- Порядок списания товарных потерь
- Общие принципы списания
- Порядок действий
- Учет списания товарных потерь
- Товарные потери: что это такое — виды, классификация и порядок списания производственных товаров
- Суть и понятие
- Какие бывают виды товарных потерь в магазине
- Количественные
- Качественные
- Предотвращение потерь в торговле. Кассовая линия
Порядок списания товарных потерь
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Учет товарных потерь и их списания – достаточно сложная тема даже для опытного бухгалтера. Сложность заключается в многообразии видов товара, подлежащего списанию, необходимости применения нормативов естественной убыли в строгом соответствии с законом. Большое значение имеет, кроме того, грамотная работа с первичной документацией, корректное оформление проводок в бухгалтерском учете. Разберем ключевые моменты этой процедуры, которые должны быть соблюдены.
Общие принципы списания
Потери товара могут возникать при хранении, перевозке, в процессе реализации. Они подразделяются на:
- нормируемые, в пределах норм убыли;
- ненормируемые, сверхнормативного характера.
Нормируемые потери также называются количественными или естественными потерями. Сверхнормативные называются актируемыми, иначе говоря, при их списании нужен акт списания, обоснованное заключение комиссии, утвержденное руководителем организации.
Естественные потери списываются на основании утвержденных законодателем норм естественной убыли, рассчитанных по каждому виду товара. Многие из этих документов утверждены еще во времена СССР и являются актуальными до настоящего времени. Уменьшение товарной массы происходит за счет изменения их первоначальных свойств (усушка, утруска, испарение, разлив и пр.).
Как списать материалы, товары и иные запасы в случае их порчи или недостачи при применении ФСБУ 5/2019?
Потери сверх норм убыли в целом считаются следствием халатного отношения материально ответственных лиц к своим обязанностям, плохо поставленного учета товара.
Их разделяют на:
- потери от порчи, брака;
- потери вследствие недостач, хищений, растрат.
Чаще всего их относят на виновных лиц.
Бывают ситуации, когда убытки предъявить конкретному лицу невозможно:
- потери от стихийных бедствий;
- потери от недостач и хищений, когда виновник судом не определен.
Потери, рассчитанные по нормам, списываются на затраты в рамках этих норм. Ненормируемые потери или сверх норм списываются за счет виновных лиц либо за счет прибыли организации.
Выявление товарных потерь происходит, как правило, вследствие проведения инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, анализируя обнаруженные расхождения фактической товарной массы с данными, отраженными в учете, вносит предложения по их устранению. Решение комиссии оформляется протоколом, в котором первоначально определяются возможные виновники товарных потерь.
Порядок действий
Списывают товарные потери, руководствуясь следующей последовательностью действий:
- По итогам инвентаризации (проверки), в результате которой обнаружены потери товара, оформляется акт. Причины возникновения убытка товарной массы должны быть сформулированы как можно более подробно. Акт должен отражать расчеты, касающиеся норм естественной убыли или не относящиеся к ним, четко зафиксированную величину недостачи. В состав комиссии рекомендуется включить компетентного специалиста: экономиста, бухгалтера материального отдела.
- Определяется, относится ли потеря товара к величине, обусловленной естественной убылью, или превосходит ее. При превышении норм убыли решается вопрос о виновных лицах.
- Виновным может быть признан деловой партнер, допустивший утрату товара при перевозке. В его адрес необходимо оформить претензию в письменном виде.
- Если сверхнормативные потери – результат недоработок сотрудников фирмы, назначается комиссия для выявления всех обстоятельств произошедшего и виновников. Результатом работы комиссии может стать установление виновных либо вывод, что таковые не выявлены. Кроме того, члены комиссии могут прийти к выводу о чрезвычайном характере товарных потерь. От этого будут зависеть и бухгалтерские проводки по списанию потерь товара.
Учет списания товарных потерь
Потери товара в зависимости от выявленной причины оформляются следующими основными проводками:
- Дт 94 Кт 41, 10 и др. – выявлена потеря товара по акту.
