Способы снятия эмоционального напряжения у подростков

Содержание
  1. Способы снятия эмоционального напряжения у подростков
  2. Способы снятия эмоционального напряжения у детей классный час на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Методическая разработка занятия для подростков на тему : «Снятие эмоционального напряжения в моменты жизненных трудностей».
  6. «Снятие эмоционального напряжения в моменты жизненных трудностей». (Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся среднего звена)
  7. Ход занятия
  8. 1 . Приветствие (Объявление цели встречи. Объяснение и принятие правил работы в группе).
  9. 2. Упражнение – разминка «Комплимент по кругу»
  10. Цель: создание рабочей атмосферы, развитие воображения, групповой сплоченности.
  11. Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.
  12. Анализ:
  13. Трудно ли было написать (подарить) комплимент? Что лучше дарить или получать?Ваше состояние после выполнения упражнения?
  14. 3.Дискуссия на тему «Жизненные трудности»
  15. 5. Игра “Рассерженные шарики”.

Способы снятия эмоционального напряжения у подростков

Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).

Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:

  • оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
  • формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
  • вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
  • организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
  • обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
  • исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
  • участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
  • оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
  • учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
  • специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
  • взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.
Читайте также:  Паркетная технология это способ

НАШ ДЕВИЗ:

Завтра обязательно наступит.

Ночь пройдет и будет солнечный денек.

Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,

В мире этом ты не одинок!

МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!

Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!

Часы приема по предварительной записи:

8 (8182) 20-18- 37

понедельник – пятница: 9.00-16.00

Источник

Способы снятия эмоционального напряжения у детей
классный час на тему

Практическое занятие на сборе классных руководителей

Скачать:

Вложение Размер
тренинг 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

СБОР КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

МБОУ СОШ №3 16 и 17 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА

ЗАНЯТИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ

«Способы снятия эмоционального напряжения у детей»

Всё чаще нам приходиться сталкиваться с проблемой агрессивности. То нас обижают несдержанные люди, в т.ч. ученики, то мы кого-то ненароком обижаем.

Агрессивное поведение рождается в нас, когда мы реагируем на различные неблагоприятные жизненные ситуации.

— Не выдерживают нервы,

— Мы защищаем себя,

— стремимся показать своё превосходство,

то можно это сделать без применения агрессии. И важно – периодически проводить эмоциональную разгрузку, чтобы не накапливать в себе отрицательные эмоции.

Подростки проявляют агрессию с целью:

— обратить на себя внимание

— получить желаемый результат

— стать лидером, защитить или отомстить

— ущемить достоинство другого человека и за счёт этого показать своё превосходство.

Психологами рекомендовано при взаимодействии с агрессивным подростком использовать спокойный, доброжелательный, доверительный тон.

Помните! Самый бесполезный способ преодоления агрессивности – это крик и повышение голоса. Важно! Понять причины агрессивности, для чего необходимо поговорить с человеком, выяснив причину его реакции. Конечно, у нас не всегда есть для этого время на уроке, но можно пригласить ученика на беседу в удобное время, и, конечно же, помните, что у нас в школе есть психолог.

Мы не всегда умеем снимать правильно эмоциональное напряжение. А уж как этого требовать от подростков, если они чаще всего копируют модель поведения родителей, находящихся в состоянии хронического стресса?!

Наша главная задача сегодня – научиться правильно снимать эмоциональное напряжение самим, чтобы потом ЭФФЕКТИВНО использовать это в работе с детьми.

Все упражнения, сделанные нами сегодня, будут служить профилактикой агрессивного поведения вам и вашим ученикам. Начинаем…

  1. «Дышим кулачками» — Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
  2. «Улыбка» — Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).
  3. « Левостороннее дыхание» — Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.
  4. «Спаси птенца» — Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!».
  5. «Возьмите себя в руки» — Обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека. Как только Вы почувствовали в себе желание стукнуть, крикнуть, кинуть и т.п. – принимайте такое положение, доказывая себе свою силу, силу СДЕРЖАННОГО ЧЕЛОВЕКА.
  6. «Сломанная кукла» — Представим себя верёвочными куклами – марионетками. Изобразим её. Вдруг, у неё оборвалась нить, которая держала голову и шею, руки, спину, ноги. Кукла вся разболталась, с такой никто не хочет играть. А сейчас мы соберём её снова, укрепим верёвочки – медленно, осторожно соединим голову и шею, выпрямим их, теперь расправим плечи и закрепим руки,. Теперь кукла снова стала красивой, и все хотят с ней играть.
  7. А теперь поработаем с методиками арт-терапии :

1. Нарисуйте, как улыбается солнце.

2. Нарисуйте, как звучат листья, падающие с деревьев.

3. Нарисуйте то, что вы представите под эту музыку. (Вальс цветов Чайковского).

4. Закройте глаза и просто рисуйте на бумаге произвольные линии. Теперь найдите в этих линиях образ и обведите его контрастным цветом.

