Способы снижения рисков пример

Управление рисками

Деятельность любого предприятия связана с риском. Риск — это любое событие или действие, которое может помешать компании достигнуть тактических и стратегических целей. Система управления рисками обеспечивает оптимальный баланс между максимизацией прибыли и долгосрочной стабильностью бизнеса.

Классификация основных видов риска

Рыночный риск — влияние внешних по отношению к предприятию факторов, возникающих в результате изменения конъюнктуры рынка: колебания цен, курсы валют, котировки ценных бумаг. Рыночным рискам в наибольшей степени подвержены самые ликвидные активы компании: денежные средства, ценные бумаги, товарные запасы.

Кредитный риск — вероятные потери, связанные с отказом или неспособностью контрагента полностью или частично выполнить свои кредитные обязательства.

Риск ликвидности — вероятность получения убытка из-за недостатка денежных средств и неспособности выполнить свои обязательства. Последствия риска ликвидности: штрафы, пени, ущерб деловой репутации, банкротство. Риск возникает по причине непрофессионального управления оборотным капиталом.

Инвестиционный риск — риск возникновения потерь, связанные с инвестициями: нарушение графика или превышения бюджета проекта. Риск нарушения графика проекта приводит к увеличению бюджета, и, следовательно, срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки.

Операционный риск — потенциальные потери, вызванные ошибками, либо непрофессиональными или противоправными действиями персонала компании, а также сбоем в работе оборудования.

Юридический риск — возможные потери в результате изменения законодательства, а также из-за несоответствия документов законодательным нормам. Последствия риска: признание сделки недействительной, наступление ответственности по заключенным договорам.

Налоговый риск — возможные потери в результате изменения налогового законодательства, а также непрофессиональных или противозаконных действий персонала. Последствия налогового риска: пени, штрафы, доначисления налогов в бюджет, административная и уголовная ответственность.

Информационный риск — опасность возникновения рисков, вызванных утечкой информации и использованием ее конкурентами и сотрудниками в целях, противоречащих интересам компании, а также риск технических сбоев каналов передачи информации.

Маркетинговый риск — это риск недополучения прибыли из-за снижения объема реализации или цены товара. Ошибки в планировании дохода происходят из-за недостаточного анализа рынка: неверной оценки конкурентоспособности или неправильного ценообразования. Также на маркетинговый риск влияют ошибки в стратегии продвижения: недостаточный бюджет на продвижение или неправильный способ продвижения.

Классификация рисков по характеру влияния:

  • Влияющие. Причина риска напрямую, без участия промежуточного бизнес-процесса влияет на результативность оцениваемого бизнес-процесса.
  • Управляемые. Наличие у структурного подразделения методов управления, передачи или отказа от риска.
  • Контролируемые. Наличие у структурного подразделения методов контроля за управлением, передачей или отказом от риска.

Методы управления рисками:

В зависимости от характера воздействия методы управления рисками подразделяются на группы:

Отказ от риска — устранение опасности, отказ от совершения действий и/или принятия решений, характеризующихся высоким риском: переход на безопасную технологию, отказ от взаимодействия с сомнительным контрагентом, отказ от проекта с неопределенным спросом, продажа рискового актива, уход с рынка в странах с неустойчивой политической системой.

Читайте также:  Аквалор форте мини душ способ применения

Уменьшение риска — снижение вероятности наступления рискового события и масштаба потенциального ущерба: диверсификация бизнеса, более совершенная технология, кредитный лимит на клиента, разработка стратегии по работе в рисковых странах.

Сохранение риска — мониторинг риска без активного воздействия на него в случаях, когда граница риска находится на приемлемом уровне или воздействие на этот риск невозможно или экономически неоправданно: инструкции по технике безопасности, формирование резервов на покрытие убытков.

Передача риска контрагентам — передача риска контрагентам через контрактные обязательства в случаях, когда воздействие на него невозможно или экономически не оправдано, а граница риска превышает допустимый уровень: включение в контракт статьи об ответственности поставщика за срыв поставки и размере штрафных санкций, факторинг без регресса.