- Дт 73 Кт 94
- Дт 70, 50 Кт 73 – отнесена недостача на виновное лицо, погашена недостача из заработной платы (наличными).
- Дт 44, 20, 23 и др. Кт 94 – потери в пределах естественной убыли списаны на затраты.
- Дт 91/2 Кт 94 – потери превышают естественную убыль, но виновное лицо не выявлено.
- Дт 99 Кт 94 – потеря от стихийного бедствия.
Последняя приведенная проводка не применяется, если установлен факт кражи как причина товарной потери. Тогда виновного определяет суд, и в зависимости от его решения товарная потеря предъявляется виновному лицу к погашению либо списывается, уменьшая прибыль фирмы.
Особо стоит обратить внимание на списание потерь товара, связанных с перевозкой: Дт 94 Кт 60 – выявлены потери на этапе приемки товара от перевозчика.
- Дт 44 и др. Кт 94 – списание на затраты получателя в пределах нормальных значений естественной убыли.
- Дт 60 Кт 94 – выставлена претензия перевозчику на сумму, превышающую нормы естественной убыли товара (сюда могут быть добавлены и санкции согласно договору).
НДС по товарным потерям отражают проводкой Д91/2 Кт 19. К вычету он не принимается. Списание потерь товара в пределах естественных норм позволяет включить сумму в затраты согласно НК РФ (ст. ст. 254-7).
Порядок установления норм естественной убыли утвержден Правительством. Это документ №814 от 12/11/02 г., содержащий общие принципы установления норм. Нормативы разрабатывают различные Министерства в соответствии с их компетенцией. Они охватывают определенные группы товаров. Бухгалтер использует, как правило, конкретный документ (документы), относящийся к той или иной товарной номенклатуре.
Так, хранение бакалейных товаров в розничной торговле предполагает использование норм естественной убыли, закрепленных в Приказе Минпромторга №252 от 01/03/13 г., колбасные изделия и копчености упомянуты в этом же документе и дополнительно в Приказе Минсельхоза РФ №395 от 16/08/07; естественная убыль посуды регламентируется Приказом Минторга СССР №2 от 04/01/88 и т.д.
Приказом Комитета РФ по торговле (Роскомторг) №1-794/32-5 от 10/07/96 установлено правило: потери товара в пределах нормы списываются в месяце, когда они обнаружены. Обычно это месяц проведения товарной инвентаризации (п. 9.24).
Если нормы на какой-то вид товара отсутствуют, списывать его на затраты нельзя (письмо Минфина №03-03-РЗ/24762 от 23/05/14).
Важно! Положение о нормах естественной убыли целесообразно внести в учетную политику или оформить отдельным ЛНА, если имеет место широкий ассортимент товара в организации.
Источник
Товарные потери: что это такое — виды, классификация и порядок списания производственных товаров
ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.
Суть и понятие
Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.
Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.
Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.
Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.
Какие бывают виды товарных потерь в магазине
В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.
Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.
Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.
Количественные
Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.
Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.
Качественные
Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.
Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».
ПО от «Клеверенс» это:
Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.
Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.
Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.
ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.
Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.
Источник
Предотвращение потерь в торговле. Кассовая линия
Российский розничный рынок в большинстве сегментов не только постоянно увеличивает свои обороты, но и становится всё более «зрелым» и высококонкурентным. Это приводит к тому, что наряду с постоянным ростом объема продаж и торговых площадей многие ритейлеры озаботились проблемой сокращения потерь.
По фигурирующим в прессе данным, по информации от наших заказчиков, а также основываясь на собственных наблюдениях, можно сказать, что общий размер потерь торговых предприятий варьируется от 0,2 до 5% от оборота. Значительно чаще, конечно, эта цифра всё же остается в пределах 2%, но для сетевого ритейлера и такой процент выливается в весьма существенные суммы.
