Способы снижения заемных средств

3.2. Рекомендации по снижению привлечения предприятием краткосрочных заемных средств и снижений кредиторских задолженностей

В главе 2 (2.2) в результате анализа финансовой устойчивости ПО «Ульяновскмебель» было выявлено, что предприятие практически не привлекает долгосрочные заемные средства, а основой заемных средств составляют краткосрочные и кредиторские задолженности. Это связанно с тем, что предприятию иногда выгодно задерживать возвращение денежных средств,для того чтобы обеспечить их более длительный оборот.

1. Для того чтобы эффективно управлять долгами предприятия и снизить привлечение заёмных средств необходимо, в первую очередь:

-определить их оптимальную структуру для предприятия в конкретной ситуации:составить бюджет краткосрочной задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов),характеризующих как количественную,так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами и принять определённые значения таких показателей за плановые;

-провести анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений;

-в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, разработать и осуществить комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

2. Для тогочтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости предприятия и увеличению её прибыльности и конкурентоспособности,менеджменту компании необходимо выработать чёткую стратегию в отношении характера привлечения и использования заёмного капитала. Таким образом, менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач:

-максимизация прибыли компании;

-достижение динамичного развития компании;

Наиболее весомым ограничивающем фактором в процессе планирования использования заёмного капитала необходимо считать его стоимость,которая позволяет сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

3.Менеджеры предприятия в своём стремлении максимально использовать возможности всех доступных им кредитных средств, в том числе в виде издержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и так далее, должны оценивать возможности каждого вида платежей индивидуально, так как последствия таких отсрочек могут иметь различные последствия не только в зависимости от вида платежа.

4.Менеджеры должны умело оперировать коэффициентами, выделенными в качестве плановых характеристик, например коэффициентом ликвидности. Он раскрывает способность предприятия покрывать свои обязательства перед кредиторами.

3.3.Рекомендации по ликвидации снижения рентабельности продаж

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности. В главе 2 (2.2) в результате анализа рентабельности предприятия было выявлено, что снижение рентабельности продаж также подтверждает значительное увеличение производственных затрат предприятия при постоянном уровне цен на производимую продукцию.

Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.

В данном случае цена на продукцию не меняется и соответственно не влияет на показатель рентабельности продаж, а изменение себестоимости продукции напротив имеет место быть. Таким образом, можно сделать вывод,что повышать рентабельность продаж на предприятии нужно именно путём снижения себестоимости продукции (производственных затрат).

В первую очередь необходимо:

— провести анализ всей финансовой политики компании и определить пункты расходов, которые можно сократить (режим экономии на предприятии);

-уменьшить себестоимость продукции учитывая, что в этом случае не должна наблюдаться тенденция снижения доходов от процесса реализации;

-при уменьшении себестоимости продукции опираться на ситуацию рынка и на ценовую политику, которую ведут конкуренты;

-необходимо определить какой товар из представленной предприятием продукции является наиболее востребованным на рынке и посредством увеличения наиболее рентабельных товаров в общей структуре продукции повышать рентабельность продаж всех товаров.

Путей снижения себестоимости продукции немало:

-использование более экономичных материалов (сырья);

-совершенствование процесса производства;

-автоматизация рабочих мест и сокращение количества числа рабочих;

-кооперация с другими предприятиями;

-внедрение новой техники;

-повышение производительности труда и так далее.

Учитывая, что предприятие ПО «Ульяновскмебель» уже имеет новейшие технологии производства, частично автоматизированное производство, самый высококачественный материал (и не собирается использовать менее качественный),то можно сделать вывод, что снижать себестоимость нужно с помощью других показателей.

По моему мнению, этими показателями являются: совершенствование процессов производства и повышение производительности труда.Также не стоит забывать, что важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия (в данном случае это по большей мере сокращение издержек производства на каждом отдельном этапе).

Чтобы усовершенствовать процессы производства на предприятии и сократить издержки на производство, нужно подобрать верный способ экономии материальных затрат на каждом этапе производства. Верным шагом в данном направлении будет внедрение на предприятии ПО «Ульяновскмебель» системы организации производства и снабжения «КАНБАН» (или по-другому системы «точно в срок»).

