Коррекция агрессивного поведения у подростков
До сих пор не имеется четкого определения понятия «агрессия». В быту термин «агрессия» имеет широкое применение для обозначения насильственных или захватческих действий. В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
- агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (А. Басс)
- агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи
- агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. [3]
- агрессия – вид поведения, физического либо символического, которое мотивированно намерением причинить вред кому-то другому [4]
- «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [2]
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях;
- тенденцию к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- отсутствие толерантности, терпимости к чужому мнению;
- склонность к насилию, причинению боли.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Осинский А.К., Левитов Н.Д. [1]
- По направленности:
- направленная во вне;
- направленная на себя.
- По цели:
- интеллектуальная;
- враждебная.
- По методу выражения:
- физическая;
- вербальная.
- По степени выраженности:
- прямая;
- косвенная.
- По наличию инициативы:
- инициативная;
- оборонительная.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение.
Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Агрессивное действие всегда вредоносно, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.
Агрессивные действия выступают в качестве:
- средства достижения какой-либо значимой цели (инструментальная агрессия);
- как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;
- способа защиты и протеста.
Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями. [2]
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.[4]
Агрессия – (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.) [5]
Следует сказать, что проблемой агрессии занимались многие ученые и педагоги не только современности, но и прошлых лет: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А. Бандура, З. Фрейд, Л. Берковиц и многие другие.
На основании проведенных исследований, в зарубежной психологии существует четыре теоретических подхода к проблеме агрессивности.
- Психоаналитический подход. В данном подходе, представителем которого является З. Фрейд, агрессия выступает как инстинктивное поведение. Здесь, агрессия направленная на других, объясняется как результат постоянного конфликта между саморазрушением и самосохранением.
- Этологический подход. Этот подход, представителем которого является К. Лоренц, демонстрирует сходство с позицией Фрейда. Агрессия также выступает как инстинктивное поведение. Однако, Лоренц, хоть и считал агрессию неизбежной, он доказывал возможность ее ослабления и контроля.
- Бихевиористический (поведенческий) подход. Данный подход представлен А. Бассом и А. Бандурой. В их концепции агрессия выступает как приобретенное социальное поведение. В теории социального научения, разработанной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения.
- Четвертый подход изучения агрессии представляют Д. Доллард и С. Берковиц. Они сформулировали важные положения, которые легли в основу теории об агрессии. Совокупность этих положений известна как теория фрустрации – агрессии: фрустрация всегда приводит к проявлению агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации.
Заметим, что агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее нуждается в помощи и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают как у взрослых, так и у сверстников открытую неприязнь и неприятие в целом. Для коррекции такой формы девиантного поведения как агрессия, разработан целый ряд упражнений, правильное применение которых дает положительный результат. Рассмотрим некоторые варианты упражнений, включенных в программу по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Упражнение 1.
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает завершить следующие предложения:
Если бы я был книгой, то я был бы … (словарем, томиком стихов и т.д.); Если бы я был едой, то я был бы… и т.д.
Упражнение 2. Лозунг против агрессивности.
Каждому участнику предлагается нарисовать свой лозунг против агрессивности, на основе выработанного каждым для себя на предыдущем занятии понимании агрессивности. Процесс рисования длится 7 -10 минут. После этого все рисунки рассматриваются и обсуждаются. Далее
участникам предлагается разбиться на группы по признаку сходства рисунков. Важно, чтобы каждый сделал самостоятельный выбор в пользу той или иной группы. Заключительный этап – презентация лозунгов каждой группы.
Упражнение 3. Агрессивность и гнев.
Детям предлагается нарисовать на листе бумаги какое-либо чудовище, потом представить ситуацию, когда ребенок разозлен, чувствует себя гневным. Именно в этот момент необходимо сделать с листком все, что угодно – помять, порвать, растоптать и т.д.
Упражнение 4. Волшебная лавка
Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой продаются весьма необычные вещи: терпение, чувство юмора, доверие, сопереживание и т.п. В роли продавца выступает ведущий, он предлагает первому участнику приобрести какое-либо качество, составляющее неагрессивную личность, например, терпение. Прежде, чем обменять ее на что-то из агрессивных качеств, продавец спрашивает, зачем покупателю терпение, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т.д.
Упражнение 5. Довольный – сердитый.
Цель: дать подросткам возможность понять, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.
Участники сидят в общем кругу. Ведущий дает инструкцию: «Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда ты сердит. Сначала представь себе, что ты доволен. Что ты тогда делаешь? Где ты находишься при этом? Кто находится рядом с тобой? Как ты чувствуешь себя в таких случаях? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты доволен?
Теперь представь себе, что ты рассержен. Что ты делаешь? Где ты находишься? Кто рядом с тобой? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты рассержен?
Теперь подумай, в каком состоянии ты бываешь чаще. Выбери сейчас одно из чувств — то, которое ты испытываешь чаще. Теперь закрой глаза. Начни ходить по комнате и выражай то чувство, в котором ты пребываешь всеми возможными способами. Дыши гневно или довольно, двигайся в соответствии с этим настроением, издавай какие-либо звуки, соответствуй этому чувству. А сейчас, пожалуйста, замри в тишине и медленно превращайся в противоположное чувство. Если ты был сердитым, то стань довольным. Теперь веди себя подобно новому чувству. Обрати внимание на то, что меняется в твоем теле при перемене чувства. Может, это дыхание, может, что-то происходит с глазами.
Снова остановись и замри в тишине. Теперь веди себя так, как тебе захочется, подумай, как бы ты назвал это чувство. Теперь медленно останавливайся, открывай глаза и садись в круг».
