Способы снижения риска без привлечения страховых компаний

Как бизнесмену минимизировать уголовные риски?

Есть ряд универсальных профилактических действий, которые позволят предпринимателю минимизировать риски привлечения к уголовной ответственности. Более детальные рекомендации зависят от каждого конкретного случая.

Возникновение рисков

Как правило, условия, при которых возникают серьезные риски привлечения к уголовной ответственности, следующие:

— конфликт с контрагентами;

— невыполнение взятых на себя по отношению к контрагентам имущественных обязательств со стороны компании;

— «заказ» со стороны конкурентов;

— рейдерская атака для завладения бизнесом, помещениями;

— корпоративный конфликт внутри компании между учредителями;

Наиболее часто применяются такие статьи Уголовного кодекса РФ в отношении директоров и учредителей:

— ст. 159 («Мошенничество»), максимальное наказание до 10 лет лишения свободы. Это самая «универсальная статья» УК РФ, под которую может попасть невыполнение любого обязательства;

— ст. 160 («Присвоение или растрата»), максимальное наказание до 10 лет лишения свободы. По ней привлекают за хищение вверенного имущества;

— ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов»), максимальное наказание до 6 лет лишения свободы;

— ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), максимальное наказание до 10 лет лишения свободы. Ее вменяют за использование руководителем полномочий вопреки интересам организации в целях извлечения выгоды.

В компанию в рамках возбужденного уголовного дела пришли с обыском сотрудники полиции. В ходе обыска были изъяты документы за весь период деятельности компании, в том числе деловая переписка и вся оргтехника.

Причиной возбуждения уголовного дела явилось невыполнение в полном объеме принятых на себя обязательств перед контрагентом, конфликты с его представителями по урегулированию вопросов и т.д.

Изъятие документации полностью парализовало деятельность предприятия, которое в течение месяца фактически прекратило свое существование из-за невозможности заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме этого, в изъятых документах (черновиках) оказалось много информации, которую следователь счел доказательством мошеннической деятельности предприятия.

Способы снижения рисков

Основными способами минимизации уголовно-правовых рисков являются следующие.

Исполнение предприятием договорных обязательств, особенно тех, которые связаны с государственным финансированием. Если предприятие не может или не успевает исполнить взятые на себя обязательства, ни в коем случае нельзя создавать видимость их исполнения, подписывать закрывающие документы, чтобы в будущем завершить реализацию проекта. Необходимо принять меры для обоснования проблем перед контрагентом.

Работа с проверенными и надежными контрагентами. Тщательный отбор новых подрядчиков с фиксацией всех переговоров, копированием деловых и персональных документов, сохранением переписки и предложений.

Разрешение конфликтных ситуаций путем взвешенных переговоров, в том числе с сотрудниками правоохранительных органов.

Проведение независимых экспертиз при оценке имущества, совершении сделок, постоянный аудит предприятия.

Контроль исходящих от компании документов, в том числе договоров. Важно не подписывать документы в спешке без должного анализа, исключить двусмысленные формулировки.

Исключительно письменное согласование документов, связанных с совершением сделок, которые могут быть в дальнейшем поставлены под сомнение. При необходимости нужно запрашивать письменные поручения учредителей, в противном случае отказываться от совершения таких сделок.

Соблюдение «гигиены» деловой переписки, телефонных и иных переговоров. Любая двусмысленная фраза может быть впоследствии истолкована правоохранителем как намерение совершить преступление.

Привлечение специалистов в области уголовного права к любой переписке и общению с правоохранительными и фискальными органами. Либо, как минимум, следование общедоступным рекомендациям по такому общению и переписке.

Полное исключение переговоров на коррупционные темы, решения возникающих проблем коррупционными методами.

Важным управленческим шагом по минимизации рисков является введение на предприятии политики по документообороту, которую необходимо использовать в повседневной работе, даже когда ничего не предвещает проблем.

Хранение документации

В офисе компании должны храниться только те документы, которые необходимы для работы в отчетном квартале. Иные документы лучше хранить на арендуемом складе, доступ к которому имеет ограниченный круг лиц.

Часто предприниматель узнает о проблемах с правоохранительными органами, только когда к нему в офис приходят оперативники или следователи. Правоохранители забирают всю документацию, изымают серверы и компьютеры, чтобы провести расследование. А далее возникают трудности с возвращением документов, которые требуются в работе, в судах, в налоговой инспекции. Поэтому и нужна подстраховка. Если в дальнейшем для обоснования своей позиции понадобится предоставить следствию документы, которые лежат вне офиса, то это легко можно сделать.