Сущность системы КАНБАН состоит в том, что все производственные подразделения предприятия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Заказ на готовую продукцию подаётся на последнюю стадию производственного процесса, где производится расчёт требуемого объёманезавершённого производства, которое должно поступить с предпоследней стадии. Аналогично, с предпоследней стадии идёт запрос на предыдущий этап производства на определённое количество полуфабрикатов. То есть размеры производства на данном участке определяются потребностями следующего производственного участка.

Таким образом, между каждыми двумя соседними стадиями производственного процесса существует двойная связь:

с i-той стадии на (i — 1)-ую запрашивается («вытягиваются») требуемое количество незавершенного производства;

с (i — 1)-ой стадии на i-тую отправляются материальные ресурсы в требуемом количестве.

Данная схема показана на рисунке 20.

Рис.20 – Схема прогнозирования

Средством передачи информации в системе КАНБАН являются специальные карточки. Применяют два вида карточек:

карточки производственного заказа, в которых указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующей стадии производства. Карточки производственного заказа отправляются с i-той стадии производства на (i — 1)-ый этап и являются основанием для формирования производственной программы (i — 1)-ого участка;

Читайте также:  Способы чистки алюминиевой посуды

карточки отбора, в которых указывается количество материальных ресурсов (компонентов, деталей, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки). Карточки отбора показывают количество материальных ресурсов, фактически полученных i-тым производственным участком от (i — 1)-ого.

Такие карточки циркулируют внутри предприятия.

Предприятия, использующие данную систему получают производственные ресурсы ежедневно или даже несколько раз в течение дня, таким образом запасы предприятия могут полностью обновляться 100-300 раз в год или даже чаще, тогда как на предприятии, использующем системы MRP или MAP — только 10-20 раз в год. Например, в корпорации ToyotaMotors на один из производственных участков в 1976 году ресурсы поставлялись трижды в день, а в 1983 году — уже каждые несколько минут.

Стремление к снижению запасов становится, кроме того, методом выявления и решения производственных проблем. Накопление запасов и завышенные объемы производства позволяют скрывать частые поломки и остановки оборудования, производственный брак. Поскольку в условиях минимизации запасов производство может быть остановлено из-за брака на предыдущей стадии технологического процесса, то основными требованием системы КАНБАН, кроме требования «ноль запасов», становится требование «ноль дефектов». Систему КАНБАН практически невозможно реализовать без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством, которая уже присутствует на предприятии ПО «Ульяновскмебель».

Важными элементами системы CANBAN являются:

информационная система, включающая не только карточки, но и производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты;

система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров;

система всеобщего (TQM) и выборочного («Дзидока») контроля качества продукции;

система выравнивания производства.

Основные преимущества системы CANBAN:

короткий производственный цикл, высокая оборачиваемость активов, в том числе запасов;

отсутствуют или чрезвычайно низки издержки хранения производственных и товарных запасов;

высокое качество продукции на всех стадиях производственного процесса.

Анализ мирового опыта применения системы КАНБАН показал, что данная система даёт возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные запасы — на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.

Таким образом, если внедрить данную систему на предприятии ПО «Ульяновскмебель», то предприятие не только сократит свои издержки, но и в целом сократит затраты на себестоимость продукции ,что в последствии приведёт к повышению рентабельности продаж. Также система КАНБАН ускорит оборачиваемость оборотных средств предприятия и в целом будет способствовать поддержанию должного качества производства продукции. Карты системы КАНБАН, а именно карты отбора и карты производственного заказа представлены в приложении 1(см. рис 1 и рис.2).

Источник

Способы снижения стоимости кредитов

Оптимизация кредитов – это сложный поэтапный процесс. Расскажем, как уменьшить стоимость кредитов банка и какие применять способы снижения стоимости кредитных денег.

