Способы снижения тревоги у пациента особенности проведения болезненных манипуляций

Проведение болезненных манипуляций.

При проведении болезненных манипуляций медицинской сестре следует сообщить об этом пациенту непосредственно перед манипуляцией, а не накануне, и выразить сожаление, что в данном случае нельзя поступить иначе. Боль не должна быть для пациента неожиданностью. Если его не предупредить, то пациент будет бояться манипуляций, не вызывающих болевые ощущения.

Интенсивность боли необходимо объективно оценивать по расширению зрачков, побледнению лица, холодному поту, тахикардии, повышению АД. Новая боль вызывает большее беспокойство. Древний человеческий инстинкт — при опасности найти опору. Поэтому при сильной боли пациент цепляется за предметы или за другого человека. Метод ослабления боли — отвлечение внимания. Часто внимание и рассеивание страхов легче утолить боль, чем болеутоляющими средствами.

Формы выражения боли зависят от культурно — социального развития человека (плач, стон, крик, стиснутые боли и т.п.).

Психологические приемы снижения у пациента болезненных ощущений.

Тело человека подчиняется командам головного мозга, а это значит. Что им можно управлять психологическими методами.

Непосредственно перед проведением медицинского вмешательства, тело рефлекторно реагирует на приближающиеся к нему инструменты воздействия.

Тело «не знает» несут инструменты благо или вред, это категории сознательные, а реакция происходит рефлекторная. Если в результате рефлексов мышцы сокращаются, тело напрягается. Проводить процедуру становиться сложнее, и она будет более болезненной.

Управление телом (с целью расслабить определенные группы мышц):

Тело человека регулируется рефлексами, а рефлексы начинаются с раздражения органов чувств.

Человек не может держать под контролем одновременно все группы мышц, следовательно, напрягая одни мышцы. Он расслабляет другие.

Человек не может удерживать в поле внимания бесконечное количество объектов, следовательно, сосредотачиваясь на одном объекте, человек отвлекается от другого.

Отвлекая внимание пациента от органа, на котором предстоит проводить манипуляции, мы способствуем тому, что рефлекторно он будет расслаблен.

Уважение чувств пациента

Прежде всего, персонал должен понять решающую роль собственного достоинства в психологическом мире личности. Это чувство формируется из сочетания фундаментальных потребностей, делающих личность личностью: потребности в самореализации, самоактуализации, самооценке, самовыражении, самоутверждении.

Чувство собственного достоинства «подпитывается», главным образом, позитивными отношениями и оценками со стороны окружающих, для пациента важно:

• чтобы его принимали таким, какой он есть

• чтобы его принимали таким, каким он себя представляет

• чтобы с ним считались

• чтобы другие бережно обращались с тем, что он относит к своему Я

Такова формула уважения личности пациента: покажите, что вы принимаете его сущность и представление о себе, считаетесь с ним и бережно, с пониманием и сочувствием, относитесь к тому, что он воспринимает как часть своего Я.

Следуйте этой формуле, и результат будет весьма ощутимым: осознав, что вы его уважаете, пациент откликнется доверием и ответным уважением.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Преодоление страха перед медицинскими манипуляциями

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Преодоление страха перед медицинскими манипуляциями
Интегрированный урок

Описание слайда:

Что такое страх
?
СТРАХ – это отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением опасности, реальной или воображаемой
ФОБИЯ (навязчивая идея) – это сильная и непреодолимая боязнь, охватывающая больного, несмотря на понимание её бессмысленности и попытки с ней справиться.

Описание слайда:

Какие ещё фобии вы знаете
?
Патофобия — боязнь болезней
Кардиофобия — боязнь инфаркта
Бациллофобия — страх перед микробами
Гемофобия — боязнь крови
Ятрофобия — боязнь врача
Нозокомефобия – боязнь больниц
Фармофобия – боязнь лекарств
Вакцинофобия — боязнь прививок
Авиафобия— страх перед полетами
Агорафобия — боязнь открытых пространств
Антропофобия — боязнь людей
Арахнефобия — боязнь пауков
Ачлуофобия — боязнь темноты
Аэроакрофобия — боязнь высоты
Зоофобия — боязнь животных
Русофобия — боязнь русских
Киберфобия — боязнь компьютеров
Клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства
Мусофобия — страх перед мышами
Параскаведекатриафобия — боязнь пятницы, 13-е
Фотофобия — боязнь света
Пирофобия — боязнь огня, пожара
Сколинофобия — боязнь школы
Фобиофобия — боязнь фобий

Описание слайда:

«Порхать как бабочка, жалить как пчела»
Мохаммед Али

Описание слайда:

Стоматология.
Оперативное вмешательство.
Страх перед родами.
Страх перед диагнозом.
Страх перед врачами вообще.
Страх перед иглами и инъекциями.

