Способы снижения рисков при совершении путешествий
Безопасность туристской услуги.
© КонсультантПлюс, 1992-2013 [НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ, ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ, TOURIST SERVICES. REQUIREMENTS PROVIDED FOR TOURIST’S SECURITY. ГОСТ Р 50644-2009]
Термины и определения
Безопасность туристской услуги: отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте. «
Безопасность туризма: безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при совершении путешествий.
Риск (возможная опасность) в туризме: вероятность причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
Недопустимый (неприемлемый) риск: уровень риска, установленный административными или регулирующими органами как максимальный, при достижении которого необходимо принять меры по его устранению.
Приемлемый риск: уровень риска, с которым общество готово мириться для получения определенных благ и выгод в результате своей деятельности.
Источник опасности: основная причина возникновения ущерба, явление или процесс, свойство или развитие которого может стать причиной вреда.
1. Туристские услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества туристов и окружающей среды.
В процессе оказания туристских услуг необходимо обеспечить приемлемый уровень риска для жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов) при совершении путешествий.
2. Безопасность туристов (экскурсантов) при совершении путешествия распространяется на:
— жизнь, здоровье, личную неприкосновенность туриста (экскурсанта), включая физическое (телесное) и психическое (моральное) состояние, а также частную жизнь;
— имущество туриста (экскурсанта), в том числе предметы туристского снаряжения и инвентаря, багаж, предметы личного обихода и другие предметы, которые используются и (или) приобретены туристом (экскурсантом) во время путешествия.
3. Основные факторы, влияющие на безопасность туристов при совершении путешествия, включают в себя:
— географические и природные особенности места пребывания туристов (морская, горная, пустынная местности, климат, наличие специфических животных и насекомых и т.д.);
— культурную, социальную среду временного пребывания, особенности местной пищи, язык, культурные, религиозные и этнические традиции и т.д.;
— особенности видов туристских путешествий (экстремальный туризм, спортивно-оздоровительный туризм и др.);
— уровень качества и безопасности оказываемых услуг;
— соблюдение туристами (экскурсантами) правил личной безопасности, в том числе законов, правил и традиций (культурных, религиозных и др.) страны (места) временного пребывания, санитарно-эпидемиологических норм и правил специальных предписаний, указаний и инструкций органов власти, специализированных служб МЧС, сопровождающих гидов и инструкторов-проводников, а также использование средств индивидуальной защиты.
Способы снижения рисков при совершении путешествий
1. Снижение риска травмоопасности обеспечивается:
— соблюдением туристами правил проезда на транспортных средствах;
— соблюдением обслуживающим персоналом правил пассажирских перевозок;
— установкой защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);
— использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок при пересечении сложных участков туристского маршрута, шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного туристского снаряжения);
— соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;
— соблюдением строительных требований к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов, предъявляемых к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, автомобилей, плавсредств и пр.);
— соблюдением правил эксплуатации инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивающих его безопасную работу;
— упреждающим информированием туристов о факторах риска получения травм.
2. Риск пожароопасности
При оказании туристских услуг и эксплуатации объектов туристской индустрии должны соблюдаться установленные требования пожарной безопасности [4].
3. Снижение риска гидрометеорологической опасности обеспечивается путем:- выбора благоприятного времени года и погодных условий для осуществления туристских поездок в стране (месте) временного пребывания;- рациональным проектированием трассы туристского маршрута с учетом погодных особенностей района;
— сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;
— оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля, пожарной и охранной сигнализацией;
— обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;
— своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых погодных условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот и др.).
Показатели микроклимата, атмосферного воздуха, освещенности в помещениях для обслуживания туристов (спальных, помещениях питания, клубных и других туристских объектах), а также в транспортных средствах должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам [5], [6], [7], [8], [9].