Работу над снижением стоимости кредитов и оптимизацией кредиторской задолженности начинайте еще до начала переговоров с банком, продолжайте ее в процессе обсуждения поданной заявки на получение кредита и затем – в рамках заключенных договоров. Действуйте поэтапно:

  1. Соберите аналитику по ссудным задолженностям
  2. Проработайте вопрос залоговой массы
  3. Продумайте вопрос поручительств
  4. Отрегулируйте отчетность
  5. Составьте финансовые планы
  6. Подружитесь с сотрудниками банка
  7. Применяйте способы снижения стоимости кредитных денег

Этап 1. Соберите аналитику по ссудным задолженностям

Вам поможет отчет о состоянии кредитного портфеля, в котором должны быть отражены все ссудные и эквивалентные им обязательства.

Обратите внимание!

Предусмотрите аналитику в виде вычисления средневзвешенной ставки. Она станет для вас аргументом в переговорах и покажет приемлемый для вас верхний уровень стоимости ресурса. Вам нет смысла кредитоваться в банке, который не может себе позволить ставку на том же уровне либо ниже.

Изучив изменение объема кредитования с начала отчетного периода, вы сможете аргументировать улучшение финансового состояния и уменьшение зависимости компании от внешних вливаний. Этот отчет дополните следующей информацией:

  • внутренние заимствования – займы от дружественных компаний / компаний группы, акционеров и инвесторов;
  • обязательства по поручительствам, банковским гарантиям, лизингам;
  • графики гашения по каждому кредитному и лизинговому договору.

Вливания со стороны акционеров аргументируйте, как невозвратные, то есть, – собственный капитал. Так вы сможете настаивать на том, чтобы при анализе банк отнес такие заимствования в дополнительный капитал, несмотря на отражение их в бухгалтерском учете в виде кредиторской задолженности. Тем самым вы улучшите важные для определения уровня кредитного рейтинга показатели:

  • Чистые активы;
  • Долг/ЕБИТДА;
  • индикатор плеча финансового рычага Заемный капитал/Собственный капитал.

А лучше, сделайте общий график гашения помесячно для отражения полной картины изменений на длительном горизонте планирования.Цель такой аналитики – помочь банку составить полную картину, проверить финансовые планы вашей компании без дополнительных усилий. Это помогает ускорить процесс рассмотрения заявки и наладить отношения с банком.

Этап 2. Проработайте вопрос залоговой массы

Составьте список всех возможных залогов с указанием их остаточной стоимости в бухгалтерском учете, рыночной стоимости и источника ее определения, например, отчета независимого оценщика. Банк, конечно же, сам будет оценивать залоги. Но для первого этапа переговоров важно понимание, что заемщик контролирует свои активы и в любой момент может предоставить данные о них.

Если ваши активы уже заложены в другом банке, то можно указать его оценку и сроки, когда имущество высвободиться. Поскольку процесс переговоров довольно длинный, то банк вполне может принять в структуру сделки еще не свободный залог и установить отлагательные условия в виде сроков по регистрации, либо к моменту выхода на кредитный комитет и принятия решения залог станет свободным. Не стоит забывать об этой возможности.

Банк сам не будет предлагать вам такую комбинацию, поскольку отлагательные условия по залоговой массе делают выдачу кредитных денег вам до регистрации твердого залога крайне проблематичной. Чаще всего, он вынужден будет создать резерв в пределах от 1 до 21%. Не каждый банк может себе позволить такой шаг. Для покрытия риска банка предложите товары в обороте, движимое имущество, оборудование, свободные от залога, как временную меру до момента регистрации твердых залогов.

Читайте также:  Примыкание как способ подчинительной связи

Этап 3. Продумайте вопрос поручительств

Законодательство ограничивает предварительную работу по поручительствам тем, что в любом документе согласия необходимо конкретно прописать все основные условия, что может быть невозможным до момента вынесения решения. Тем не менее, переговорные процессы стоит запустить.

Заранее сформируйте список поручителей и получите их согласие. Также проработайте юридическую сторону вопроса:

  • для акционеров-физических лиц необходимо согласие супруга, либо информацию о раздельном имущественном владении, закрепленном в брачном договоре;
  • для акционеров-юридических лиц обязательным является отсутствие условия запрета выдачи поручительства в кредитных договорах, договорах лизинга, договорах банковских гарантий. Либо в случае, если прямого запрета нет, а указано условие согласования, то стоит такое согласие получить заранее.

