- Как уменьшить дебиторскую задолженность
- Что такое дебиторка
- Основные виды
- Пути уменьшения проблемной дебиторки
- Мотивация персонала
- Выделенный сотрудник
- С привлечением юристов
- Инструменты для эффективной работы с долгами
- Почему возникает проблемная дебиторка
- Системы учета – как упростить работу
- Как снизить риски невозвратной дебиторской задолженности
- Какие проблемы возникли в бизнес-процессах
- Как выглядел процесс кредитования (рассрочка, отсрочка платежа)
- Этапы решения проблемы
- Реализация и нюансы проекта
- Результаты внедрения Фокус API
Как уменьшить дебиторскую задолженность
Дебиторская задолженность (ДЗ) напрямую влияет на финансовый климат компании. Наличие большого объема долгов по контрагентам замораживает активы предприятия и не дает ему развиваться. Большинство компаний использует лишь отдельные инструменты для борьбы с дебиторами, но нужна система управления ДЗ.
Что такое дебиторка
Дебиторская задолженность возникает в тот момент, когда компания реализует свою продукцию или услуги с отсрочкой платежа. Фактически это кредитование клиентов на срок, указанный в договоре. Для покупателей это дополнительный бонус (беспроцентный кредит), а для компании – замороженные денежные средства и риск невозврата платежа.
В условиях конкуренции для удержания клиентов и увеличения продаж – это необходимая мера. Такой способ также используется компаниями при расширении рынков сбыта и для привлечения новых покупателей. Сделка подтверждается подписанием договора или акта выполненных работ, которые теоретически гарантируют возврат денежных средств компании-кредитору.
В среднем дебиторская задолженность может составлять 80-90% от объема продаж, поэтому вопрос оптимизации долгов контрагентов – один из ключевых в любой компании. При управлении дебиторкой решаются две разные задачи: как увеличить продажи и снизить риски невозврата денежных средств дебиторами. Или другими словами – как усидеть одновременно на двух стульях.
Существует также кредиторская задолженность перед поставщиками и банками. Главное условие, которое нужно соблюдать в финансовой деятельности компании, — сумма дебиторской задолженности всегда должна быть меньше, чем сумма кредиторской задолженности.
Основные виды
Разберемся, почему возникает проблемная дебиторка (когда оплата не поступает в срок, зафиксированный в договоре). Причины могут быть разные, но самые распространенные:
- отсутствие денег у дебитора (покупателя);
- вы не являетесь приоритетом для денежных расходов клиента;
- непорядочный/недисциплинированный должник;
- отсутствие своевременных действий по возврату оплаты со стороны менеджеров.
Классификация задолженности выполняется по нескольким направлениям:
- По сроку погашения бывает долгосрочная (более 12 месяцев отсрочки платежа) и краткосрочная/текущая (менее 12 месяцев);
- По возможности возврата – срочная/нормальная (срок оплаты согласно договору еще не подошел) и просроченная, которая делится на сомнительную и безнадежную. Сомнительный долг имеет высокую вероятность непогашения или неполного погашения. Причем такие долги появляются не только в случае, если клиент не платит вовремя, а и при появлении информации о финансовых затруднениях у должника. Безнадежная задолженность появляется в случае, если ее взыскание становится нереальным (по истечении срока исковой давности или невозможности исполнения обязательства, например, банкротство должника). Безнадежные долги подлежат списанию.
Пути уменьшения проблемной дебиторки
В любом бизнесе присутствует дебиторская задолженность и это нормально, пока ее объем не превышает предельно допустимые значения. Управление дебиторкой с целью ее оптимизации – одно из приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия. Чем меньше сумма долгов контрагентов перед компанией и лучше оборачиваемость дебиторской задолженности, тем больше у компании свободных средств для операционной деятельности и развития. Идеальный вариант – работа по предоплате. Но это выгодно продавцу и невыгодно покупателю. В большинстве компаний доля контрагентов, которые работают по предоплате, очень незначительна. Поэтому задача менеджеров предложить такие условия сотрудничества, которые заинтересуют клиентов в оплате по факту поставки или предоплате. Часто для этого используют дополнительные скидки или бонусы.
Мотивация персонала
Один из эффективных инструментов борьбы с проблемной задолженностью – мотивация персонала. При начислении зарплаты менеджерам в бонус с продаж добавляется поправляющий коэффициент на проблемные долги. Можно установить следующие условия:
- если дебиторская задолженность (ДЗ) > 5 %, то бонус не начисляется (своего рода штраф);
- если ДЗ > 5 %, то бонус замораживается до момента погашения долгов.
Такая же мотивация используется и для руководителя отдела, у которого в расчет зарплаты добавляется поправляющий коэффициент на дебиторку.
