Способы снижения утомления обучающихся спо

Памятка «Профилактика утомления и переутомления учащихся «

Памятка «Профилактика утомления и переутомления учащихся» разработана для классных руководителей

Просмотр содержимого документа
«Памятка «Профилактика утомления и переутомления учащихся «»

Профилактика утомления и переутомления учащихся

1. Соблюдение режима дня.

2. Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения (чистота, свежесть воздуха, освещение и т.д.)

3. Построение занятий с учетом динамики умственной работоспособности, что предполагает:

— учет особенностей врабатывания детей данного возраста;

— обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

— поддержание работоспособности при появлении первых внешних признаков утомления.

4. Соотнесение объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

5. Снижение утомляемости за счет совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность.

6. Использование приемов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

7. Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):

— своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);

— рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определенными видами учебной деятельности);

— соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 минут занятия по 1 минуте оздоровительной)

8. Количество видов деятельности ребенка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность.

9. Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т. п.).

10. Учитель на уроке – самый сильный раздражитель. Поэтому важно учителю находиться в течение всего урока в спокойном и работоспособном состоянии. Не все умственно отсталые дети могут переносить повышенный тон, частые замечания или даже резкие движения учителя. Одни из них в таких случаях затормаживаются, другие, напротив, возбуждаются. Те и другие, нередко в этих условиях не способны работать.

11.Помните, что показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с занятия.

На перемене, после уроков:

Хорошо изменить положение тела (полежать).

У детей должна быть легальная возможность побеситься.

Использовать возможности комнаты психологической разгрузки.

Источник

Конспект урока_8-УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. ПРИЧИНЫ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА. ГИПОДИНАМИЯ

УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. ПРИЧИНЫ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА. ГИПОДИНАМИЯ

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

1. Показать роль двигательной активности, физических усилий в укреплении здоровья; формирование понятия о здоровом образе жизни.

2. Познакомить с общими причинами появления утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности человека.

3. Разобрать ряд способов профилактики переутомления с учётом физических и умственных нагрузок.

Оборудование: примерный режим дня для обучающихся 5-8 классов.

II. Работа над новым материалом.

Учитель. Великий русский физиолог И. М. Сеченов установил, что во время труда и после него утомление снимается не полным покоем, а активным отдыхом. В частности, занятия спортом способствуют достижению высоких результатов в развитии двигательной системы, кровообращения и дыхания.

Что такое утомление?

Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряжённой и длительной умственной или физической деятельности и сопровождается ощущением усталости.

Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении биологических изменений в организме вследствие перезатрат энергии.

Утомление проявляется в появлении ошибок, в нарушении координации движений.

Утомление – это неприятные, иногда болезненные ощущения, общее ухудшение самочувствия. Может возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость и разбитость.

Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и ожирению. Всё это происходит вследствие нарушения обмена веществ.

Гиподинамия – недостаточная двигательная активность, малая физическая нагрузка. Последствия гиподинамии: ослабляется деятельность сердца, нарушается обмен веществ, снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, ухудшается работоспособность, ускоряется процесс старения.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы, и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость, хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна – признак переутомления. Ухудшение аппетита или его отсутствие также свидетельствуют о переутомлении.

Для профилактики переутомления необходимо учитывать, что любая нагрузка (психическая, умственная или физическая) должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям человека.

Рассмотрим вопрос о влиянии на здоровье человека компьютера. Длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья: нарушается зрение, происходит утомление мышц рук, позвоночника, наступает общая слабость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм – электромагнитные поля и излучение, мелькание изображения на экране, длительная неподвижность позы сидящего.

Для профилактики переутомления при работе с компьютером время работы на нём должно регламентироваться с учётом возраста, а также необходимо делать ряд упражнений для глаз и мышц тела.

Гимнастика за компьютером

1. И. п. – сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом – вдох, положите ногу на колено – выдох. То же – левой рукой.

2. И. п. – то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в и. п., приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки.

Читайте также:  Способы борьбы с геноцидом

3. И. п. – кисти к плечам. Делайте круговые движения локтями назад и вперёд.

4. И. п. – руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо-влево.

5. И. п. – сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Согните ногу, обхватив колено руками, потяните колено к животу, затем выпрямите ногу вперёд и опустите на пол.

6. И. п. – то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, затем вернитесь в и. п.

7. И. п. – руки согнуть, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Вытяните руки вперёд, в стороны и вверх.

Каждое упражнение повторить 5-6 раз.

Учитель. Сделайте выводы по теме урока.

Обучающиеся. Необходимо сочетать нагрузки, и нагрузка должна реально соответствовать возможностям человека.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения
методическая разработка по физкультуре на тему

Скачать:

Вложение Размер
snyatie_fizicheskogo_i_umstvennogo_utomleniya_v_protsesse_obucheniya.docx 34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Биологическое значение утомления двояко: охраняя, защищая организм от чрезмерного истощения физиологических систем, оно в то же время оказывается стимулятором последующего роста работоспособности. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, чтобы более эффективным был отдых.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.

Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её на 50 %. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6-7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать.

Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей.

Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Рассмотрим состояние утомления и переутомления, как характерное нарушение функционального состояния учащихся, развивающегося в динамике учебного процесса.

Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Отрицательное воздействие на здоровье оказывает постоянно возникающее хроническое утомление, перерастающее в переутомление. Утомление можно рассматривать как индикатор переходной области между желаемым уровнем учебной нагрузки на учащихся (тренирующий режим) и перегрузкой. Это состояние ограничивает нагрузку «сверху». Ограничением «снизу», т. е. недозагрузкой, служат нарушения школьниками дисциплины от безделья и невыполнение учебной программы.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

  • снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
  • ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
  • появление чувства усталости;
  • шум в классе.

