- Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Сочинительная связь при однородных членах» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сочинительная связь и сочинительные союзы
- Что такое сочинительная связь?
- Сочинительная связь в простом предложении
- Сочинительные союзы
- Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»
- Примеры простых предложений с сочинительной связью
- Сочинительная связь в сложносочиненном предложении
- Примеры сложносочиненных предложений
- Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении
- Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях
- Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Сочинительная связь при однородных членах»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Сочинительная связь при однородных членах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_8_klasse.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Сочинительная связь при однородных членах
Конспект урока по русскому языку
учитель русского языка и литературы
Волкова Наталья Александровна
ТЕМА: Сочинительная связь при однородных членах
Тип урока: урок изучения новой темы
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык 8 класс М.М.Разумовская, С.И.Львова М.: Дрофа
Используемое оборудование: ПК, интерактивная доска.
Личностные – обеспечить условия для проявления творчества при выполнении заданий, обеспечить условия для определения потребности в освоении учебной темы.
Познавательные – обеспечить условия для формирования умений определять значение и смысл термина, анализировать информацию, предъявлять информацию в различных языковых формах, создавать творческий продукт.
Коммуникативные – обеспечить условия для формирования умения адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе, развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Регулятивные – обеспечить условия для формирования умений оценивать собственные возможности для выполнения задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, контролировать выполнение результата, оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.
Предметные – обеспечить условия для усвоения темы, повторить сведения о сочинительных союзах и их видах. Формировать умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами.
1. Организационный момент. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний
Цель этапа урока: Уточнить тип урока; определить тематические рамки, настроить учащихся на работу
( Личностные УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. Регулятивные УУД: умение выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге, создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познавательные УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать).
1. Орфографическая разминка
— Ребята, здравствуйте, садитесь. Начнём урок. Чтобы настроиться на работу, давайте проведём небольшую орфографическую разминку. Вспомним игру «Третий лишний». На доске записаны слова, в каждой строчке одно слово лишнее. Найдите его и объясните, чем оно отличается от остальных.
А) к..ндидат, пр..зидент, к..сание, реф..рендум;
Б) р..стирать, подск..чить, р..сток, прим..рение;
В) д..ритель, д..ректор, ск..зание, об..зать.
Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним материал прошлого урока.
2. Проверка домашнего задания.
А) Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
— Расскажите, чем отличаются однородные и неоднородные определения.
— В каком случае между определениями ставится запятая?
Б) Выполним ещё одно задание. Перед вами несколько предложений. Вам нужно выделить маркером номера предложений, в которых определения однородны, и расставить пропущенные знаки препинания. Один из вас будет работать у доски. А класс внимательно следит за его работой и, если нужно, поправляет.
1. Он легко решал трудные математические задачи.
2. Приятный, нежный голосок птички звенел за окном.
3 . Тёмные, плотно стоящие ели отражались в воде.
4. Вечернее бледное море лежало спокойно.
5. День стоял туманный, безветренный.
6. На поляне росли большие красные маки.
7. Свежий морской ветер принёс прохладу.
8 . Шёл тяжёлый, затяжной дождь.
9. Летние московские вечера бесконечны.
10. Снова потянулись длинные, однообразные дни.
- Целеполагание . Определение темы урока и постановка цели
Цель этапа урока:
Через разные развивающие задания изучить материал о сочинительной связи при однородных членах.
Перейдём к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Сочинительная связь при однородных членах». Запишите её. Давайте попробуем обозначить цели урока (ответы учащихся). Совершенно верно, мы с вами вспомним, как осуществляется сочинительная связь, виды сочинительных союзов, будем учиться ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, потренируемся в составлении схем предложений с однородными членами.
3.Изучение нового материала.
Цель этапа урока: познакомить учащихся с новым материалом, научить их пользоваться полученными знаниями.
(Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. Познавательные УУД: умение определить и поставить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний).
На предыдущих уроках мы говорили, что однородные члены соединены сочинительной связью, то есть они равноправны, не зависят друг от друга. Связаны они могут быть перечислительной интонацией или сочинительными союзами. Знаки препинания между однородными членами ставятся в зависимости от того, чем они связаны. Если только интонационно, запятая ставится (исключение составляют неоднородные определения). Если же однородные члены связаны сочинительными союзами, то всё не так просто. Для того чтобы лучше понять правило постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами, хорошо бы нам вспомнить, какие бывают сочинительные союзы.
На доске перед вами таблица (приложение 2). С её помощью мы сейчас вспомним, на какие группы делятся сочинительные союзы. Давайте проанализируем таблицу и ответим на вопросы.
— На какие группы делятся сочинительные союзы по значению?
— Как делятся сочинительные союзы по составу?
— Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?
Каким же образом ставятся знаки препинания между однородными членами, соединёнными сочинительными союзами?
Перед вами правило (приложение 3). Я попрошу вас кратко записать его в тетрадь с примерами и схемами предложений.
Давайте ещё раз его повторим.
— Когда между однородными членами, связанными однородными союзами, запятая ставится?
— Когда запятая не ставится?
4. Первичное закрепление темы
Цель этапа урока:
Через практические задания закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами
( Регулятивные УУД: умение использовать полученные знания на практике)
Теперь, когда мы знаем правило, будем учиться применять его на практике.
- Запишем на доске несколько предложений, расставим в них запятые, составим схемы.
И верного друга прощальной рукой и гладит , и треплет по шее крутой.
На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром.
Мал клоп, да вонюч.
Не только деревья, но и кусты были выпилены возле деревни.
- Выполнение упражнений учебника. Упр.201 (задания 1,2).
