Способы соединения автомобильной проводки

Как правильно соединять провода в автомобиле

Соединять провода в автомобиле приходится в случае ремонта (если был обрыв), либо при установке дополнительного электрооборудования. Разбираемся, как правильно соединять проводку без специального инструмента своими руками, как от провода сделать ответвление, а также каких способов стоит избегать.

Несколько надежных способов скрутки двух проводов:

1. Оба провода зачищаются примерно на 1-2 см. Скрещиваем провода в том месте, где заканчивается изоляция. Скручивать надо как можно плотнее, чтобы был хороший контакт. Дальше скрученный конец обвиваем вокруг одного из проводов.

2. Расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.

Как от провода сделать ответвление. С помощью ножа зачищаем 1-2 см провода, от которого надо сделать ответвление. Также зачищаем провод, который надо присоединить. Дальше в проводе, от которого делаем ответвление, разделяем жилы на 2 пары, делая ушко, в которое продеваем подсоединяемый провод. А дальше делаем скрутку.

Вместо изоленты лучше использовать термоусадку. Незащищенное место соединения проводов подвергается коррозии. От коррозии ухудшается контакт. На плохом контакте большой ток выделит много тепла, что активизирует процесс окисления. В идеале — менять провод целиком, а ответвления делать только от разъемов. Если было решено использовать скрутку, то для её защиты следует применять только термоусадку (изолента сползает). Чтобы замедлить процесс окисления рекомендуется защитить соединение гидрофобных гелем или купить термоусадку с готовым клеем внутри. При нагревании и сжатии лишний клей выдавится и загерметизирует соединение.

Можно ли паять? При ремонте электрической проводки запрещается использовать пайку. Так указывается в руководстве по ремонту автомобилей концерна VAG:

А как вы соединяете провода в своем автомобиле?

Ключевые слова: универсальная статья

Источник

Пайка или скрутка? Особенности ремонта автомобильной проводки глазами профессионального электрика

Греть машину зимой или нет, убивает ли газ моторы, паять провода или скручивать – кажется, некоторые вопросы автомобилистов настолько же вечные и “холиварные”, как тема о появлении яйца и курицы. И чем ближе сезон, тем ожесточеннее идут споры, которым не видно конца.

Как, например, быть, если от возраста и повышенной влажности проводка «сдалась» окончательно? Об этом мы спросили опытного мастера-диагноста Дмитрия, чей многолетний стаж работы позволяет делать кое-какие выводы.

– Почему вообще провода выходят из строя?

­– Если говорить о естественных факторах, то причинами становится влага и разрушение изоляции из-за агрессивной среды либо просто в силу возраста. Реже можно встретить не самые удачные заводские решения по прокладке проводки. Искусственных причин больше, но все они сводятся либо к некачественно проведенному вмешательству в проводку, либо к нарушению ее укладки и последующим из-за этого повреждениям.

Самое крепкое и надежное соединение – это сварка. Она встречается в силовых цепях, когда иначе никак. Довольно часто в заводских соединениях в ход идет обжимка. Это тоже достаточно надежный способ, но не без своих недостатков. К примеру, обжимка тонких «пинов» часто страдает от влаги.

При этом тот же VAG в качестве способа ремонта проводки предлагает использовать именно обжимку. У них есть даже специальные комплекты с гильзами и термоусадочными трубками. Более того, все те же ремонтные наборы могут содержать гильзы с пастой для пайки внутри. При нагревании термоусадки эта паста дополнительно спаяет соединение.

Но все же моя главная претензия к устройству проводки в авто – отсутствие пайки за редкими исключениями. Ранее мне доводилось работать с авиационным оборудованием – там везде применяется именно она.

– И тут мы переходим к тому самому вечному вопросу.

– Пайка и скрутка остаются самыми популярными способами ремонта проводки. Каждый мастер сам ставит точку в этом вопросе – к какой-то договоренности прийти не удалось и вряд ли удастся.

В своей практике я предпочитаю пайку. Использование скруток допускаю только в тех случаях, когда ремонт нужен «здесь и сейчас». Скрутки окисляются, а со временем от вибрации могут вообще развалиться. К их плюсам однозначно относятся скорость и простота, а также меньшая по сравнению с пайкой жесткость. Но когда провода аккуратно уложены, это не играет весомой роли, а делать соединения где-нибудь в переходе к двери вообще не стоит – уж лучше заменить провод частично или целиком, исключив подвижность соединения в принципе.