Описание слайда:

Во время приступа страха наблюдаются не менее четырех из перечисленных симптомов
Испуганное выражение лица. Мимика испуганного человека хорошо знакома: брови почти прямые и несколько приподняты, глаза широко раскрыты, зрачки расширены, глазные яблоки вращаются или взгляд направлен на источник страха. Рот приоткрыт и имеет эллиптическую форму, крылья носа сильно расширены. Он может озираться по сторонам

Описание слайда:

Сильное сердцебиение, учащённый пульс (110-120 ударов в минуту может доходить до 170).
Если страх усиливается, то сердце может остановиться и наступает обморок.
Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки.

Описание слайда:

Побледнение кожных покровов (сужение небольших артерий кожи)
Потливость (при этом кожа остаётся холодной, отсюда выражение «холодный пот»).
Дрожание всех мышц — озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи (это особенно заметно на губах). По этой причине, а также из-за сухости во рту голос становится хриплым или неотчётливым, а иногда пропадает совсем.
Появляется сильное желание зевать.
Дыхание ускоряется, при этом появляется ощущение нехватки воздуха, одышка, удушье.

Описание слайда:

Тошнота
Головокружение.
Нарушение походки,
Нарушение зрения или слуха,
Судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций

Описание слайда:

Преодоление страха
Чтобы «приручить» свои страхи, психологи настойчиво советуют делать то, что боишься:
Боишься прыгать в воду? Прыгай!
Боишься выступать? Выступай при каждом удобном случае.
Боишься экзаменов? Поищи ситуации, где нужно сдавать экзамены. Попытайся, например, десять раз пройти собеседование на новую работу.
Тем, кто боится ездить на лифте, не стоит избегать этого устройства

Описание слайда:

Как преодолеть страх перед медицинскими манипуляциями?

Рациональная терапия – это лечение страха убеждением с помощью логики и рассудка. Это метод воздействия на мир пациента с помощью убедительной диалектики. «Горячим» отрицательным эмоциям противопоставляется «холодный разум».
Например, «Оставьте всякое беспокойство относительно вашего страха. Не добавляйте второй этаж над зданием вашей болезни».
Ободрение в трудную минуту со стороны окружающих играет важную роль в преодолении или боязни.

Читайте также:  Способы профессионального самовоспитания учителя
Описание слайда:

Невербальные средства общения
«Не бойтесь!» — говорит медсестра, — «Вам сделают укол, и будет совсем не больно!». Казалось бы, правильные слова, но тон, которым она говорила, был тем же, которым она разговаривала с пациентом, когда ему было плохо или больно. Установлено, что только 20% мыслей мы передаем словами, остальное приходится на невербальные средства коммуникации– интонацию, мимику, жесты. Поэтому пациент, чувствуя несоответствие тона и слов, непроизвольно напрягается, начинает бояться.

Описание слайда:

3. Правильное дыхание. Помогите больному сосредоточиться на своём дыхании. «Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте своё дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме: 4+4+4. Четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая при этом только дыхание, ощущая как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает лёгкие. Других мыслей быть не должно».
4. Прекрасно снимает тревогу громко издаваемый в течение полминуты звук «Ш-Ш-Ш» на выдохе

Описание слайда:

5. Для снятия нервного напряжения и уменьшения чувства страха:
«Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки , а затем встряхните их. Испытайте чувство расслабления».

Описание слайда:

6. Одним из способов разрядки такого ситуативного страха является проведение процедуры в положении – лежа. Лежащий человек не может так долго находиться в напряжении, как сидящий или стоящий.

Описание слайда:

7. Не смотреть на процедуру. Врач (медсестра) рекомендует пациенту как-то отвлечься во время проведения процедуры. Лучший способ – использовать плеер или радиоприемник с наушниками.
8. Можно попросить больного читать вслух стихи.

Описание слайда:

9. На приём к … Моцарту.