Если один из поручителей-юридических лиц является акционерным обществом, необходимо начать подготовку процесса проведения общего собрания участников.

Залог сам по себе и поручительства не так уж важны для банка, это только обеспечительная мера. Переходим к самому главному – финансово-хозяйственному состоянию компании, которое банк оценивает по отчетности и по реальности финансовых планов.

Этап 4. Отрегулируйте отчетность

Компании должны предоставлять в налоговую и органы статистики только годовую отчетность. Для финансового мониторинга банку можно показать промежуточную (ежеквартальную) отчетность. В нее затем вы сможете обоснованно внести изменения, не нарушив при этом установки государства.

Поработайте над интерпретацией хозяйственных операций так, чтобы получить положительную отчетность. Должна присутствовать динамика роста выручки и прибыли, причем, как валовой, так и чистой. Это необходимо для получения более приближенных к оптимальным показателей. Чаще всего такими показателями являются коэффициенты:

  • Долг/ EBITDA;
  • Собственный Капитал/Заемный Капитал;
  • Долг/Выручка.

Реже можно встретить FCash / Liabilities и FCash / Debt . Впоследствии банк может включить эти коэффициенты в договор в виде обязательных оцифрованных условий – ковенантов, при нарушении которых последуют штрафные санкции, в том числе, и повышение ставки с вилкой до 5%. Чтобы покрыть свои риски, банки вводят в кредитные индикативы дополнительные комиссии. Если даже ставка кажется приемлемой, то эффективная выйдет за все возможные границы. Поэтому обращайте внимание на совокупность стоимости привлекаемых ресурсов. Учитывайте такие статьи расходов, как страхование объектов, нотариальное оформление залогов. Ваша задача – получить в предварительной отчетности цифры, которые будут иметь для компании допустимо предельное значение.

Вы должны быть готовы дать пояснения банку и ФНС, если в прошедшие периоды будете вносить изменения, которые затронут налоговые декларации. Не стоит лишний раз привлекать внимание контрольно-надзорных органов, подвергать компанию опасности дефолта, стремясь к получению кредита. Если вы уверены, что отчетность только временно выглядит «некрасиво», занимайтесь ее регулированием. Если вы понимаете, что и в будущем ничего не изменится, то рисковать не стоит. Есть и другие способы привлечения финансирования, кроме кредитов.

Приведу примеры того, как можно регулировать отчетность:

Показатель «Долг/ EBITDA». Есть несколько вариантов

  1. Переместить расходы. Договоритесь, чтобы акты на услугу аренды вам выставляли раз в квартал, в первых числах квартала, следующего за текущим, а не ежемесячно. Так, расходы перетекут в следующий квартал, в котором, возможно, ваши показатели будут лучше.
  2. Начислить контрагентам штрафы и пени за просрочку платежей или недопоставку. Вы можете сделать это основании условий договора, вне зависимости от согласия должника. Этот прием поможет увеличить выручку, но не добавляет вам НДС к уплате (речь не идет о товарах, работах или услугах).
  3. Создать оценочные резервы. Законодатель обязывает создавать оценочные резервы, но как, в каких суммах и по какой методике, предприятию дано право определить самостоятельно. Соответственно, с помощью данного инструмента можно как увеличивать резервы, так и уменьшать.

Показатель «Заемный капитал/Собственный капитал». Его можно регулировать двумя способами.

  1. Перевести краткосрочные обязательства в долгосрочные. Если у вас есть, например, займы от собственника, с которым можно договориться о продлении действия договора, то его срок следует подвинуть далее чем на 12 месяцев. Именно такой критерий присутствует при определении, в какую строку отражать данную задолженность – в долгосрочные или краткосрочные обязательства. Также вы можете договориться о моратории на проценты.
  2. Перевести займы в чистые активы. Если в балансе присутствуют займы от собственника, то постарайтесь договориться с ним об их переводе в чистые активы. Так в балансе уменьшится сумма краткосрочных обязательств и увеличится собственный капитал.

