Способы сочинительной связи 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Сочинительная связь при однородных членах»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Сочинительная связь при однородных членах»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_v_8_klasse.docx 29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Сочинительная связь при однородных членах

Конспект урока по русскому языку

учитель русского языка и литературы

Волкова Наталья Александровна

ТЕМА: Сочинительная связь при однородных членах

Тип урока: урок изучения новой темы

Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык 8 класс М.М.Разумовская, С.И.Львова М.: Дрофа

Используемое оборудование: ПК, интерактивная доска.

Личностные – обеспечить условия для проявления творчества при выполнении заданий, обеспечить условия для определения потребности в освоении учебной темы.

Познавательные – обеспечить условия для формирования умений определять значение и смысл термина, анализировать информацию, предъявлять информацию в различных языковых формах, создавать творческий продукт.

Коммуникативные – обеспечить условия для формирования умения адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе, развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Регулятивные – обеспечить условия для формирования умений оценивать собственные возможности для выполнения задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, контролировать выполнение результата, оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Предметные – обеспечить условия для усвоения темы, повторить сведения о сочинительных союзах и их видах. Формировать умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами.

1. Организационный момент. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний

Цель этапа урока: Уточнить тип урока; определить тематические рамки, настроить учащихся на работу

( Личностные УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. Регулятивные УУД: умение выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге, создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познавательные УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать).

1. Орфографическая разминка

— Ребята, здравствуйте, садитесь. Начнём урок. Чтобы настроиться на работу, давайте проведём небольшую орфографическую разминку. Вспомним игру «Третий лишний». На доске записаны слова, в каждой строчке одно слово лишнее. Найдите его и объясните, чем оно отличается от остальных.

А) к..ндидат, пр..зидент, к..сание, реф..рендум;

Б) р..стирать, подск..чить, р..сток, прим..рение;

В) д..ритель, д..ректор, ск..зание, об..зать.

Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним материал прошлого урока.

2. Проверка домашнего задания.

А) Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

— Расскажите, чем отличаются однородные и неоднородные определения.

— В каком случае между определениями ставится запятая?

Б) Выполним ещё одно задание. Перед вами несколько предложений. Вам нужно выделить маркером номера предложений, в которых определения однородны, и расставить пропущенные знаки препинания. Один из вас будет работать у доски. А класс внимательно следит за его работой и, если нужно, поправляет.

1. Он легко решал трудные математические задачи.

2. Приятный, нежный голосок птички звенел за окном.

3 . Тёмные, плотно стоящие ели отражались в воде.

4. Вечернее бледное море лежало спокойно.

5. День стоял туманный, безветренный.

6. На поляне росли большие красные маки.

7. Свежий морской ветер принёс прохладу.

8 . Шёл тяжёлый, затяжной дождь.

9. Летние московские вечера бесконечны.

10. Снова потянулись длинные, однообразные дни.

  1. Целеполагание . Определение темы урока и постановка цели

Цель этапа урока:

Через разные развивающие задания изучить материал о сочинительной связи при однородных членах.

Перейдём к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Сочинительная связь при однородных членах». Запишите её. Давайте попробуем обозначить цели урока (ответы учащихся). Совершенно верно, мы с вами вспомним, как осуществляется сочинительная связь, виды сочинительных союзов, будем учиться ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, потренируемся в составлении схем предложений с однородными членами.

3.Изучение нового материала.

Цель этапа урока: познакомить учащихся с новым материалом, научить их пользоваться полученными знаниями.

(Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. Познавательные УУД: умение определить и поставить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний).

На предыдущих уроках мы говорили, что однородные члены соединены сочинительной связью, то есть они равноправны, не зависят друг от друга. Связаны они могут быть перечислительной интонацией или сочинительными союзами. Знаки препинания между однородными членами ставятся в зависимости от того, чем они связаны. Если только интонационно, запятая ставится (исключение составляют неоднородные определения). Если же однородные члены связаны сочинительными союзами, то всё не так просто. Для того чтобы лучше понять правило постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами, хорошо бы нам вспомнить, какие бывают сочинительные союзы.

На доске перед вами таблица (приложение 2). С её помощью мы сейчас вспомним, на какие группы делятся сочинительные союзы. Давайте проанализируем таблицу и ответим на вопросы.

— На какие группы делятся сочинительные союзы по значению?

— Как делятся сочинительные союзы по составу?

— Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?

