Способы снижения расходов компании

Как снизить расходы компании или пути снижения издержек

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Собственники и топ-менеджеры бизнеса стараются снизить издержки. Экономия и оптимизация затрат — это те вопросы, которыми стоит задаваться регулярно. Расскажем о методах снижения издержек.

Переменные и постоянные затраты

Как работать с издержками? В первую очередь стоит разделить затраты на переменные (те, которые зависят от сезонности, объемов сбыта) и фиксированные (регулярные платежи каждый месяц). Стоит учитывать, что в рамках одной статьи расходов могут быть и переменные, и постоянные издержки.

Например, заработная плата сотрудников может состоять из оклада и премиальной части. Оклады — это постоянные затраты, которые легко посчитать и внести в финансовый план хоть на год вперед. Премии и бонусы — это переменные, которые зависят от того, как сотрудники выполняют планы.

Аренда офисных и производственных помещений, казалось бы, тоже целиком и полностью относится к постоянным затратам. Однако если необходимо на короткий период арендовать склад, торговое место на выставке или ярмарке, то это уже переменные затраты.

Коммунальные платежи тоже могут быть двух видов. Например, это фиксированная ставка за содержание жилья, клининг и оплата за свет, воду и тепло, которая каждый месяц может быть разной.

Стоимость сырья, комплектующих скорее будет отнесена в переменным издержкам, так как на цену влияет общее состояние рынка.

При оптимизации постоянных издержек стоит сразу же стратегически смотреть на договор аренды офиса, его локацию, условия эксплуатации, фонд оплаты труда, отношения с поставщиками.

Так, если изначально найти офис дешевле, то в течение долгого времени доля затрат на него будет небольшой. Опять же, учитывая качество офиса, можно спрогнозировать и переменные издержки. Например, если офис холодный, то за счет использования обогревателей и тепловентиляторов, вырастут затраты на электричество в холодный период. Если управляющая компания не оказывает услуги по уборке помещений, то придется нанимать клининг самостоятельно или вводить в штатное расписание должность уборщицы.

С постоянными издержками нужно работать в первую очередь, так как в периоды сезонного спада или во время кризиса они будут съедать большую часть оборота компании.

Оптимизация затрат на содержание штата

Фонд оплаты труда — одна из существенных статей затрат. Помимо денег, которые работник получает на руки, работодатель уплачивает за него взносы. Один из способов снизить расходы на оплату труда — переводить часть задач на аутсорсинг и нанимать на работу самозанятых. Такой вариант подойдет для сотрудников, которые не заняты в основных бизнес-процессах компании. Вывести за штат можно хозяйственные службы, бухгалтеров, рекрутеров, маркетологов.

Еще один способ сокращения затрат на персонал — это перевод части штата на удаленную работу. В этом случае освобождаются офисные площади, что тоже косвенно влияет на снижение издержек.

Еще один способ снизить затраты на персонал — это пересмотреть систему компенсаций и льгот. Например, компенсации за питание, занятия спортом, использование своего оборудования и автомобиля. Вполне вероятно, что какие-то тарифы давно не пересматривались или сотрудник уже не пользуется автомобилем в тех объемах, что раньше, поэтому и платить ему можно меньше.

Переход от больших окладов к большим премиям мотивирует сотрудников тщательнее выполнять свои обязанности, что косвенно повлияет на производительность и эффективность работы. Минусы такой системы — это существенное снижение зарплаты сотрудника в низкий сезон или во время кризиса. Да и не всем такая система подойдет. Поэтому главное — тщательно продумать систему мотивации, в том числе учитывать не только количественные показатели, но и качественные.

Собственный офис или аренда

За решением купить свой офис часто стоит желание сократить расходы на аренду. Покупка офиса или производственного помещения может быть оправдана, если арендовать офис менее выгодно. Например, в этом районе дефицит нежилых помещений, аренда высокая или бизнес позволяет легко передать часть собственных помещений в субаренду.

