Способы снижения экологического риска

Как улучшить систему управления экологическими рисками в компаниях

Масштабное загрязнение окружающей среды, произошедшее из-за аварии в подразделении «Норильского никеля» в Арктическом регионе, наглядно показало необходимость совершенствовать управление экологическими рисками в крупных российских компаниях. Особая актуальность этой задачи для российских компаний связана с тем, что:

1. Огромное число крупных российских компаний занято в секторе добычи природных ископаемых и вредного производства, которые негативно влияют на окружающую среду.

2. Большое число этих компаний работает на территориях с чрезвычайно хрупким и тонко настроенным экологическим балансом. Его нарушение чревато ударом, последствия которого будут ощущаться долгие годы, а то и десятилетия.

В письме, направленном в «Норникель» Всемирным фондом дикой природы, отмечается: «Оценки ведущих экспертов однозначно показывают, что аварийный разлив на ТЭЦ-3 произошел из-за серьезных просчетов в системе корпоративного управления ГМК «Норильский никель» в части оценки экологических рисков и обеспечения экологической безопасности». Каким образом система корпоративного управления компании может обеспечить высокое качество управления экологическими рисками и корпоративной политики в сфере обеспечения экологической безопасности? Опыт развитых стран показал, что для этого нужны:

«Норникель» потратит на проверку объектов около 13 млрд рублей за два года

механизмы внутрикорпоративного контроля, на уровне как исполнительного руководства, так и советов директоров;

активные самостоятельные действия, в том числе благодаря поддержке государства, в вопросах предотвращения экологического ущерба со стороны общества, и прежде всего таких его групп, как независимые экологические движения, инвесторы, потребители товаров и услуг соответствующих компаний, местные сообщества.

Что можно сделать для улучшения управления экологическими рисками компаний и защиты окружающей среды в России?

В системе корпоративного управления значимую роль в совершенствовании системы управления экологическими рисками могут сыграть советы директоров компаний. Их усилия должны быть сфокусированы на следующих направлениях:

Расширение реестров рисков и карт рисков за счет включения более детализированных рисков, связанных с ущербом окружающей среде. Для компаний, работающих на территориях с хрупким экологическим балансом, целесообразно создать отдельные карты рисков, связанных с нарушением этого баланса.

Более частое рассмотрение практики управления экологическими рисками.

Рост внимания комитетов по аудиту в советах директоров к вопросам управления экологическими рисками. Для советов директоров компаний, работающих в отраслях с повышенными экологическими рисками и на территориях с хрупким экологическим балансом, целесообразно рассмотреть создание в составе советов отдельных комитетов по рискам.

Катастрофы в Норильске можно было избежать

Советы и их комитеты по аудиту могут привлечь больше внимания служб внутреннего аудита к вопросам управления экологическими рисками.

Советам и их комитетам по стратегии при рассмотрении крупных проектов, финансовой стратегии следует уделять больше внимания рискам, связанным с последствиями изменений окружающей среды, экологическим рискам, финансированию решения этих проблем (например, через адекватное страхование этих рисков).

Нужно рассмотреть целесообразность привлечения советами независимых экспертных организаций за счет средств компаний для периодического аэро- и гидрохимического, гидробиологического мониторинга территорий, на которых компании ведут свой бизнес, и регулярно рассматривать их отчеты.

Повысить взаимосвязь вознаграждения всего менеджмента компаний с результатами деятельности по управлению экологическими рисками. Экологические инциденты должны вести к полному лишению премий в соответствующем году. Возможно, имеет смысл предусмотреть и наложение на менеджмент штрафов, средства от которых пойдут на ликвидацию последствий таких инцидентов.

Обязать менеджмент учитывать экологичность ведения бизнеса в компаниях-партнерах и регулярно заслушивать его отчеты по этому вопросу.

В случае экологических инцидентов осуществлять контроль за раскрытием компанией информации о принимаемых мерах по ликвидации последствий.

Бизнес большого числа системообразующих российских компаний базируется на извлечении природной ренты, и это может серьезно тормозить перестройку их внутренних механизмов экологического контроля. Внешние контрольные механизмы, обеспечивающие повышение качества корпоративной экологической политики в развитых странах, в России работают слабо.

Из-за неразвитости российских стейкхолдеров (местные сообщества, экологические НГО, портфельные инвесторы, потребители) и политики торможения их самостоятельной деятельности со стороны государства российские компании не ощущают со стороны стейкхолдеров значимого давления в пользу повышения качества экологической политики или же признания пользы от осуществленных проектов в масштабах, которые имели бы значение для их бизнеса. Изменение этой ситуации в обозримом будущем маловероятно.

