- Вопрос 16. Классификация трансакционных издержек (ТАИ) и способы их минимизации.
- Как снизить расходы компании или пути снижения издержек
- Переменные и постоянные затраты
- Оптимизация затрат на содержание штата
- Собственный офис или аренда
- Оптимизация логистики
- Выгодные поставщики
- Ничего лишнего: как компании сократить издержки и найти новые точки роста
Вопрос 16. Классификация трансакционных издержек (ТАИ) и способы их минимизации.
Термин ТАИ был введен Коузом. ТАИ –издержки связанные с заключением сделок.Главная функция институтов-сокращение ТАИ.
-несовпадение экономических интересов индивидов (конфликт)
-существование ограниченной рациональности.
1.Издержки поиска информации или издержки выявления альтернатив. Способы минимизации: поисковые системы интернета; ярмарки; бюро кредитных историй; сигналы; торговый знак; реклама; репутация.
2.Издержки измерения— заключается в определении физических параметров товаров или услуг(вес, объем, цвет, количество). А так же в определении прав собственности (право пользования, право получения, и тд)
Здесь выделяют 3 категории:
1)Исследуемые блага- качество можно определить путем осмотра перед покупкой (одежда)
2)опытные блага- их качество можно оценить только в процессе потребления(поддержанный авто)
3)доверительные – высокие издержки как до так и после покупки(медицина, образование)
Способы минимизации издержек измерения: единая система меры весов; денежная система; специализированные агентства.
3.издержки ведения переговоров, т.е. временные и денежные ресурсы для проведения переговоров. Способы снижения переговоров:
-стандартизация договоров , разработка типовых контрактов (фьючерские, опционные и др.)
-используемые 3ей стороны в качестве гаранта с целью компенсации недостатка взаимного доверия сторон.
Издержки оппортунистического поведения.
Издержки спецификации и защиты прав собственности.
Понятие контракта. Сопоставляющие контракта.
Контракт (договор) — соглашение об обмене правомочиями и их защите» являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов.
Конкретные же рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок, определены положениями контракта, или договора между непосредственными участниками взаимодействия. При заключении контракта индивиды используют в качестве данных формальные и неформальные нормы, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки. Даже если все участники такой сделки ведут себя согласно нормам рыночного соглашения, следовательно, оппортунизм исключен.
Неоклассическая теория фирмы
Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства.
В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.
Теорема Коуза.
Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. Иными словами, первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как, в конечном счете, каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.
С этой точки зрения непринципиально, кто получил право
владения на первом этапе реформы собственности — трудовой коллектив, администрация предприятия, Госкомимущество или банковская структура, — в конечном счете, это право получит действительно самый заинтересованный в нем и эффективный
21. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта.
Вымогательство является вторым видом оппортунистического поведения. Это случается тогда, когда две группы сотрудников тесно работают друг с другом, становятся незаменимыми, и один из команды решает ее покинуть. Другие группы не могут заменить его и несут убытки. Происходит шантаж в виде угрозы.
С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное.
Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена отбор. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выделяющими в ней как потенциальных партнеров тех экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта.
Существует также постконтрактный оппортунизм. К постконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный риск (в том числе в виде отлынивания). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне.
Источник
Как снизить расходы компании или пути снижения издержек
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Собственники и топ-менеджеры бизнеса стараются снизить издержки. Экономия и оптимизация затрат — это те вопросы, которыми стоит задаваться регулярно. Расскажем о методах снижения издержек.
Переменные и постоянные затраты
Как работать с издержками? В первую очередь стоит разделить затраты на переменные (те, которые зависят от сезонности, объемов сбыта) и фиксированные (регулярные платежи каждый месяц). Стоит учитывать, что в рамках одной статьи расходов могут быть и переменные, и постоянные издержки.
Например, заработная плата сотрудников может состоять из оклада и премиальной части. Оклады — это постоянные затраты, которые легко посчитать и внести в финансовый план хоть на год вперед. Премии и бонусы — это переменные, которые зависят от того, как сотрудники выполняют планы.
Аренда офисных и производственных помещений, казалось бы, тоже целиком и полностью относится к постоянным затратам. Однако если необходимо на короткий период арендовать склад, торговое место на выставке или ярмарке, то это уже переменные затраты.
