Способы снятия агрессии у детей дошкольного возраста
Автор: Мосеева Юлия Александровна
Организация: МКДОУ детский сад №11 города Карабаша
Населенный пункт: Челябинская область, город Карабаш
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Проблема детской агрессии начинает стоять очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но даже наблюдаем пропаганду насилия и агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и телефонов.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, становясь устойчивой чертой характера. В итоге снижаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие сужается продуктивный потенциал ребёнка. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Особенно важным изучение агрессии и агрессивности является в дошкольном возрасте, когда она находится на стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные корригирующие меры. Нарастающая, в геометрической прогрессии, волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессии, выдвигают на первый план проблему возникновения агрессивности и задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Становится очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части.
Наиболее сильные проявления агрессии свойственны именно детям, причем младшего возраста. Малышу в чем-то отказали и это его сильно злит и раздражает. Дети ранимы и беззащитны, их легко обидеть и в большинстве случаев детская агрессия — всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг.
Обнаруживается она очень рано: уже в громком плаче грудного младенца любая внимательная мать уловит злые, возмущенные нотки. Дети оказываются один на один со своей проблемой, в следствие чего не могут общаться со сверстниками и полноценно находиться в социуме. На самом деле то поведение, которое мы называем асоциальным, является отчаянной попыткой маленького человечка восстановить социальные связи с окружающими. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого, а иногда и не хотим понять и услышать.
Как показали многочисленные исследования, причина такого их поведения — всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха.
Работа воспитателя с такими детьми должна проводиться в трёх направлениях:
— формирование способности к доверию, сопереживанию, сочувствию, желанием помочь и т. д.
— работа с гневом. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева;
— обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
Следуя вышесказанному, я решила поставить перед собой задачу использования инновационных методов по снятию агрессии у детей в условиях ДОУ, помочь детям научиться жить в социуме.
В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и та среда, в которой проходит воспитательный процесс. Для этих целей в группе имеется уголок психологической разгрузки — «Гневотушитель». Главной задачей этого уголка является создание максимальных условий в группе ДОУ для сохранения психологического здоровья каждого отдельного ребёнка.
Ведь главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Наличие в уголке шатра позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями.
В уголке создан песочный стол «Песок умиротворения», который предназначен для развития воображения, игровой терапии, релаксации, тактильной и зрительной стимуляции. Так же имеется песочный планшет для рисования.
Наполняемость уголка различна: это и «Море в бутылке», глядя на которое дети расслабляются и успокаиваются; и «Стаканчики-обзывайчики», которые помогают справиться с вербальной агрессией, помочь детям выплеснуть гнев, выкрикнув свою обиду, и баночки с крупами, в которых спрятаны мелкие игрушки; и «Подушки-колотушки», «Мешочек грязных слов», «Колокольчик радости», который помогает выразить и показать всем свои радостные эмоции и очистить от негативных мыслей, «Хвост дракона» помогает отвлечься и настроиться на мирный лад, а заодно и развивает моторику рук. «Листки страха и гнева» снимают мышечное напряжение и помогают бороться со своими страхами.
Обычно это простой листок, на котором нарисовано какое-либо смешное чудище. В момент наибольшего эмоционального напряжения ребенок может смять или разорвать его на мелкие кусочки.
Так же имеются два наглядных персонажа с различными эмоциями, с помощью которых отслеживается эмоциональное состояние каждого ребенка.
В уголке снятия агрессии имеется картотека игр для релаксации и снятия агрессии, которая периодически пополняется.
Методик для снятия агрессии множество, но я остановила своё внимание на некоторых из них:
Большое влияние на эмоциональную сферу ребенка оказывают художественные произведения (сказки, рассказы, стихи, потешки и др., они обогащают словарь ребенка и его мировидение. Их можно применять во время режимных моментов, игр, в совместной и образовательной деятельности. Так же можно организовать просмотр мультфильмов поучительного характера, а потом провести дискуссию на тему увиденного сюжета, обсудить возникшие чувства. Очень полезны в этом плане старые, добрые, советские мультики.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. С этой целью, в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Еще одним приемом снятия психологической разгрузки является сказкотерапия. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть и применить различные пути их решения.
Интересен метод куклотерапии, где ребенок может выступить одновременно в двух ролях – и куклы и себя. Кукла много может «рассказать», что она думает о своем хозяине и его поведении. Исполняя различные роли, ребенок приобретает незаменимый позитивный опыт поведения и общения со сверстниками и другими людьми.
Так же я использую сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации на темы известных художественных произведений или моделирующие конфликтную ситуацию, что позволяет детям взглянуть на себя, и свое поведение со стороны, а также найти пути решения конфликта сообща.