При этом пайка дает более надежное соединение и намного меньше боится влаги. Также она обеспечивает наименьшее сопротивление – именно этого мы и пытаемся добиться. Ведь если сопротивление будет больше положенного, в месте соединения будет выделяться тепло. Это в свою очередь может привести к деформации соединения. Далее последует еще большее выделение тепла – и так до тех пор, пока все не расплавится окончательно. Это опасно.

Более того, не везде есть возможность применить скрутку. Где-то из-за неудобного расположения проводов к ним банально нельзя долезть двумя руками, а где-то скрутку не позволяет сделать длина проводов. При пайке такие неудобные моменты можно легко обойти, дотянувшись до неудобного места паяльником с каплей припоя. Или как, например, скрутить провода с большим сечением? Их можно обжать и опять же спаять. Правда, для прогрева придется использовать либо очень мощный паяльник, либо горелку, но суть от этого не изменится.

С толстыми проводами решения в принципе можно комбинировать. Так поступают некоторые автопроизводители. К примеру, толстые провода массы и питания на переходах от провода к клемме пропаивают Mercedes и BMW.

Вообще за свой стаж приходилось видеть немало «оригинальных» решений. Это и бытовые «автоматы», и изоляция самыми интересными методами – в качестве временных решений в ход идет все, что было под рукой.

– А пресловутые клеммники от WAGO?

– Лично у меня их использование вызывает куда больше вопросов, чем ответов. WAGO вообще предназначены для одножильных проводов, использовать их для многожильных уже неправильно. Платить за клеммники, которые к тому же могут быть некачественными копиями, смысла нет.

– Что касается флюса и припоя, какие могут быть рекомендации по выбору?

– С припоем все просто: он не должен быть высокотемпературным. С откровенно плохими припоями сталкиваться не приходилось. Поэтому при отсутствии опыта проще спросить совета у продавца либо изучить отзывы в Сети, где информации достаточно. Примерно тот же совет можно дать и касательно флюса. Вариантов на рынке хватает. Провода – это все же не блоки управления с их нежными платами и элементами.

– Каким образом лучше всего изолировать и герметизировать места соединения? Обычная изолента сгодится?

– Все зависит от условий работ. Многие считают наилучшим способом термоусадку с клеевым слоем. Она более прочная, чем обычная термоусадка, ее куда сложнее повредить при наличии каких-либо «заусенцев». Кроме того, после нагревания клей надежно защищает соединения от влаги, в его долговечности можно быть уверенным. Главное – аккуратно прогреть термоусадку.

В качестве замены термоусадки вполне можно рассматривать и ее обычную версию. Однако для защиты от влаги вместе с ней желательно использовать герметик. Защита получается достаточно надежной, но по удобству работы это не лучший способ.

Однако без герметика не обойтись при создании сложных соединений, когда количество «входящих» и «исходящих» проводов различается. К ним же можно отнести и врезки, в которых «врезанный» провод лучше поджать к «основному». Такое часто встречается при установке дополнительного оборудования. Термоусадочные трубки из-за разницы в толщине соединения здесь не помогут – как раз эту разницу и стоит компенсировать герметиком.

Читайте также:  Сухая смесь диана способ применения

Что касается использования ПВХ и тканевых изолент, то оба эти варианта имеют право на жизнь с поправкой на их грамотное применение. Например, не самой лучшей идеей будет использовать изоленту ПВХ для моторного отсека, поскольку от высоких температур со временем она начнет терять свои свойства. Однако в салоне с ней проблем не будет, равно как сгодится и тканевая изолента. Что касается моторного отсека, то необходимо выбирать тканевую термостойкую изоленту. Некоторые из таких изолент также содержат пропитку, которая при нагревании феном делает соединение едва ли ни одним целым.

– Есть ли какие-то лайфхаки, чтобы место соединения прослужило как можно дольше?

– Никаких особых технологий нет. Если используется скрутка, просто стоит выбирать длину оголенных проводов с запасом и постараться посильнее их затянуть.