Все потери в процессе функционирования розничного предприятия делятся на естественные (пресловутая «усушка, утруска» и многое другое) и злоумышленные. Подробнее второй раздел можно условно разделить на следующие подразделы:
- воровство покупателей в торговом зале;
- мошенничество на кассовой линии;
- воровство и мошенничество как собственных сотрудников, так и представителей поставщиков при приемке товара;
- бестоварные безналичные финансовые схемы мошенничества;
Прочие типы злоумышленных потерь (например, «поедание продуктов грузчиками на складе») составляют столь ничтожную цифру, что борьба с ними обусловлена скорее заметностью результата и наглядностью применяемых мер, чем осознанной необходимостью.
Значение «воровства в торговом зале» зачастую преувеличивают. Конечно, с «магазинными ворами», как и с «нечистыми на руку менеджерами» тоже необходимо бороться, но по имеющейся статистике, до 70% потерь предприятие несет в связи с действиями собственных сотрудников, и более половины этой утечки (от 30 до 50% общих потерь ритейлера) происходит на кассах. В некоторых гипермаркетах только выявленные документированные потери на кассах превышают 0,5 млн. руб. в месяц на 1 точку, а сколько ещё не выявленных… Именно о том, как перекрыть этот канал, как сделать кассовую линию неподходящей для мошенничества зоной магазина, мы и поговорим в этой статье.
Кассир – профессия, связанная с движением наличных денег, и, как во всех подобных случаях, в среде кассиров находится немало изобретательных, но нечистых на руку людей. За 10 лет работы по предотвращению потерь в ритейле мы выделили более 80 способов мошенничества на кассе, от простейших до весьма сложных. Часть хищений совершается кассиром самостоятельно, другие варианты требуют участия «подельника», играющего роль «покупателя».
- Без участия покупателя: Кассир пробивает товар, покупатель не забирает чек, уходит с товаром, кассир производит операцию «возврат», деньги кладет себе в карман. Если операция «возврат» осложнена необходимостью вмешательства старшего кассира, то либо этот вариант воровства не используется, либо дополняется сговором со старшим кассиром, и приобретает больший размах.
- По сговору с покупателем: «Подельник» вывозит целую тележку различных дорогих продуктов, вместо которых кассиром пробивается заниженное количество дешевых. Вместо коньяка пробивается пиво и так далее. Как правило, под предлогом «неработающей этикетки» используется ручной ввод кода товара, хотя находятся и более хитрые кассиры, приклеивающие этикетки со штрих-кодом дешёвого товара, например, на браслет своих часов. Со стороны всё выглядит очень прилично – штрих-коды считываются, касса удовлетворенно пищит, товар пробивается… А в этот момент магазин беззастенчиво грабят!
Как же бороться с воровством на кассах?
За многие годы торговые предприятия выработали немало методов такой борьбы. Далеко не все способы эффективны, и очень малая часть может быть действенной вне зависимости от местных условий и специфики магазина.
Начнем с самого простого: многие предприятия пытаются ограничиться дисциплинарно-административными мерами. К примеру, разделять всю недостачу на коллектив магазина и списывать пропорционально из окладов и премий сотрудников, или другой вариант – тщательно проверять каждого кандидата на должность кассира, убеждаясь как в отсутствии у него склонности к обману работодателя, так и в его непричастности к подобным действиям в прошлом. Эти методы относятся многими к «проверенным, ещё с советских времен», однако, их поборники забывают, что даже в прошлом дисциплинарные взыскания далеко не всегда были эффективны, а в изменившихся реалиях они могут сработать только в самой далекой глубинке, где один магазин на три разбросанные по тайге деревни, и другой работы для кассира нет. К сожалению, текучка кадров хорошо знакома любому ритейлеру, а попытка решить вопрос штрафами и взысканиями приведет к существенному увеличению этой текучки, да и оштрафованный «заодно со всеми» непричастный к воровству сотрудник зачастую задумывается «если уж всё равно безвинно страдаю, то буду тогда тоже тащить понемногу, чтобы компенсировать свои потери в заработной плате». Действительно эффективная проверка персонала возможна лишь при его небольшом количестве и малой текучке, т.е. этот метод явно не подходит для крупных сетевиков, да и в небольших магазинах редко дает результаты. Итогом применяемых без технической поддержки дисциплинарно-административных мер обычно является не снижение, а заметное увеличение потерь и затрат.
