Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
Ксения Гребенюк
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, тревожности, замкнутости, гипервозбудимости, это осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Соответственно организованная психолого-педагогическая работа нашей дошкольной организации и семьи обогощает эмоциональный опыт детей, смягчает или даже полностью устраняет недостатки в их личностном развитии. Работа в нашем учреждении в данной области ведется в нескольких направлениях:
1. Формирование у детей навыков самоконтроля, произвольности. Способствуют развитию умения управлять своим поведением.
— «возьми себя в руки». (Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека»).
— «врасти в землю». («Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека»).
— «стойкий солдатик». («Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться. Встань на одну ногу, а другую подоги в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается. Кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Ты настоящий солдат. Молодец. А теперь найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой и тебе будет интересно»).
— «гора с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
2. Техника визуализации. Способствуют развитию самосознания, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.
— «цветок-имя» «Закройте глаза и представьте себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто–то сможет услышать, например, пение птиц или что–нибудь ещё. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза». Предложите детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.
— «ты — лев» каждый ребенок представляет себя львом – могучим, сильным, смелым, гордым и уверенным. Затем каждый по-очереди говорит «Я – лев Гоша!» и проходит по кругу уверенной походкой, как ходят львы.
— «дыши и думай красиво» Ребенок делает глубокий вдох, закрывает глаза и мысленно представляет себе и говорит: «Я — лев» и выдох. Потом – «Я — птица», я — камень, я – цветок, я- спокоен. Взрослый дает инструкцию.
3. Техника напряжение – расслабление. Данные упражнения способствуют снижению психохоэмоционального напряжения, снятию мышечных зажимов, развитию умения управлять своим воображением.
— «лес» Ведущий рассказывает детям: «В нашем лесу растет березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, ягода, кустики». Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваши растения реагируют на: тихий нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жаркий день; ночь; град; заморозки? Дети стремятся передать образ выбранного ими растения.
— «мыльные пузыри» Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «лопнули», дети ложатся на пол.
— «сломанная кукла» «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались верёвочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй верёвочки — медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Куклу починил ты сам, и снова она красивая и с ней хотят играть!»
«Шалтай-Болтай» сидел на стене,
«Шалтай-Болтай» свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала поворачиваем туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз.
— «надувная кукла» Дети представляют, что они надувные куклы. Один ребенок изображает звук насоса, остальные, куклы, начинают надуваться. Дети сначала сидят свернувшись калачиком, потом потихоньку распрямляются.
4. Воздействие на биологически активные точки. Способствуют развитию умения концентрироваться, быть внимательными.
— «Кнопки мозга». Положите указательный и большой пальцы одной руки на точки – две выямки прямо под ключицей справа и слева от грудины. Ладонь второй руки положите на пупок. Помассируйте пальцами в течение 30 секунд эти точки, одновременно медленно двигая глазами налево-направо по горизонтали. Поменяйте руки и повторите движение.
— «Уши». Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх — наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. помассировать ушную раковину.
— «Лепим себя». Дети пальчиками обеих рук лепят как из пластилина свои ушки, глазки, носик, щечки, ручки, животик, грудку и т. д.
5. Дыхательные упражнения. Способствуют снятию повышенной возбудимости, поддержание и укрепление физического и психологического здоровья детей.
— «Корабль и ветер» «Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.
— «Воздушный шарик» Дети представляют, что надувают воздушный шарик. Руки перед лицом, делают глубокий вдох и выдох, руки медленно разводят в стороны, как будто надувается шарик. Потом шарик у нас в животике – на вдох надуваем животик, на выдох сдуваем. Мысленно представляем цвет надуваемого шарика – оранжевый, желтый.
Игровая деятельность как средство снятия психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации Продолжительность встречи — 10- 15 мин. Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задача: — создание положительного эмоционального.
Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.
Релаксация как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела.
Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения «Муравей» Цель: снятие эмоционального напряжения. Процедура.
Мастер-класс для педагогов «Игры для снятия психоэмоционального напряжения» Мастер-класс для педагогов «Игры на снятие психоэмоционального напряжения»Психоэмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние.
Психологический уголок, как средство снятия психоэмоционального состояния дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой.
Конспект релаксационного занятия для педагогов для снятия психоэмоционального напряжения Релаксационное занятие для педагогов. Цель: снятие психоэмоционального напряжения и профилактика эмоциональных проблем педагогов. Задачи:.
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального напряжения. Виной тому может быть адаптационный стресс,.
Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников посредством психологических минуток в детском саду «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников, посредством психологических минуток в детском саду»[/b] Попадая в разные жизненные.
Источник
Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).
Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:
- оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
- формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
- вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
- организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
- обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
- исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
- участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
- оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
- учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
- специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
- взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.