4. Снижение риска биологической опасности обеспечивается соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических норм и правил при оказании туристских услуг, в том числе:
— применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов;
— использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т.ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);
— проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;
— упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, насекомых, растениях, области распространения которых совпадают с туристскими маршрутами, избеганием нежелательных контактов, а также неотложных действиях туриста (экскурсанта), которые следует предпринимать в случае получения травмы (контакта);
— информированием туристов о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и состоянии окружающей среды.
5. Снижение риска радиоактивной опасности обеспечивается информированием туристов о воздействии ультрафиолетового и других опасных видов излучения на человека и способах использования средств индивидуальной защиты.
Туристские маршруты, а также места оказания туристских услуг должны соответствовать требованиям радиологической безопасности.
6. Снижение риска экологической и токсикологической опасностей обеспечивается соблюдением экологических и токсикологических норм и правил, а также плановым (в отдельных случаях внеплановым) контролем содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах, помещениях, транспортных средствах.
7. Снижение риска психофизиологической опасности достигается:
— рациональным построением программ обслуживания туристов, графиков перемещения по туристским маршрутам, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
— учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
— соблюдением эргономических требований к используемым туристским снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.
Для уменьшения рисков, возникающих в процессе обслуживания туристов, до безопасного уровня туристская организация (туроператор) в процессе своей деятельности должна руководствоваться действующими законодательными нормативными документами по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов).
Туроператоры, турагенты, предприятия туристской индустрии должны разрабатывать и обеспечивать выполнение персоналом соответствующих инструкций по безопасности.
Руководитель туристской организации должен организовывать подготовку персонала к действиям по обеспечению безопасности туристов в обычных и чрезвычайных ситуациях и нести ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Безопасность туристских услуг — Защита прав потребителей
Безопасность туристских услуг
Безопасность туристских услуг
Потребитель имеет право на то, чтобы услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.
Под безопасностью туристской услуги понимается отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туриста во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте (ГОСТ 32611-2014).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны предоставить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию о безопасности туризма, в том числе об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия:
— о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
— об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
— об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
— о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
— о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
— об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
— о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;
— о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;
— об иных особенностях путешествия.
Аналогичные требования к безопасности туристской услуги содержаться в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452.
Дополнительно согласно п.7 Правил информация о туристском продукте должна содержать сведения:
- об обеспечении экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого исполнителем — членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи.
Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
Согласно п. 4.20 СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, направляющие граждан в страны, неблагополучные по инфекционным болезням, а также осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации поездок в страны, неблагополучные по инфекционным болезням, извещают граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, симптомах инфекционных болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания и необходимости вакцинации.
Снижение рисков при совершении путешествий до безопасного уровня обеспечивается туристской организацией (туроператором) упреждающим информированием туристов о факторах риска получения травм и соблюдением туристом правил и требований к безопасности. Туроператоры, турагенты, предприятия туристской индустрии должны разрабатывать и обеспечивать выполнение персоналом соответствующих инструкций по безопасности.
Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральное агентство по туризму), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.
Страхование потребителей от заболеваний и несчастных случаев в сфере выездного туризма
Действующим законодательством РФ не установлена обязанность туристов, выезжающих за пределы РФ страховаться от заболеваний и несчастных случаев. Однако в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий. В этом случае отношения будут регулироваться положениями главы 48 Гражданского кодекса РФ (часть вторая). Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.
Ответственность исполнителя при нарушении прав потребителя:
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровья потребителя, а равно опасности причинения вреда его имуществу, потребитель вправе обратиться к исполнителю с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта, либо его изменении.
При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных потребителю услуг.
Способы восстановления нарушенных прав:
1. Предъявление претензии об изменении условий договора, либо о расторжении договора в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности их жизни и здоровья;
2. Обращение в суд с исковым заявлением с требованием о расторжении договора о реализации туристского продукта, его изменении, возмещении убытков и иных требований.
3. Административная ответственность.
Несоблюдение туроператором (турагентам) обязанности по информированию туристов о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Источник