Достаточно распространены также попытки контролировать работников кассовой линии с помощью систем видеонаблюдения. В этом варианте видеокамеры устанавливаются так, чтобы максимально подробно видеть кассовую ленту и всё, что на ней находятся. Разрешение таких камер пытаются подобрать повыше, чтобы можно было уверенно различить номиналы передаваемых купюр, что, естественно, отражается и на размере архива. Внедрение подобной системы зачастую обходится недёшево, но её эффективность без получения данных о пробитом в кассовом чеке товаре чрезвычайно мала.
Для примера, возьмем всё тот же случай с передачей дорогого товара подельнику под видом дешёвого, с наклеенной на браслет часов этикеткой – даже если охранник будет в упор смотреть на кассовую ленту, он не заметит ничего подозрительного: товар поднесли к сканеру, сканер «пикнул», товар отдали покупателю. А с видеокамерой ещё проще – ещё ни одна видеокамера не превзошла и даже не приблизилась по возможностям к человеческому глазу. Где не поможет охранник – не поможет и система видеонаблюдения сама по себе.
Некоторые ритейлеры продвинулись существенно дальше – они сравнивают товар на кассовой ленте (изображение, полученное системой видеонаблюдения) с товаром, пробитым в кассовом чеке. Обычно, такие операции проводятся с архивным видео. А дальше – в зависимости от возможностей и фантазии специалистов по предотвращению потерь. Некоторые работают в торговой системе, по своим собственным критериям ищут потенциально подозрительные чеки, распечатывают их, и потом возвращаются в мониторную видеонаблюдения, чтобы по времени пробития чека найти соответствующее изображение товара и сверить его соответствие. Другие пошли дальше – устанавливают рядом клиент торговой системы и клиент видеонаблюдения с отдельными мониторами, что несколько ускоряет процесс сравнения данных из двух независимых источников.
Однако, все описанные меры неудобны, очень ресурсоемки и, в результате, неэффективны. Если системой сложно (долго/трудно/непонятно как) пользоваться, то ей пользоваться либо вообще не будут, либо будут включать «для галочки», и к реальному сокращению потерь внедрение таких методов никакого отношения иметь не будет.
Ситуация в корне изменилась с появлением систем контроля кассовых операций (СККО), интегрированных с торговой системой и системой видеонаблюдения. Такие системы синхронизируют и совмещают в одном рабочем интерфейсе видеоизображение пробиваемого товара (а также – действий кассира и покупателя) и информацию с кассового чека, и позволяют анализировать данные, создавать необходимые оператору отчеты. Эти возможности превращают видеоконтроль кассовой линии в эффективно работающий инструмент предотвращения потерь.
Однако, на рынке уже существует некоторое количество различных СККО, и задачам, которые перед ними ставят современные реалии, они отвечают в разной степени.
Большинство СККО создано на основе систем видеонаблюдения или (редко) торговых систем, и являются своего рода «надстройками» или «придатками» к материнским комплексам, что ведет к существенным ограничениям их возможностей. Разрабатывались такие системы зачастую далёкими от конечного потребителя и его нужд программистами, исходившими из собственных представлений о работе службы контроля кассовых операций. Подобная ситуация привела к тому, что некоторые ритейлеры всё ещё воспринимают системы видеоконтроля кассовых операций как красивую, но бесполезную «игрушку», не находя возможностей эффективно пользоваться недостаточно простым в освоении и удобным в эксплуатации инструментом снижения потерь.
Так какой же должна быть система видеоконтроля кассовых операций с точки зрения потребителя?
За долгие годы развития и внедрения СККО на российском рынке мы собрали сотни пожеланий и требований различных структур ритейлеров, отвечающих за снижение потерь, и если их систематизировать, то можно выделить несколько основных направлений:
- СККО должна получать из торговой системы всю имеющуюся в ней информацию для возможности полноценного анализа по разным критериям.
- СККО должна совмещать информацию из торговой системы и соответствующей чеку видеоряд в едином интерфейсе с возможностью как наложения титров непосредственно на видео, так и отображения кассовых событий на белом фоне рядом с соответствующим видео.