При пайке по возможности стоит сделать небольшую скрутку, если опять же позволяет длина и сечение. При отсутствии такой возможности сгодится хотя бы «вставка» жил одного провода в другой, чтобы соединение получилось цилиндрическим и без выступа от нахлеста. А уже после пайки место соединения желательно обжать теми же пассатижами, чтобы ничего лишнего не торчало и не могло повредить изоленту либо термоусадку.

– И все-таки: скрутка или пайка?

– И я, и многие мои коллеги давно пришли к такой схеме: везде по возможности использовать именно пайку и применять скрутки лишь в отдельных случаях, когда действовать приходится по ситуации. В конце концов, нельзя быть фанатично преданным какому-то одному способу.

Источник

Способы соединения проводов при ремонте электропроводки автомобиля.

Наверно каждый автолюбитель сталкивался с ремонтом проводки в своём авто. Соединение проводов неотьемлемая часть любого ремонта в машине. Ни одна модернизация не обходиться без доработки проводки автомобиля. Даже такое безобидное действие как установка видеорегистратора или антирадара не обходиться без вмешательства в проводку (всем надоедают постоянно болтающиеся провода от прикуривателя и устройства обычно подключают напрямую). И вот тут возникает вопрос. Как надежно соединить провода? Конечно с помощью пайки скажите Вы и я несомненно с Вами соглашусь. Но что делать если под рукой нет паяльника и как следствие электричества для его питания , а так же минимального набора начинающего паяльщика (флюс, припой)?

Сегодня я Вам расскажу о методе который ничем не уступает пайке, а даже наоборот, для его реализации не потребуется много времени, сети 220В и паяльника. Займет данный способ ненамного больше времени чем обычная скрутка проводов. Да и стоимость необходимых инструментов не превышает 300 ₽.

Для этого нам понадобиться паяльная паста. Я пользовался Mechanic XG-Z40, для лучшей изоляции термоусадкой и обычной зажигалкой.

Mechanic XG-Z40
Состоит эта штука из смешанного в определенной пропорции флюса и порошка припоя. Из чего вытекает еще один ее плюс — Уже не обязательно (но все же крайне желательно) очищать от налёта провода. При плавлении эта смесь сама приобретает прекрасную адгезию.

Соединение проводов путём скручивания.

Способ соединения проводов скручиванием наиболее распространен среди автомобилистов и автомобильных СТО. Широкое применение этого способа обусловлено его простотой, довольно неплохой механической прочностью и при правильном изолировании, хорошей защитой от влаги. Для выполнения подобного соединения, нам не понадобиться ни какой инструмент. Единственный расходник для такого соединения — изолента, которую нужно подобрать правильно (об этом мы поговорим позже). Подобное соединение можно применить при ремонте автомобильной электропроводки, где не требуется механическая прочность, в местах имеющих трудный доступ для спец инструмента, там, где отсутствует цифровой сигнал CAN шины. Достоинства: быстрота соединения проводов, неплохой контакт, гибкость. Недостатки: низкая механическая прочность соединения.

  1. электрический контакт – (зависит от качества соединения);
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –



Термоусадка или изолента

Помните, что использование изоленты в подкапотном пространстве небезопасно. Под воздействием температуры она превращается в “лианы под капотом”, которые в скором времени могут привести к короткому замыканию. В большинстве своем изоляционная лента не отвечает никаким стандартам качества и в скором времени теряет свои свойства даже при комнатной температуре. Поэтому я советую Вам купить термоусадку, при том что стоимость её нередко меньше изоленты.

Соединение проводов путём пайки.

Повысить прочность соединения можно путём пайки проводов. Хотя недостатков подобного соединения для автомобильной проводки больше чем преимуществ. Достоинства: механическая прочность соединения, отличный электрический контакт в соединении. Недостатки:

  1. автомобильные провода со временем окисляются, поэтому выполнить пайку становиться довольно трудно (применение активных флюсов зачастую ухудшает электрическое соединение);
  2. из-за большой текучести олова жестким становиться 10-15мм провода под изоляцией, следовательно, соединение перестает быть гибким
  1. электрический контакт – (зависит от качества соединения);
  2. механическая прочность – (для хорошо пропаянного соединения);
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –

Плюсы и минусы обжимки проводов в авто

Всеми производителями автомобилей рекомендовано при ремонте электрики использовать именно обжим. Это популярный способ, у которого есть масса преимуществ:

  • Простота;
  • Надёжность;
  • Используя определённые муфты можно получить сразу изолированное соединение.

