Способы снижения профессиональных рисков

Управление профессиональными рисками и обеспечение безопасных условий труда

Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками»

Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками» закреплены в статье 209 Трудового кодекса РФ:

  • Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.
  • Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков.

Законодателем данные понятия внесены в трудовое законодатель­ство в связи с реформированием системы управления охраной труда, т.е. переходом от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников. Создание и внедрение всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками позволит аффективно управлять системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности организации.

Суть реформирования системы управления охраной труда заключается:

  • в переходе от системы реагирования на происшествия и материальной компенсации неблагоприятных последствий к системе оценки и управления профессиональными рисками и устранению при­чин реализации опасностей;
  • в переходе от системы страхования, основанной на формальных страховых тарифах, рассчитанных по усредненным показателям по видам экономической деятельности, к системе страхования, основан­ной на индивидуальных тарифах, рассчитанных по фактическим показателям профессионального риска в организации.

Система управления профессиональными рисками нацелена:

  • на сокращение числа работников, пострадавших или погибших в результате несчастных случаев;
  • на снижение удельного веса работников, трудящихся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
  • на сокращение доли организаций (в особенности промышленных предприятий) с неудовлетворительными условиями труда.

Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается, а положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере груда – Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время при оценке и управлении профессиональными рисками следует ориентироваться на:

  • Руководство РД 03-418-01 «Методические указания по про­ведению анализа риска опасных производственных объектов»;
  • Руководство Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки»
  • ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем»
  • ГОСТ 12.0.230-2007 «CCБT. Системы управления охраной труда. Общие требования»
  • ГОСТ 12.0.010-2009 «CCБT. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»

Основные принципы управления профессиональными рисками

К основным принципам управления профессиональными рисками относятся:

  1. Принцип профилактики неблагоприятных событий.
  2. Принцип минимизации нежелательных событий.

1. Принцип профилактики неблагоприятных событий

При выборе комплекса мер профилактики профессиональных рисков в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) следует руководствоваться следующими приоритетами:

  • устранение опасного фактора или риска (полная ликвидация рисков);
  • ограничение (предотвращение роста) уровня рисков в их источниках путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер, т.е. борьба с опасными фак­торами или рисками в их источниках;
  • снижение (уменьшение) уровней рисков до допустимых путем применения безопасных систем работы, а также мер административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами (защита временем);
  • при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Читайте также:  Ученый древности разработавший способ построения карт

Меры профилактики профессиональных рисков включают также:

  • регулярное наблюдение за условиями труда;
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников (обязательные медосмотры, группы диспансерного наблюдения, целевые медосмотры и др.);
  • регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
  • систематическое информирование работников о существую­щем риске повреждения здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики;
  • пропаганду здорового образа жизни (борьба с вредными при­вычками, занятия физической культурой, профессионально ориентированными видами спорта, рациональное питание, правильный режим труда и отдыха и другие меры оздоровления и восстановления работоспособности).

2. Принцип минимизации последствий нежелательных событий

Принцип минимизации последствий нежелательных событий (реализовавшихся опасностей) состоит в предупреждении аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий.

Разработанные мероприятия по реализации данного принципа должны:

  • гарантировать при возникновении аварийной ситуации, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех людей в рабочей зоне;
  • предоставлять при возникновении аварийной ситуации информацию соответствующим компетентным органам и аварийным службам, обеспечивать надежную связь с ними;
  • предусматривать оказание первой помощи и по возможности психологической поддержки пострадавшим, проведение противопожарных мероприятий и эвакуация всех людей в безопасную зону;
  • предоставлять соответствующую информацию всем работни­кам организации и возможность их подготовки по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям (мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими компетентными органами).

Основные методы обеспечения безопасности условий труда

Основными методами обеспечения безопасности условий труда работников являются:

  • Нормализация производственной (рабочей) среды и трудового процесса.
  • Непрерывное совершенствование технологических процессов.
  • Постоянная модернизация оборудования, машин, механизмов, агрегатов и пр.
  • Устранение, ограничение или уменьшение источников опас­ностей, включая зоны их распространения.
  • Рациональное применение средств коллективной и индивидуальной защиты.
  • Иные эффективные методы и мероприятия.

Перечисленные принципы, методы и мероприятия являются элементами системы управления профессиональными рисками, которая представляет необходимую компоненту системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правового статуса и формы собственности.

Успешное применение системы управления профессиональными рисками зависит от способностей организации реализовать принятые управленческие решения в данной области.