Очень хороший метод – релаксотерапия, которая учит направлять свое внимание на внутренние ощущения при полном или частичном физическом расслаблении, тренирует фантазию. Ребенок, как бы «медитируя», представляя себе различные приятные образы, тренирует свои положительные эмоции.
Очень полезно и это очень нравится детям, когда при этом используется музыкальное сопровождение – прослушивание негромкой, спокойной музыки. Также детям нравится, если при этом используется ароматерапия (например, для того, чтобы представить себя в лесу, можно использовать запах соснового, эвкалиптового и пихтового эфирного масла).
Большой положительный эффект имеют игры с водой, а также изотерапия.
Главная мысль очень проста: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. Так что главное и первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это ваша искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения.
Список использованной литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Инфра-М, 2006. – 361 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2007 – 248 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М. 2001. – 262 с.
- Белянин В. Психолингвистика. – М.: Инфра-Норма, 2008. – 348 с.
- Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление. М., 1980. – 287 с.
- Воронцова Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство // Вестник Челябинского государственного университета. 2009.
- Воронцова Т.А. Речевая агрессия Текст.: коммуникативно-дискурсивный подход: автореф. дис. докт. филол. наук / Т.А.Воронцова. – Челябинск, 2006
- Голованова И.Ю. Советы психолога родителям о том, как наладить отношения с ребенком. – 79 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: АСТ-Пресс, 2007. – 245 с.
- Когнитивные процессы: память внимание, мышление. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. Шкатова Л.А., Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. – 267 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. – 129 с.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. – 245 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974. – 352 с.
- Лоренц К. Агрессия. – М.: Прогресс, 1994. – 297 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред. М.А.Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 232 с.
Источник
Методы и приемы снижения уровня агрессивности у дошкольников.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы снижения уровня агрессивности у дошкольников.»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих детей и обращения к специалистам является как раз детская агрессия. Детская агрессивность — явление нормальное с психологическими особенностями каждого возраста. И взрослым, для того, чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях.
Исследователи отмечают, что наиболее сильные проявления агрессии, свойственны именно детям, причем, младшего возраста. Обнаруживается она очень рано: уже в громком плаче грудного младенца любая внимательная мать уловит злые, возмущенные нотки. Малышу в чем-то отказали и это его сильно раздражает.
Дети ранимы и беззащитны, их легко обидеть или обмануть и в большинстве случаев детская агрессия — всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к семи годам (в норме) идет на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту, ребенок уже научается разрешать конфликты другими способами, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, они становятся менее эгоцентричными и лучше понимают чувства и поступки других людей. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на препятствия и запреты не уменьшается, а только набирает силу, то есть повод для беспокойства. Очень многое в период детской агрессии (до 6-7 лет) зависит от реакции на нее родителей. И тут нашим детям нужна скорее помощь и понимание, чем строгость и наказания за неприемлемое с точки зрения морали поведение. В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии.
Методы коррекции по снижению уровня агрессивного поведения дошкольников.
Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия — это реакция на неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т.п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:
контакт с ребенком;
уважительное отношение к личности ребенка;
положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.
В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста следует использовать:
— этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
— этюды и игры релаксационной направленности;
— игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
— игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
А также использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т.д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Методы коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста
1.Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом:
— пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;
— арт-терапия (рисование гнева), лепка;
— многократное повторение деструктивного действия безопасным способом;
— перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу)
2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции, самообладанию:
— релаксационные техники — мышечная релаксация, глубокое дыхание, визуализация ситуации;
— ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;
— осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев?)
3. Снижение уровня личностной тревожности:
Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.
4. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии:
— рисование, лепка эмоций;
— пластическое изображение эмоций;
— работа с карточками (фотографиями), отражающими различные эмоции;
— разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния.
5.Расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении:
— работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов выхода из ситуации);
— разыгрывание сценок вымышленного конфликта;
— игры на сотрудничество и соперничество;
— спортивные командные игры.
6. Развитие позитивной самооценки:
— разработка системы поощрений и наград за успехи («альбом успехов», медали);
— упражнения «Мне в тебе нравится. », «Копилка хороших поступков».
7. Работа с родителями:
— информирование об особенностях агрессивного ребенка;
— отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы:
методы изменения деятельности детей;
методы изменения отношения к ребенку.
К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.
Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушание музыки, ритмические движения) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальных произведений осуществляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество — быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать запись звуков природы.
Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки; разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.
Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.
Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересны особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные), что позволит изменить его первоначальные намерения. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении. Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.
Ко второй группе — методам изменения отношения к ребенку — относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.
Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример — великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.
Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение — перестать на них реагировать. В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не случится, кроме того, что ребенок лишится внимания, можно смело проигнорировать поведение.
Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь воспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное — проводить физминутки.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.
Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей.
Источник