Из недостатков можно выделить только то, что придётся купить специальный инструмент — кримпер. Несмотря на то, что некоторые муфты имеют полимерную изоляцию, рекомендуется дополнять соединение термоусадкой.

В завершении темы стоит напомнить, что независимо от выбранного способа важно соблюдать технику безопасности при работе с электропроводкой автомобиля. При ремонте нужно обязательно отключать аккумуляторную батарею. Все плюсовые контакты должны иметь надёжную изоляцию. В противном случае может произойти короткое замыкание, которое вызовет пожар.

Соединение проводов опресовкой №1.

Используя широко распространенные разъемы типа «мама», «папа» можно выполнить крепкое электрическое соединение автомобильных проводов. Вот правда для выполнения прочного соединения проводов потребуется специнструмент. Достоинства: механическая прочность, хороший электрический контакт, замечательная гибкость, т. к. длина соединения 8-10 мм, возможность подключения дополнительного провода к штатной проводке автомобиля с незначительным ее повреждением, низкая цена соединения. Недостатки: очень трудно подобрать подходящий инструмент, дороговизна инструмента.

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –

Почему нельзя паять проводку в автомобиле

При установке дополнительного оборудования в автомобиль, многие владельцы полагают, что при помощи пайки можно надежно и надолго соединить провода. Однако, даже опытные специалисты для соединения проводов не рекомендуют использовать паяльник, так как это может привести к необратимым последствиям.

Рассмотрим, почему в автомобиле нельзя паять провода и какую альтернативу выбрать.

Почему пайка опасна. На практике было выделено несколько причин, почему нельзя паять электропроводку:

  • пайка не является надежным видом крепления — во время работы двигателя проводка может вибрировать с большой силой, что приведет к разрушению соединения;
  • высок риск появления микротрещин, которые в 100% случаев приводят к замыканию и возгоранию.

Многие владельцы соединяют проводку в авто при помощи паяльника, а сверху заматывают это изолентой. Очень часто под ленту попадает влага, которая разрушает спайку, а это приводит к разъединению контактов.

Кроме того, во время работы высок риск воспламенения. Например, если работать паяльником в салоне, можно случайно коснуться приборной панели, которая воспламеняется с большой скоростью.

Использование какой пайки допустимо. Автоэлектрики с опытом говорят, что паять электропроводку в салоне можно, но в очень редких случаях. При этом необходимо специальное оборудование. Ни в коем случае нельзя использовать изоленту, в целях крепежа нужно применять термоусадку либо спайку.

Это достаточно сложный метод, который требует подготовки. Но результат будет очень эффективным. Проводка, соединенная термоусадкой, не рвется и не окисляется, а хороший контакт сохраняется на долгое время.

Процесс работы состоит из нескольких шагов:

  1. Спайку надеть на один конец провода.
  2. Скрутить оголенные провода между собой.
  3. Натянуть спайку на скрученный участок и нагревать строительным феном, пока не будет виден припой.
  4. Прекратить прогревать, когда припой станет пластичным.

Получившееся соединение сохранит проводку от попадания влаги и пыли.

Скрутка электропроводки. Применять пайку лучше всего на проводах с сильным напряжением. Слаботочные провода лучше соединять методом скрутки.

На поверх скрученных проводов необходимо намотать изоленту. Кроме того, поводку нужно будет соединить с главным жгутом для избежания вибрации.

Читайте также:  Баклажаны маринованные быстрым способом

Скручивание проводов осуществляется следующим образом:

  1. Зачистить изоляцию и выровнять жилы. Оплетку нужно зачистить на расстоянии не менее 2 см от области соединения.
  2. Расправленные жилы должны напоминать форму веника на конце.
  3. Соединить два расправленных провода, чтобы жилы были друг между другом.
  4. Плотно скрутить проводку и сверху обмотать изолентой.
  5. На получившееся соединение необходимо натянуть термоусадку.

Итог. Паяльник можно применять только для соединения силового кабеля. Если речь идет о маленьких проводках с невысоким напряжением, лучше использовать метод скрутки.