Коммунальные платежи тоже могут быть двух видов. Например, это фиксированная ставка за содержание жилья, клининг и оплата за свет, воду и тепло, которая каждый месяц может быть разной.
Стоимость сырья, комплектующих скорее будет отнесена в переменным издержкам, так как на цену влияет общее состояние рынка.
При оптимизации постоянных издержек стоит сразу же стратегически смотреть на договор аренды офиса, его локацию, условия эксплуатации, фонд оплаты труда, отношения с поставщиками.
Так, если изначально найти офис дешевле, то в течение долгого времени доля затрат на него будет небольшой. Опять же, учитывая качество офиса, можно спрогнозировать и переменные издержки. Например, если офис холодный, то за счет использования обогревателей и тепловентиляторов, вырастут затраты на электричество в холодный период. Если управляющая компания не оказывает услуги по уборке помещений, то придется нанимать клининг самостоятельно или вводить в штатное расписание должность уборщицы.
С постоянными издержками нужно работать в первую очередь, так как в периоды сезонного спада или во время кризиса они будут съедать большую часть оборота компании.
Оптимизация затрат на содержание штата
Фонд оплаты труда — одна из существенных статей затрат. Помимо денег, которые работник получает на руки, работодатель уплачивает за него взносы. Один из способов снизить расходы на оплату труда — переводить часть задач на аутсорсинг и нанимать на работу самозанятых. Такой вариант подойдет для сотрудников, которые не заняты в основных бизнес-процессах компании. Вывести за штат можно хозяйственные службы, бухгалтеров, рекрутеров, маркетологов.
Еще один способ сокращения затрат на персонал — это перевод части штата на удаленную работу. В этом случае освобождаются офисные площади, что тоже косвенно влияет на снижение издержек.
Еще один способ снизить затраты на персонал — это пересмотреть систему компенсаций и льгот. Например, компенсации за питание, занятия спортом, использование своего оборудования и автомобиля. Вполне вероятно, что какие-то тарифы давно не пересматривались или сотрудник уже не пользуется автомобилем в тех объемах, что раньше, поэтому и платить ему можно меньше.
Переход от больших окладов к большим премиям мотивирует сотрудников тщательнее выполнять свои обязанности, что косвенно повлияет на производительность и эффективность работы. Минусы такой системы — это существенное снижение зарплаты сотрудника в низкий сезон или во время кризиса. Да и не всем такая система подойдет. Поэтому главное — тщательно продумать систему мотивации, в том числе учитывать не только количественные показатели, но и качественные.
Собственный офис или аренда
За решением купить свой офис часто стоит желание сократить расходы на аренду. Покупка офиса или производственного помещения может быть оправдана, если арендовать офис менее выгодно. Например, в этом районе дефицит нежилых помещений, аренда высокая или бизнес позволяет легко передать часть собственных помещений в субаренду.
Минусы покупки помещения или оборудования связаны с необходимостью изымать собственные средства из оборота или оформлять кредит в банке. В этом случае стоит просчитать несколько вариантов развития событий — и в случае масштабирования бизнеса, и в случае его уменьшения. Если бизнес вырастет, то где искать другие помещения и на каких условиях. Если бизнес “просядет”, то что делать с освободившимися площадями?
В этом случае помогает расчеты, финансовый план и, конечно же, хорошие предложения на рынке. Если в результате того же кризиса можно купить достойное помещение ниже средней стоимости по рынку, то в перспективе это будет дешевле, чем ежемесячная аренда.
Оптимизация логистики
Затраты на транспортировку и хранение сырья или продукции можно отнести к переменным издержкам. В среднем, расходы на логистику и склад составляют 10-15%, а в ряде бизнесов они могут доходить до 30-40% от всех затрат.
Эти издержки сокращаются вместе с уменьшением объема производства и продаж и не так существенно забирают оборотные средства. Тем не менее оптимизация и этих статей расходов поможет повысить маржинальность и иногда существенно.
Транспортные расходы можно оптимизировать за счет работы с разными транспортными компаниями. Иногда выгоднее заключить договор с перевозчиком — индивидуальным предпринимателем.
При расчете стоимости транспортных и логистических услуг надо учитывать не только сумму за перевозку, но и скорость поставки, среднее время на таможне (для импортных товаров и сырья).