В обязательном порядке система управления профессиональными рисками должна предусматривать активное взаимодействие работодателя, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работающих.

Источник

Главное про мероприятия по снижению профессионального риска на предприятии

А ради чего нужны мероприятия по снижению профессионального риска? Наверное, не многие задумываются, проводят оценку рисков, считая эту процедуру еще одним бюрократическим ходом Правительства и благополучно убирают на полку пылиться до прихода проверки.

Но организуется вся эта процедура для того, чтобы снизить риски и исключить опасности, которые могут воздействовать на работников в процессе трудовой деятельности. Работодатель может и не вникать в суть оценки профессиональных рисков, всей процедурой часто руководит специалист по охране труда, хоть и не является председателем комиссии. Именно он должен ставить руководство в известность, что необходимо учесть при формировании бюджета на месяц или год мероприятия по снижению профессиональных рисков.

Это, конечно, все лирика, в каждой организации свои финансовые возможности по реализации данных мероприятий, и так как этот этап является одним из важнейших в оценке профессиональных рисков, нужно его подробно разобрать и в комментариях обсудить вопросы, которые, возможно, останутся после прочтения данной заметки.

Мероприятия по снижению профессионального риска

Согласно статье 226 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить условия, при которых профриски сотрудников будут снижаться. Для этого должны выделяться необходимые финансовые, материальные, административные ресурсы.

Читайте также:  Лучший способ провести свободное время ответы

Реально проводить оценку рисков и внедрять по факту мероприятия по снижению профессиональных рисков на предприятии, а не только на бумаге, смысл, конечно же, есть. Особенно когда работа по системе управления охраной труда (СУОТ) в организации организована и введена, а также руководство нацелено на профилактику несчастных случаев, травматизма и профзаболеваний.

Многие бесконечно говорят, что не выделяются деньги на охрану труда, но можно планово реализовывать мероприятия по снижению профессионального риска, допустим на пятилетку, и потом расписать ее выполнение, исходя из бюджета по охране труда. Сюда входит и обеспечение спецодеждой, медосмотры, СОУТ и оснащение приборами безопасности, обучение по охране труда и много различных мероприятий. Поэтому риски оценивать надо и нужно медленно, но верно внедрять культуру производства на всех уровнях.

Виды профессионального риска

Понятие профессионального риска, на первый взгляд, выглядит слишком абстрактно и допускает субъективное толкование при оценке. Для недопущения подобного разработаны критерии, согласно которым риски разделяют на 2 вида:

  1. Скрытый. Складывается из причин возникновения профессиональных заболеваний и общих, отягощенных условиями труда. Отличается отсутствием мгновенных видимых проявлений. Негативные факторы могут влиять на организм годами, сказываясь в тот момент, когда здоровью уже нанесен существенный урон. Сюда же относятся стрессы, снижение иммунитета, ускорение процесса старения.
  2. Проявленный. Различные травмы и заболевания, ведущие к утрате трудоспособности.

В первом случае наблюдаем отложенный эффект. Однако это не умаляет серьезности происходящего и снижению профессиональных рисков должно уделяться не меньше усилий, чем для сокращения травматизма. Сама процедура состоит из нескольких этапов, о которых подробно рассказала в другой моей заметке, а если кратко, то:

  1. Осмотр рабочего места с целью определить опасные факторы, воздействующие постоянно или периодически. Выявляются ситуации, в которых сотрудник может пострадать.
  2. Определяется соответствие рабочего места нормативам. В случае их нарушения принимаются меры. Оцениваются все факторы с точки зрения нанесения вреда жизни и здоровью работника.
  3. Определяются способы снижения или исключения риска.

На основании обработанных данных вырабатываются нормативы, правила профилактики, составляются внутренние документы.

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Перечень мероприятий по снижению профессионального риска

Приказ Минздравсоцразвития России 181н включает в себя мероприятия по снижению профрисков, а ст. 212 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить их выполнение. Стратегия реализации не может быть применима для всех организаций, зависит от специфики деятельности, от финансовых возможностей и от уровня охраны труда в принципе.