Читайте также:  Яблочный уксус своими руками простой рецепт супер способ

Минусы покупки помещения или оборудования связаны с необходимостью изымать собственные средства из оборота или оформлять кредит в банке. В этом случае стоит просчитать несколько вариантов развития событий — и в случае масштабирования бизнеса, и в случае его уменьшения. Если бизнес вырастет, то где искать другие помещения и на каких условиях. Если бизнес “просядет”, то что делать с освободившимися площадями?
В этом случае помогает расчеты, финансовый план и, конечно же, хорошие предложения на рынке. Если в результате того же кризиса можно купить достойное помещение ниже средней стоимости по рынку, то в перспективе это будет дешевле, чем ежемесячная аренда.

Оптимизация логистики

Затраты на транспортировку и хранение сырья или продукции можно отнести к переменным издержкам. В среднем, расходы на логистику и склад составляют 10-15%, а в ряде бизнесов они могут доходить до 30-40% от всех затрат.

Эти издержки сокращаются вместе с уменьшением объема производства и продаж и не так существенно забирают оборотные средства. Тем не менее оптимизация и этих статей расходов поможет повысить маржинальность и иногда существенно.

Транспортные расходы можно оптимизировать за счет работы с разными транспортными компаниями. Иногда выгоднее заключить договор с перевозчиком — индивидуальным предпринимателем.

При расчете стоимости транспортных и логистических услуг надо учитывать не только сумму за перевозку, но и скорость поставки, среднее время на таможне (для импортных товаров и сырья).

Если мы рассматриваем небольшие бизнесы, то оптимизировать затраты на транспорт можно за счет перераспределения функционала между уже работающими сотрудниками. Так, во время пандемии и тотального закрытия всех точек общепита многие кафе и рестораны перешли на доставку блюд, а функции курьеров передали официантам.
Снизить затраты на ГСМ помогает внедрение систем мониторинга транспорта, которые отслеживают все передвижения и стоянки автомобилей и рассчитывают реальные расходы топлива.

Бизнесы, которым принципиально соблюдение условий хранения продукции (скоропортящиеся продукты, заморозка) несут потери из-за отсутствия нужного оборудования или неорганизованной логистики. Аренда удобного склада или инвестиции в оборудование помогают снизить издержки в перспективе.

Еще один вид потерь — это плохая организация работы склада, когда из-за неравномерной загрузки приходится нанимать лишний персонал или неэффективно обрабатывать заказы и принимать готовую продукцию. Решение — в оптимизации работы персонала и в правильной организации рабочих мест.

Выгодные поставщики

Регулярный пересмотр контрактов с поставщиками тоже влияет на стоимость затрат. Полезно мониторить предложения других компаний и покупать у тех, кто предлагает цену ниже. Просить у старого поставщика скидки за объем, аргументируя тем, что другие предлагают дешевле.

Другой вариант — освоить новые технологии и перейти на другой тип сырья или упаковки. Например, служба доставки продуктов может перейти с одного типа контейнеров на другой.

Снижение издержек — это целая система анализа всех расходов. Важно выделять переменные и постоянные расходы и смотреть, как оптимизировать каждую из этих групп.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия помогает не только вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность, но и анализировать издержки. Сервис автоматически готовит финансовые и управленческие отчеты по себестоимости, продажам, долгам и другим критериям. Первые две недели работы бесплатны для всех новых пользователей.

Источник

16 способов для малого бизнеса снизить расходы без ущерба для своих работников

По плану у меня сегодня был энергичный памфлет об еще одном иезуитском способе банков обворовывать своих клиентов, который только что вскрылся по ходу расследований американскими властями злоупотреблений, возникших в финансовой сфере в рамках спасительной программы TARP. Однако потом я подумал, что негоже завершать трудовую неделю на минорной ноте, а потому подобрал вполне себе жизнеутверждающий сюжет на тему полезных советов для малого и среднего бизнеса.

Читайте также:  Согласно эмпиризму основным способом познания является

На глаза мне попалась красочная диаграмма американского страхового агентства Bolt (хорошее такое название, чего там ), которая порадовала не столько своей утилитарностью, сколько здравым смыслом, отважно преодолевающим границы, специфику делопроизводства и национальные стереотипы. Предлагаю читателям вместе изучить советы американских страховщиков и помедитировать над выявлением сходства и различий между нашими мирами.