  • Специалисты объяснили, почему аренда автомобиля стала выгоднее покупки

Смотреть все фото новости >>

Соединение проводов №2.

Соединить электропроводку автомобиля таким способом не составит труда. Для подобного соединителя нет необходимости даже зачищать провода, эту функцию выполнит соединитель, прорезав изоляцию проводов до меди. Однако соединять провода с большим током в нагрузке не желательно, т.к. соединение выполняется не по всему сечению провода и площадь контакта очень маленькая. Достоинства: простота соединения, возможность подключения дополнительного провода к штатной проводке автомобиля с незначительным ее повреждением. Недостатки: низкая механическая прочность, низкая защита от влаги (из-за большого размера соединения, нет возможности хорошо заизолировать соединение, поэтому область применения такого соединения ограничена), удовлетворительный электрический контакт (используется небольшая площадь контакта в соединении).
Оценка соединения:

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –

Плюсы и минусы пайки проводов в авто

В большинстве работ с электрикой, пайка может оказаться очень надёжным соединением, но в автомобилях её рекомендуется не применять. Это связано с тем, что спаянный контакт подвержен окислению, что спровоцирует стремительное разрушение соединения. Паянное соединение не имеет гибкости и при минимальном физическом воздействии контакты, которые подгнили, распадутся.

Портится не сама пайка. Слабые места такого соединения находятся между изоляционным слоем провода и самой пайкой. Тут будет происходить окисление, которое спровоцирует надлом.

Также к отрицательным моментам стоит отнести неудобство такого способа. Пытаться спаять контакты под торпедо, где и примитивную скрутку не всегда можно нормально сделать, очень неудобно.

Это не значит, что пайка в автомобиле недопустима. Просто это не самый удачный способ.

Надёжного паянного соединения можно добиться покрыв скрутку припоем и покрыв соединение специальным лаком, который будет препятствовать окислению.

Cоединение проводов №3.

Данное соединение проводов простое в применении, обеспечит хороший электрический контакт, но увы обладает низкой защитой от влаги. Достоинства: простота соединения электропроводов, хороший электрический контакт, дешевый и распространенный инструмент. Недостатки: низкая защита от влаги (тяжело заизолировать соединение).

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — ;
  4. гибкость соединения –

Какую пайку электропроводов в машине можно использовать

Опытные автоэлектрики говорят, что в редких случаях паять автопроводку все же можно, но делать это необходимо специальным паяльником и не использовать изоленту, а применять спайки или термоусадки.

Это сложный способ, но он гарантирует безопасность и надежность. Электропровода, соединенные с помощью термоусадки, не окисляются и не рвутся, сохраняя постоянно хороший контакт.

Принцип данного метода:

  • на один конец электропровода надевается спайка;
  • жилы скручиваются между собой;
  • спайка натягивается на скрутку и прогревается строительным феном до появления припоя;
  • когда припой становится жидким и пластичным, нагрев необходимо прекратить;
  • трубка плотно обхватит соединение и предотвратит попадание на него влаги.

Соединение проводов опресовкой с клеевым изолятором №4.

Данное электрическое соединение максимально отвечает всем требованиям. Оно обладает достаточной механической прочностью, защитой от влаги (так как при нагреве изолятор усаживается и расплавляет клей находящийся внутри), имеет хороший электрический контакт, для установки применим простой распространенный инструмент. Недостатки: низкая гибкость, так как 3-4 см соединения придают проводу жесткость.

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — ;
  4. гибкость соединения –

Подводя итоги можно сказать, что каждое соединение имеет свои достоинства и недостатки и выбирать их нужно исходя из области применения. К примеру, для ремонта электропроводки автомобиля в местах частого перегиба проводов хорошо зарекомендовали себя соединение проводов скручиванием и соединение опресовкой №1. При ремонте прямых участков электропроводки автомобиля в кабине, можно применить любое соединение. Однако при ремонте прямых участков электропроводки автомобиля в условиях повышенной влажности, (у грузовика большая часть проводки работает в таких условиях) лидером, несомненно, является соединение №4.