Способ «Вместо долгов – чистые активы» применим в отношениях «материнская компания – дочерняя компания» и помогает улучшить сразу два показателя «Долг/ЕБИТДА», «Заемный капитал/Собственный капитал». Его можно применять по-разному. Если материнская компания финансирует «дочки» (инвестпроекты, платежи в оборотный капитал за продукцию), то такие транзакции будут выглядеть в бухгалтерском учете:

  • у материнской компании, как дебиторская задолженность;
  • у дочерней компании, как кредиторская задолженность.

Можно провести процедуру прощения задолженности. Для этого достаточно только решения общего собрания участников материнской компании о внесении суммы задолженности в чистые активы материнской компании. Для материнской компании эта операция будет расходом, который в бухгалтерском учете может повлиять на ее:

  • финансовый результат. Ваша задача – найти возможность перекрыть расход доходом от другой дочерней компании, например, начислением дивидендов, если собственной прибыли недостаточно;
  • собственный капитал. Ваша задача – не допустить снижения собственного капитала ниже суммы чистых активов. То есть, ранее сформированных резервов, уставного капитала, дополнительного капитала должно быть достаточно для покрытия расхода.

Если у вас на балансе есть недооцененные нематериальные активы или финансовые вложения (акции, облигации) вы можете до момента проведения операции прощения задолженности дочерней компании провести переоценку данных активов. Переоценка в балансе отразиться по строке «Дополнительный капитал», и это даст вам возможность не уйти в отрицательные чистые активы. Если вы сделали один раз переоценку, вам придется делать ее каждый год. Также переоценку не стоит делать самостоятельно. Лучше заказать ее у независимого оценщика, и на основании полученного отчета совершить бухгалтерские проводки. Так к вам будет меньше вопросов со стороны налоговой инспекции. В результате у дочерней компании появляется дополнительный капитал в балансе и внереализационный доход в отчете о прибылях и убытках – можно позволить себе показать убытки от операционной деятельности, списать сомнительную дебиторскую задолженность. Таким образом, в отчете дочерней компании вы повлияете на ковенанты Долг/ЕБИТДА, Заемный капитал/Собственный капитал.

Этап 5. Составьте финансовые планы

Банк чаще всего не просит предоставить всю финансовую модель. Для оценки перспектив возврата денег вполне достаточно БДР (бюджет доходов и расходов) и БДДС (бюджет движения денежных средств) на горизонте заимствования. Чтобы составить реальный финансовый план, соберите документы, которые позволят доказать его обоснованность.

  • портфель заказов с аналитикой исполнения;
  • контракты с поставщиками и заказчиками;
  • планы по сокращению затрат;
  • маркетинговые исследования;
  • планы по инвестициям и разработке новых продуктов;
  • план стратегического развития;
  • план мероприятий по энергосбережению;

В общем, понадобится вся информация, которая позволит вам доказать, что у вас будет маржинальный доход и чистая прибыль для возврата средств.

Этап 6. Подружитесь с сотрудниками банка

Ваша цель — выявить в банке будущих лоббистов ваших интересов. Чтобы это сделать действуйте в трех направлениях:

  1. Оперативно реагируйте на запросы. Сотрудники банка будут радушны и лояльны к вам, поймут, что вы заинтересованы в долговременной и продуктивной работе с банком.
  2. Наберитесь терпения, привлекайте функциональных специалистов.
  3. Разберитесь, какие задачи стоят у банка. Всегда думайте о людях на другой стороне стола переговоров, старайтесь понять, что ими движет, какие задачи они решают. Так вы сможете решить и ваши задачи. Например, задача банка – расширить сферу влияния на конкурирующем рынке. Ваша задача – набрать такой объем заявок, чтобы обеспечить банку рывок и исполнение показателей по объему выданных кредитов.

Технология обработки заявки практически во всех банках одинаковая:

  • непосредственно с клиентом работает клиентский менеджер (продажник). Он оценивает вероятность прохождения заявки по всем инстанциям и берет/не берет ее в работу;
  • заявка направляется в профильные подразделения – кредитным менеджерам, менеджерам по оценке залогов, менеджерам по оценке рисков, юристам, службе безопасности и т.д.