Каким же образом ставятся знаки препинания между однородными членами, соединёнными сочинительными союзами?

Перед вами правило (приложение 3). Я попрошу вас кратко записать его в тетрадь с примерами и схемами предложений.

Давайте ещё раз его повторим.

— Когда между однородными членами, связанными однородными союзами, запятая ставится?

— Когда запятая не ставится?

4. Первичное закрепление темы

Цель этапа урока:

Через практические задания закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами

( Регулятивные УУД: умение использовать полученные знания на практике)

Теперь, когда мы знаем правило, будем учиться применять его на практике.

  1. Запишем на доске несколько предложений, расставим в них запятые, составим схемы.

И верного друга прощальной рукой и гладит , и треплет по шее крутой.

На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром.

Мал клоп, да вонюч.

Не только деревья, но и кусты были выпилены возле деревни.

  1. Выполнение упражнений учебника. Упр.201 (задания 1,2).
  2. Самостоятельно, с последующей проверкой упр. 202.
  3. Задание, связанное с расстановкой знаков препинания между однородными членами встретятся вам на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Попробуем сейчас выполнить подобное (каждый ученик получает карточку с заданиями).

Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. На берегах полноводных рек или озёр нередко можно встретить этих рыбаков-любителей.
  2. Собачка надрывно и жалобно скулила и лаяла.
  3. И рожь и овёс и пшеница занимают в нашей стране большие площади.
  4. Лилии гладиолусы и георгины зацвели в этом году почти одновременно.
  5. Гора становилась всё круче и вот впереди сверкнула затуманенная река.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель данного этапа урока:

Подвести итоги урока, выставить и прокомментировать оценки

Итак, давайте подведём итог нашему уроку.

— Узнали ли вы на уроке что-то новое?

— Какой из этапов урока показался вам наиболее интересным?

— Что было сложным?

— Есть ли вопросы, которые ещё нужно прояснить?

Выставление и комментирование оценок.

Цель данного этапа урока: объяснить домашнее задание

( Регулятивные УУД: саморегуляция. Познавательные УУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний )

Запись домашнего задания.

Всем выучить параграф 31, стр. 123,124.

Упражнение 204 (задание 1,2,4)

Выписать из любого художественного текста пять предложений с однородными членами, составить их схемы.

Составить небольшой текст-описание (6-7 предложений), используя однородные члены и разные сочинительные союзы, связывающие их.

Источник

Сочинительная связь и сочинительные союзы

Сочинительная связь — это рав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве сложных.

Что такое сочинительная связь?

Любое выска­зы­ва­ние состо­ит из мини­маль­ных зна­чи­мых син­так­си­че­ских еди­ниц — слов, кото­рые соеди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние, пред­став­ля­ю­щее собой закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, с помо­щью двух видов связи:

Рассмотрим, что такое сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительная связь в простом предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи осу­ществ­ля­ет рав­но­прав­ные отно­ше­ния, во-первых, меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния. В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны могут быть одно­род­ны­ми, например:

Деревья и тра­вы летом и в самом нача­ле осе­ни по-весеннему соч­ны и све­жи (М. Горький).

В этом про­стом пред­ло­же­нии несколь­ко пар одно­род­ных чле­нов предложения:

  • дере­вья и тра­вы — подлежащие
  • соч­ны и све­жи — сказуемые;
  • летом и в нача­ле осе­ни — обстоятельства.

Эти чле­ны пред­ло­же­ния не зави­сят друг от дру­га, то есть они рав­но­прав­ны. Они свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ным сою­зом «и» и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей. Эти при­зна­ки ука­зы­ва­ют на то, что меж­ду ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительные союзы

Равноправная син­так­си­че­ская связь оформ­ля­ет­ся меж­ду глав­ны­ми и вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов. Перечислим их в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением:

Сочинительная связь суще­ству­ет не толь­ко меж­ду вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­ны­ми отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и меж­ду одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, выра­жен­ны­ми рас­про­стра­нен­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, или обсто­я­тель­ства­ми — дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, напри­мер:

Был серый , непри­ят­ный день , с холод­ным пас­мур­ным небом и про­ни­зы­ва­ю­щим вет­ром , коле­бав­шим кое-где сугро­бы сухо­го сне­га и сви­стев­шим в обна­жен­ных при­до­рож­ных кустах и дере­вьях (В. Короленко).