Плюсы и минусы сварки проводов в авто

Сварка проводов в автомобиле отличается большой надёжностью и долговечностью. В заводских условиях сварку контактов используют для создания надёжного соединения с «массой» автомобиля, а также в некоторые плюсовые контакты объединяются воедино с помощью сварки. Неоспоримым достоинством является то, что сварное соединение имеет минимальное сопротивление.

Тем не менее применять её в ремонтных целях очень дорого и часто неудобно.

Способы соединения, пайки и заделки автопроводки

1. Общие сведения

Любая электрическая цепь всегда имеет значительное количество точек, в которых происходит соединение или ответвление проводов и присоединение их к зажимам потребителей, источников электрической энергии и вспомогательных приборов.

Наличие хорошего электрического соединения в любой из указанных выше точек имеет первостепенное значение для безотказной работы всей системы. Неплотно произведенное или нарушившееся в процессе эксплуатации соединение вызывает увеличение сопротивления в месте соединения. Увеличение сопротивления крайне нежелательно по следующим причинам:

а) В месте с возросшим сопротивлением будет происходить повышенное падение напряжения (затрата энергии на преодоление сопротивления), отчего напряжение, подводимое от источника электрической энергии к потребителям, будет меньше нормального. От этого ухудшается работа потребителей: например, лампочки будут гореть тускло.

б) Энергия, затрачиваемая в месте возросшего переходного сопротивления, преобразовываясь в тепловую, будет вызывать нагрев места соединения. При больших токах, проходящих по месту неплотного соединения, выделяемое тепло может достигнуть значительной величины и привести к выгоранию изоляции, разрушению прибора’ и послужить причиной пожара.

Поэтому монтаж проводов и заделка наконечников в зажимах должны производиться с возможной тщательностью и обязательным соблюдением правил, указанных ниже. Кроме того, в процессе эксплуатации необходимо периодически осматривать и подтягивать все гайки и винты, к которым присоединяются провода, следить за их чистотой и при первом признаке начавшегося окисления немедленно производить чистку.

Рис. 4. Соединение двух изолированных проводов: 7- зачистка изоляции; 2 — предварительная скрутка; 3, 4 и 5 — окончательная скрутка; 6 — пропайка жил; 7 —обмотка места соединения изоляционной лентой

2. Соединение между собой двух проводов

В этом случае к месту соединения предъявляется два требования:

а) быть прочным в механическом отношении;

б) обеспечивать надежный электрический контакт.

Соединение производится следующим образом. Концы подлежащих соединению проводов- освобождаются от изоляции на 40—65 мм от конца провода (рис. 4), а жила провода тщательно очищается шкуркой от остатков резиновой изоляции. При соединении проводов, жила которых состоит из отдельных проволочек, зачистке подвергается каждая проволочка жилы, после чего они плотно скручиваются в общую жилу.

Зачищенные жилы накладывают одну на другую и плотно перекручивают на один ‘оборот. Удерживая обе жилы в таком положении, навивают плотно, виток к витку, один из торчащих концов на другую соединяемую жилу. Точно так же поступают и с другим концом. После этого кусачками откусываются оставшиеся концы жил, а в середине участка скрутки производится пайка оловом, как описано в разделе 8. Место соединения обматывается изоляционной лентой.

Скрутка без пайки допустима только во временных соединениях или при невозможности произвести пайку в данный момент.

3. Ответвление одного провода от другого

При ответвлении одного провода от другого (рис. 5) действия при скрутке жил очень немногим отличаются от рассмотренных при соединении двух проводов между собой и дополнительных пояснений не требуют.

Рис. 5. Ответвление одного провода от другого: 1 и 2— зачистка изоляции жил 3 — предварительная скрутка жил; 4 —окончательная скрутка жил и пайка; 5 — обмотка места соединения изоляционной лентой

4. Разделка провода для присоединения к открытому зажиму

Зажимы приборов зажигания и электрооборудования могут быть открытыми или экранированными. Экранированные зажимы применяются на приборах только при установке на автомобиле радиостанции, причем в этом случае применяются также и экранированные провода.

Под открытый зажим могут разделываться как экранированные провода, так и неэкранированные. Примером может служить разделка проводов для присоединения к зажимам центрального переключателя автомобиля.

Читайте также:  Способы соединения стыков линолеума

Рассмотрим разделку под открытый зажим экранированного провода, тем более, что при разделке неэкранированного провода операции будут те же, за исключением первой.