НАШ ДЕВИЗ:
Завтра обязательно наступит.
Ночь пройдет и будет солнечный денек.
Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,
В мире этом ты не одинок!
МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!
Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!
Часы приема по предварительной записи:
8 (8182) 20-18- 37
понедельник – пятница: 9.00-16.00
Источник
Рекомендации психолога — Способы снятия напряжения у детей раннего возраста
Релаксация . Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение — это главное условие нормального роста и развития ребенка. Ограничение движений ведет к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения, понижению эмоционального тонуса, расстройству центральной нервной системы. Маленький ребенок через движения рук, глаз, перемещения в пространстве познает мир. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается. Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние. Можно использовать подвижные игры как с игрушкой, так и с мячом.
Подвижная игра. «Пожалеем зайку».
Материал. Игрушка-заяц, теплый шарф, кусочки морковки и капусты.
Содержание игры. Мокрый заяц сидит под кустом. Взрослый спрашивает, кто это. Ребенок называет: «Зайка». Взрослый говорит:
Зайку бросила хозяйка — Со скамейки слезть не мог,
Под дождем остался зайка, Весь до ниточки промок.
Затем спрашивает: «Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Предлагает покормить зайца, спрашивает: «Чем мы кормим зайца?» (Морковкой, капустой.) Далее предлагает согреть зайца, показывает теплый шарф, говорит: «Чем согреем зайца? Что это? (Шарф, теплый шарф.) Какой веселый стал заяц, он говорит: «Спасибо, спасибо». Давай потанцуем вместе с ним:
Заинька, попляши, Зайка серый, попляши,
Серенький, попляши. Твои ножки хороши!»
Много радости детям доставят игры с использованием предметов крупных размеров из мягких материалов (кубы, маты, бруски, кирпичики, кольца и т.д.) для осуществления самых разнообразных двигательных и игровых действий: переносить, садиться, ложиться, перекатывать, подлезать, строить, бросать.
Также в домашних условиях можно использовать «дорожки здоровья», по которым очень полезно ходить босыми ножками и изготовленные самостоятельно из подручных материалов. Для этого необходимо пришить или приклеить на полосу плотной ткани: кухонные шершавые губки, крупные пуговицы, гальку, спущенные пупырчатые мячи и другие подходящие материалы. Такие дорожки на протяжении многих лет будут служить укреплению здоровья детей. А если еще родители будут вместе со своими детьми ходить по ним, включив ритмичную музыку, то такие физкультминутки будут заряжать всех здоровьем и хорошим настроением.
Еще одним из доступных способов развлечь ребенка, поднять настроение, снять напряжение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры.
Ути-ути полетели машут руками
На головушку присели руки положили на голову.
Поклевали-поклевали пальчиками проводят по голове
И обратно улетали машут руками
Помогают снизить воздействие отрицательных эмоций монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Такие действия, как нанизывать на шнур крупные и мелкие пластмассовые шарики, разбирать и собирать пирамидку, соединять детальки крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками – пищалками, отвлекают детей от негативных эмоций и оказывают психотерапевтическое воздействие.
Для снятия напряжения родители могут использовать такое средство как массаж. Под тихую, спокойную музыку взрослый осуществляет расслабляющие движения теплыми руками, смазанными детским кремом.
Релаксационные игры. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.
Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Каждое упражнение сопровождается музыкой, которая служит фоном, снимающим психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Взрослый: «Давай, мы с тобой будем показывать часики? Встань прямо, ножки слегка расставь, руки опусти. Мы часики завели и они стали тикать: «Тик-так!». Размахиваем прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают… Мы снова завели часики и они снова стали тикать: «Тик-так».
Процедура проведения. У ребенка в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили,
Игры — «усыплялки», колыбельные.
Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.
Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Колыбельные не обязательно петь, можно задушевно и ласково проговаривать слова, нашептывать. Если сам взрослый сможет расслабиться, то и ребенок почувствует это состояние.
Процедура приведения. Взрослый начинает напевно рассказывать «усыплялку», постепенно переходя на шепот и поглаживает ребенка, таким образом снимая напряжение, успокаивая:
Прилетели к нам гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать:
«Чем нам детушек кормить?»
Одна гуля говорит:
«Будем кашку варить».
Другая гуля говорит:
«Молочком будем поить».
Третья гуля говорит:
«В колыбелечке качать,
Процедура проведения. Взрослый укладывает ребенка и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. Постельки у заек теплые, мягкие. Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. Хорошо, тепло заинькам!». Взрослый шепчет ласково, поглаживает ручки, ножки, спинку ребенка.
На животик ребенка положить его любимую игрушку, так чтобы игрушка «плыла» на поднимающемся животике. Такое упражнение замедляет дыхание и успокаивает.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
Мусилович Татьяна Анатольевна
Источник