Ещё древние мыслители задумывались о том, что в основе музыки лежит особая энергетика. Уже в наши дни учёные доказали чудесную силу музыки. Сформирован элитный список классических композиторов, музыка которых оказывает однозначно положительное влияние на человека. Вот некоторые из них:
Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен, Джоаккино Россини, Франц Шуберт, Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский и др.

Описание слайда:

10. Аутогенная тренировка может значительно помочь человеку, испытывающему страх или беспокойство. Под её действием можно значительно снизить уровень психоэмоционального напряжения, уменьшить тревогу, ослабить страх. Известны случаи, когда после аутогенной тренировки проводились хирургические операции без использования наркоза, т.к. пациент просто не чувствовал боли.
«Мне страшно, но я не боюсь!».
Вариантом самовнушения может быть «Эффект плацебо». Пациенту предлагается выпить «таблетку», которая обладает свойством обезболивания и предложить посидеть 1,5 минуты (в роли «обезболивающий таблетки» может быть любая безвредная капсула, например витамина). Срабатывают механизмы самовнушения и через 1,5 минуты пациент скажет, что он совсем не почувствовал боли во время укола.

Описание слайда:

11. Цвет поднимает настроение. Экспериментальные исследования позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека – это зелёные, жёлто-зелёные, зелёно-голубые.

Описание слайда:

Как помочь ребенку преодолеть страх перед уколами и прививками?
Врач не должен сразу же говорить ребёнку, что он сделает укол в самом начале приёма, это только спровоцирует жуткий страх со стороны маленького пациента. Но в самом конце приёма укол делать тоже не надо. Нужно дать какое-то время ребёнку настроиться на укол, а потом отдохнуть от него.

Описание слайда:

Отвлеките его пусканием пузырей, которые так часто чаруют детей. Для этого Вам нужно купить бутылочку с мыльной жидкостью, при выпускании пузырей искренне радуйтесь и смейтесь вместе с ребёнком, ведь дети чётко распознают искренность и фальшь. Когда внимание ребёнка полностью охвачено пузырями и радостью, можно делать укол.

Описание слайда:

Захватывающе рассказанная история так же отвлекает внимание. Фантазия — это инструмент, который дети сами используют все время, чтобы заставить себя чувствовать лучше.

Описание слайда:

При частых посещениях врача, частых операциях и уколах, ребёнок уже понимает тот способ, которым его отвлекают.
Поэтому с более взрослыми детьми есть ещё один способ избежать истерик. Нужно заинтересовать ребёнка фактом укола. Можно рассказать, насколько миллиметров игла войдет в мышцу или вену, что она не пройдёт через всё тело. Рассказать ребёнку, из чего состоит кровь или показать молекулы крови под микроскопом. Если ребёнок заинтересовался, то обсудите с ним: сколько крови необходимо человеку для существования, и что потеря нескольких капель не может навредить ему, что любой укол нужно только перетерпеть, а потом его организм будет здоров, и не надо будет делать ещё уколов.

Описание слайда:

Если Вы найдёте общий язык с ребёнком, тогда, возможно, его страх уколов пройдёт, и он будет уважать врачей и не будет больше устраивать скандалы и истерики в кабинетах у врачей.

Описание слайда:

Преодоление страха перед медицинскими манипуляциями
Интегрированный урок

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Психологическая подготовка пациента к обследованию, проведению лечебных мероприятий. Поддержание у него уверенности, что предстоя­щие процедуры значимы и принесут пользу.

К повседневной деятельности по уходу за больными относится и подготовка больных к различным исследованиям. Например, к простому взятию крови, к рентгенологическому или инструментальному исследованию. Подготовка зависит от установок личности больных, от их культурного уровня, от их знаний и, естественно, от характера самого предстоящего исследования.

Подготовка к манипуляции осуществляется в двух направлениях – подготовка тела (учет рефлекторных и других непроизвольных реакций) человека и подготовка его разума (сознательного отношения, установки).

Психологическая подготовка пациента на первом этапе манипуляции – убедить его, что это поможет поставить окончательный диагноз заболевания, в безвредности, безопаности для здоровья. Объяснить пациенту, как ему вести себя во время манипуляций, что бы она прошла быстрее и легче, предупредить о возможных неприятных ощущениях и подсказать, как вести себя при этом; развеять чувство страха, опасения, тревоги. Хорошо проведённая психологическая подготовка к манипуляции обеспечивает сознательное, активное участие в ней пациента, облегчает работу врача и предотвращает возможную стрессовую ситуацию.