При разделке конца экранированного провода под открытый зажим (рис. 6) прежде всего удаляется металлическая оболочка (экран) на 20 мм от конца, после чего освобождается от резиновой изоляции жила провода на 10 мм от конца. При разделке неэкранированного провода первая операция отпадает.

Отдельные проволочки жилы тщательно очищаются и скручиваются. Затем производится опайка оловом конца жилы и обмотка изоляционной лентой резиновой изоляции конца провода совместно с покрывающим его экраном. Для предохранения отдельных проволочек экрана от расплетания провод поверх изоляционной ленты обматывается прочной крученой ниткой, которая затем покрывается асфальтовым лаком.

Жила заделанного провода вводится в отверстие зажима и закрепляется в нем винтом.

Рис. 6. Разделка конца экранированного провода для присоединения к открытому зажиму. При отсутствии на проводе экрана первая операция отпадает 5. Разделка провода для присоединения к экранированному зажиму

Рис. 7. Разделка конца экранированного провода для присоединения к экранированному зажиму: 1 — стопорный винт; 2 — металлическая муфта; 3 — винт; 4 — втулка; 5 — экранирующая коробка

Разделка провода для присоединения к экранированному зажиму показана на рис. 7. От предыдущей разделки она отличается тем, что обмотка конца провода изоляционной лентой после опайки жилы не производится, а лишь несколько расширяется отверткой экран провода для того, чтобы его можно было надеть на втулку 4 экранирующей коробки 5. После подготовки конца провода жила его вводится в зажим и закрепляется в нем стопорным винтом 1. Экран же провода надевается на втулку 4 и стягивается металлической муфтой 2 при помощи винта 3,

6. Заделка проводов в наконечники

Заделка в наконечник провода низкого напряжения

Рис. 8. Наконечники и заделка в них неэкранированных проводов

Если зажим потребителя или источника электрической энергии имеет форму болта с гайкой или винта с плоской или полукруглой головкой, применяется заделка провода в специальный наконечник.

Распространение получили два вида наконечников: с центральным отверстием и боковым (рис. 8). Первый тип наконечников применяется чаще всего для экранированных проводов (провода ПРП и АОЛБ) и притом таких, которые редко отъединяются от своих зажимов. Второй тип применяется в большинстве случаев для неэкранированных проводов (провода АОЛ).

Наконечники доставляются, как правило, в готовом виде. Однако при отсутствии готовых они могут быть выполнены самостоятельно из латуни в любой мастерской согласно рис. 8. Последовательность операций и основные размеры конца провода, заделываемого в наконечник, показаны на рис. 9 и 10. Следует отметить необходимость весьма тщательной спайки между собой и наконечником всех проволочек жилы, так как в противном случае контакт будет недостаточным.

Рис. 9. Заделка в наконечник конца неэкранированного провода: 1 — зачистка жилы провода; 2 — наконечник; 3 — расположение конца провода на наконечнике перед закреплением; 4 закрепление наконечника на проводе; 5 — припайка жилы провода к наконечнику; 6 — закрепление наконечника в зажиме

Заделка в наконечник провода высокого напряжения

Концы провода высокого напряжения марки ПМ, присоединяемые к зажимам свечей, заделываются в наконечники, схожие с наконечником, изображенным в левой части рис. 8, но имеющими для удобства соединения с электродом свечи разрез в верхней части. При этом операции при заделке провода высокого напряжения ничем не отличаются от операций при заделке провода низкого напряжения.

Рис. 10. Заделка в наконечник конца экранированного провода

В тех случаях, когда провод высокого напряжения служит для соединения зажимов высокого напряжения индукционной катушки и прерывателя-распределителя, имеющих особое устройство для крепления, применяется другой тип наконечника, рассматриваемый ниже.

Наконечник вырезается из латуни толщиной 0,2—0,3 мм по форме, показанной на рис. 11.

Рис. 11. Заделка конца провода высокого напряжения в специальный наконечник

Рис. 12. Временная разделка конца провода под гайку или винт

Выступающие концы выгибаются под углом 90° по отношению к основанию, а в центре основания просверливается отверстие диаметром 1,5 мм для пропуска жилы провода. Конец провода освобождается от изоляции на 5 мм от края, и наконечник надевается на провод так, чтобы жила прошла в его отверстие. С наружной стороны наконечника проволочки жилы разгибаются во все стороны и припаиваются к наконечнику (см. раздел 8).

