Способы снятия людей с аварийного судна
§ 84. СНЯТИЕ ЛЮДЕЙ С ГИБНУЩЕГО СУДНА В ОТКРЫТОМ МОРЕ
Наиболее эффективным способом снятия людей с гибнущего судна является подход, к нему лагом. Этот способ дает возможность перейти людям на судно-спасатель по всей линии
борта. Однако такая спасательная операция может быть осуществлена только при благоприятном состоянии погоды и в* том случае, если бедствующее судно не имеет большого крена и не таит в себе другой какой-либо опасности для подхода к нему лагом.
Иногда имеется возможность подойти носом к аварийному судну и снять с него людей. Такой подход дает возможность, судну-спасателю держать свои двигатели в постоянной готовности, обеспечивая беспрепятственный отход от аварийного судна.
Во всех остальных случаях спасание людей с гибнущего’ судна производится шлюпками, плотами, а также спасательными беседками, если установлено леерное сообщение между судами.
Снятие людей с гибнущего судна рекомендуется производить в светлое время суток, если позволяют условия погоды и состояние самого аварийного судна.
Перед началом любых спасательных операций необходимо’ определить, какое судно дрейфует быстрее. Для этого судно-спасатель подходит к корме бедствующего судна, ложится в створ его мачт, стопорит машины и наблюдает некоторое время за взаимным дрейфом. Одновременно готовится шлюпка,, предназначенная для спасательных работ, которая должна иметь следующее снабжение:
Топоры острые 2
Спасательный круг с двумя прочными броса-
тельными концами. 1
Запасные спасательные нагрудники 2
Весла запасные . 2
Мешки для масла . 2
Бидон со штормовым маслом 1
Остальное снабжение спасательной шлюпки, кроме весел И1 отпорных крюков, должно быть убрано из нее, чтобы освободить как можно больше места для спасаемых людей.
При спуске шлюпки во время свежей погоды необходимо принять все меры, предохраняющие ее от ударов о борт судна. Команда, которая спускается в шлюпке, должна быть в спасательных нагрудниках и принимать меры к смягчению ударов, шлюпки о борт судна. Как только шлюпка будет спущена на воду, она должна немедленно уходить к гибнущему судну. Шлюпка может подойти к бедствующему судну как к наветренному, так и подветренному бортам. Если шлюпка подходит к наветренному борту аварийного судна, она должна сближаться с ним кормой вперед на такое расстояние, с которого возможно подать на судно бросательный конец. К этому концу крепится или спасательный круг или запасные нагрудники, взятые в шлюпку. К этим предметам крепится также второй бросательный конец, находящийся на шлюпке. Полученный таким образом поплавок может курсировать между шлюпкой и судном, доставляя с него людей, которые в спасательных нагрудниках спускаются в воду и держатся за поплавок, когда их тянут к шлюпке. Все внимание во время этой операции должно быть уделено тому, чтобы шлюпку не прижало бортом к борту аварийного судна. Если это случится, с большой долей вероятности следует ожидать, что шлюпка будет разбита о борт судна.
Спасательное судно по возможности должно прикрывать шлюпку своим корпусом или ходить вокруг гибнущего судна и выпускать масло. Масло по возможности должны выпускать также со шлюпки и гибнущего судна. Однако не следует обильно поливать маслом то место, где курсирует поплавок, чтобы устранить лишнее скольжение при захвате спасательных средств руками спасаемых людей.
Если шлюпка подходит к бедствующему судну с подветренной стороны, нужно остерегаться обломков кораблекрушения, которые могут оказаться около судна. Кроме того, при большой скорости дрейфа гибнущего судна шлюпка, стоящая лагом к нему, не сможет свободно отойти от борта судна, так как ее будет прижимать течение, образованное дрейфом судна. Следовательно, при подходе к подветренному борту гибнущего судна, необходимо: выбирать место, свободное от обломков крушения; подходить курсом, перпендикулярным диаметральной плоскости аварийного судна и не касаться носом его борта, если это не вызывается особой необходимостью.
Шлюпка подходит к подветренному борту бедствующего судна на такое расстояние, чтобы можно было- подать на него бросательный конец. С помощью этого конца подается более прочный трос, на котором шлюпка держится, не подходя вплотную к борту судна.
Люди с гибнущего судна, одетые в спасательные нагрудники, должны быстро спускаться по трапу в воду, где они будут подбираться в шлюпку.
Метод посылки шлюпки для снятия людей с гибнущего судна осуществляется судном-спасателем так, как показано на рис. 186.