Читайте также:  Как засолить грузди холодным способом без вымачивания без рассола

Следует напутствовать пациента добрыми словами, ободрит, напомнить о необходимости спокойного поведения во время манипуляции. При выполнения манипуляции от медперсонала требуется чёткость, согласованность действий, высокая организованность, предельный самоконтроль, особый такт, деликатность в профессиональном плане.

Длительные и многократно повторяющиеся инвазивные манипуляции (например инъекции, взятие крови и др.) в известной мере невротизируют пациента, обостряют чувствительность к ним, формируют негативное отношение. Медсестре необходимо успокоить пациента, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры. Отвлечь внимание, найти добрые слова.

Поддержание у него уверенности, что предстоя­щие процедуры значимы и принесут пользу складывается из трех компонентов: самооценка пациента, уверенность в выздоравливании, принятие метода лечения

Самооценка – это отношение к себе или к отдельным своим качествам поступкам. Самооценка влияет на активность человека, его эмоциональное и физическое состояние, эффективность деятельности и общения. Самооценка формируется под влиянием оценочных суждений окружающих о человеке на протяжении всей его жизни и может постоянно меняться. В то же время она базируется на сложившихся представлениях человека о себе. От самооценки зависит желание пациента быть здоровым, без которого все остальное уже не важно.

Способы повышения самооценки:

Напоминание о заслугах человека

Указание на людей, которым он нужен, дорого

Указания на дела, которые может сделать только он.

Уверенность в выздоровлении зависит не только от диагноза и прогноза (может даже противоречить объективным данным). Она базируется на волевых качествах личности, убеждениях, мировоззрении, жизненной позиции, опыте, примерах, очень сильно зависти от высказываний окружающих (особенно авторитетных специалистов). Повысить уверенность в выздоровлении можно, рассказывая ободрительные случаи из практики. В любом случае важно помнить – если пациент не верит в выздоровление – для него нет смысла абсолютно ни в каких процедурах и манипуляциях.

Принятие метода лечения пациентом может происходить как само собой (врач назначил – значит так надо), так и стать непреодолимой преградой в работе с ним. Если пациент не принимает предложенный метод лечения, медицинский работник должен понять причину, прежде чем принимать меры. Возможные причины и их когнитивные уровни:

Б оль, усталость, дискомфорт – физический уровень, возможна даже элементарная лень. Этому уровню необходимо противопоставить осознанную необходимость преодолеть трудности, связанные с лечением. Трудно представить, что какой-либо врач откажется делать инъекцию ребенку лишь потому, что тот кричит и сопротивляется.

Страхи, тревога – биологический уровень, инстинкт самосохранения. Человек может бояться не только физического дискомфорта, но объективно существующих рисков, что лечение может оказаться бесполезным, или даже принести больше вреда, чем пользы. Важно помнить, что согласие или не согласие на риск – личное право пациента. Никто не может определить за него – идти на этот риск или нет, так же как никто не может решить за вас согласиться на рискованную финансовую операцию. Медики обязаны предоставить пациенту достоверную информацию (как о пользе, так и возможных рисках), поддержать его, заверить в своей готовности сделать все возможное для его блага. В то же время объем предоставляемой информации должен соответствовать запросу пациента, и его образовательному и культурному уровню.

Социально-культурный уровень – пациент может не принимать определенный вид медицинского вмешательства. Поскольку это «не принято» в его кругу общения. Определенные виды вмешательства могут считаться «неправильными», «опасными», «греховными» и т.п. в рамках определенной культуры или сообщества. Ориентируясь на взгляды своей семьи, нации, культурной или другой группы (иногда только одного значимого близкого человека), человек может пожертвовать своим здоровьем, для того, что бы не быть отвергнутым своей группой, своими близкими.

У медицинского работника есть несколько возможностей помочь такому пациенту: поговорить с родственниками и попытаться убедить их изменить свою точку зрения, скрыть от родственников информацию, которую пациент не желает им сообщать (согласуется с правами пациента), принять отказ пациента от процедуры, предложить альтернативные методы лечения. Выбор между предложенным вами лечением и отношениями со своими близкими – личный выбор пациента.