Bolt исходит из здравой мысли, ускользающей, правда, от большинства моих соотечественников, что выживание малого бизнеса в существенной мере зависит от умения экономить каждую копейку. Заботу о малом бизнесе американских людей можно понять: эта презренная в моем Отечестве деловая прослойка за океаном обеспечивает 99,7 % всех рабочих мест! В США 27 миллионов 900 тысяч мелких компаний, которые генерируют более 1 миллиона долларов в год продаж в расчете на одного работника! Какие-то фантастические цифры, особенно в свете устойчивых стереотипов о том, что Америка — страна гиперконцентрированного капитала и корпораций-гигантов.

Далее Bolt (нет, нужно однозначно что-то делать с названием этой страховой компании, поскольку в оригинальном виде оно напрочь развеивает серьезное к себе отношение дает разбивку 10 самых существенных статей расхода, типичных для малого бизнеса. Для отечественных предпринимателей разбивка эта имеет лишь абстрактно познавательное значение, поскольку у нас расходные статьи распределяются совершенно иным образом. Тем не менее — любопытства ради:

— Львиная доля — 19,4 % — расходов малого бизнеса приходится на заработную плату;
— 7,7 % денег уходит на материальные оборотные средства;
— 4,6 % — арендная плата;
— 3 % — офисное оборудование;
— 3 % — транспортные расходы;
— 2,5 % — страхование;
— 2,4 % — экзотические для отечественного малого бизнеса льготы и дополнительные выплаты наемным работникам;
— 1,3 % — налоги на коммерческую деятельность;
— 1,1 % — коммунальные расходы;
— 1 % рекламные компании, бесплатные обеды, корпоративные развлечения и т.п. пустяки.

В принципе, если абстрагироваться от отсутствия в списке столь важной расходной статьи как «откаты и взятки», можно сказать, что американский реестр вполне универсален. Скажу более: даже пропорции между статьями расходов не вызывают особых нареканий, за исключением, разве что, помянутых льгот и неестественно низкой аренды и коммунальных расходов. Характерна ничтожная доля затрат на рекламу, которая, похоже, является общим местом малого бизнеса во всех уголках планеты.

Подход Bolt к решению вопроса снижения издержек сходу поражает своим благородством: вариант с экономией за счет заработной платы наемных работников вообще табуируется. Даже думать не моги! При том, что это сразу приходит в голову, учитывая высокий процент расходов по этой статье.

Американские страховые люди предлагают выкраивать крохи из остального массива расходов:

1) Первым делом нужно изыскать возможность разделить рекламные издержки с «сожителями», пребывающими в вашей весовой категории. Имеется ввиду малые предприятия, которые проживают вместе с вами под одной офисной крышей (в бизнес-центре, в соседнем подъезде и т.п.). Поскольку у вас общий реальный адрес, выгодно договориться и вскладчину провести рассылку мейлинг-листа, задействовать общий канал дистрибуции, организовать совместную уличную раздачу рекламных брошюр и даже непосредственно уличные продажи.

2) Максимально педалировать онлайн-присутствие вашего малого бизнеса (веб-сайт): опыт однозначно продемонстрировал, что Интернет — очень эффективный и при этом весьма скромный в затратном плане канал для пересечения с потенциальными заказчиками.

3) Попытаться получить все мыслимые и немыслимые скидки от платежных систем, которые, в свою очередь, заинтересованы в оттягивании на себя платежных потоков ваших клиентов. К примеру, можно договориться с Master Card / VISA о том, что ваши заказчики, оплачивающие товары / услуги именно этой карточкой будут получать определенные льготы или небольшие скидки.

4) При каждом удобном случае использовать фрилансеров и избегать модных агентств, чьи тарифы отражают не столько качество услуг, сколько отбивают собственные рекламные издержки. Особенно выгодно привлекать фрилансеров для разработки вашего контента, предназначенного для размещения онлайн либо в печатной продукции. Качество будет заведомо не хуже (а в большинстве случаев — лучше), чем в именитых агентствах, зато цена — иногда в разы ниже.

