Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 10
Параграф 10. Производство: затраты, выручка, прибыль
Страница 83
Каким бывает труд и как его оценивать? Какие потребности относятся к материальным, а какие к духовным? Какова роль производителя и потребителя в экономике? Как взаимосвязаны экономические интересы?
Труд бывает простым и сложным:
- Простой труд называется малоквалифицированным. Он не требует от человека особых умений.
- Сложный труд называется высококвалифицированным. В таком случае работник должен многое знать и уметь.
Труд оценивается денежной оплатой, размер которой зависит от многих факторов: соотношение качества и количества, условия труда, социальная значимость, уникальность, степень риска.
Материальные потребности – это потребности человека в питании, воде, одежде и других материальных благах.
Духовные потребности – это потребности в самоуважении, общении, саморазвитии.
Производитель следит за рынком и реагирует на спрос потребителя. В свою очередь он предлагает ему определенный товар или услугу, способную удовлетворить потребности потребителя.
Экономические интересы потребителя и производителя взаимосвязаны. Если исчезнут потребители, то производителям некому будет предлагать товары и услуги. Если не будет производителей, то потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Отсюда можно сделать вывод о том, что одно не может существовать при отсутствии другого.
Ты мечтаешь о новом велосипеде, а твоя сестра хочет купить пианино. Многие твои одноклассники хотели бы иметь новейшее коммуникационное устройство, спортивный тренажер. Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей?
Производство способно удовлетворить индивидуальные потребности людей. В современном мире мы можем не только выбрать определенный товар, но и заказать его таким, чтобы его характеристики идеально подходили под наши требования.
Страница 86
Приведи примеры использования информационных технологий в образовательном процессе, помогающих учащимся сделать обучении более интересным и результативным.
В качестве примера можно привести электронные книги. Они не только позволяют найти нужный учебник и прочитать его, но и упростить жизнь школьникам. Вместо того чтобы нести с собой рюкзак, забитый книгами, ученик может взять планшет или электронную книгу, которая способна вместить в себя целую библиотеку. Касанием сенсора ему удастся в считанные секунды открыть нужную страницу и получить те же знания, которые он мог бы впитать с бумажного носителя.
В нашей школе недавно ввели проекторы. Они позволяют учителям показывать нам презентации, видеоролики и фильмы. Так уроки становятся веселее и интереснее. Кроме того мы сами можем выступать с презентациями и рассказывать нашим одноклассникам доклад, демонстрируя в качестве примеров фото и видеоматериалы.
Узнай на различных источниках (Интернет, газеты, журналы) о способах экономии энергоресурсов, приведи свои примеры. Предложи способы использования энергосберегающих технологий в школьном хозяйстве.
Энергосбережение – это ряд мер, направленных на рациональное использование ресурсов. Актуальность этого вопроса заключается в том, что большинство энергетических ресурсов является не бесконечным. Для того чтобы сберечь энергию, люди придумывают альтернативные способы использования продуктов. Например, вместо не возобновляемых природных ресурсов во внимание берут природные неисчерпаемые ресурсы – энергию ветра, солнца, воды.
Мы можем помогать нашей стране, экономя ресурсы дома и в классе. Например, мы часто тратим много воды на чистку зубов, хотя нам требуется около одного стакан жидкости. Вместо того чтобы оставлять воду включенной во время чистки зубов, стоит закручивать кран.
Так же дома и в школе для освещения можно использовать специальные энергосберегающие лампочки, затрачивающие меньше энергии. В нашем дворе на загородном участке мы поставили освещение, реагирующее на движение. Оно автоматически включается, когда кто-то появляется на участке, и выключается, когда человек пропадает из зоны видимости и больше не нуждается в свете.
Страница 87
Какие современные предприятия, на которых используется конвейер, тебе известны?
Мне известно, что многие предприятия, производящие какие-либо товары используют конвейер. Он позволяет производить операции над продуктами массово. Например, на заводе по производству молока на конвейер устанавливаются емкости, в которые одновременно заливается молоко. Таким образом, в одно и то же время заполняется сразу несколько бутылок.
