Способы собирания доказательств дознавателями таможенных органов при расследовании уголовных дел

Приказ ФТС России от 26.08.2014 № 1646 «Об организации контроля за расследованием таможенными органами уголовных дел»

В целях обеспечения законности при производстве дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам таможенных органов, являющихся органами дознания, заместителям начальников таможен, курирующим подразделения дознания:

1) исключить случаи преждевременного, необоснованного возбуждения уголовных дел;

2) исключить факты возбуждения уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2007, N 24, ст. 2830; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 26, ст. 3207; 2014, N 6, ст. 558, N 30 (ч. 1), ст. 4278) (далее — УПК РФ), при отсутствии необходимости производства неотложных следственных действий, направленных на обнаружение и фиксацию следов преступлений, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления;

3) при выявлении факта принятия необоснованного и незаконного решения о возбуждении (приостановлении, прекращении) уголовного дела безотлагательно принимать исчерпывающие меры по его отмене;

4) обеспечить составление по каждому уголовному делу в день его возбуждения плана расследования, содержащего сроки производства следственных и иных процессуальных действий, подписываемого дознавателем, начальником подразделения дознания и утверждаемого начальником органа дознания. Запланированные мероприятия и сроки их исполнения корректировать только по решению начальника органа дознания на основании мотивированного рапорта дознавателя, согласованного с начальником подразделения дознания;

5) обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также при решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу;

6) в случае задержания в порядке статьи 91 УПК РФ лица, подозреваемого в совершении преступления, оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, а иным таможенным органам — в соответствующие оперативные таможни в течение 12 часов с момента задержания направлять по факсу либо электронной почте без досылки по почте копию соответствующего протокола;

7) в случае принятия судом решения об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, а иным таможенным органам — в соответствующие оперативные таможни направлять по факсу либо электронной почте без досыла по почте копию соответствующего постановления суда в течение 24 часов после его вынесения. По телефонной связи о решении суда сообщать незамедлительно;

8) по каждому уголовному делу, возбужденному по частям 1, 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 26, ст. 3207; 2014, N 30 (ч. 1), ст. 4278), в кратчайшие сроки принимать неотложные меры по установлению точного размера ущерба, причиненного преступлением (суммы неуплаченных таможенных платежей), обеспечивая в дальнейшем при наличии задолженности по уплате таможенных платежей предъявление гражданского иска в соответствии со статьей 44 УПК РФ;

9) в целях обеспечения исполнения приговора в части предъявленного гражданского иска принимать меры по аресту имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия;

10) организовать работу по своевременному получению подразделением дознания сведений о постановлении судами приговоров по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, и вступлении данных приговоров в законную силу;

11) организовать работу по получению подразделением дознания копий приговоров суда по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, в трехдневный срок со дня вступления их в законную силу. Полученные приговоры суда, в которых удовлетворен заявленный гражданский иск, незамедлительно направлять в подразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов (далее — ОРИиИПУО);

12) обеспечить взаимодействие ОРИиИПУО с судами и территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по вопросам организации исполнения приговоров суда по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, в части гражданского иска;

13) при вынесении дознавателями постановлений о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении сроков производства дознания свыше двух месяцев лично изучать материалы уголовных дел, давая конкретные письменные указания о дальнейшем ходе расследования с внесением соответствующих изменений в план расследования;

14) обеспечить надлежащее взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений, постоянно контролировать своевременность и полноту исполнения поручений подразделений дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам;

15) по находящимся в производстве уголовным делам о преступлениях, отнесенных в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 151 УПК РФ к компетенции таможенных органов, возбужденным в отношении неустановленных лиц, а также по уголовным делам, дознание по которым приостановлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 208 УПК РФ, не реже двух раз в месяц проводить заслушивания начальников оперативных подразделений и подразделений дознания о мерах, принятых для установления лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. По результатам заслушивания давать письменные указания по организации дальнейшей работы;

16) исключить случаи необоснованного и преждевременного приостановления дознания, когда не исчерпаны все возможности для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

17) исключить случаи необоснованного и незаконного прекращения уголовных дел. При вынесении дознавателями постановлений о прекращении уголовного дела лично изучать материалы уголовных дел, оценивая обоснованность и законность принятого решения;

18) исключить случаи составления дознавателями обвинительных актов (постановлений) при неполноте проведенного расследования. Утверждая обвинительные акты (постановления), изучать материалы уголовных дел, оценивая обоснованность и правомерность принятого дознавателем решения;

19) информацию о решении прокурора, принятом по уголовному делу в соответствии со статьями 226, 226.8 УПК РФ, направленному ему с обвинительным актом (постановлением), составленным дознавателем оперативной таможни и таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, дознавателем иного таможенного органа — в соответствующую оперативную таможню с сопроводительным письмом по факсу либо электронной почте без досылки по почте в течение 24 часов с момента поступления данной информации в таможенный орган;