Каждый из отделов направляет свой запрос, возможно, некоторые вопросы будут дублировать друг друга. Не удивляйтесь этому. Сразу просите указать, какое подразделение направило вопросы, старайтесь прорабатывать ответы со своими аналогичными службами, чтобы общаться с банком «на том же языке».

Этап 7. Применяйте способы снижения стоимости кредитных денег

Продуктивный двусторонний диалог с банком создает почву для доверительных открытых отношений. Это – первый шаг к получению преференций в части стоимости привлекаемых денежных средств. Есть еще ряд способов, которые помогают достичь этой цели.

Продолжайте работать над отчетностью. Приемы все те же, что и на четвертом этапе. Любое улучшение показателей даст вам повод просить о снижении ставки.

Отслеживайте финансовое состояние банка. Если у банка превосходное состояние, а вы выполняете условия договора, то банк может пойти вам на встречу.

Создавайте конкурентную среду. Если вы договорились с другим банком о лучших условиях кредитования, проведите переговоры со своим банком-партнером о снижении ставки. Покажите ему индикативы, предложенные конкурентом и, возможно, банк пойдет вам навстречу.

Следите за ключевой ставкой регулятора. Снижение Центральным Банком ключевой ставки – повод о запросе снижения ставки по кредиту. Чтобы не возникало проблем, и заявка на снижение была рассмотрена банком в кратчайшие сроки, внесите специальный пункт в кредитный договор, который предусматривает прямую привязку к ключевой ставке ставки по кредиту. Предусмотрите сроки принятия решения и штрафы за нарушение. При наличии такого условия изменение ставки происходит автоматически.

Обратите внимание!

Если ЦБ снижает ставку, то вы уменьшаете стоимость ресурса, если произойдет повышение, то автоматически повысится и стоимость денег. Я считаю, что такой пункт все же выгоден компании. Поскольку банк всегда имеет право поднять ставку, а вот на снижение идет неохотно. Следовательно, вы ничем не рискуете, добившись такого условия в кредитном договоре.

Проанализируйте, возможно, компании будет дешевле перевести лизинг в кредит и наоборот. Лизинговые платежи, включающие в себя погашение тела заимствования, проценты, страховку объекта лизинга и маржу лизинговой компании, полностью принимаются, как расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Кроме того, вы получаете НДС к зачету. Финансово успешной компании лизинг выгоден с целью оптимизации налогового бремени.

Но если у вашей компании нет необходимости в снижении финансового результата, лизинговые платежи составляют существенную сумму в оттоке денежных средств в текущий момент времени. Поэтому кроме просьбы пересмотреть размеры ежемесячных платежей и, тем самым, продлить действие лизингового договора, стоит также задуматься о переводе лизинга в кредитную линию. Так, в моменте вы сведете отток денег до процентов, а выплаты по телу сдвинете на будущее. При этом из стоимости денег вообще уйдет процент маржи лизинговой компании.

И наоборот, если в вашем кредитном портфеле есть инвестиционный кредит, стоит попросить банк сделать расчет перевода его в лизинг. Возможно, возмещение НДС позволит вам сэкономить на налогах, и так вы сможете уменьшить стоимость привлеченных денежных средств, направляя их в оборотный капитал.

Предложите банку кредитование ваших партнеров. Такой способ снижения стоимости кредитных денег срабатывает, если ваш банк придерживается стратегии комплексного обслуживания клиентов и более лоялен к тем, кто позволяет ему расширить свой бизнес.

Прибегать к этому способу имеет смысл, если у вас есть растущие задолженности перед вашими поставщиками и субподрядчиками. Попросите своих бизнес-партнеров предложить банку прокредитовать их, а банк – за расширение базы клиентов снизить ставки для вашей компании. Высвободившиеся средства можно направить на уменьшение задолженностей.

Источник

Читайте также:  Что такое способ переноса значения
Оцените статью
Разные способы