Гностический уровень – неприятие определенного вида медицинского вмешательства может быть обусловлено знаниями и представлениями пациента об особенностях и в том числе недостатках метода. Не следует думать, что пациент заведомо глупее или менее осведомлен, чем медицинский работник. Не выслушав такого человека и не рассмотрев внимательно его аргументацию, не следует спешить «уговаривать» и «убеждать» его. В результате подобных «уговоров» медики, подчас, выглядят невеждами в глазах образованных пациентов. Особенно будьте внимательны, когда речь идет о хронических больных – эти люди могут знать о своем заболевании больше вас! Слушайте пациента, выслушивайте его внимательно, и уважайте его точку зрения!

Духовно – нравственный уровень. Определенный вид медицинского вмешательства может быть неприемлем для пациентов в связи с имеющимися у них морально-нравственными, этическими, духовными и религиозными убеждениями. Выявив, что медицинское вмешательство противоречит совести пациента или пятнает святые для него вещи, медицинский работник должен искать альтернативный метод оказания помощи, не задевающий чувств и убеждений такого человека. Следует помнить, что в ходе истории многие люди сознательно жертвовали своей жизнью ради убеждений и тех идеалов, которых они придерживались. Вне зависимости от того, разделяете вы взгляды пациента или нет, вы обязаны их уважать. Проведение над пациентом процедур или манипуляций, противоречащих его совести является насилием, а не оказанием помощи.

Психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций:

1) Любые сестринские вмешательства имеют отношение к сохранению целостности организма пациента, поэтому сопровождаются переживаниями и отношениями к происходящему вокруг (медицинскому персоналу, окружающей действительности, к самому себе в новой ситуации).

2) Диагностические и лечебные манипуляции, требующие проникновения в организм человека с помощью медицинских инструментов и других технических средств: эндоскопические (гастродуоденоскопия, ректороманоскопия, бронхоскопия, цистоскопия и др.), инъекции (в\к, в\в, п\к, в\м, в\а) и прочие – несут на себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить перфорацию, причинить пациенту боль, нанести психологическую травму. Т.е. необходимо выработать такое умение как интуиция, для которой необходимы точные знания анатомии, физиологии, высокий профессионализм.

Читайте также:  Способы коррекции бровей нитью

3) Установить психологический контакт с пациентом, успокоить пациента, выровнять настроение, вселить уверенность в благоприятном исходе. Для этого необходимы конкретные технологии, применяемые при установлении контакта (практика).

4) Длительные и многократные повторяющиеся манипуляции (инъекции) могут невротизировать пациента, обостряют чувствительность к ним, формируют негативные отношения. Необходимо успокоить пациента, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры, отвлечь внимание, найти добрые слова.

5) При выполнении интимных манипуляций медицинской сестре необходимо учитывать чувство стыда, неловкости, дискомфорта у пациента. Поэтому создавать условия интимности, уединения пациента, щадить самолюбие, учитывать легкую ранимость психики, не показывать пациенту брезгливости, отвращения при выполнении манипуляций, соблюдение профессионального такта, деликатного поведения. При уходе за пациентом чистота принципиально необходима. Это чистота помещения, чистота самого пациента, психологическая чистота (гигиена). В определенных условиях пациенты испытывают стыдливость в случаях, когда не могут участвовать в поддержании чистоты за своим телом. Бестактность медсестры может усилить их напряженность и страдание. Необходимо при уходе за пациентом показывать уважение к чувствам пациента.

6) Необходимо формировать у пациента положительное отношение к профилактике, установку на сотрудничество с медицинскими работниками. Санитарное просвещение искореняет предрассудки и искаженные представления людей о тех или иных процедурах. При этом важно следить, чтобы оно не приводило к ятрогении, не стало источником страха. Необходимо избегать выражений, которые могут встревожить пациента (двусмысленные, непонятные).

7) В ходе манипуляций медсестре не избежать физического контакта с пациентов. Поэтому необходимо помнить – телесный контакт всегда эмоционален (передача внутреннего состояния, эмоций). Необходимо учитывать зоны общения. Для того, чтобы выполнять манипуляции в интимной зоне необходимо добиваться доверия к себе.

8) При проведении болезненных манипуляций медицинской сестре следует сообщить об этом пациенту непосредственно перед манипуляцией, а не накануне, и выразить сожаление, что в данном случае нельзя поступить иначе. Боль не должна быть для пациента неожиданностью. Если его не предупредить, то пациент будет бояться манипуляций, не вызывающих болевые ощущения.

9) Интенсивность боли необходимо объективно оценивать по расширению зрачков, побледнению лица, холодному поту, тахикардии, повышению АД. Новая боль вызывает большее беспокойство.