20) безотлагательно принимать меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, допущенных при производстве дознания и неотложных следственных действий. По каждому выявленному факту нарушений требований законодательства выяснять причины, способствовавшие их совершению, и принимать меры по недопущению их впредь, решая при этом в установленном порядке вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

21) при направлении уголовных дел по подследственности обеспечить передачу по принадлежности изъятых вещественных доказательств;

22) копии постановлений о возбуждении (приостановлении, прекращении) уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных приказом ФТС России от 22 июля 2013 г. N 1355 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами особой важности», дознавателей оперативных таможен и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, дознавателей иных таможенных органов — в соответствующие оперативные таможни с сопроводительным письмом по факсу либо электронной почте без досылки по почте в течение 24 часов с момента принятия процессуального решения;

Читайте также:  Как максимизировать прибыль способы

23) материалы уголовных дел, по которым приняты решения об их прекращении, в течение трех суток после возврата надзирающим прокурором оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, иным таможенным органам — в соответствующие оперативные таможни.

2. Начальникам подразделений дознания таможенных органов:

1) изучать на постоянной основе материалы уголовных дел и при необходимости давать письменные указания дознавателю по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, с внесением соответствующих изменений в план расследования уголовного дела;

2) на постоянной основе контролировать полноту и своевременность выполнения мероприятий, указанных в плане расследования уголовного дела;

3) безотлагательно отменять необоснованные и незаконные решения дознавателей о приостановлении производства по уголовному делу;

4) незамедлительно принимать меры по отмене необоснованных и незаконных решений о возбуждении (прекращении) уголовного дела;

5) обеспечить неукоснительное соблюдение дознавателем процессуальных сроков, установленных УПК РФ, при производстве дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам;

6) принимать меры, направленные на получение сведений о результатах расследования всех уголовных дел, переданных таможенными органами по подследственности.

3. При отсутствии в структуре таможенного органа должности начальника подразделения дознания обязанности, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5, 6 пункта 2 настоящего приказа, а также по обеспечению отмены необоснованных и незаконных решений дознавателей о приостановлении производства по уголовному делу исполнять начальнику органа дознания.

4. Управлению таможенных расследований и дознания ФТС России (А.П.Кизлык), начальникам оперативных таможен:

1) обеспечить контроль за соблюдением подчиненными таможенными органами законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) осуществлять контроль за работой подчиненных таможенных органов по возмещению ущерба, причиненного преступлениями;

3) обеспечить изучение уголовных дел, по которым дознавателями подчиненных таможенных органов приняты решения о прекращении дознания, в срок, не превышающий 15 суток с момента их поступления;

4) обеспечить ежеквартальное изучение уголовных дел, по которым дознавателями подчиненных таможенных органов приняты решения о приостановлении дознания;

5) при выявлении фактов принятия необоснованных и незаконных решений о возбуждении (прекращении, приостановлении) дознания по уголовным делам ходатайствовать об их отмене перед соответствующими надзирающими прокурорами;

6) при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных при возбуждении и расследовании уголовных дел, а также фактов непринятия в ходе дознания по уголовному делу мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением, решать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

7) обеспечить проведение не менее двух раз в год анализа результатов работы по осуществлению контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам и соблюдением требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о возбуждении (прекращении, приостановлении) уголовного дела, соблюдением законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и заключении их под стражу, а также возмещением ущерба, причиненного преступлениями.

5. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 6 февраля 2006 г. N 83 «О мерах по усилению ведомственного контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам в таможенных органах».

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Источник

Глава 3. Собирание доказательств при расследовании § 1. Общая характеристика следственных действийкак основного способа собирания доказательств

Все действия и решения следователя по уголовному делу должны основываться на уголовно-процессуальном законе, поэтому их можно назвать процессуальными действиями. Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной задачи, в совокупности направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела. В этом смысле все процессуальные действия следователя по уголовному делу можно было бы назвать следственными действиями. Однако в законе именуют следственными лишь те из процессуальных действий следователя, которые направлены на обнаружение, проверку, оценку и закрепление доказательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ, собирание доказательств осуществляется в ходе судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.

Следственные действия можно определить как предусмотренную уголовно-процессуальным законом совокупность операций и приемов, которые осуществляются при расследовании преступлений для обнаружения, фиксации и проверки любых сведений, имеющих значение доказательств по уголовному делу. Каждое из следственных действий выступает как специфическая совокупность познавательных приемов выявления и отображения доказательственной информации определенного вида*(272).

Любое следственное действие может быть проведено лишь при наличии возбужденного уголовного дела. В УПК РФ сделано исключение лишь для осмотра места происшествия. Это следственное действие можно провести и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок его производства и процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.