Внимательный учитель может заметить:

  • нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
  • изменение почерка;
  • динамизм (кривляние) телодвижений;
  • вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
  • жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;
  • учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Общие и характерные симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта):

  • появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;
  • отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия;
  • ухудшение внимания;
  • меняется отношение к работе – появляется желание отдохнуть.

Внешним проявлением утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых ошибок.

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
  • левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;
  • переполнение классов учащимися (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
  • несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе – даже при умеренной учебной нагрузке. К таким относятся:

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);
  • повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;
  • неблагоприятный состав воздуха: снижение кислорода, накопление в воздухе веществ антропогенного характера (выделения тела человека) – то, что называют плохо проветренным помещением;
  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильно расположенной системе вентиляции в классные комнаты затягиваются потоки из туалета, возникают сквозняки (особенно для отвечающих учащихся у доски и учителя);
  • воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт: от неудобного положения тела, от длительно фиксируемой позы (несоответствие размера мебели и роста), при авторитарной педагогической тактике учителя, когда дети боятся пошевельнуться.

Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой!

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольного, физиологического восстановления организма после нагрузки уже не происходит, и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия.

Одно из направлений в деятельности по укреплению здоровья – организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

  • Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15 – 20-я минута урока.
  • Двигательность физкультминуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение следует отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Для каждого класса необходимо выбрать 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

  • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Рекомендации для учителя:

  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
  • Обладать педагогическим тактом;
  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо .

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение .
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями и на уроках. Физкультурные паузы способствуют снятию утомления учащихся и состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 5-8 минут во время уроков. Комплекс упражнений для начальных классов, как правило, состоит из 2-3 упражнений.
По содержанию физкультурные паузы различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедер. Комплексы должны состоять из физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений и большого пространства, которое можно выполнять в положении «сидя», и в положении «стоя». Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движение руками и пальцами и т.п. исходя из общей направленности комплекса, физкультурные паузы могут быть предназначены для:

  • Общего воздействия;
  • Улучшения мозгового кровообращения;
  • Снятие утомления с плечевого пояса и рук;
  • Снятие утомления с туловища и ног;
  • Снятие утомления с кистей рук.

Физкультурные паузы на уроке следует проводить с учетом содержания учебной деятельности при проявлении признаков утомления, чаще всего в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6 уроках. Упражнения рекомендуется проводить в течение урока дважды: на 10 – 15 и на 25 – 35 минутах.
Гигиенические требования к физкультурным паузам:

  • Проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении;
  • Следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки;
  • Не допускать переутомления.

Физические упражнения можно выполнять сидя на стуле или стоя у стола, в медленном или среднем темпе. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы школьники не мешали друг другу. Каждое упражнение в комплексе повторяется 2-4 раза. Комплексы упражнений меняются один раз в 2 недели, так как их повторение утомляет.

Начинать выполнение комплекса упражнений необходимо с фиксации правильной осанки в течение 5-6 секунд, затем должны следовать упражнения на сосредоточенность внимания и активизацию определенной группы мышц, после чего следуют упражнения конкретной направленности в соответствии с очередностью урока, видом деятельности до физкультпаузы, с учетом дня недели, общего состояния учащихся, дневной динамики их работоспособности и др.

В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой – повышение готовности организма к предстоящей работе путем соответствующей перестройки функций на новый уровень деятельности и сокращения периода врабатывания. Физические упражнения в первой половине урока способствуют активизации организма учащихся через воздействие на мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы, интенсифицируя протекание физиологических процессов и предупреждая развитие утомления.

Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления, возникшего в результате различных видов учебной деятельности.

Между уроками учащиеся могут выполнять упражнения самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5 – 8 минут.

Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом.

Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы учащимся. Например. Класс разделить на 2-3 группы: первая группа набрасывает кольца (в игре «Кольцеброс»), вторая играет с обручами, третья – в скакалки и т. п.

Динамические (двигательные) перемены – организованная форма активного отдыха на перемене. Их проводят после второго-третьего уроков.

Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит аккумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы, кровообращения.

В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2.1178 – 02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса» дан примерный объем двигательной активности обучающихся.

Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

Ни для кого ни секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого, окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него интересным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Эмоциональные, подвижные и спортивные игры и танцы служат прекрасным средством профилактики заболеваний и оздоровления.

Проведение этого достаточно сложного с точки зрения организации мероприятия требует тщательной подготовки учителя, наличия простейшего инвентаря, помещения для проведения перемены.

Основные правила для организации двигательных перемен в школе.

  • Необходим учет возрастных особенностей детей;
  • Упражнения могут сопровождаться музыкой;
  • Место проведения готовят заблаговременно, оно должно соответствовать санитарным нормам;
  • Подвижные перемены проводят обычно после третьего урока в течении 15-20 минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.
  • Важно во время игр давать детям рекомендации. Подбадривать их. Тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально;
  • Надо учитывать, что с 11 – 12 лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные игры, так и раздельные;
  • Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это прежде всего время отдыха для учащихся, поэтому не следует их держать в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

Таким образом, использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Практика показывает, что правильное использование в учебном процессе физкультурных минуток, физкультурных пауз и двигательных перемен позволяет:

  • действенно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают стойко противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
  • стимулировать процессы роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем детского организма, на повышении его биологической надежности;
  • влиять на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулировать развитие основных физических качеств младших школьников (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
  • повышать тонус коры головного мозга и вызывать положительные эмоции, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
  • нормализовать нарушенную деятельность отдельных органов и функциональных систем, нивелировать и устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.

Источник

Читайте также:  Есть много способов стать
Оцените статью
Разные способы