Страница 89
Что можно сказать о масштабах производства и его участниках? Какими приемами художник выразил трудовой порыв героев картины?
Масштабы производства, изображенные на картине Пименова, огромные. На полотне можно наблюдать крупное предприятие с его составляющими. Участники производства запечатлены за сложным процессом. Пименову удалось передать то, с каким трудом трудящимся дается выполнение работы.
Художник выразил трудовой порыв героев картины с помощью приема использования темных тонов и контрастных оттенков.
Задание 1. Какова роль разделения труда в развитии производства?
Разделение труда в производстве – это разделение крупных задач на более мелкие задания. Оно играет важную роль в развитии производства, потому что позволяет работникам браться сразу за несколько задач. При разделении труда работа распределяется между трудящимися, что ускоряет процесс завершения общего дела и оказывает положительное влияние на качество готовой продукции. Таким образом, разделение труда позволяет ускорить процесс производства и улучшить качество продукта.
Задание 2. Как сделать производство выгодным?
Производство считается выгодным в том случае, если с продукта получена прибыль. Каждый товар имеет себестоимость, выраженную в затратах на исходные материалы, ресурсы и технологию создания. Если выручка превышает ее, то разница называется прибылью. Полученная за проданный товар прибыль является гарантом выгодного производства.
Для того чтобы добиться выгодного производства, нужно использовать разделение труда, новейшие технологии, привлечь профессионалов и уменьшить внутренние издержки.
Задание 3. Как можно снизить затраты производства?
Производство любого продукта требует затрат. Каждый производитель стремится к тому, чтобы их уменьшить. В этом деле могут помочь новейшие достижения научно-технического прогресса. С помощью улучшенного оборудования производство станет работать более стабильно, производя наиболее качественный товар.
В классе и дома
Задание 1. К каким видам затрат относятся следующие: оплата пользования служебными телефонами, сдельная зарплата работников; аренда складских помещений, оплата спецодежд, сырья и материалов?
Виды затрат подразделяются на постоянные и переменные:
- постоянные затраты: оплата пользования служебными телефонами; оплата спецодежд, сырья и материалов.
- переменные затраты: аренда складских помещений, сдельная зарплата работников.
Страница 90
Задание 2. Какое из приведенных суждений ты считаешь верными?
a) Производительность труда растет, если увеличивается число работников.
б) На рост производительности труда оказывает влияние совершенствование технологий производство.
в) Производительность труда зависит от уровня квалификации работников.
г) Производительность труда снижается в результате роста цен на продукцию.
Разберем каждое суждение:
а) не всегда производительность может повышаться в связи с увеличением числа работников. Важную роль играет уровень квалификации этих работников.
б) это утверждение является верным.
в) суждение можно считать верным.
г) производительность труда не зависит от роста цен на продукцию.
Правильный ответ: 2, 3.
Задание 3. Узнай, обратившись к Интернету, что такое альтернативные источники энергии. Есть ли у них будущее?
Альтернативные источники энергии – это иные способы получения энергии. Среди них можно отметить природные возобновляемые ресурсы:
- Солнечная энергия. Солнечные батареи позволяют использовать энергию солнца, преобразуя ее в электричество.
- Энергия ветра. Ветер можно преобразовывать на специальных станциях в разнообразные виды энергии: тепловую, механическую и электрическую.
- Энергия воды. Альтернативный источник является наиболее чистым и экологически безопасным по сравнению с используемыми вместо него вариантами. Для преобразования энергии, полученной под действием напора воды, используются гидроэлектростанции.
- Энергия приливов и отливов. Она связана с естественным спадом и подъемом уровня воды. Для преобразования требуется строить приливные станции.
Все эти варианты имеют перспективу использования в будущем, когда не возобновляемые источники исчерпают свою энергию. Тогда люди будут нуждаться в ресурсах и более серьезно задумаются об использовании альтернативных источников.
Задание 4. Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300 р. и на бисер для украшения 120 р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему ее размеры различаются.
Прибыль – это доход, полученный с продажи товара, который составляет превышение выручки над затратами на производство.