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Читайте также:  Самый лучший способ сбить температуру у ребенка

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Источник

Способы снижения экологического риска

ГОСТ Р 54135-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ОЦЕНКИ РИСКОВ. ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ ЗОН

Общие аспекты и мониторинг

Environmental management. Guidance for organizational safeguards application and risk assesment. Native zone protection. General aspects and monitoring

Дата введения 2011-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-техническим центром «ИНТЕК»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Оценка экологического риска является интегрированной частью корректирующих исследований и изучений мер, направленных на охрану окружающей среды. Корректирующие исследования состоят из трех частей:

1-я — характеристика природы и степени загрязнения;

2-я — оценка экологического риска;

3-я — оценка влияния риска загрязнений на здоровье человека.

Исследование природы и степени загрязнения окружающей среды направлено на определение наличия химических элементов на изучаемом участке, а также на оценку области их распространения и концентраций.

Оценки экологического риска и риска для здоровья людей обусловливают потенциальные возможности влияния неблагоприятных (негативных) явлений и их последствий на окружающую среду и здоровье людей.

Настоящий стандарт может применяться самостоятельно или в качестве дополнения к стандарту ГОСТ Р 14.09-2005 «Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента».

Цель настоящего стандарта заключается в предоставлении руководства по осуществлению мониторинга, на основе которого собираются и обновляются данные для оценки экологического риска.

Настоящий стандарт использует положение ссылочного документа по основным принципам мониторинга (2003) к Директиве ЕС об интегрированном предотвращении и контроле загрязнений (IPPC) 96/61 ЕС*.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению оценки экологических рисков, предназначенной для природоохранных зон (природных парков, заповедников) и зон, представляющих особую значимость с точки зрения их использования в качестве экологически важных объектов для реабилитации (зоны отдыха, туристические базы), а также требования к проведению экологического мониторинга, необходимого для проведения оценки риска.

Читайте также:  Способы определить местоположение человека

Настоящий стандарт устанавливает руководящие положения по мониторингу окружающей среды вблизи промышленных источников загрязнений и распространяется на хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую на промышленных объектах, принадлежащих субъектам, включая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей любых форм собственности.

Настоящий стандарт может стать основой для разработки методов, учитывающих специфические особенности конкретных экологических объектов и ситуаций. Он также может применяться для целей менеджмента рисков, когда мониторинг играет большую роль для снижения уровня рисков.

Настоящий стандарт не распространяется на оборонную продукцию и ядерные объекты.

Положения, установленные настоящим стандартом, применяют во всех видах документации и литературы, относящихся к сферам обеспечения экологической безопасности в процессах хозяйственной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р 14.09 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента

ГОСТ Р 51897 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 51898 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь.

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 51897, ГОСТ 30772, ГОСТ Р 52104, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 биоаккумуляция: Процесс поглощения организмом химических веществ с помощью прямого воздействия загрязнений из окружающей среды или через продукты питания, содержащие химические вещества.

3.2 биопроба: Испытание, проводимое в целях сравнительной оценки влияния конкретного химического и стандартного (эталонного) веществ на подготовленный специальным образом живой организм.

Примечание — Иногда под биопробой подразумевают также образец, взятый для биологического анализа.

3.3 верхний уровень стрессора, не вызывающий неблагоприятного эффекта (ВУС): Самый высокий уровень стрессора, выявленный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, который не вызывает статистически значимого эффекта влияния на данную окружающую среду по сравнению с контрольным или эталонным участком.

3.4 загрязнение: Любой природный и антропогенный физический или информационный агент, химическое вещество и биологический вид, главным образом микроорганизмы, попадающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, выходящих за рамки обычных предельных естественных колебаний или среднего природного фона.

Примечание — Результат привнесения в среду по вине загрязнителя или возникновения в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду.

3.5 идентификация опасности: Определение того, может ли подверженность стрессору вызвать усиление неблагоприятного эффекта в окружающей среде и какова вероятность наступления неблагоприятного события.

3.6 индекс опасности (ИО): Показатель, характеризующий опасность загрязнения, выражаемый безразмерной величиной, значение которой равно сумме коэффициентов опасности для множества загрязняющих веществ и/или множественных способов воздействия на окружающую среду.

3.7 конечная точка измерения (КТИ): Измеряемая экологическая характеристика объекта, связанная с оцениваемой характеристикой воздействия загрязнения, выбранной в качестве конечной точки оценки (КТО).

Читайте также:  Способ прокладки вводного кабеля

Примечание 1 — КТИ — это измеряемый биологический отклик объекта на воздействующий фактор, который может быть связан со значимыми характеристиками, выбранными в качестве КТО.