После пайки следует обжать наконечник плоскогубцами и проверить, как он входит в зажим высокого напряжения на индукционной катушке или прерывателе-распределителе; наконечник Должен входить в зажим, с некоторым трением и прочно в нем удерживаться. 7. Временная разделка провода под гайку или винт

Если во время движения автомобиля жила какого-либо провода отломалась от наконечника л новая разделка в данный момент невозможна, допустимо временное соединение жилы провода с зажимом без наконечника. Для этого жила провода освобождается от изоляции на расстоянии 35- 40 мм от конца, отдельные проволочки жилы тщательно зачищаются и скручиваются. Жила провода сгибается в петлю (рис. 12) с отверстием, которое допускало бы свободный проход болта или винта. Место скрутки покрывается изоляционной лентой. При закреплении провода под гайку или головку винта должна быть обязательно положена шайба. Применение подобного — способа заделки возможно практически для проводов с сечением жилы не свыше 2,5 кв. мм.

При первой возможности провод должен быть заделан в наконечник.

8. Пайка проводов

Пайка проводов производится обычным паяльником, мягким припоем (олово, третник). В качестве флюса допустимо применение только канифоли. Пользоваться травленой соляной кислотой (хлористым цинком) нельзя ни при каких условиях, так как с течением времени кислота вызывает окисление жилы провода и наконечника, приводящее к нарушению контакта и даже к разрушению самой жилы; удалить же оставшуюся после пайки кислоту практически не представляется возможным.

В остальном приемы пайки остаются те же, что и при пайке с применением травленой соляной кислоты.

Соединители типа пуля

Указанное соединение неразборно. Такое соединение чаще звучит в английском названии: Bullet Connector. На фото показана пара разъемов Panduit: EBV18-4MB-Q и EBV18-4B-Q.

Этот тип соединения состоит из металлической трубки в которой кабель зажимается с одной стороны, напоминающей пулю (иногда с дополнительной изоляцией), а с другой — аналогичной трубки, в которой так называемая «пуля» заходит. Электрический провод также подключен ко второй трубке.

Меры предосторожности

Провода часто различаются по размеру и типу проводника. Самый тонкий провод во всей системе должен быть способен передавать максимальный ток, который течет в цепи. Кроме того, соединение между двумя проводами может дополнительно увеличить последовательное сопротивление, особенно если оно не является хорошим или, например, оно не соответствует диаметру провода. Это может привести к перегреву соединения, что часто наблюдается после неопытных электриков.

В зависимости от напряжения и тока для этих типов соединений применяются разные стандарты. Эти стандарты существуют не просто так, и если вы их игнорируете, то делаете работу на свой страх и риск. Иногда это заканчивается очень неприятным образом. Типичным примером является возможность пожара из-за использования неподходящего соединителя в электросети, даже если соединитель находится в совершенно ином месте чем произошедшее возгорание.

Теперь давайте рассмотрим наиболее популярные и часто используемые кабельные разъемы для соединения между собой электрических проводов.

Электрический клеммник

Если хотите соединить несколько разных электроцепей вместе, можете использовать электрический клеммник, как показано на рисунке. Тема клеммников очень широка — это огромная группа соединителей, которые было бы трудно охватить в пределах одной статьи, поэтому давайте просто изучим фото — у большинства из нас уже была возможность использовать этот тип соединения при монтаже люстр и светильников.

Быстрый разъем Wago

Быстрый разъем (Wago 221), показанный на фото, предназначен для соединения двух проводов вместе, но они доступны в версиях и с пятью одновременными подключениями. Изолированные концы кабеля помещаются в разъемы, которые защелкиваются нажатием на рычаг.

Полезное: Выдвижной блок розеток в столешницу и розетки в полу: установка и подключение

Благодаря рычагу закрепление и открепление разъема очень просты — соединение можно использовать повторно несколько раз. Также доступны дополнительные аксессуары для разъемов Wago, которые позволяют, например, навсегда смонтировать весь блок разъемов в корпусе.

Источник

Оцените статью
Разные способы