Первая мастерица затратила на процесс производства 5*60=300 рублей. Она получила выручку, равную 500 рублей. Сумма прибыли составила 500-300=200 рублей.
Вторая мастерица потратила на создание скатерти 300+120=420 рублей. С продажи товара она получила 700 рублей. Значит, сумма прибыли равна 700-420=280 рублей.
Вторая мастерица получила больше прибыли, потому что она затратила больше материала и более творчески подошла к созданию скатерти. Помимо того, что она изготовила полотно, она еще и украсила его, поэтому смогла продать дороже.
Задание 5. Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так вошёл в роль, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселей, и он сочинил за 1 час три поэмы. Среда прошла в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро.
Однако к вечеру на столе лежали уже шесть поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на которую ушло всего полчаса. В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой?
Производительность будет самой высокой в том случае, когда за минимальное количество времени будет изготовлено максимальное количество продуктов.
В понедельник Незнайка сочинил 2 поэмы за 2 часа. Производительность равна 2:2=1 час на 1 поэму
Во вторник он придумал 3 поэмы за 1 час. Производительность равна 60:3=20 минут на 1 поэму.
В среду Незнайка сочинил 6 поэм за 4 часа. Производительность равна 240:6=40 минут на 1 поэму.
В четверг персонаж ничего не написал, соответственно производительность равна 0.
В пятницу он написал 1 поэму за 30 минут.
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшая производительность у Незнайки была во вторник. Он смог сочинить поэму за минимальное количество времени.
Источник
10. Производство: затраты, выручка, прибыль
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
1. Каким бывает труд и как его оценивать? Какие потребности относятся к материальным, а какие — к духовным? Какова роль производителя и потребителя в экономике? Как взаимосвязаны их экономические интересы?
Труд бывает: постоянным и временным, простым и сложным, умственным и физическим, оплачиваемым и безвозмездным, добровольным и принудительным, ручным и автоматизированным, творческим и традиционным, коллективным и индивидуальным.
Труд людей оценивается по количеству сделанного. Конечно, при этом и качество должно быть высоким. Плата за труд составляет заработную плату работника. Чем лучше человек трудится, тем больше он зарабатывает, а значит растет и его благополучие.
Материальные потребности – потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.
Духовные потребности – потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания.
Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
В качестве потребителей в экономике могут выступать следующие субъекты:
- 1) индивиды и домохозяйства — личное потребление;
- 2) фирмы (производители) — производственное потребление;
- 3) государство — общественное потребление.
Производитель — это тот, кто создаёт товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.
В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, которая выражается в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве изготовлять из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.
Общее это то, что потребитель использует продукцию производителя, а разница в том, что один за это платит, а другой получает.
Ты мечтаешь о новом велосипеде, а твоя сестра хочет купить пианино. Многие твои одноклассники хотели бы иметь новейшее коммуникационное устройство, спортивный тренажёр. Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей?
Да способно, но не все потребности и не всех людей.
?Приведи примеры использования информационных технологий в образовательном процессе, помогающих учащимся сделать обучение более интересным и результативным.
Разработка и применение ИТ становится в современной школе одним из важнейших путей повышения результативности образования.
ИТ прежде всего используются для:
- Организации учебного процесса,
- подготовки учебных пособий,
- изучения нового материала (можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ).
- компьютерного контроля знаний учащихся,
- получения и работы с информацией из сети Интернет,
- создания и работы со школьным сайтом, позволяющим связать между собой учеников, родителей и учителей.
?Узнай из различных источников (Интернет, газеты, журналы) о способах экономии энергоресурсов, приведи свои примеры. Предложи способы использования энергосберегающих технологий в школьном хозяйстве.
Способы экономии энергоресурсов:
- Установка коллективных приборов учета воды, тепло и электроэнергии;
- Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы;
- Использование светодиодных светильников для аварийного и дежурного освещения;
- Замена ртутных уличных ламп на светодиодные и натриевые;
- Установка оптико-акустических регуляторов освещения;
- Установка автоматических компенсаторов реактивной мощности;
- Выполнение отделки стен и потолков светлыми тонами;
- Правильная разработка схемы электроснабжения с учетом возможности включения освещения группами;
- Не препятствовать проникновению естественного света в помещение;
- Рациональное и эффективное использование бытовой техники.