Передача риска третьим лицам — передача риска третьим лицам путем страхования или хеджирования в случаях, когда воздействие на него невозможно или экономически не оправдано, а граница риска превышает допустимый уровень.

Передача риска на аутсорсинг — передача непрофильных функций другим организациям, позволяет не только снизить риски, но и повысить эффективность деятельности, уменьшить затраты: автоматизация управленческого учета, строительные работы, перевозочная деятельность.

Выбор методов и инструментов управления рисками осуществляется по каждому риску в зависимости от потенциальных потерь и вероятности возникновения рисковых ситуаций.

Управление рисками включает:

1. Выявление рисков

2. Анализ рисков

3. Принятие решений

Анализ рисков включает:

Карта рисков — это графическое и текстовое описание ограниченного числа рисков организации, расположенных в прямоугольной таблице, по одной оси которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой — вероятность или частота его возникновения.

Источник

Методы оценки и оптимизации рисков — суть, содержание и виды

Содержание:

Риск присущ любой области человеческой деятельности, так как он связан с различными условиями и факторами, влияющими на положительный исход человеческих решений. Каждое действие, которое мы предпринимаем и которое влияет на будущее, имеет неопределенный результат. Когда мы вносим деньги на наш счет, мы не знаем, какова будет их покупательная способность, когда мы захотим их использовать. Мы не знаем будущей стоимости акций, которые мы покупаем сегодня, мы не знаем отдачи от предмета, который студент хочет изучать в университете. Поэтому, когда люди не уверены в будущем, они должны рисковать.

В повседневной жизни так много факторов риска — риск попасть в автомобильную аварию, риск быть ограбленным или заболеть. Риск — это часть жизни. И никакая изобретательность, никакие человеческие способности не могут его устранить. Люди могут лишь частично защитить себя от последствий таких событий, уменьшив риск, например, объединив его в виде страхования.

Суть, содержание и виды рисков

Существует широкий спектр мнений о понятии определения, сущности и природе риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным применением в реальной деятельности и незнанием существующего законодательства. Рассмотрим два понятия, которые дополняют друг друга и охватывают общее содержание риска.

Первое определение заключается в том, что риск определяется как вероятность (угроза) потери части ресурсов компании, снижения выручки или возникновения дополнительных затрат в результате определенной производственной и финансовой деятельности. Следовательно, риск относится к возможности нежелательного события, возможности отказа, возможности опасности.

Читайте также:  Способы дыхания при беге

Второе определение риска связано с понятием «ситуация риска».

Ситуация, как правило, представляет собой сочетание, набор различных обстоятельств и условий, которые создают определенную среду для того или иного вида деятельности. Ситуация может способствовать или препятствовать осуществлению данной меры.

Риск — это сочетание вероятности и последствий нежелательного события.

В зависимости от цели и используемых инструментов методы управления рисками условно делятся на две группы:

  • Методы ограничения и предотвращения рисков (идентификация рисков, ограничение, использование залога и гарантий, диверсификация рисков);
  • Способы возмещения убытков (создание резервов и страхование рисков).

Избегание рисков и диверсификация рисков

Избегание риска — самый простой способ избежать его. Этот метод используется компаниями, которые имеют сильные позиции на рынке и руководители которых предпочитают избегать рискованных проектов и ненадежных партнеров.

Диверсификация рисков означает распределение капитальных вложений между видами деятельности, не связанными напрямую. Таким образом, если компания несет убытки по одному виду деятельности, она может закрыть ее за счет прибыли по другому виду деятельности. Снизить риски предпринимательства можно путем диверсификации следующим образом:

  • Расширение направлений деятельности за счет увеличения количества используемых технологий и расширения ассортимента предлагаемых продуктов и услуг;
  • Увеличить количество поставщиков сырья и комплектующих, сократив таким образом потери из-за ненадежности некоторых поставщиков, нарушающих график или сроки поставок;
  • Расширять рынки, работая на нескольких рынках одновременно и ориентируясь на различные потребительские сегменты или регионы и т.д;
  • Диверсифицировать инвестиционную политику, отдавая предпочтение нескольким проектам с относительно низкой капиталоемкостью или инвестируя капитал в различные виды деятельности, разные виды ценных бумаг.