Первоначально судно-спасатель выходит на наветренную сторону гибнущего судна в положение А (рис. 186, а) и спускает
шлюпку с подветренного борта, которая из положения / отправляется к гибнущему судну. Пока шлюпка в положении 2 производит снятие людей, судно-спасатель переходит на подветренную сторону гибнущего судна в положение Б, чтобы дать возможность шлюпке со спасенными людьми возвратиться по ветру и волне в положение 3.
Повторная посылка шлюпки за людьми показана на рис. 186, б. Для этого в положении А судно-спасатель, приняв-людей из шлюпки, берет ее на буксир и малым ходом идет под корму гибнущего судна. Выйдя на ветер, он отдает буксир (положение В), и шлюпка идет к бедствующему судну из положения 2 в положение 3. Судно-спасатель, разворачиваясь показанным на рисунке способом, идет на подветренную сторону бедствующего судна и занимает положение Г, чтобы принять шлюпку с людьми, находящуюся в положении 4.
Такая операция может быть повторена столько раз, сколько потребуется. Описанное маневрирование может быть осуществлено лишь при сравнительно хорошей погоде.
Иногда применяется метод снятия людей с гибнущего судна при помощи шлюпки, отправляемой с неполным числом гребцов на тросе судна-спасателя. Этот метод наиболее эффективен тогда, когда судно-спасатель дрейфует медленнее или с такой, же скоростью, как гибнущее судно. В этом случае, судно-спасатель становится с наветренной стороны судна, терпящего бедствие, и спускает на тросе по ветру шлюпку с двумя-тремя гребцами. Трос, на котором спускается шлюпка, травят с судна-спасателя. При этом трос должен быть продет через носовой рьш шлюпки и закреплен за самую прочную банку (обычно ту, у которой стоит мачта).
Когда шлюпка находится на расстоянии примерно на 20— 30 м от гибнущего судна, по сигналу, поданному со шлюпки, травить трос прекращают. Если потребуется дальнейшее по-травливание троса для окончательной установки шлюпки, выполняют эту работу гребцы шлюпки из уложенной в шлюпке части этого троса (30—40 м). Затем со шлюпки травят на лине* к гибнущему судну спасательный круг или нагрудники и подбирают людей способом, уже описанным ранее. Шлюпка должна отходить от гибнущего судна, держась носом против ветра при помощи рулевого весла и направляющего действия троса.
Если состояние погоды не позволяет спустить шлюпку с судна-спасателя, то на гибнущее судно подается линь при помощи поплавка или линеметательного аппарата. После того как с помощью линя будет заведен между судами достаточно прочный трос, к последнему может быть подвязан надувной или небольшой жесткий спасательный плот, на котором можно доставить людей с гибнущего судна на судно-спасатель.
При более благоприятной погоде таким же способом можно снять людей при помощи шлюпки. В этом случае судно-спасатель вместо плотов спускает на тросе шлюпку без людей, а гибнущее судно принимает ее, сажает своих людей и отправляет на судно-спасатель при помощи троса, который на нем выбирают.
Когда шлюпка или илот с людьми подходит к борту спасателя, необходимо организовать высадку их на борт судна. Для этой цели могут служить сетки, оправдавшие себя на практике во время второй мировой войны.
Рис. 187. Сетка для посадки людей в шлюпку и высадки из нес людей на борт судна:
1 — штормтрап; 2 — шлюпочная лебедка; 3 — спасательные шкентели; 4 — носовой фалинь; 5 — кормовой фалинь; 6—стержни; 7 — сетка; 8 — прижимные серьги
Такая сетка изготовляется из растительного троса окружностью 60—75 мм, ее ширина равна расстоянию между шлюпбалками, а длина должна достигать ватерлинии при предельном наклонении судна в противоположную сторону. Ячейка сетки составляет примерно 150 мм. Для того чтобы сетка, подвешенная к борту судна (рис. 187), всегда была в растянутом положении, в нижнюю ее кромку рекомендуется заделывать металлический стержень или газовую трубу. По сетке могут одновременно подниматься несколько человек. При этом возможно оказание помощи физически слабому человеку или раненому, так как его могут поддерживать с обеих сторон другие люди, поднимающиеся по этой сетке. Если шлюпка разобьется о борт судна, то все находящиеся в ней люди могут подняться по сетке. При отсутствии специальной такой сетки могут быть использованы грузовые сетки, также должны быть использованы штормтрапы. Кроме того, рекомендуется вдоль борта расставить людей с бросательными концами, при этом на подаваемой части линя должны быть завязаны беседочные узлы.
Источник
Спасение людей с терпящего бедствие судна
Выход к местам сбора и посадки в коллективные спасательные средства.