Если мы рассматриваем небольшие бизнесы, то оптимизировать затраты на транспорт можно за счет перераспределения функционала между уже работающими сотрудниками. Так, во время пандемии и тотального закрытия всех точек общепита многие кафе и рестораны перешли на доставку блюд, а функции курьеров передали официантам.
Снизить затраты на ГСМ помогает внедрение систем мониторинга транспорта, которые отслеживают все передвижения и стоянки автомобилей и рассчитывают реальные расходы топлива.
Бизнесы, которым принципиально соблюдение условий хранения продукции (скоропортящиеся продукты, заморозка) несут потери из-за отсутствия нужного оборудования или неорганизованной логистики. Аренда удобного склада или инвестиции в оборудование помогают снизить издержки в перспективе.
Еще один вид потерь — это плохая организация работы склада, когда из-за неравномерной загрузки приходится нанимать лишний персонал или неэффективно обрабатывать заказы и принимать готовую продукцию. Решение — в оптимизации работы персонала и в правильной организации рабочих мест.
Выгодные поставщики
Регулярный пересмотр контрактов с поставщиками тоже влияет на стоимость затрат. Полезно мониторить предложения других компаний и покупать у тех, кто предлагает цену ниже. Просить у старого поставщика скидки за объем, аргументируя тем, что другие предлагают дешевле.
Другой вариант — освоить новые технологии и перейти на другой тип сырья или упаковки. Например, служба доставки продуктов может перейти с одного типа контейнеров на другой.
Снижение издержек — это целая система анализа всех расходов. Важно выделять переменные и постоянные расходы и смотреть, как оптимизировать каждую из этих групп.
Веб-сервис Контур.Бухгалтерия помогает не только вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность, но и анализировать издержки. Сервис автоматически готовит финансовые и управленческие отчеты по себестоимости, продажам, долгам и другим критериям. Первые две недели работы бесплатны для всех новых пользователей.
Источник
Ничего лишнего: как компании сократить издержки и найти новые точки роста
Рекомендации, которые актуальны не только в кризис
Когда для компании наступают сложные времена, собственники в первую очередь думают над оптимизацией расходов. Несколько универсальных способов снижения издержек в своей книге «Форс-мажор не приговор» описал Сергей Елин, учредитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП». С разрешения издательства «Бомбора», выпустившего эту книгу, мы публикуем выдержки из неё.
Поднять выручку на 20-30% за пару месяцев почти невозможно, а сократить расходы на тот же процент – более чем реально. Не можете заработать — переставайте тратить и в первую очередь на то, что не приносит прибыли. Возьмите сводки о своих расходах за несколько лет: сведения за каждый месяц, для контроля сезонности, и отдельно по всем статьям. Итак, за счёт чего сокращать?
Закупочные цены. Начните с наиболее крупных статей расходов. Проанализируйте цены, по которым закупаете товар или платите за услуги, с точки зрения их соответствия рыночным, ещё лучше — самым низким ценам в сегменте. Может обнаружиться, что сотрудники, которые отвечают за закупки, где-то заложили «откат» или должным образом не проверили, что с ценами на рынке, — тратят-то не свои. Если понадобится юридически доказать завышенные цены, сделайте независимое заключение. Возможно, вам также стоит рассмотреть вариант перехода на дешёвые отечественные или китайские аналоги привычных западных товаров.
Бюджеты по разным статьям. Термин «бюджетирование» звучит для кого-то непривычно и непонятно, а речь всего лишь о планировании расходов, которое в перспективе станет основой финансового здоровья компании. Разрабатывая бюджеты, вы получаете понимание, что ждёт бизнес в части финансов и где можно сэкономить. Кроме того, бюджет позволяет оценивать и контролировать результаты работы коллектива.
Сначала бюджет формируется с опорой на данные по расходам за предыдущие периоды, а затем расходы по некоторым статьям, как правило, пересматриваются. Так, в кризис, скорее всего, потребуется решиться на сокращение бюджета на 30-50%. Если раньше на канцелярские товары в квартал уходило 100 тысяч рублей, значит, теперь будет выделено всего 50-70 тысяч рублей. И поверьте, этого вполне хватит. Затем по той же схеме можно сократить бюджет на рекламу и маркетинг, а также представительские расходы.
Заменить штатных сотрудников на специалистов на аутсорсинге, или хотя бы сравнить стоимость услуг тех и других. Обычно на аутсорсинг передают бухгалтерию, кадры, юристов, IT и транспорт.