10) Древний человеческий инстинкт – при опасности найти опору. Поэтому при сильной боли пациент цепляется за предметы или за другого человека. Метод ослабления боли – отвлечение внимания.

Часто внимание и рассеивание страхов легче утолить боль, чем болеутоляющими средствами.

11) Формы выражения боли зависят от культурно – социального развития человека (плач, стон, крик, стиснутые боли и т.п.). У низкоразвитых народов чувствительность к боли ниже, чем у представителей более культурных наций.

Способы снижения тревоги.

Тело пациента рефлекторно реагирует на медицинское вмешательство двумя способами: Страх и Боль.

Нарушение психической адаптации в стрессовой ситуации (медицинских манипуляций) проявляется как диффузная тревога, переходящая рамки реакции на конкретные раздражители. Это состояние проявляется резким возрастанием готовности к тревожным реакциям, которые начинают возникать на малейшие раздражители. Как следствие, появляются другие эмоции тревожного ряда: эмоциональное напряжение, внутреннее беспокойство, страхи с деструктивным содержанием.

Тревога, как правило, сопровождается склонностью к фиксации своего внимания на событиях внутреннего мира, уходу в себя. Это, естественно, сопровождается обдумыванием вопросов, связанных с болезнью, что означает включение когнитивного уровня заболевания. В состоянии тревоги у больных, как правило, наблюдаются трудности вербализации оттенков своих переживаний и снижение способности к логическому мышлению. В большинстве случаев отмечается болезненная фиксация мыслей на теме болезни, в результате чего уровень тревоги по типу обратной связи еще более усиливается.

Влияние тревоги на физический уровень болезни происходит через активизацию вегетативной нервной системы. Поэтому многообразие вегетативных реакций в тревожном состоянии по своей сути является вегетативными коррелятами тревоги.

Одна из особенностей соматических проявлений при тревоге – их полисистемный характер: неврологическая симптоматика (головокружения, неустойчивость и шаткость походки, периодически возникающие обморочные состояния, онемение рук и ног по типу «перчаток» и «носков», парестезии), симптоматика со стороны сердечно–сосудистой системы (боли в области сердца, ощущение учащенного сердцебиения или, наоборот, эпизоды замирания сердца), со стороны органов дыхания (ощущение нехватки воздуха, невозможности сделать полный вдох). К числу соматовегетативных нарушений можно отнести и приливы жара или холода, учащенное мочеиспускание, боли в мышцах, субъективное ощущение «зажатости тела» и невозможности расслабиться.

Чувство тревоги включает физиологические реакции активации в организме. Можно сказать, что тревога состоит из двух компонентов – душевного и телесного.

Душевный компонент проявляется волнением, различного рода опасениями (они часто нестойки и быстро сменяют друг друга), неустойчивостью настроения, при сильной тревоги – чувством отрешенности от окружаюшего и ощущением измененности собственного тела.

Телесный компонент выражается в учащении сердцебиения, чувстве нехватки воздуха (субъективном, так как настоящего удушья при тревоге нет), ознобе или потливости, длительном напряжении мышц. При тревоге нередко нарушается сон (трудно уснуть, ночной сон поверхностный, чуткий, прерывистый) и аппетит (отсутствие или повышение влечения к пище).

Выраженная и долгая тревога вызывает впоследствии чувство усталости, что неудивительно, так как на поддержание «настороженного» состояния человек тратит много душевных и физических сил. Существует множество разновидностей тревоги, и в каждом случае имеются свои причины ее развития, свои особенности клинической картины, свое лечение и свой прогноз.

При реактивной тревоге нарушение душевного и физического состояния развивается в ответ на психотравмирующие обстоятельства и тревога имеет высокую степень обоснованности.

Страх является предвосхищением боли и возникает до того, как вы начали проводить манипуляцию. У людей с повышенной тревожностью он может возникать задолго до предстоящего вмешательства.

Своевременное выявление пациентов с тревожно мнительным характером.

Четкое инструктирование пациента перед медицинским вмешательством.

Формирование положительных образов и представлений перед предстоящей процедурой.

Вытеснение негативных мыслей позитивными, заполнение времени ожидания деятельностью. (Особенно актуально в стационаре, когда пациенту нечего делать)

Сокращение промежутка ожидания (прием по записи вместо очереди и т.п.)

Защита пациента от патогенного социально влияния. («Страшных историй»).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Оцените статью
Разные способы