Читайте также:  Укажите способы обеспечения начального возбуждения бесщеточного синхронного генератора дельта

Также нужно быть готовым и к изъятию серверов и оргтехники. Информацию стоит хранить на «облаке» или серверах, находящихся в других странах, чтобы после изъятия можно было без потери времени восстановить работу компании в кратчайший срок. Целесообразно иметь запасной комплект оргтехники, который будет храниться вне офиса, но может быть оперативно установлен.

Конечно, в соответствии со ст. 164.1 УПК РФ сотрудники правоохранительных органов должны копировать информацию, а не изымать «железо». Однако существуют исключения, когда допускается изъятие и правоохранитель этим пользуется.

Здесь также приведем пример.

Руководителя компании вызвали в СК РФ для дачи объяснений по подозрению в совершении мошеннических действий в рамках выполнения государственных контрактов. Основная причина была в том, что акты выполненных работ были подписаны по просьбе заказчика в последних числах декабря (через неделю после заключения государственного контракта) для того, чтобы закрыть финансовый год. Фактически же часть работ была выполнена в первом квартале следующего года. Кроме этого, у следствия были обоснованные сомнения в фактическом выполнении работ и поставке оборудования.

После ряда объяснений с предоставлением деловой переписки, включая скриншоты мессенджеров, и необходимых контактов удалось убедить следствие, что в действиях руководителя данной компании нет состава преступления, а нарушены только сроки выполнения контрактов. В возбуждении уголовного дела было отказано.

Именно правильная позиция при даче объяснений, наличие деловой переписки, контактов помогли обвиняемому доказать непричастность к совершению преступления.

Еще раз оговоримся, что каждая ситуация уникальна и требует всестороннего анализа и разработки индивидуальной стратегии поведения. Тем не менее в условиях незаконных действий со стороны конкурентов и правоохранительных органов соблюдение указанных рекомендаций позволит предусмотреть и снизить возможные уголовно-правовые риски и защитить бизнес от коллапса.

Источник

Снижение рисков без привлечения страховых компаний

4.3. Снижение рисков без привлечения страховых компаний

Далеко не все предпринимательские риски могут быть застрахованы в страховых компаниях. В некоторых случаях страховые компании были бы заинтересованы в получении договора на страхование, но с точки зрения нормальной деловой логики и финансового анализа ситуации руководителя предприятия часто принимают решения о самостраховании некоторых рис­ков. Чаще всего такое решение принимается, когда вероятность убытков или ущерба крайне мала, или стоимость рискового имущества относительно не велика по сравнению с общими финансовыми показателями всего дела. Формируемые на предприятиях резервные и рисковые фонды обеспечивают покрытие части убытков, возникающих в результате предпринимательской деятельности.

Рассмотрим наиболее типичные риски) сопровождающие нормальную коммерческую деятельность, и способы уменьшения отрицательных последствий от возникновения таких нестрахуемых рисковых ситуаций (табл. 1).

1. Коммерческие риски

1.1. Низкие объемы реализа­ции товаров

Продолжение таблицы 1

1.2.Неэффективная работа сбытовой сети

1.3. Неудачный вывод на ры­нок нового товара

1.4. Неудовлетворительное ис­полнение контрагентом усло­вий договора

1.5. Противодействия конку­рентов

1.6. Циклические изменения в экономике, падение спроса на товары

1.7. Изменение биржевых ко­тировок и цен на сырьевые товары

Тщательный подбор коммерческих посредников. Использование франчайзинга для повышения эффективности работы оптовых и розничных посредников.

Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар изменений, улучшающих его потребительские качества.

Более тщательный выбор партнеров путем их глубокого изучение получения банковских и аудиторских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты.

Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность предприятия. Планирование контрмер в программе маркетинга предприятия.

Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных мер на уровне предприятия: повышение уровня ликвидности за счет ускоренной реализации произведенной продукции, сокращение товарных запасов, закупок сырья, материалов и комплектующих изделий, инвестирование в НИОКР и т.п.

Тщательное прогнозирование цен в кратко- и среднесрочном плане. Использование фьючерсных сделок и снижение степени риска путем хеджирования, т е. одновременной покупки и продажи обязательств по фьючерсным контрактам. Заключение долгосрочных контрактов «с условным требованием».