Законодатель разрешил возбуждать уголовные дела и начинать предварительное расследование капитанам морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителям геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главам дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. Руководители этих организаций и учреждений обязаны незамедлительно уведомлять прокуроров о начатом расследовании. Постановления о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В этих случаях лица, производящие дознание, вправе выполнять любые следственные действия, полагая, что они прокурора уведомили, а соответственно, и получили устное согласие на проведение следственных действий как по возбужденному уголовному делу. Иное решение в этих случаях не может иметь места, так как может быть утрачена доказательственная информация*(273).

Следственные действия производятся при наличии основания, под которым нужно понимать фактические данные, диктующие необходимость выполнения определенных действий в интересах установления истины по делу.

Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя. Но они могут проводиться и по указанию прокурора, руководителя следственного органа или по ходатайствам участников процесса (обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, а также их представителей). Проведение тех или иных следственных действий зависит от характера уголовного дела, конкретных обстоятельств доказывания и т.д. Вместе с тем закон предусматривает и случаи обязательного их производства. Они связаны с установлением определенных фактов (например, ст. 196 УПК РФ предусматривает обязательное проведение экспертизы для установления причин смерти, характера и степени вреда, причиненного здоровью, для определения психического или физического состояния обвиняемого) либо обусловлены ранее проведенными процессуальными действиями (например, лицо, задержанное в порядке ст. 92 УПК РФ, подлежит обязательному допросу в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК РФ)).

Читайте также:  Алгоритм может быть задан следующими способами последовательностью байтов

Следственными действиями по уголовно-процессуальному законодательству являются:

допрос (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта);

очная ставка (между свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми, подозреваемыми);

предъявление для опознания (живых лиц, предметов, документов, животных, трупов, строений, участков местности, фотографий);

обыск (в помещении, участков местности, личный обыск);

выемка (предметов, документов, выемка в жилых помещениях, выемка документов, содержащих государственную тайну, выемка в дипломатических представительствах, выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи);

наложение ареста на имущество;

наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;

осмотр (места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, трупов);

освидетельствование (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля);

следственный эксперимент (воспроизведение действий, обстановки, иных обстоятельств события, совершение опытных действий);

проверка показаний (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего) на месте;

назначение и производство судебной экспертизы;

получение образцов для сравнительного исследования;

контроль и запись переговоров.

Задержание и наложение ареста на имущество являются процессуальными действиями двойного назначения, а именно: в уголовном судопроизводстве они выступают одновременно как следственные действия — действия, направленные на получение доказательственной информации, и как меры уголовно-процессуального принуждения. Протоколы, составляемые при их проведении, являются источниками доказательств. Так, в протоколе задержания отражаются место задержания, указание на наличие следов преступления на одежде и в жилище задержанного, указание на то, что лицо застигнуто при совершении преступления, когда очевидцы указали на задержанного как на лицо, совершившее преступление. Эта информация носит доказательственный характер. При наложении ареста на имущество составляются протокол и опись имущества. Во многих случаях оказывается, что имущество, включенное в опись, добыто преступным путем или приобретено на средства, добытые преступным путем. Факт наличия этого имущества, отраженного в описи, является доказательственной информацией, позволяющей утверждать о наличии преступления и виновности в этом конкретного лица. Все это позволяет относить наложение ареста на имущество к следственным действиям.

Законодатель включил их в раздел, регламентирующий меры уголовно-процессуального принуждения. Заметим, что все без исключения следственные действия можно рассматривать и как меры уголовно-процессуального принуждения.

Законом не определяется очередность производства следственных действий, она зависит от конкретных обстоятельств и устанавливается следователем.

В уголовно-процессуальном законодательстве используется понятие неотложных следственных действий. Например, закон, регламентируя действия органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ), дает перечень органов дознания, правомочных проводить неотложные следственные действия. К неотложным следственным действиям УПК РСФСР относил осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. УПК РФ такого перечня не дает, и это вполне обоснованно.

Неотложность нельзя рассматривать как качество, внутренне присущее конкретным следственным действиям. Неотложность — это характеристика действий, определяемая конкретной ситуацией, сложившейся по делу. Любое следственное действие в определенный момент может быть отнесено к категории неотложных. В этом случае дознаватель должен исходить из того, что, если срочно не провести конкретного следственного действия, например, на проезжей части дороги, где имеются следы торможения транспортного средства, другие следы и предметы, то с открытием движения транспорта по этому участку этих следов и предметов там уже не будет, дождь смоет следы, снег засыплет их.