Методы оптимизации рисков

Оптимизация рисков сама по себе является трудоемким, но эффективным процессом, так как необходимо периодически разрабатывать сценарии развития и оценивать будущее состояние предприятия и окружающей среды. Оптимизации рисков предшествует специальная аналитическая подготовительная работа, от полноты, точности и тщательности которой напрямую зависит эффективность ее применения.

Методы оптимизации рисков относятся к проактивным методам управления и стратегического планирования. Стратегическое планирование включает в себя изучение потенциала компании, прогнозирование параметров внешней среды, периодические сценарии развития и оценку будущего состояния внутренней среды, прогнозирование действий потенциальных контрагентов и конкурентов. Благодаря полученным результатам фиксируются тенденции во взаимоотношениях бизнес-единиц, проводится своевременная подготовка к изменениям в законодательстве, принимаются необходимые меры по компенсации потерь в случае изменения правил управления, корректируются операционные, стратегические и тактические планы.

Методы оптимизации рисков:

Метод лимитирования — это установление лимитов на определенные расходы, продажу товаров в кредит, сумму капитальных вложений и т.д.

Резервирование средств для покрытия непредвиденных расходов включает в себя расчет соотношения потенциальных рисков и суммы затрат, которые потребуются для преодоления последствий таких рисков. Данный метод оптимизации рисков обычно используется при реализации различных типов проектов. Как правило, создание резервов необходимо для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных колебаний в стоимости рабочей силы и материалов, а также накладных расходов, понесенных при реализации проекта.

Читайте также:  Способы крепления ручек для ножей

Методы локализации рисков

Локализация риска используется в тех случаях, когда возможно очертить экономически более рискованные области деятельности, чтобы сделать их более контролируемыми, тем самым снизив общий риск. Эта методология используется крупными компаниями, реализующими инновационные проекты, разрабатывающими новую продукцию или использующими последние непроверенные достижения науки и техники, коммерческий успех которых вызывает сомнения.

Риски распределены между несколькими участниками проекта, которые заинтересованы в успехе общего дела. С увеличением объема и продолжительности инвестиций, внедрением новых технологий и высокой динамикой внешней среды риск проекта также возрастает.

Среди методов распределения риска — различные партнерства между предпринимателями, а также горизонтально и вертикально ориентированные организационные структуры, холдинговые компании с диверсифицированной структурой. Горизонтальная интеграция объединяет однородные компании, в то время как вертикальная интеграция объединяет компании, входящие в производственную цепочку. Диверсифицированные структуры объединяют несвязанные бизнесы, в том числе банк, который инвестирует в различные виды проектов. В этом случае снижение предпринимательского риска дает дополнительный эффект: поставки становятся более предсказуемыми и стабильными, производственные предприятия получают дополнительный источник финансирования, а финансовая структура — дополнительный доход.

Факторинг и страхование также относятся к методам разделения риска и средствам компенсации возможных убытков.

На практике факторинговые операции в основном связаны с необходимостью ускоренных платежей поставщиков за поставленную продукцию от сомнительных контрагентов, для которых риск неплатежа велик. Взыскивая такую дебиторскую задолженность у поставщика, финансовое учреждение само может понести убытки. Таким образом, факторинг относится к операциям с повышенным риском. Сумма комиссии зависит не только от степени рискованности и сомнительности погашенной задолженности, но и от продолжительности отсрочки платежа.

Страхование позволяет перераспределять риски и предполагает передачу определенной группы рисков в страховые компании. Российское законодательство допускает страхование от: Прерывание деятельности или сокращение производства в результате любого события; банкротство; непредвиденные расходы; неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентами.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Моделирование и оценка инвестиционных проектов — общая логика и суть
  • Инфляция проектных работ — виды, особенности и последствия
  • Производство и спрос на экономические ресурсы — характеристики и концепция
  • Оценка экономического потенциала — анализ, сущность и основа
  • Экономическое развитие предпринимательства — концепция, сущность и основы развития
  • Виды бюджетирования — понятие, цели, значение, функции и суть
  • Экономическое развитие Турции — этапы, определение и основы
  • Проблема экономической эффективности — теория и эффективность

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Оцените статью
Разные способы