Налоги. Сейчас главный тренд в части «экономии» на налогах — в снижении рисков. Это позволяет в будущем избежать налоговых претензий и штрафов, а значит, в итоге действительно платить меньше. Есть и другие абсолютно законные способы сократить налоговые расходы.
Простой пример: торговая компания работает по «упрощёнке» по договору купли-продажи, платит 6% налога со всей суммы, проходящей по счёту. Если та же компания перейдёт на работу по договору комиссии, она заплатит всего лишь 6% с комиссионного вознаграждения.
Расходы на фонд оплаты труда. Сокращая расходы в части ФОТ, нужно держать в фокусе сотрудников, которые составляют производственное ядро. Именно они создают ваш продукт/работы/услуги, поэтому представляют наибольшую ценность. По возможности увеличьте долю переменной части зарплаты штатных сотрудников и привяжите её к финансовым показателям каждого конкретного специалиста.
Пример из практики: владелец сети магазинов перевёл всех продавцов на процент с продаж. В итоге те, кто умели продавать, стали получать в полтора раза больше, а те, кто не справлялись, сами уволились. Подход, конечно, радикальный и может применяться не в любом бизнесе, но зато ярко иллюстрирует утверждение, что незаменимых нет и что с сотрудниками надо расставаться, если их лояльность потеряна.
Полезно будет заменить штатных сотрудников на фрилансеров, работающих по договорам подряда. Условия таких договоров более гибкие, на них не распространяется действие Трудового кодекса РФ. Фрилансерам не нужно оплачивать больничные и отпуска.
Субъекты малого и бизнеса со штатом до 35 человек, а также все остальные представители бизнеса в случаях, определённых ст. 59 Трудового кодекса, могут заключать срочные трудовые договоры. Они дают возможность расставаться с недобросовестными сотрудниками без конфликтов и разбирательств.
Кризис — самое время для того, чтобы сосредоточиться на доходной части бизнеса и постараться увеличить прибыль. Есть три пути:
О снижении расходов сказано выше. Чтобы увеличить прибыль, в первую очередь проанализируйте все товары/работы/услуги, которые продаёте или предлагаете. Затем посмотрите, что предпринимают конкуренты, и сверьте данные с общей стратегией и поправками на кризис. После этого уже решайте, на каких продуктах делать акцент, а от чего отказываться.
Опыт показывает: в кризис необходимо предельно сосредоточиться на позициях, которые приносят прибыль, и исключить опции, которые на доход и продажи почти не влияют.
Если продажи неуклонно падают, ищите другой источник доходов.
Кризис в компании наступает тогда, когда расходы становятся больше доходов. Как ликвидировать кассовые разрывы:
1. Поднять качество и эффективность работы, сократить издержки, увеличить доходы, то есть мобилизовать все внутренние резервы компании.
2. Привлечь чужие деньги. Например, взять аванс 100% за услугу, которую выполнил подрядчик за аванс 30–50%, и не спешить рассчитываться с контрагентами. Это, конечно, не самый этичный способ, но крупные компании применяют его сплошь и рядом.
Есть, правда, и противоположный совет: в сложный для всех период быть ещё пунктуальнее в расчётах, чем обычно. Конечно, если вы можете себе это позволить. В период глобальных кризисов можно наблюдать цепную реакцию, когда никто не платит, причём одни — по объективным причинам, а другие — без явных оснований. На фоне сильнейшего напряжения простая добросовестность увеличит доверие к вам и укрепит отношения с партнёрами.
А если не получается выполнить обязательства в обещанный срок, хотя бы не выпадайте из поля зрения контрагентов и даже сами выходите на связь. Позвоните другой стороне, объясните ситуацию, назовите новые сроки и постарайтесь их соблюдать.
3. Привлечь деньги акционеров.
4. Взять кредит или займ, воспользоваться услугами лизинга или факторинга. Правда, учитывайте, что, прежде чем дать кредит, банки попросят сведения о размере выручки и прибыли компании, о вашем личном капитале, задолженностях и т.д.
5. Привлечь деньги за счёт эмиссий, акций, облигаций или продать часть бизнеса. Можно рассмотреть продажу доли акций. Как вариант, продать бизнес и остаться управляющим или полностью из него выйти.
Подробнее о том, как компаниям переживать сложные ситуации, читайте в книге Сергея Елина «Форс-мажор не приговор» .
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
Источник