Читайте также:  Самый простой способ нарисовать стрелки для глаз

5) Всякий раз, когда выручка поступает в кассу, стараться незамедлительно депонировать ее в своем банке. В отечественных реалиях совет звучит дико, тогда как в Америке обладает весомым резоном: тамошние банки при раннем размещении денег на депозит (до полудня) начинают начислять проценты не со следующего дня, а с текущего. Вот уж поистине: копеечка к копеечке!

6) Постоянно изыскивать возможность для включения в статьи налоговых вычетов максимально возможного числа расходов: заработная плата, транспортные расходы, офисные расходные материалы, проценты по кредитам, аренда и амортизация, льготы работников и т.п. Ключевым моментом здесь выступает тотальное «крохоборство», то есть коллекционирование абсолютно всех товарных и кассовых чеков и квитанций, какие только попадают в ваши руки и руки ваших сотрудников.

7) По возможности переведите всю офисную телефонию на VoIP, где сегодня реализованы прекрасные виртуальные колл-центры и системы автоматических секретарей (вроде «Телфин.Барышни», о которой не так давно рассказывал читателям «Голубятен») — и функциональности добавите, и расходы на связи снизите, и на ставке телефонной секретарши сэкономите.

8) Не пользуйтесь услугами живых фотографов, а используйте онлайн-фотоархивы, в которых за символическую плату можно подобрать абсолютно любую необходимую фотографию.

9) Плотно работайте с курьерскими службами: постоянно проверяйте свои расценки, требуйте дисконт за объем заказов, изучайте конкурентов и при необходимости переходите к ним.

10) Точно такую же политику ведите и по отношению к поставщикам расходных офисных материалов вроде бумаги и чернил для принтера.

11) Избавляйтесь от десктопов и переходите во что бы то ни стало на ноутбуки, у которых ниже потребление электроэнергии: за год разница набегает существенная.

12) Снижайте налоги на заработную плату, предлагая работникам житейские льготы вместо премиальных начислений.

13) Не забывайте активно отслеживать амортизацию оборудования и отражать ее в бухгалтерской отчетности. Здесь американцев понять можно, поскольку их законодательство позволяет списывать до 500 тысяч долларов ежегодно на амортизацию.

14) В полной мере задействуйте налоговые льготы и отсрочки. В США можно списывать на налоги огромное количество самых разнообразных инициатив: определенные типы научно-изыскательных работ, использование возобновляемых источников энергии, затраты на оформление и запуск пенсионных планов, организация детских дневных стационаров для сотрудников и т.д.

15) Банально экономьте электроэнергию: выключайте свет, когда в нем нет нужды, выключайте компьютеры в конце рабочего дня, используйте энергосберегающие лампы.

16) Постоянно теребите своего офисного арендодателя на предмет пересмотра оплаты в сторону ее снижения. Также не забывайте о конкуренции и периодически изучайте рынок: высока вероятность, что даже в вашем районе найдутся предложения по аренде офиса по существенно более выгодным ценам, отражающим текущую конъюнктуру рынка. При этом вовсе не обязательно переезжать в новый офис — достаточно будет показать предложение конкурентов своему арендодателю

Такие вот милые и наивные рекомендации от американского «Болта» (вспомнилась почему-то фраза из «Комедии строгого режима»: «Товарищ Дзержинский, вы почему не выполняете решения Центроболта?!»). Разумеется, ничего принципиально нового страховое агентство не придумало.

Ничего, кроме одного: лишний раз продемонстрировала, что приоритеты в сознании американского малого предпринимателя радикально отличаются от его российского коллеги. Американец свято верит, что «копейка рубль бережет», а русский — что всё это крохоборство гроша ломаного не стоит в ситуации хронического форс-мажора!

Что это за форс-мажор, читатели знают и без меня: приходит к вам утречком ранненьким пожарный инспектор и находит такое количество (мнимых) нарушений, что сумма откупной мзды мигом перекроет всё то, что вам удалось сэкономить за год на использовании энергосберегающих лампочек и многократной перезарядке принтерных картриджей

Источник

Оцените статью
Разные способы