2. Финансовые риски

2.1. Риск неплатежа за поставленный товар

2.2. Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов при

Включение 100% авансового платежа в условия договора. Применение аккредитивной формы расчетов (документарный подтвержденный, безотзывный, делимый аккредитив). Возмездная передача права требования платежей по договору факторинговой фирме (фирме-фактору).

Тщательная аналитическая работа при определении приоритетных направлений деятельности предприятия. Более глубокая предва­рительная оценка рентабельности

Продолжение таблицы 1

планировании производства товаров

2.3. Риск больших инвестиций в крупномасштабный проект

(например, объект капитального строительства)

реализации произведенных това­ров. Внесение необходимых изменений в планы производства и инвестиционные планы.

Глубокая аналитическая работа в предконтрактный период. Распределение рисков за счет привлечения к осуществлению проекта других фирм через консорциальное соглашение. Привле­чение для осуществления проекта средств венчурных (рисковых) фондов.

3.1. Недовольство работников предприятия и риск забастовки

3.2. Риск утечки коммерческой

и научно-технической инфор­мации

3.3. Ошибки управляющих

Тщательная проработка с профсоюзными активистами условий коллективного договора. Разработка сильных социально-эконо­мических программ на предприятии. Понимание и использование в процессе управления предприятием мотивации работников. Создание благоприятного психологического климата в коллективе предприятия.

Тщательная проверка сотрудников, особенно инженерно-техни­ческого персонала, занимающегося НИОКР, на «склонность к компромиссам».

Разработка новых (особенно «пионерных») товаров таким образом, чтобы по готовому изделию конкурент не смог открыть производственные секреты и «ноу-хау». Тщательный контроль за оборотом внутрифирменной документации. Ограничение доступа посторонних лиц в лаборатории, на экспериментальные участки и т.п. Дезинформационная (в пределах закона) обработка конкурентов.

Тщательный подбор управляющих среднего и высшего звена и эффективная мотивация и стимулирование их деятельности. Профессиональная подготовка и переподготовка управленческих кадров.

Дублирование процесса управления наиболее дорогостоящими направлениями производственно-коммерческой деятельности Моделирование процесса управления по наиболее ответственным рисковым проектам.

Создание временных целевых групп для управления дорогосто­ящими проектами. Организация контроля

Можно привести множество других вариантов уменьшения предпринима­тельского риска без обращения к страховым компаниям и фондам. Основная задача руководства предприятия по управлению рисками в любом случае должна сводиться к совершенствованию аналитических процессов на пред приятии, построению и использованию при подготовке и проведении крупных операций моделей, позволяющих принимать решения на просчитанной и смоделированной многовариантной базе. Оценка и снижение рисков в значительной мере зависят от характера деятельности предприятия, особенностей товаров, состояния выбранных целевых рынков, сегментов потребителей, принятой схемы товародвижения, товарной и транспортной логистики, методов позиционирования товаров в рыночном пространстве. Многие специалисты в области маркетинга и управления рекомендуют каждому предпринимателю и директору предприятия составлять таблицы специфических и характерных для данного предприятия или данного вида сделки рисков и соответствующей реакции на возникновение рисковой ситуации. Предупреждение возникновения рисковых ситуаций путем управляющих воздействий на контролируемые факторы внешней и внутренней среды предприятия с целью их модификации в интересах предприятия — наиболее действенный метод работы в хозяйственных зонах с наименьшим риском.

Источник

3. Снижение рисков без привлечения страховых компаний

Таблица 36.1

Виды риска Способы уменьшения отрицательных последствий
1 2
Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работ по сегментации потребителей.
Виды риска Способы уменьшения отрицательных последствий
1. Коммерческие риски
1.1.