Понятно, что если проблемы с дебиторской задолженностью отсутствуют, нет необходимости усложнять расчет заработной платы дополнительными параметрами.
Успешный кейс – в компании по производству кондитерских изделий после введения поправляющего коэффициента, объем ДЗ за несколько месяцев снизился на 25 %.
Выделенный сотрудник
Некоторые компании для уменьшения уровня ДЗ выделяют для этого специального сотрудника. Для него ставится отдельный план и разрабатывается мотивация в зависимости от объема денежных средств, которые мы хотим вернуть. В качестве коэффициента в мотивации может быть определенный процент от возвращенных средств.
С привлечением юристов
Предыдущие методы называются soft-collection, а когда к процессу возврата долгов привлекают юристов – это уже идет в ход «тяжелая артиллерия» или hard-collection. Не все компании пользуются такими инструментами взыскания задолженности, но нужно уметь защищать свои финансы даже таким способом. В ходе судебных разбирательств, если не пропущен срок исковой давности, есть шанс добиться взыскания долгов с дебитора.
Инструменты для эффективной работы с долгами
Дебиторская задолженность должна подвергаться постоянному анализу. С чего начинать анализ? С определения общей суммы задолженности и задолженности в разрезе контрагентов. Создается отдельный отчет, который делится на две части – soft-collection (с задолженностью, например, до 60 дней) и hard-collection (более 60 дней). Таким же образом можно разделить отчеты по сотрудникам и по продуктам.
Анализ просроченных долгов помогает выявить ненадежных покупателей, для которых в дальнейшем сокращается товарный кредит. А иногда в работе с такими клиентами переходят на частичную или полную предоплату.
В процессе оценки долгов рассчитываются предельные суммы ДЗ – критическая и допустимая (нормальная). Также определяется доля дебиторской задолженности в объеме общих активов предприятия.
Эффективный метод управления дебиторкой – стимулирование клиентов к досрочной оплате поставок (по которым еще не подошел срок оплаты). Это могут быть скидки с цены товара или стоимости поставки. За счет досрочного возврата денежных средств и вложения их в дальнейший оборот продавец не теряет прибыль при предоставлении скидки. Следует правильно рассчитать размер этой скидки, чтобы и клиента заинтересовать, и компании при этом не потерять доход.
К новым методам управления дебиторкой относится рефинансирование ДЗ в виде факторинга (переуступка долга) и форфейтинга (долгосрочное финансирование). Но эти инструменты чаще используют на этапе hard-collection.
Рассмотрим этапы управления ДЗ:
- Нужно оценить финансовое состояние должников и ранжировать их по кредитоспособности, по объемам закупок. Проанализировать условия оплаты, и периодически их пересматривать. Используйте для оценки АВС-анализ.
- Определить величину кредитования и сроки погашения долга.
- Наладить документооборот и обмен информацией между отделами, которые работают с клиентами.
- Разработать мотивацию для персонала, который участвует в продажах и должен быть заинтересован в возврате ДЗ.
- Определить порядок действий при работе с клиентами, у которых есть просроченный платеж (механизм расчета пени и штрафа).
- Разработать подробный алгоритм взыскания ДЗ как силами компании, так и с привлечением юристов.
Один из важных моментов работы с задолженностью – подписание с покупателями актов сверок и актов выполненных работ (при предоставлении услуг). Такие документы помогут в случае возникновения судебных разбирательств и не дадут пропустить срок исковой давности. Важно также правильно составлять и оформлять договора, которые выступают в роли документов, гарантирующих взыскание задолженности.
Почему возникает проблемная дебиторка
На практике условия возникновения проблемных долгов достаточно типичны:
- нет контроля оплат и четких сроков погашения долгов дебиторами;
- отсутствует регламент/протокол по работе с дебиторкой;
- нет ранжирования/сегментации контрагентов согласно их кредитоспособности;
- безответственный подход к документам (неправильно заполненные договора, нет актов выполненных работ и т. д.);
- несогласованность действий структурных подразделений компании при оптимизации дебиторской задолженности;
- нет персональной ответственности за выполнение работ по взысканию долгов.
Чтобы не возникала проблемная ДЗ нужно четко выполнять разработанную систему управления долгами дебиторов компании. Главное в работе с задолженностью – регулярность, настойчивость и активность.
Системы учета – как упростить работу
Для анализа долгов нужны специальные отчеты, которые создаются с помощью различного программного обеспечения. Самый упрощенный вариант для небольших компаний с несколькими сделками в месяц – это Excel. Если же у вас крупный бизнес, то удобнее отслеживать должников и анализировать ДЗ с помощью CRM-системы или 1С. Эти программы позволяют быстро создавать отчеты по контрагентам, по менеджерам и по продуктам. Вовремя определять проблемные долги и начинать работу по их взысканию.