- Самостоятельно, с последующей проверкой упр. 202.
- Задание, связанное с расстановкой знаков препинания между однородными членами встретятся вам на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Попробуем сейчас выполнить подобное (каждый ученик получает карточку с заданиями).
Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- На берегах полноводных рек или озёр нередко можно встретить этих рыбаков-любителей.
- Собачка надрывно и жалобно скулила и лаяла.
- И рожь и овёс и пшеница занимают в нашей стране большие площади.
- Лилии гладиолусы и георгины зацвели в этом году почти одновременно.
- Гора становилась всё круче и вот впереди сверкнула затуманенная река.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель данного этапа урока:
Подвести итоги урока, выставить и прокомментировать оценки
Итак, давайте подведём итог нашему уроку.
— Узнали ли вы на уроке что-то новое?
— Какой из этапов урока показался вам наиболее интересным?
— Что было сложным?
— Есть ли вопросы, которые ещё нужно прояснить?
Выставление и комментирование оценок.
Цель данного этапа урока: объяснить домашнее задание
( Регулятивные УУД: саморегуляция. Познавательные УУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний )
Запись домашнего задания.
Всем выучить параграф 31, стр. 123,124.
Упражнение 204 (задание 1,2,4)
Выписать из любого художественного текста пять предложений с однородными членами, составить их схемы.
Составить небольшой текст-описание (6-7 предложений), используя однородные члены и разные сочинительные союзы, связывающие их.
Источник
Сочинительная связь и сочинительные союзы
Сочинительная связь — это равноправная синтаксическая связь между однородными членами предложения или простыми предложениями в составе сложных.
Что такое сочинительная связь?
Любое высказывание состоит из минимальных значимых синтаксических единиц — слов, которые соединяются в предложение, представляющее собой законченное высказывание, с помощью двух видов связи:
Рассмотрим, что такое сочинительная связь.
Сочинительная связь в простом предложении
Этот вид синтаксической связи осуществляет равноправные отношения, во-первых, между членами предложения. В предложении подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены могут быть однородными, например:
Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи (М. Горький).
В этом простом предложении несколько пар однородных членов предложения:
- деревья и травы — подлежащие
- сочны и свежи — сказуемые;
- летом и в начале осени — обстоятельства.
Эти члены предложения не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Они связаны между собой сочинительным союзом «и» и перечислительной интонацией. Эти признаки указывают на то, что между ними существует сочинительная связь.
Сочинительные союзы
Равноправная синтаксическая связь оформляется между главными и второстепенными членами предложения с помощью сочинительных союзов. Перечислим их в соответствии с их грамматическим значением:
Сочинительная связь существует не только между второстепенными членами предложения, обозначенными отдельными словами, но и между однородными определениями, выраженными распространенными приложениями, причастными оборотами, или обстоятельствами — деепричастными оборотами, например:
Был серый , неприятный день , с холодным пасмурным небом и пронизывающим ветром , колебавшим кое-где сугробы сухого снега и свистевшим в обнаженных придорожных кустах и деревьях (В. Короленко).
Облако п омчалось вниз по склону, чудовищно разрастаясь вверх и в стороны и превращаясь быстро в лилово -черную тучу (В. Обручев).
Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»
Примеры простых предложений с сочинительной связью
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем (И. С. Никитин).
Дождь принимался гудеть широко и ровно и на дворе , и в саду , и в переулке , и на пустыре ( В. Г. Короленко).
Дом весь был окружен этими видами, этим воздухом , да полями , да садами (И. Гончаров).
Лошадь упиралась, шла неохотно. Приходилось не только понукать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).
Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями (Л. Толстой).
Сочинительная связь в сложносочиненном предложении
Этот вид синтаксической связи объединяет простые равноправные предложения в сложное, которое называется сложносочиненным.
Но вот солнце стало опускаться к западу, и из-за холма неожиданно показалось седое облако (А. Коптяева).
В сложносочиненном предложении уже не отдельные слова, члены предложения, а простые предложения объединяются в высказывание, выражающее законченную мысль. Их объединяет интонация и те же сочинительные союзы как признак синтаксического равноправия составляющих компонентов сложного предложения.
От простого предложения отличаем сложносочиненное по наличию в нём двух и более грамматических основ.
Между простыми предложениями с сочинительной связью существует значение одновременности, последовательности, чередования действия, взаимоисключения и пр.
Примеры сложносочиненных предложений
Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода , и вскоре дорожка привела к большому озеру (В. Солоухин).
День безветренный , но морозец крепкий , январский (А. Бек).
Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Аксаков).
Из-за плетней славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью, а потом набежит ветерок , дохнет прямо в лицо свежим печеным хлебом (Г. Скребицкий).
Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении
В сложноподчиненном предложении сочинительной связью соединяются однородные придаточные части одного вида с помощью сочинительных союзов, например:
Вода в затоне задымилась, точно её подожгли или словно над плёсом поднялась водяная пыль (Е. Пермитин).
Придаточные части сравнения соединены с главным предложением подчинительными союзами «точно» и «словно», а между собой — сочинительным разделительным союзом «или».
Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях
А когда листья высохнут и трава сделается похожей на молодое сено, запах станет эфирно-легким и особенно душистым (М. Алексеев).
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только к олотушка сторожа доносится с деревенской околицы (К. Паустовский).
По мере того как поднимается солнце и разогревается воздух , капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть (М. Пришвин).
Только некоторые из окрестных жителей умели по приметам пробираться через это опасное место, где коварная зелень мхов обманывает неопытного путника и тростник скрывает ямы (М. Лермонтов).
Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»
Источник