Облако п омча­лось вниз по скло­ну, чудо­вищ­но раз­рас­та­ясь вверх и в сто­ро­ны и пре­вра­ща­ясь быст­ро в лило­во -чер­ную тучу (В. Обручев).

Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»

Примеры простых предложений с сочинительной связью

На дво­рах и домах снег лежит полот­ном и от солн­ца бле­стит раз­но­цвет­ным огнем (И. С. Никитин).

Дождь при­ни­мал­ся гудеть широ­ко и ров­но и на дво­ре , и в саду , и в пере­ул­ке , и на пусты­ре ( В. Г. Короленко).

Дом весь был окру­жен эти­ми вида­ми, этим воз­ду­хом , да поля­ми , да сада­ми (И. Гончаров).

Лошадь упи­ра­лась, шла неохот­но. Приходилось не толь­ко пону­кать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).

Кое-где по доро­ге попа­да­ет­ся угрю­мая раки­та или моло­дая берез­ка с мел­ки­ми клей­ки­ми листья­ми (Л. Толстой).

Сочинительная связь в сложносочиненном предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи объ­еди­ня­ет про­стые рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния в слож­ное, кото­рое назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Но вот солн­це ста­ло опус­кать­ся к запа­ду, и из-за хол­ма неожи­дан­но пока­за­лось седое обла­ко (А. Коптяева).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии уже не отдель­ные сло­ва, чле­ны пред­ло­же­ния, а про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние, выра­жа­ю­щее закон­чен­ную мысль. Их объ­еди­ня­ет инто­на­ция и те же сочи­ни­тель­ные сою­зы как при­знак син­так­си­че­ско­го рав­но­пра­вия состав­ля­ю­щих ком­по­нен­тов слож­но­го предложения.

От про­сто­го пред­ло­же­ния отли­ча­ем слож­но­со­чи­нен­ное по нали­чию в нём двух и более грам­ма­ти­че­ских основ.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми с сочи­ни­тель­ной свя­зью суще­ству­ет зна­че­ние одно­вре­мен­но­сти, после­до­ва­тель­но­сти, чере­до­ва­ния дей­ствия, вза­и­мо­ис­клю­че­ния и пр.

Примеры сложносочиненных предложений

Между тем впе­ре­ди, сквозь дере­вья, сверк­ну­ла вода , и вско­ре дорож­ка при­ве­ла к боль­шо­му озе­ру (В. Солоухин).

День без­вет­рен­ный , но моро­зец креп­кий , январ­ский (А. Бек).

Ни обла­ка на туман­ном бело­ва­том небе, ни малей­ше­го вет­ра на снеж­ных рав­ни­нах (С. Аксаков).

Из-за плет­ней слав­но попа­хи­ва­ет отсы­рев­ши­ми лопу­ха­ми, кра­пи­вой и горь­ко­ва­той полы­нью, а потом набе­жит вете­рок , дох­нет пря­мо в лицо све­жим пече­ным хле­бом (Г. Скребицкий).

Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сочи­ни­тель­ной свя­зью соеди­ня­ют­ся одно­род­ные при­да­точ­ные части одно­го вида с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, например:

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли или слов­но над плё­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Придаточные части срав­не­ния соеди­не­ны с глав­ным пред­ло­же­ни­ем под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «точ­но» и «слов­но», а меж­ду собой — сочи­ни­тель­ным раз­де­ли­тель­ным сою­зом «или».

Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях

А когда листья высох­нут и тра­ва сде­ла­ет­ся похо­жей на моло­дое сено, запах ста­нет эфирно-легким и осо­бен­но души­стым (М. Алексеев).

Бывают осен­ние ночи, оглох­шие и немые, когда без­вет­рие сто­ит над чер­ным леси­стым кра­ем и толь­ко к оло­туш­ка сто­ро­жа доно­сит­ся с дере­вен­ской око­ли­цы (К. Паустовский).

По мере того как под­ни­ма­ет­ся солн­це и разо­гре­ва­ет­ся воз­дух , кап­ли на теле­граф­ной про­во­ло­ке начи­на­ют сли­вать­ся одна с дру­гой и редеть (М. Пришвин).

Только неко­то­рые из окрест­ных жите­лей уме­ли по при­ме­там про­би­рать­ся через это опас­ное место, где ковар­ная зелень мхов обма­ны­ва­ет неопыт­но­го пут­ни­ка и трост­ник скры­ва­ет ямы (М. Лермонтов).

Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»

Источник

Читайте также:  Как лепятся манты способы лепки
Оцените статью
Разные способы