Примечание 2 — КТИ обычно выражают как статистические или арифметические суммы наблюдений, включаемых в измерение. КТИ, как правило, являются числовым выражением результатов наблюдений, например, испытаний токсичности, мер по обеспечению многообразия сообществ (испытуемых объектов), которые могут сопоставляться статистически с эталонным объектом в целях определения отрицательной реакции испытуемого объекта на воздействие загрязнения.

Примечание 3 — КТИ являются мерой биологических изменений объекта под воздействием загрязнения, например воспроизводство, развитие, смертность.

3.8 конечная точка оценки (КТО): Точное выражение значения экологической характеристики (показателя) или экологической ценности испытуемого объекта, которая должна быть защищена от воздействия загрязнения.

3.9 концептуальная модель (КМ): Модель, описывающая ряд рабочих гипотез действия стрессора на экологические компоненты объекта и/или окружающей среды.

Примечание — КМ описывает экосистему или компоненты экосистемы, подверженные риску, соотношения между КТИ, КТО и сценариями воздействия.

3.10 косвенный эффект: Эффект воздействия, при котором стрессор действует на компоненты поддержания экосистемы, оказывающие влияние на рассматриваемый экологический компонент окружающей среды.

3.11 коэффициент опасности: Отношение уровня внешнего воздействия загрязнения на вещество к значению токсичности, выбранному для оценки риска применительно к данному веществу.

3.12 механизм токсического действия: Механизм, посредством которого химические вещества осуществляют свое токсическое действие, производя изменения на уровне клеточной биохимии или физиологии.

3.13 момент принятия решения (МПР): Момент в течение процедуры оценки риска, когда эксперт — оценщик риска сообщает результаты оценки менеджеру риска.

Примечание — В этот момент менеджер риска определяет, достаточно ли накоплено информации для того, чтобы принять решение относительно возможности реализации процедур менеджмента риска, и/или есть ли необходимость в получении дополнительной информации.

3.14 наименьший уровень значимости неблагоприятного эффекта (НЗНЭ): Самый нижний уровень воздействия стрессора, определенный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, при котором наблюдается статистически значимый эффект неблагоприятного влияния на подвергающиеся воздействию организмы по сравнению с не подвергающимися неблагоприятному воздействию организмами на контрольном или эталонном участке.

3.15 подверженность неблагоприятному воздействию: Реакция, обусловленная совместным нахождением или контактом стрессора с экологическим компонентом и являющаяся результатом взаимодействия между химической и биологической системами или организмом.

3.16 прямой эффект: Эффект, при котором стрессор действует непосредственно, а не через другие компоненты экосистемы на рассматриваемый экологический компонент.

3.17 путь воздействия (цепочка воздействия): Путь химического или физического агента от источника неблагоприятного воздействия до организма, на который оказывается это воздействие.

Примечание — Если путь неблагоприятного воздействия проходит через воздух, воду, то эти среды также принимают в расчет при оценке риска.

3.18 риск: Сочетание вероятности события и его последствий.

Примечание 1 — Более точно риск определяют как вероятность нанесения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Примечание 2 — Риск также определяют как вероятность проявления нежелательных эффектов, наступающих в результате воздействия известного или возможного стрессора с учетом тяжести наносимого ущерба.

3.19 скрининговый уровень (уровень экранирования): Установленная граница учета и влияния всего, что уже при первичном анализе не может привести к неприемлемому уровню экологического риска.

Примечание — Оценка риска на скрининговом уровне представляет собой упрощенный способ оценки риска, как правило, проводимой при наличии ограниченных данных, предполагая значения параметров, для которых достоверные данные отсутствуют.

3.20 стрессор (загрязнитель): Любой физический, химический или биологический объект, неблагоприятное воздействие которого может вызвать нежелательный эффект.

3.21 судьба (материала): Расположение материала в различном экологическом окружении (почвы, осадки, вода, воздух, биотические организмы), являющееся результатом его переноса, трансформации и/или деградации.

3.22 трофический уровень: Элемент функциональной классификации организмов в пределах сообщества, которая основана на отношениях в плане питания.

3.23 фактор биоаккумуляции (ФБА): Отношение концентрации загрязнения в организме, который может поглотить загрязнение при прямом контакте или через продукты питания, к его концентрации в окружающей среде при устойчивом состоянии.

Примечание — ФБА представляет собой отношение содержания загрязнения в организме к его концентрации в окружающей среде в стационарных условиях, при которых организм может аккумулировать загрязнение как путем потребления пищи, так и с помощью прямого контакта.

3.24 фактор использования области: Отношение размера выделенного для изучения участка, на котором осуществляется питание и воспроизводство организма, к размеру области загрязнения исследуемого участка.

Источник

Оцените статью
Разные способы