Основные мероприятия по снижению уровней профессиональных рисков, можно сказать, банальны, потому как известны любому специалисту по охране труда, но тем не менее должны быть обязательно реализованы. И имеются в виду:

  1. Специальная оценка условий труда. Не во всех организациях проведена, а если проведена, то частично, не на всех рабочих местах.
  2. Информирование работников о существующих рисках и правилах работы. Часто даже с результатами СОУТ работники не ознакомлены, а что уж говорить про нормы выдачи СИЗ и так далее.
  3. Обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, зависящими от конкретных факторов. СИЗ обычно приобретаются самые дешевые с целью выполнить требование ТК РФ и сэкономить бюджет организации, это вполне объяснимо, но часто за счет такой экономии развиваются профессиональные заболевания или остается риск получения травмы.
  4. Обучение навыкам в области охран труда, производственной безопасности, регулярная переаттестация. Очень часто не соблюдаются квалификационные требования для рабочих специальностей, к которым сейчас особый интерес у инспекции по труда, отсутствует обучение работам на высоте, упускаются сроки аттестации по электробезопасности.
  5. Необходимо проведение медицинских осмотров, как при приеме на работу, так периодических и предрейсовых.
  6. Устройство мест отдыха, а также защиты от внешних воздействий (температуры, ветра, дождя и так далее). Да вроде мелочь, но часто работникам даже чай попить не где, ютятся в грязном и пыльном цехе, и ни о какой санитарии речь даже идти не может.
  7. Обеспечение условий хранения средств защиты. Это еще одна из обязанностей работодателя, о которой мало кто помнит, рекомендую прочитать заметку на эту тему.
  8. Оборудование санитарных постов, помещений для оказания медпомощи.
  9. Использование стендов, плакатов, иных материалов, описывающих риски и способы их сокращения.
  10. Организация и поддержание условий труда, соответствующих нормам. Сюда входит уровень освещенности, шума, содержания пыли в воздухе, вибраций, для этого разрабатывается производственный контроль и по графику проводятся лабораторные замеры.
Читайте также:  Способ дополнительных проводок для исправления ошибок

Все это – общие принципы, которые далеко не везде выполняются, где-то из-за отсутствия денег, где-то по незнанию, потому как нет специалиста по охране труда, а заниматься особо некогда. Но особенности практической реализации и внедрения мероприятий по снижению профессиональных рисков зависят уже от местных условий.

Обычно эти задачи можно решить несколькими путями и хороший специалист добьется своего с минимальными затратами. Например, решит вопрос навигации путем указателей, а не перепланировкой в здании, не выделяют деньги на наклейки, можно распечатать на цветном принтере, если он, конечно, есть и развесить в обычном файле. Это, конечно, мелочи, но если у вас есть примеры из практики, как удалось с минимумом вложений прийти к соблюдению правил по охране труда, поделитесь этим в комментариях, это будет полезно многим.

Меры профилактики для снижения профессионального риска

Профилактика – это одно из мероприятий по снижению профессиональных рисков. Она призвана не допустить ситуации, когда придется кардинально вмешиваться в производственный процесс. К мерам профилактики относят:

  • контроль соблюдения условий труда;
  • проведение медосмотров;
  • контроль выполнения сотрудниками рекомендаций по охране труда;
  • проверка СИЗ и других защитных средств;
  • проведение инструктажей, обучения, лекций, иных мероприятий;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Мероприятия по снижению уровня профессиональных рисков требуют плотного взаимодействия руководства и подчиненных, до последних необходимо донести информацию о последствиях несоблюдения правил охраны труда.

К мерам профилактики относятся множество факторов, тут и использование средств индивидуальной защиты, которые снижают профессиональные риски, но они могут влиять и на производительность труда, если закупаются некачественные. СИЗ могут сокращать поле зрения или мешают тонким манипуляциям, это способно вылиться в ошибки и новые травмы.

Основные выводы

Несомненно, мероприятия по оценке профессионального риска должны реализовываться, это очень нужная процедура, которая направлена не только на соблюдение требований Трудового Кодекса, чтобы снизить вероятность штрафов, но и на сохранение жизни и здоровья работников.

И конечно, на среднем предприятии проведение данных процедур потребует финансирования, но если хоть что-то было внедрено, то уже небольшими этапами можно привести систему управления охраной труда, если не к идеальному состоянию, то к близкому к нему.

На практике, конечно, все совершенно иначе, знаю на собственном примере, но и по себе, и специалистам по охране труда, которые приходят ко мне за наставничеством, могу с уверенностью сказать, что очень многое зависит от СОТа, его желания работать и внедрить систему управления охраной труда от “нуля” до оптимального уровня.

Надеюсь, информация была вам полезна, если же у вас остались вопросы, пишите их в комментариях, отвечу всем. А если потребуется помощь, обращайтесь.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Источник

Оцените статью
Разные способы