Низкие объемы реализации товаров Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей. 1.2. Неэффективная работа сбытовой сети Тщательный подбор коммерческих посредников. Использование франчайзинга для повышения эффективности работы оптовых и розничных посредников. 1.3. Неудачный вывод на рынок нового товара Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар изменений, улучшающих его потребительские качества. 1.4. Неудовлетворительное исполнение контрагентом условий договора Более тщательный выбор партнеров путем их глубокого изучения, получения банковских и аудиторских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты. 1.5. Противодействия конкурентов Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность предприятия. Планирование контрмер в программе маркетинга предприятия. 1.6. Циклические изменения в экономике, падение спроса на товары Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных мер на уровне предприятия; повышение уровня ликвидности за счет ускоренной реализации произведенной продукции, сокращение товарных запасов, закупок сырья, материалов и комплектующих изделий, инвестирование в НИОКР и т.п. 1.7. Изменение биржевых котировок и цен на сырьевые товары Тщательное прогнозирование цен в кратко- и среднесрочном плане. Использование фьючерсных сделок и снижение степени риска путем хеджирования, т.е.
одновременной покупки и продажи обязательств по фьючерсным контрактам. Заключение долгосрочных контрактов «с условным требованием». 2. Финансовые риски 2.1. Риск неплатежа за поставленный товар Включение 100% авансового платежа в условия договора. Применение аккредитивной формы расчетов (документарный подтвержденный, безотзывный, делимый аккредитив). Возмездная передача права требования платежей по договору факторинговой фирме (фирме-фактору). 2.2. Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов при планировании производства товаров Тщательная аналитическая работа при определении приоритетных направлений деятельности предприятия. Более глубокая предварительная оценка рентабельности реализации произведенных товаров. Внесение необходимых изменений в планы производства и инвестиционные планы. 2.3. Риск больших инвестиций в крупномасштабный проект (например, объект капитального строительства) Глубокая аналитическая работа в предконтрактный период. Распределение рисков за счет привлечения к осуществлению проекта других фирм через консорциальное соглашение. Привлечение для осуществления проекта средств венчурных (рисковых) фондов. 3. Внутрифирменные риски 3.1. Недовольство работников предприятия и риск забастовки Тщательная проработка с профсоюзными активистами условий коллективного договора. Разработка сильных социально-экономических программ на предприятии. Понимание и использование в процессе управления предприятием мотивации работников. Создание благоприятного психологического климата в коллективе предприятия. 3.2. Риск утечки коммерческой и научно-технической информации Тщательная проверка сотрудников, особенно инженерно-технического персонала, занимающегося НИОКР, на «склонность к компромиссам». Разработка новых (особенно «пионерных») товаров таким образом, чтобы по готовому изделию конкурент не смог открыть производственные секреты и «ноу-хау».
Тщательный контроль за оборотом внутрифирменной документации. Ограничение доступа посторонних лиц в лаборатории, на экспериментальные участки и т.п. Дезинформационная (в пределах закона) обработка конкурентов. 3.3. Ошибки управляющих Тщательный подбор управляющих среднего и высшего звена и эффективная мотивация и стимулирование их деятельности. Профессиональная подготовка и переподготовка управленческих кадров. Дублирование процесса управления наиболее дорогостоящими направлениями производственно-коммерческой деятельности. Моделирование процесса управления по наиболее ответственным, рисковым проектам. Создание временных целевых групп для управления дорогостоящими проектами. Организация контроля.

Далеко не все предпринимательские риски могут быть застрахованы в страховых компаниях. В некоторых случаях страховые компании были бы заинтересованы в получении договора на страхование, но с точки зрения нормальной деловой логики и финансового анализа ситуации руководители предприятия часто принимают решения о самостраховании некоторых рисков. Чаще всего такое решение принимается, когда вероятность убытков или ущерба крайне мала, или стоимость рискового имущества относительно не велика по сравнению с общими финансовыми показателями всего дела. Формируемые на предприятиях резервные и рисковые фонды обеспечивают покрытие части убытков, возникающих в результате предпринимательской деятельности.

Рассмотрим наиболее типичные риски, сопровождающие нормальную коммерческую деятельность, и способы уменьшения отрицательных последствий от возникновения таких нестрахуемых рисковых ситуаций (табл. 36.1).

Можно привести множество других вариантов уменьшения предпринимательского риска без обращения к страховым компаниям и фондам. Основная задача руководства предприятия по управлению рисками в любом случае должна сводиться к совершенствованию аналитических процессов на предприятии, построению и использованию при подготовке и проведении крупных операций моделей, позволяющих принимать решения на просчитанной и смоделированной многовариантной базе.

1. Как вы понимаете необходимость риска в предпринимательской деятельности? Можно ли без риска заниматься хозяйственной деятельностью в рыночных условиях?

2. Какие предпринимательские риски могут быть покрыты полисами страховых компаний? Можно и целесообразно ли страховать все риски, связанные с предпринимательской деятельностью?

3. Перечислите виды рисков, уменьшение отрицательных последствий от которых предприятие может обеспечить без привлечения страховых компаний.

Источник

Читайте также:  Наиболее технологичный способ выработки металлоизделий
Оцените статью
Разные способы