Рекомендации психолога — Способы снятия напряжения у детей раннего возраста
Релаксация . Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение — это главное условие нормального роста и развития ребенка. Ограничение движений ведет к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения, понижению эмоционального тонуса, расстройству центральной нервной системы. Маленький ребенок через движения рук, глаз, перемещения в пространстве познает мир. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается. Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние. Можно использовать подвижные игры как с игрушкой, так и с мячом.
Подвижная игра. «Пожалеем зайку».
Материал. Игрушка-заяц, теплый шарф, кусочки морковки и капусты.
Содержание игры. Мокрый заяц сидит под кустом. Взрослый спрашивает, кто это. Ребенок называет: «Зайка». Взрослый говорит:
Зайку бросила хозяйка — Со скамейки слезть не мог,
Под дождем остался зайка, Весь до ниточки промок.
Затем спрашивает: «Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Предлагает покормить зайца, спрашивает: «Чем мы кормим зайца?» (Морковкой, капустой.) Далее предлагает согреть зайца, показывает теплый шарф, говорит: «Чем согреем зайца? Что это? (Шарф, теплый шарф.) Какой веселый стал заяц, он говорит: «Спасибо, спасибо». Давай потанцуем вместе с ним:
Заинька, попляши, Зайка серый, попляши,
Серенький, попляши. Твои ножки хороши!»
Много радости детям доставят игры с использованием предметов крупных размеров из мягких материалов (кубы, маты, бруски, кирпичики, кольца и т.д.) для осуществления самых разнообразных двигательных и игровых действий: переносить, садиться, ложиться, перекатывать, подлезать, строить, бросать.
Также в домашних условиях можно использовать «дорожки здоровья», по которым очень полезно ходить босыми ножками и изготовленные самостоятельно из подручных материалов. Для этого необходимо пришить или приклеить на полосу плотной ткани: кухонные шершавые губки, крупные пуговицы, гальку, спущенные пупырчатые мячи и другие подходящие материалы. Такие дорожки на протяжении многих лет будут служить укреплению здоровья детей. А если еще родители будут вместе со своими детьми ходить по ним, включив ритмичную музыку, то такие физкультминутки будут заряжать всех здоровьем и хорошим настроением.
Еще одним из доступных способов развлечь ребенка, поднять настроение, снять напряжение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры.
Ути-ути полетели машут руками
На головушку присели руки положили на голову.
Поклевали-поклевали пальчиками проводят по голове
И обратно улетали машут руками
Помогают снизить воздействие отрицательных эмоций монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Такие действия, как нанизывать на шнур крупные и мелкие пластмассовые шарики, разбирать и собирать пирамидку, соединять детальки крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками – пищалками, отвлекают детей от негативных эмоций и оказывают психотерапевтическое воздействие.
Для снятия напряжения родители могут использовать такое средство как массаж. Под тихую, спокойную музыку взрослый осуществляет расслабляющие движения теплыми руками, смазанными детским кремом.
Релаксационные игры. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.
Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Каждое упражнение сопровождается музыкой, которая служит фоном, снимающим психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Взрослый: «Давай, мы с тобой будем показывать часики? Встань прямо, ножки слегка расставь, руки опусти. Мы часики завели и они стали тикать: «Тик-так!». Размахиваем прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают… Мы снова завели часики и они снова стали тикать: «Тик-так».
Процедура проведения. У ребенка в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили,
Игры — «усыплялки», колыбельные.
Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.
Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Колыбельные не обязательно петь, можно задушевно и ласково проговаривать слова, нашептывать. Если сам взрослый сможет расслабиться, то и ребенок почувствует это состояние.
Процедура приведения. Взрослый начинает напевно рассказывать «усыплялку», постепенно переходя на шепот и поглаживает ребенка, таким образом снимая напряжение, успокаивая:
Прилетели к нам гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать:
«Чем нам детушек кормить?»
Одна гуля говорит:
«Будем кашку варить».
Другая гуля говорит:
«Молочком будем поить».
Третья гуля говорит:
«В колыбелечке качать,
Процедура проведения. Взрослый укладывает ребенка и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. Постельки у заек теплые, мягкие. Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. Хорошо, тепло заинькам!». Взрослый шепчет ласково, поглаживает ручки, ножки, спинку ребенка.
На животик ребенка положить его любимую игрушку, так чтобы игрушка «плыла» на поднимающемся животике. Такое упражнение замедляет дыхание и успокаивает.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
Мусилович Татьяна Анатольевна
Источник
Стресс у ребенка
Что такое стресс
Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.
Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.
Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.
В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.
Стадии стресса
Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.
1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.
Причины возникновения детского стресса
Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:
— Переезды и расставания с близкими людьми
— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)
— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей
— Буллинг (травля со стороны сверстников)
— Резкая смена режима или распорядка дня
— Начало и конец учебного года
— Экзамены и подготовка к ним
— Увлечение агрессивными компьютерными играми
— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)
Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
Признаки стресса у детей
Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:
— Частая смена настроения
— Нарушение режима сна
— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)
— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт
— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости
— Кошмарные сны и фобии
— Стремление все контролировать
— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)
У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.
Последствия стресса у ребенка
Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.
Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.
Лечение стресса у детей
Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.
Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.
Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.
Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.
Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.
Профилактика стресса у ребенка
Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.
Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.
Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.
Источник