?Какие современные предприятия, на которых используется конвейер, тебе известны?
Кока-кола, ГАЗ, ВАЗ, КамАЗ.
1. Какова роль разделения труда в развитии производства?
Разделение труда в производстве — это разделение больших задач на несколько небольших таким образом, чтобы каждый работник выполнял одну или несколько мелких операций.
Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Различают: — общее разделение труда по отраслям общественного производства; — частное разделение труда внутри отраслей; — единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.
Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:
- Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций
- Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями
2. Как сделать производство выгодным?
- Максимальное сокращение издержек на выпуск единицы продукции.
- Снизить непроизводственные расходы.
- Обеспечить прохождение решений с максимальной скоростью сверху до низу, а информации снизу до верху.
- Использовать минимальные запасы сырья и хранить на складе минимальное количество продукции.
- Использовать рационализаторский и изобретательский потенциал персонала, организовав эффективно управляемый процесс.
- Мотивационная система оплаты, которая стимулирует выполнение качественных требований при максимальной производительности оборудования.
- Внедрение эффективной системы ТО оборудования, снизив при этом потери от незапланированных остановок оборудования.
- Создание команды единомышленников, перед которыми поставлена задача и определены этапы ее решения.
3. Как можно снизить затраты производства?
Производитель стремится найти способы организации производства, помогающие ему эффективно использовать ресурсы и снижать затраты: экономное и бережное расходование ресурсов, внедрение технических новшеств и новых технологий, повышение мастерства работников, совершенствование организации труда.
Новые технологии помогают производителям рационально использовать ресурсы и повышать производительность труда.
Современное производство всё больше нуждается в переработке огромного количества информации с использованием компьютера. По прогнозу Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать в ближайшее десятилетие бурный рост, только 8 не требуют знания информационных технологий.
Новая «интеллектуальная» технология — важный инструмент для повышения производительности труда, осмысления сложных производственных проблем и оперативного принятия решений.
Ещё один способ эффективного использования ресурсов и снижения затрат производства — совершенствование разделения труда.
В классе и дома
К каким видам затрат относятся следующие: оплата пользования служебными телефонами, сдельная зарплата работников; аренда складских помещений, оплата спецодежд сырья и материалов?
Постоянные: сдельная зарплата работников, аренда складских помещений, оплата пользования служебными телефонами.
Переменные: оплата спецодежды персонала, оплата доставки сырья и материалов
Какие из приведённых суждений ты считаешь верными?
а) Производительность труда растёт, если увеличивается число работников.
б) На рост производительности труда оказывает влияние совершенствование технологий производства.
в) Производительность труда зависит от уровня квалификации работников.
Узнай, обратившись к Интернету, что такое альтернативные источники энергии. Есть ли у них будущее?
Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.
Основным направлением альтернативной энергетики является поиск и использование альтернативных (нетрадиционных) источников энергии. Источники энергии — «встречающиеся в природе вещества и процессы, которые позволяют человеку получить необходимую для существования энергию».
Альтернативный источник энергии является возобновляемым ресурсом, он заменяет собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле, которые при сгорании выделяют в атмосферу углекислый газ, способствующий росту парникового эффекта и глобальному потеплению.
Причина поиска альтернативных источников энергии — потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. Во внимание может браться также экологичность и экономичность.
Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300 р. и на бисер для украшения 120 р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.
Первая 200, так как 500-60*5=200. Вторая 700-(300+120)=280. Они изготовили разные вещи, да и потратили на изготовление разную сумму.
Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так вошёл в роль, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселей, и он сочинил за 1 час три поэмы. Среда прошла в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро.
Однако к вечеру на столе лежали уже шесть поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на которую ушло всего полчаса. В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой?
Во вторник производительность труда Незнайки была самой высокой.
Источник