- Отображение «рядом» более удобно для визуального восприятия, и титры не загораживают ни единого пикселя на изображении, а отображение с титрованием с большей лёгкостью принимается в качестве доказательства органами дознания и судом.
- СККО должна быть интегрирована с большинством торговых систем, распространенных на российском рынке. Также производитель СККО должен быть готов оперативно осуществлять интеграции с менее известными системами, в том числе и уникальными «самописными», используемыми, как ни странно, многими крупными ритейлерами.
- СККО должна быть интегрирована со многими распространенными на российском рынке системами видеонаблюдения. Здесь сразу несколько важных моментов для заказчика:
- Многие сетевые ритейлеры развиваются поступательно, на разных этапах развития сотрудничая с разными инсталляторами систем безопасности, которые рекомендуют (и устанавливают) различные системы видеонаблюдения. Кроме того, весьма распространены и покупки целых региональных (а иногда – и федеральных) сетей с уже имеющимися в магазинах инженерными системами, включая видеонаблюдение. В итоге, в области оборудования системами видеонаблюдения ритейлер получает «сборную солянку» из 5-10 разных моделей оборудования никак между собой не связанных производителей. Что с ними делать? Как установить на эти же точки систему видеоконтроля кассовых операций?
Конечно, если доставшееся в наследство оборудование – полная рухлядь, ответ очевиден. Однако, зачастую, функции видеонаблюдения оно ещё вполне качественно выполняет, и менеджмент торгового предприятия вовсе не испытывает счастья от необходимости дважды платить за один и тот же функционал.
В такой ситуации поможет только такая СККО, которая может устанавливаться не «вместо», а «вместе», совместно с имеющейся на объектах системой видеонаблюдения. - Более того, такая система должна позволять аналитику не задумываться, из какой видеосистемы «подтянута» в СККО «картинка», и не требовать обучения аналитика работе в разных интерфейсах. У него и так много обязанностей, необходимо облегчить его работу и увеличить её эффективность. Интерфейс СККО должен быть для него одинаков, вне зависимости от того, к какому объекту он подключился, и какая на нём система видеонаблюдения.
- И даже если магазин новый, и никакой системы видеонаблюдения там ещё нет, интеграция с различными типами систем видеонаблюдения будет весьма кстати, так как позволит ритейлеру подобрать именно то оборудование, которое соответствует его представлениям об идеальном соотношении стоимость/качество. При этом, одна торговая сеть может остановиться на мощных гибридных системах безопасности, объединяющих аналоговое и IP-видеонаблюдение, контроль кассовых операций, охранную сигнализацию, контроль доступа и т.п., другая предпочтет простейшие бюджетные цифровые регистраторы (да, сейчас существуют СККО, способные работать и с широко распространенными недорогими DVR, что существенно снижает цену «входного билета» для ритейлера), а третья может остановиться на «чистом» IP-решении. И при выборе, при принятии решения заказчик сможет выбирать исходя из качества видео и стоимости, будучи уверенным, что функции СККО во всех случаях будут выполняться на высоком уровне. Более того, при необходимости, в дальнейшем, произвести апгрейд и/или замену видеосистемы на более современную нет необходимости менять СККО, что увеличивает срок службы и снижает совокупную стоимость владения системой.
- Многие сетевые ритейлеры развиваются поступательно, на разных этапах развития сотрудничая с разными инсталляторами систем безопасности, которые рекомендуют (и устанавливают) различные системы видеонаблюдения. Кроме того, весьма распространены и покупки целых региональных (а иногда – и федеральных) сетей с уже имеющимися в магазинах инженерными системами, включая видеонаблюдение. В итоге, в области оборудования системами видеонаблюдения ритейлер получает «сборную солянку» из 5-10 разных моделей оборудования никак между собой не связанных производителей. Что с ними делать? Как установить на эти же точки систему видеоконтроля кассовых операций?