Как правило, место производства следственных действий устанавливается следователем. Обычно они проводятся в кабинете следователя. Однако отдельные следственные действия могут производиться только в месте, определенном характером преступления (например, осмотр места происшествия, обыск, выемка) либо целесообразностью и возможностью их проведения (например, допрос потерпевших в больнице, обвиняемых — в следственном изоляторе). Бывает необходимо начать следственное действие в одном месте, а закончить в другом (проверка показаний на месте). Выезжая в командировку, следователь может поочередно выполнять следственные действия в разных районах, городах, или те же действия по поручению следователя производят в различных местах органы дознания либо другие следователи.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает время производства следственных действий. Как правило, они производятся в дневное время (в соответствии с п. 21 ст. 5 УПК РФ ночное время считается с 22 до 6 часов по местному времени). В ночное время следственные действия могут быть произведены в тех случаях, когда промедление создаст угрозу наступления отрицательных последствий, утраты доказательств, продолжения преступных действий, укрытия преступников и т.д. (ч. 3 ст. 164 УПК РФ).

Иногда время выполнения следственного действия обусловливается предыдущим действием следователя или прямо указывается в законе (например, согласно ч. 1 ст. 173 УПК РФ следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения). Следственные действия по отдельному поручению следователя должны быть выполнены в срок не свыше десяти суток (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).

Следственные действия по делу могут производиться в течение времени, отведенного на предварительное следствие. Окончание или приостановление уголовного дела лишает следователя права выполнять следственные действия.

Продолжительность следственного действия уголовно-процессуальный закон не ограничивает. Она полностью зависит от характера самого следственного действия, условий, в которых оно совершается, а также распорядительности и организованности следователя.

При длительном производстве одного или нескольких следственных действий с теми же самыми участниками следователь должен предоставлять им время для приема пищи и отдыха. Например, допрос не может продолжаться непрерывно более 4 часов, после часового перерыва на отдых и прием пищи он может быть продолжен, но общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов (ч. 2, 3 ст. 187 УПК РФ).

Кроме отмеченных выше, должны соблюдаться и следующие общие правила производства следственных действий.

Эксгумация трупа из места захоронения (ч. 3 ст. 178 УПК РФ), освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия (ч. 1, 2 ст. 179 УПК РФ), обыск (ч. 3 ст. 182 УПК РФ), выемка (ч. 2 ст. 183 УПК РФ) производятся на основании постановления следователя (ч. 1 ст. 164 УПК РФ).

Осмотр жилища при отсутствии согласия на то проживающих в нем лиц; производство обыска и выемки в жилище; производство личного обыска (кроме случаев производства обыска при задержании и аресте); производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи; наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; контроль и запись телефонных и иных переговоров производятся только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 164 УПК РФ).

Читайте также:  Способ обрести душевное спокойствие

Важным общим правилом производства следственных действий является указание закона на то, что «при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц» (ч. 4 ст. 164 УПК РФ)*(274).

Закон предписывает следователю в случае привлечения к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл. 6 УПК РФ), со стороны защиты (гл. 7 УПК РФ), иных участников процесса (гл. 8 УПК РФ) во всех случаях удостоверяться в их личности, разъяснять им их права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. В случаях если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то они также предупреждаются об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ (ч. 5 ст. 164 УПК РФ).

Следователь при производстве следственных действий может применять технические средства как способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).

Использование технических средств при производстве следственных действий, с одной стороны, повышает эффективность деятельности следователя по собиранию, фиксации и закреплению доказательственной информации. С другой стороны, использование технических средств облегчает труд следователя, повышает культуру его работы, способствует ускорению производства следственных действий. Закон позволяет применять кино-, фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру. В распоряжении следователя может находиться следственный портфель или следственный чемодан с набором инструментов для изъятия предметов, вещей, для следокопирования и т.д.

Закон позволяет следователю при производстве следственных действий привлекать специалистов-криминалистов, а также должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).

Протокол следственного действия отражает ход и результаты следственного действия. Протокол следственного действия составляется в ходе его производства или непосредственно после его окончания.

Протокол следственного действия может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Если при производстве следственного действия применялись стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись, то это отражается в протоколе. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются:

место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.

Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

Здесь уместно отметить новшество, введенное законодателем.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 4-10 ст. 166 УПК РФ)*(275).

Как было отмечено, ряд следственных действий может быть произведен только с разрешения суда. Статья 165 УПК РФ регламентирует порядок получения такого разрешения. Он состоит в следующем: следователь с согласия руководителя следственного отдела возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, требующего такого согласия. Об этом следователь выносит постановление. Ходатайство судья рассматривает единолично не позднее 24 часов с момента поступления его в суд. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель. По результатам рассмотрения судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, а также личный обыск могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. В случае если судья признает проведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми (ст. 165 УПК РФ).

Здесь же уместно отметить порядок разрешения вопроса об отказе подписания или невозможности подписания протокола лицами, участвовавшими в проведении следственного действия. Статья 167 УПК РФ этот вопрос разрешает следующим образом: «В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания»*(276).

Источник

Оцените статью
Разные способы