А сейчас мы с вами научимся выбрасывать свои эмоции в мусор. Раздаю газеты, комкаем, выбрасываем в нарядную урну.

8. «Пословицы» — Упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы» (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

  1. «Молитва и чтение Библии» способствуют снятию напряжения, самоанализу, помогают почувствовать защищённость.
  2. Просмотр слайдов с работами сюрреалистов под классическую музыку.

Эти картины снимают напряжение, способствуют самоанализу.

Веры, надежды, любви Вам всем! И, конечно же, побед над эмоциональным напряжением!

Источник

Методическая разработка занятия для подростков на тему : «Снятие эмоционального напряжения в моменты жизненных трудностей».

«Снятие эмоционального напряжения в моменты жизненных трудностей». (Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся среднего звена)

Цель: снятие психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции в моменты жизненных трудностей.

-Разработка навыков поведения, способствующих эффективному преодолению нервно — психического напряжения.

-Формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний.

Оборудование и материалы: шарики, раздаточный материал( см.приложения).

Аудитория: учащиеся 6- 9классов

1.Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1994.

2 . Никифоров Г.С., Филимоиенко Ю.И., Нестеров P.M. Индивидуальные особенности психической саморегуляции состояния // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. Вып. 2 (№13).- 1988. С.36-42.

3.Кочубей И. Как повысить стрессоустойчивость / И.Кочубей// Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». — 2010. — N 1. — С.8

4.Бурмистрова Е. Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения/ Е. Бурмистрова Л. Косолапова Л.// Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». — 2004. — N 37 – С.12-13

Ход занятия

1 . Приветствие (Объявление цели встречи. Объяснение и принятие правил работы в группе).

2. Упражнение – разминка «Комплимент по кругу»

Цель: создание рабочей атмосферы, развитие воображения, групповой сплоченности.

Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.

Анализ:

Трудно ли было написать (подарить) комплимент? Что лучше дарить или получать?Ваше состояние после выполнения упражнения?

3.Дискуссия на тему «Жизненные трудности»

Инструкция участникам: «Вспомните основные проблемы, которые возникали у вас в течение последних шести месяцев и вызвали сильное эмоциональное напряжение, и то, как вы вели себя в этих ситуациях». Применяя метод “мозгового штурма”, разрабатываются навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблемной ситуации.

4. Упражнение «Вредные советы»

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция: Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

1.Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением.

2. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

5. Игра “Рассерженные шарики”.

Попросите каждого надуть шарик. Шарик символизирует тело, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Крепко держите шарик, не давая воздуху выходить наружу, и так же происходит и с человеком, когда его переполняют чувства. Если человек переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться спокойным и мыслить “трезво”?

А если, прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался. Некоторые пугаются, когда шарики взрываются. Что может означать этот страх? Если шарик – это человек, то взрывающиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный поступок, например, нападение на другого человека и т.д. Можно ли считать такой способ выражения гнева “безопасным”?

Выпустите из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажмите. Обратите внимание на то, что шарик уменьшился. “Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать более безопасным? Остался ли в результате этого шарик целым?” Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.

Продолжить сдувать шарик мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Воздух внутри шарика – это как бы чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывают в нас эти чувства, и, находя способы их адекватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накапливаются, они однажды могут “вырваться” наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать тех, кто находится с ним рядом.

Анализ: важно научиться давать выход чувствам раздражения и злости, чтобы они не мешали Вам и не причиняли вред окружающим.

6. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Мы с вами хорошо потрудились, а сейчас научимся приемам расслабления , которые можно использовать в любых сложных жизненных ситуациях.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Цель : снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Садиться в лужу мы с вами не будем. А вот постоять предлагаю. Представьте глубокую дождевую лужу с чистой водой. Ступайте в нее босыми ногами, смелее. На дне лужи большой слой ила и ваши ступни медленно в него проваливаются. Попробуйте достать до самого дна, вдавливая ноги в ил и напрягая ступни для лучшего эффекта. Раздвиньте пальцы ног, чтобы почувствовать, как песчинки ила между ними просачиваются вверх. А теперь выйдите из лужи, стряхните интенсивными движениями оставшийся песок с ног. И расслабьте пальцы.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Анализ: Как вы себя чувствуете? Ощущения до и после упражнения?

7. Упражнение «Итоги дня»

Цель : получение обратной связи от участников группы.

• Что принес вам сегодняшний день?

• Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

• Какие открытия вы сделали для себя?

• Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

Пять советов для снятия напряжения Бредли Фредерика (адаптированы для нашей страны.)

1. Сделайте несколько глубоких вдохов . Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

2. Потянитесь . Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».

3. Выпятите грудь колесом . Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4—5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.

4. Полностью расслабьтесь . Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своеготела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.

5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну . Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа), то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока

вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса .

1. Противострессовое дыхание . Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация . Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните,что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись

на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение , в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение <если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5 . Займитесь какой-нибудь деятельностью , все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку, Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Включите успокаивающую музыку , ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

Источник

Оцените статью
Разные способы