- СККО должна иметь возможность построения отчетов по любым параметрам и в любой интересующей аналитика ритейлера форме, включая различные графики и диаграммы.
Необходимо наличие возможности создавать статистические отчеты и отчеты по специфическим для СККО параметрам. Например, измерение скорости сканирования – крайне необходимый элемент, позволяющий выявить потенциально подозрительные операции (причины того, что кассир замедлил со сканированием товара, могут быть и объективными, а может происходить и, как нередко бывает, передача товара в обход сканера без пробития его в чек).Интерфейс СККО должен иметь несколько уровней, и один из них (в реальности, наиболее часто используемый) должен быть максимально упрощен для возможности работы оператора с невысоким уровнем знаний и подготовки.
К сожалению, все мы знаем, как трудно найти квалифицированных специалистов на должности оператора СККО или аналитика по предотвращению потерь, а с учетом постоянной экономии на размере заработной платы, характерной для многих сетевиков и охранных структур… В связи с этим, СККО должна быть построена так, чтобы неподготовленного пользователя не вынуждали строить SQL-запросы, создавать макросы или заходить в удаленный клиент через Linux, набрав в командной строке последовательность из 3-5 команд. Пользователь должен нажать 2-3 кнопки, иногда – поставить несколько галочек и получить отчет по интересующему его типу потенциально подозрительных операций. А из этого отчета пользователь нажатием одной кнопки должен перемещаться в основной рабочий интерфейс, где можно сравнить пробитый чек и видеоряд. Вот и всё, и это должно быть единственное место, где система обязывает человека принять решение, где она заменить его не будет в силах в ближайшие десятилетия – только человек способен по видеоизображению различить разные марки сигарет, или, к примеру, бутылку мартини от бутылки коньяка. Однако, правильно построенная СККО вполне способна автоматизировать и существенно облегчить труд оператора, обеспечить результативность его работы.Только удобная и простая в использовании СККО станет эффективным инструментом на большинстве торговых предприятий, и значение этого параметра переоценить невозможно.
СККО должна позволять работать с информацией как в онлайн-режиме (включая тревожные оповещения о потенциально подозрительных моментах, привлекающие внимание оператора), так и в архиве. Большая часть анализа возможна только при работе с архивными данными, и многие типы преступлений крайне трудно заметить онлайн, но легко выявить «по горячим следам» при статистическом анализе архива (например, путём выявления кассира, слишком часто продающего один и тот же недорогой тип товара или чаще других производящего отмену товара). В связи с этим при выборе СККО имеет смысл уделять больше внимания качеству записи, чем онлайн-режиму.
- Экспорт фрагментов видео, содержащих доказательства правонарушений из СККО должен осуществляться в общепринятом формате (например, avi) с наложенными титрами кассового лога. В таком случае, оператору легко переслать необходимый файл или передать в следственные органы, и доказательство выглядит убедительно.
- СККО должна иметь клиент-серверную архитектуру с возможностью подключения с одного клиентского рабочего места к различным (в том числе и удаленным) серверам. Это требуется многим ритейлерам, особенно сетям с большим количеством маленьких магазинов, где выгодно держать небольшой штат квалифицированных аналитиков, способных работать с СККО на «точках» из центрального офиса. Торговым сетям с магазинами формата супер- и гипермаркет это тоже интересно для обеспечения возможности централизованного контроля региональных подразделений.
Ну и конечно, в этом пункте надо вернуться к необходимости работать с различными типами видеосистем в едином интерфейсе, иначе работа аналитика станет слишком сложной, и эффективно пользоваться СККО он не сможет.Мы перечислили лишь самые часто встречающиеся и, по нашему мнению, основные задачи, которые современный опыт эксплуатации ставит перед системами видеоконтроля кассовых операций, список может и будет дополняться в каждом конкретном случае, и нет предела совершенствованию СККО.
Однако, не может не радовать, что достаточно гибкий и удобный инструмент уже есть на рынке, и внедрение такой системы позволяет ритейлерам весьма существенно снизить потери (экономия выражается в процентах от оборота) и практически перекрыть пути воровства в кассовой зоне.
Источник