По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей,которые должны там собраться.
Места сбора указываются при объявлении тревоги.
Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.
Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств,выхода из помещения и т. п.
Фотолюминесцентные указатели на судах
Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шерстяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор.
Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).
Сбор членов экипажа должен осуществляться:
при численности экипажа до 15 человек — в течение 3 минут;
при численности от 15 до 50 человек — в течение 4 минут;
при численности более 50 человек — в течение 10 минут.
Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа должны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.
Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мостика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свободны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.
Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополнительных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа,за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика носимую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.
Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам наличие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов.
На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства особенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях,пресекать проявления паники и растерянности.
Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.
Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мостика. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность надевания.
Старший помощник капитана организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.
Посадка в шлюпки и спуск их на воду
В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до нижележащей палубы.
отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;
освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;
действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выводят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;
закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;
выбирают втугую фалини и закрепляют их.
Посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава.
Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке:раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди.
Последним занимает место командир спасательного средства.
Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Командир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равномерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.
После посадки всех людей нужно:
изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;
открыть топливный кран и запустить двигатель.
Шлюпку спускают на воду потравливанием лопарей шлюпталей. Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.
Когда есть необходимость принять в спущенную шлюпку оставшихся на борту аварийного судна людей, шлюпка удерживается у борта на фалинях, и люди спускаются в нее с помощью трапов, шкентелей с мусингами, сеток или скатов.
Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.
Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спасательных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.
Сокращения на морских судах
Спуск спасательных плотов и посадка в них
Надувные спасательные плоты сбрасываются на воду после отдачи креплений контейнеров. Плоты наветренного борта перетаскиваются на подветренный.
Перед сбрасыванием нужно проверить крепление ходового конца пускового линя к судну. Когда плот окажется в воде,нужно выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него; включается система газонаполнения.
После надувания камер плавучести плот подтягивают к борту судна за пусковой линь.
Посадка в плот производится по трапам, спасательным шкентелям или с платформы морской эвакуационной системы.
При высоте борта до двух метров можно прыгнуть на днище плота через вход, а при высоте до четырех метров — на арки плота после их наполнения.
Прыжки на плот допускаются, но не рекомендуются, поскольку при этом можно повредить плот или причинить травму человеку,который уже находится на плоту. Если «сухой» переход невозможен, приходится прыгать в воду и попадать на плот из воды.
Подплыв к плоту, спасающиеся удерживаются за спасательный леер и по очереди забираются на плот, используя посадочную площадку или посадочный трап.
Если обессилевший человек не может самостоятельно взобраться на плот, то его необходимо развернуть в воде спиной вниз и прибуксировать к входу. Два человека, уже находящиеся на плоту, подхватывают обессилевшего под мышки и резко падают на спину внутрь плота, этим рывком затаскивая его на плот.
Не исключено, что после раскрытия контейнера и надувания плот окажется на воде перевернутым вверх дном. При этом он будет накренен на тот край, на котором закреплен газовый баллон. Чтобы привести плот в нормальное положение, нужно развернуть его повышенным краем против ветра и взобраться на днище, став ногами на газовый баллон.
Руками взяться за лямки, пришитые к днищу. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, резким рывком опрокинуть плот на себя. Из-под плота вынырнуть в сторону газового баллона,чтобы избежать опасности запутаться в линях, свисающих с противоположной стороны. Затем, поднявшись на плот, возможно скорее его осушить.
Отход спасательных средств от борта судна
Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под- ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.
Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.
Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикрепленный к нему нирал.
Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.
Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.
Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна
На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так,чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота.
Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:
организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;
после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;
закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;
вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.
Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.
Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.
Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо протереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости создать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха.
Если в подтентовое пространство проник из камер углекислый газ, нужно проветрить помещение. Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.
Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни. Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства.
Он назначает вахтенных,которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.
Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спасательный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.
Выделятся лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.
Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.
Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй.
Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.
Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.
Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное — оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие.
Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются гребки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.
Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытравливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении.
Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.
Высадка шлюпки и плота на берег
Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.
Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.
Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.
При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны.
Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.
На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже.
Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.
Спасание людей вертолетом
Для спасания людей вертолетом нужно подготовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от антенн, натянутых тросов и других предметов, за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.
Для предотвращения скольжения вертолета после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой «Н», выложенной белыми полотнищами.
В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки.
Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.
Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.
Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого может достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета металлического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикоснувшись к металлическим частям судна или к воде.
В подъемное устройство одновременно размещается только такое число людей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фиксируется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т.п.
Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вертолета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40-50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.
Источник