Анализ упражнения:
- Какое чувство тебе было выразить сложнее?
- Как происходила смена одного чувства другим?
- Какое из чувств тебе понравилось больше и что тебе понравилось в нем?
- Тебе удалось изменить свои чувства?
Упражнение 6. Суд присяжных.
Цель: найти критерии, определяющие допустимость агрессивного поведения в том или ином случае.
Ведущий предлагает участникам группы представить, что они – граждане некой страны. Из числа участников выбирается судья, прокурор, адвокат и присяжные заседатели (3 – 5 человек). Адвокат выступает защитником подсудимого, прокурор – обвинителем, присяжные после обсуждения между собой выносят решение, судья (тоже участвует в обсуждении) зачитывает приговор.
Ситуация 1. Эвтаназия. К врачу обращается безнадежно больной пациент. Он просит ввести ему смертельную дозу снотворного, так как он очень мучеется и у него нет никаких шансов на излечение. Врач, давно наблюдавший этого пациента, знал, что жить ему оставалось совсем немного. После мучительных раздумий врач принимает решение выполнить просьбу больного. Об этом факте становится известно, и родственники умершего подают на врача в суд.
Суд должен принять решение о виновности или невиновности подсудимого.
Ситуация 2. Осуждение или принудительное лечение. Серийный маньяк-убийца в результате экспертизы признан психически больным человеком, не способным справится с собственными инстинктами. В результате этого его направляют на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Через несколько лет он выходит из клиники, убивает 3-х человек и вновь оказывается в суде.
Какое решение должен принять суд?
Для слушания каждого дела может выдвигаться новый состав суда. По каждому делу суд должен принять специальное решение.
После завершения упражнения участники группы обсуждают важность соблюдения в жизни законов и критерии допустимости или недопустимости агрессивного поведения в различных жизненных ситуациях.
Рефлексия занятия.
- Может ли агрессивное поведение быть оправданным? Если да, то в каких случаях?
- В каких сферах жизни проблема агрессивности стоит наиболее остро?
Упражнение 7. Ванька-Встанька
Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из участников выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные, вытянув руки перед собой, покачивают стоящего в центре из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть.
В кругу может побывать каждый желающий. После проведения упражнения ведущий спрашивает, кому удалось максимально расслабиться и довериться своей группе. Тем, кто побывал в круге необходимо оценить степень своего доверия по 5-ти балльной шкале. Поинтересоваться у участников с низким доверием, почему они не смогли расслабиться и что им мешало полностью довериться группе.
Упражнение 8. Это здорово!
Все участники встают в один круг. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в круг и говорить о каком-либо своем умении или таланте. Например, я умею хорошо танцевать. Все остальные на это должны хором ответить «Это здорово!» и все вместе громко зааплодировать».
Однако заметим, что эффективность коррекционных программ обеспечивается только при создании соответствующих социально-педагогических и психологических условий и комплексном подходе родители-педагоги-ученики; реализацией принципа добровольности, принятия и поддержки, созданием атмосферы психологической безопасности.
Таким образом, обобщив опыт работы по данной проблеме, можно сформулировать необходимые рекомендации социальному педагогу по наиболее эффективной реализации комплексной коррекционной программы:
- работа по коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста должна вестись комплексно, учитывая три основных направления – работу с родителями, работу с учителями (по профилактике и предупреждению агрессивного поведения подростков), работу с самими детьми с непременным учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
- работа с родителями должна быть направлена на преодоление стереотипов, умение находить причины возникновения агрессивного поведения их детей, выработку оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми.
- одним из элементов в системе работы по эффективной коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста является тренинг конструктивного поведения, который должен включать в себя упражнения, направленные на:
- знакомство с проблемой агрессивности
- развитие у подростков способов конструктивного поведения, работу с эмпатией, вниманием
- развитие умения выражать свои чувства
- развитие позитивного отношения к себе
- развитие ответственности за свои поступки и т.п.
Литература:
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Вопросы психологии, — 1991
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – 2-ое изд., испр. – М.: издат. центр «Академия», 2004
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001
- Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. — М.: МЕДпресс, М.: 2001.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие, пер. с нем., в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 1998
Источник
Как снизить агрессию у подростка
Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:
• необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
• не давай волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
• подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
• каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
• вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
• проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
• тренировать волю.
Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
• не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
• наиболее адекватное поведение взрослого — это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;
• старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
• давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
• реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, даже если они незначительные;
• необходимо устанавливать социальные правила поведения;
• беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.), в беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов;
• исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение подростка.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
— полное игнорирование реакций ребенка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; — выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно. »); — переключение внимания, предложение какого-либо;
— позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение подростка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
• констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
• констатирующий вопрос («ты злишься?»);
• раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
• обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
• апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:
• не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
• не демонстрировать власть («Будет так, как я скажу»);
• не кричать;
• не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
• не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
• не использовать физическую силу;
• не втягивать в конфликт посторонних людей;
• не настаивать на своей правоте;
• не читать нотации, проповеди;
• не делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда. », «Ты никогда не. »;
• не сравнивать ребенка с другими детьми — не в его пользу.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
— публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
— не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
— предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
• нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать — так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно — иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
• пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
• внушение спокойствия невербальными средствами;
• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
• использование юмора;
• признание чувств ребенка.
8. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
• подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
• искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
• следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
• придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений.
9. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
• Комкать и рвать бумагу.
• Бить подушку или боксерскую грушу.
• Топать ногами.
• Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
• Втирать пластилин в картонку или бумагу.
• Посчитать до десяти.
• Самое конструктивное — спортивные игры, бег.
• Вода хорошо снимает агрессию.
Источник