается универсальным или столярным клеем и сбивается гвоздями.
Также простейшим способом углового соединения является приторцовка на ус. Тщательная подгонка соединяемых плоскостей, хорошая склейка, обязательное применение вспомогательных креплений — деревянных накладок, металлических угольников, сколачивание шпильками, свинчивание шурупами — делает этот способ вполне надежным. Приторцовка на ус может быть значительно усилена применением различных вставных шипов: плоских глухих, круглых глухих, плоских сквозных. По прочности такие соединения не уступают вязке на цельных шипах.
Угловая вязка брусков: а — приторцовкой на ус; б — с помощью накладок; в — на деревянных шпильках; г—на шурупах; д—на круглых вставных шипах; е — плоским вставным шипом; ж — плоским глухим шипом
Более сложный способ, но дающий более прочное соединение — это укрепление углов так называемым единичным шпунтом (рис. 2). Столярная обработка концов брусков основана на выборке пилой и долотом паза в одном бруске и шпунта — в другом. После соединения концов брусков под прямым углом, получится крепкий угол. Проверив, подходят ли обе детали друг к другу, склеивают их, как и в предыдущем случае. Соединение не нужно сбивать гвоздями.
Еще одним распространенным способом угловых соединений является вязка на одинарный шип . Одинарные шипы можно делать сквозными и глухими. Сквозной одинарный шип прост в изготовлении, более прочен, нежели глухой. Глухой одинарный шип имеет в свою очередь то преимущество, что не требует дополнительных затрат на скрытие видимых частей соединения. Угловые соединения одинарным шипом: а — сквозным; б — глухим
Непременным условием высококачественного изготовления шипового соединения является правильная и точная разметка. Разметку производят двухлинейным рейсмусом. Одну из чертилок ставят на расстоянии 1/3, а другую — на 2/3 ширины кромки бруска. Считая базой лицевую пласть , проводят риски на бруске под шип, а на другом бруске — под гнездо или проушину. Разметку гнезда удобно также делать уже по готовому шипу. Брусок с шипом ставят на место будущего гнезда, обводят по контуру карандашом. Затем ставят брусок на заплечик шипа и отмечают глубину отверстия. Глубина гнезда под глухой шип должна быть на 2—3 мм больше длины шипа для плотной пригонки заплечиков и для излишков клея.
Последовательность изготовления шипового соединения: а — разметка шипа двухлинейным рейсмусом; б — подрезка шипа по контуру; в — запиливание шипа мелкозубой ножовкой; г — разметка гнезда под глухой шип
Режут шип мелкозубой пилой так, чтобы рез проходил около самой риски в сторону увеличения размера шипа. Брусок при пилении нужно хорошо укрепить в тисках. Во время выдалбливания следует следить, чтобы риски остались нетронутыми. После выдалбливания стенки гнезда зачищают стамеской или ножом.
При сборке шипового соединения нельзя ударять киянкой или молотком непосредственно по детали, так как возможны отколы и вмятины. Для этого используют вспомогательный брусок, который кладут на заплечик шипа и легкими ударами по нему загоняют шип в гнездо (рис. а ). Если шип в результате неточной разметки не имеет плотного прилегания заплечиков, то, не разбирая полностью соединения, можно сделать подрезку, или, как иногда говорят, поднутровку (рис. б ). Приемы и способы крепления одинарного шипа: а — использование вспомогательного бруска при сборке; б — поднутровка
Если вы соединяете толстые бруски, то нужно выбрать больше пазов и шпунтов на концах досок (рис. 3 ). Иной способ соединения углов (диагональный) показан на рис. 4.
Для серединного или углового соединения брусков под прямым или острым углами один к другому чаще всего пользуются вязкой в полдерева . При такой вязке в обеих стыкуемых деталях зарезаются встречные пазы, по глубине равные 1/2 толщины соединяемых брусков. Вязку в полдерева желательно всегда укреплять нагелями. Только в этом случае такое соединение будет достаточно прочным.
Размеры брусков: длина – 300 мм; ширина – 30 мм; высота – 30 мм; глубина паза –15 мм (“вполдерева”). Вначале устанавливается размер от края заготовки 30 мм, это будет “остаток”, а затем прибавляется к этому размеру ширина паза – тоже 30 мм и выполняем разметку.
Крепление элементов из древесины. Крепление элементов из древесины специальными металлическими накладками не только облегчит плотнику его работу, но и обеспечит надежное и прочное соединение. При применении такого метода соединения элементы конструкций из древесины не ослабляются в местах соединения врубками и шипами, это позволяет использовать материал небольших поперечных сечений при таких же нагрузках.
Использование металлических накладок, дает возможность снизить затраты по сравнению с традиционными конструкциями. Накладки изготавливаются из нержавеющей стали или нержавеющую сталь можно заменить оцинкованным железом. Такие накладки применимы как для наружных, так и для внутренних конструкций. Если кому-то не нравится блеск металла, их можно покрыть краской или цветным лаком.
Правила безопасности. 1. Надежно закреплять заготовки в зажимах верстака , тисках или струбцинах. 2. Быть осторожным при работе со стамеской. 3. Запиливать бруски плавно, без рывков.
Заключение: Мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов. Познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений. Изученная нами тема в жизни будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни.
Источник