Проведение эффективной политики по управлению дебиторской задолженностью поможет сократить сумму замороженных денежных средств, которые необходимы для развития компании. Используйте в работе инструменты как soft-collection, так и hard-collection. Разработайте систему четких действий для сотрудников по работе с должниками. Работа компании без проблемной задолженности – это реально.
Источник
Как снизить риски невозвратной дебиторской задолженности
У крупной российской компании возникли проблемы с кредитными договорами по продукции, отгружаемой клиентам в долг. Требовалось исключить ошибки в определении взаимосвязей кредитуемых организаций. Для этого нужно было ускорить проверку контрагентов и обработку информации при ограниченном штате персонала.
ООО «ТД «ЭЛЕКТРОТЕХМОНТАЖ» (ЭТМ) — российская компания, осуществляющая более 26 лет комплексные поставки электротехники, систем безопасности, строительного крепежа и инженерной сантехники.
- дилер № 1 (более 25 ведущих отечественных и зарубежных производителей электротехнической продукции в России, поставка продукции более 400 производителей);
- 6 региональных центров;
- 9 логистических центров;
- более 190 точек продаж;
- свыше 800 городов обслуживания;
- 7 000 сотрудников;
- более 130 000 клиентов.
Какие проблемы возникли в бизнес-процессах
Ввиду того, что компания ЭТМ осуществляет свою деятельность на территории всей РФ, её клиентская база насчитывает около 1 млн юридических лиц.
При сегментации базы выяснилось, что:
- часть клиентов совершала разовые покупки;
- часть клиентов «отвалилась», а данные по ним не актуализированы;
- часть клиентов не проработана или брошена;
- примерно 75 000 клиентов с действующими договорами поставки на разной стадии сотрудничества.
Основные сложности создавали кредитные договоры по продукции, отгружаемой клиентам компании в долг. Обработкой системной информации и проверкой контрагентов в ЭТМ занимается служба электронной безопасности (СЭБ), при этом количество сотрудников то же, что и 10 лет назад.
Как выглядел процесс кредитования (рассрочка, отсрочка платежа)
- Менеджер отправлял заявку на согласование кредита.
- Сотрудник СЭБ проверял компанию клиента в ручном режиме с использованием веб-версии программы проверки контрагентов.
- Взаимосвязь клиента с другими юридическими лицами собственников, имеющимися в клиентской базе ЭТМ, велась на память либо с использованием данных в электронных отчетах.
- В связи с увеличением объема заявок на кредитные договоры и при неизменном количестве сотрудников СЭБ существенно сократилось время на проверку одной заявки, что не могло не сказаться на качестве.
Этапы решения проблемы
Сложившаяся система создавала риски: отгрузка продукции в кредит могла быть произведена юрлицам, собственники которых уже имели задолженность в ЭТМ. Следствие такой работы — отсутствие контроля за ростом невозвратной дебиторской задолженности.
Необходимо было срочно исключить ошибки определения взаимосвязей кредитуемых организаций, при этом повысить скорость обработки информации без увеличения количества сотрудников штата службы безопасности.
На первом этапе требовалось идентифицировать действующих клиентов с кредитными договорами по связанным организациям.
На втором этапе нужно было применить те же связанные организации для идентификации среди всего пула клиентов — холдинги.
Реализация и нюансы проекта
В проекте приняли участие 4 человека из службы безопасности и отдела информационных технологий.
Интеграция по передаче связей генеральных директоров клиентов заняла 2 недели.
Интеграция по связям учредителей потребовала доработок с обеих сторон, и на нее ушло 2 месяца.
Передаваемые данные интегрированы в собственную базу учета, используемую только в ЭТМ.
Результаты внедрения Фокус API
В результате работы по API в клиентской базе ЭТМ происходит автоматическая привязка карточек друг к другу, у них существует взаимосвязь по действующему генеральному директору или учредителям.
Это позволяет видеть общую кредитную историю, которую отследить вручную достоверно невозможно, а также кредитную историю взаимосвязанных карточек клиентов для управления кредитными отгрузками.
Исключен человеческий фактор по ошибкам определения взаимосвязей кредитуемых клиентов. Повысилась эффективность обработки информации, что устранило потребность в расширении штата персонала.
Минимум в 2 раза сократились затраты, закладываемые в себестоимость резервов по проблемной дебиторской задолженности.
Сотрудники управления продаж заранее видят связи своего клиента с другими карточками клиентской базы и используют это в работе.
Сотрудники службы безопасности видят те же связи, контролируют действия сотрудников продаж по предоставлению корректной информации работы с дебиторской задолженностью при наличии взаимосвязанных клиентов.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник